Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях?

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ?

Бизнес-тренинги. Настолько ли они необходимы, чтобы тратить на них силы и средства? И если тренинги необходимы, то какие выбрать и как применить полученные знания на практике? Как преодолеть сопротивление переменам в своей организации, ведь перемены неизбежны, если мы хотим внедрить что-то новое и решить имеющиеся проблемы? Советы, рассуждения, комментарии наших экспертов в продолжение разговора, начатого в N 24/2011 журнала Управление персоналом» Людмилой Карклэ и Анной Измайловой.

— В вопросах развития и обучения персонала очень важно точное определение потребностей и пробелов, которые необходимо с помощью этого обучения восполнить. Чем тщательнее и внимательнее проводится диагностика перед обучением, тем оно результативнее. Именно на этом этапе появляются ответы на вопросы: нужен ли тренинг и зачем, кого и чему учить, как долго учить; формируются группы обучающихся в зависимости от их уровня, стоящих перед ними задач, имеющихся потребностей.

Зачастую непосредственный руководитель не может четко и однозначно сформулировать, какое именно мероприятие по развитию требуется. Однако он всегда может сказать, какие проблемы необходимо решить, что именно не устраивает его в данный момент. И уже на основании этой информации грамотный HR-специалист или привлеченная компания-провайдер должны предложить обучающее, развивающее мероприятие, тренинг, мастер-класс, встречу по обмену опытом, фасилитационную сессию или другой наилучшим образом подходящий формат.

— Обучение — это отдельная профессия. Человек может быть прекрасным управленцем, но неспособным передать свои знания другим. Поэтому для организации обобщения и передачи опыта следует приглашать соответствующих специалистов. Разбор происходящих в компании процессов также поможет выявить имеющиеся недостатки, что будет дополнительным положительным фактором. Участие в тренингах руководящих сотрудников обязательно, без их участия эффект от работы тренера может быть сведен к нулю.

Чем выше уровень мастерства руководителя, тем больше планов личности активируется при работе. Поэтому в силу разницы между людьми программы и стили обучения должны отличаться. В данном вопросе полностью поддерживаю Людмилу Карклэ. Длительность обучения необходимо привязывать к эффективности. Любое обучение — нелегкий процесс, но он не должен продолжаться дольше, чем требуется для решения поставленных задач.

Оценить эффективность обучения действительно сложно, в этом я солидарен с Анной Измайловой. Построение системы оценочных критериев перед началом обучения, конечно, необходимо, но эффекты от тренингов могут выходить за рамки этих критериев и тем не менее влиять на жизнь компании. С учетом того что результаты могут проявляться не сразу, в какой-то степени допустимо ориентироваться на предыдущий успешный опыт тренера, а также реакцию учеников. Даже общий психологический климат может свидетельствовать об успешности программы или ее неэффективности.

Ни один, даже самый гениальный тренер не может решить всех поставленных миром задач. Специализация — ключ к повышению эффективности. При современном многообразии подходов, методик со стороны тренеров и разнообразии персоналий и структур организаций необходимо искать таких исполнителей, которые специализируются именно в области решения поставленных задач.

Опыт показывает, что если человек ставит перед собой цели и прилагает усилия, то рано или поздно он их достигнет. Задача тренера — помочь ускорить этот процесс, подсказывая те моменты, которые лучше видны со стороны или уже являются опытом тренера.

Постановка задачи — один из самых ответственных моментов. Непросто определить, какой тренинг и какому отделу нужен в данный момент. Необходим этап оценки текущего состояния компании и определения проблемных участков. Это отдельная работа, которую должен выполнять специалист. Если все проблемы видны изнутри организации, то чаще всего она справляется с ними собственными силами.

— Полностью согласен с Людмилой Карклэ в том, что необходим переход от группового обучения к индивидуальному. Принцип группового, недифференцированного обучения заключается в лечении всех одними таблетками, и нет никаких гарантий, что всем помогут именно эти таблетки.

Групповой тренинг, даже проводимый самым опытным и высококвалифицированным тренером-доктором, поможет лишь нескольким слушателям, но не всей группе. Причина кроется лишь в том, что, несмотря ни на что, все люди разные и к каждому нужен свой подход в зависимости от потребностей и функциональных особенностей деятельности.

Мы можем учесть такие потребности при проведении группового обучения и сэкономить на индивидуальном формате, но для этого необходимо провести предтренинговую подготовку, которая позволит понять потребности сотрудников и разделить их по группам, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность и предложить подходящее «лекарство» каждой группе участников.

— Людмила Карклэ и Анна Измайлова дали практически исчерпывающее описание типов тренингов, тренеров и качеств, необходимых обеим сторонам для успеха мероприятия. Добавлю лишь несколько моментов, которые касаются технической стороны процесса.

При выборе поставщика и подготовке обучения очень важно вовлечь в процесс три стороны, работающие над единой целью — развитием бизнеса: отдел персонала, руководителя заказывающего подразделения и представителя специалистов из самого подразделения. Хорошо, если будет ясно сформулирована цель обучения: избавиться от определенных проблем, приобрести определенные умения, изменить отношение к определенным вещам. Далее важно провести переговоры с поставщиком тренинговой услуги в присутствии всех заинтересованных сторон. Отдел персонала видит общую ситуацию в компании, руководитель — проблемы отдела, а специалист — нужды и особенности свои и своих коллег. В таких переговорах, в атмосфере сотрудничества можно и ясную цель обучения сформировать, и программу тренинга согласовать, и даже измеримые показатели успеха тренинга выработать.

Далее необходимо, чтобы перед обучением руководитель обсудил свои ожидания со всеми сотрудниками — участниками тренинга. Важно, чтобы разговор произошел лично и строился в форме бутерброда: какое поведение сотрудника удовлетворяет руководителя, а какое он хотел бы изменить. Такой разговор должен проходить один на один, потому что публичную критику людям воспринимать очень сложно, а в интимной обстановке они смогут услышать и принять во внимание замечания руководителя.

После тренинга также важно, чтобы руководитель побеседовал со своими подчиненными. Что нового они узнали? Что было полезным? Что они применят? Каких результатов ожидают? Какая поддержка им в этом понадобится?

Не секрет, что иногда вложенные в обучение средства не возвращаются, потому что полученный на тренинге эффект в компании не закрепляется. Если результаты отслеживать, то можно, во-первых, повысить эффективность обучения, а во-вторых, узнать что-то новое о своем подразделении и организации. А узнав, улучшить!

— Предлагаю рассмотреть вопрос эффективности обучения на примере Модели изменений Стивена Кови: результаты, которые человек получает, зависят от его действий, а действия напрямую зависят от того, как он понимает, видит и интерпретирует окружающий мир (от его парадигм).

Таким образом, если действия человека являются следствием его представлений, то объектом воздействия тренера должны являться, в первую очередь, парадигмы участников и только затем знания и умения.

Распространенные парадигмы, с которыми тренеры нашей компании сталкиваются в своей работе: «В моей организации от меня ничего не зависит», «Главное — результат, способы его получения менее важны», «Цели формулировать не нужно, т. к. внешняя среда очень изменчива», «Источник проблем нашей компании/отдела вовне». Можно ли без изменения подобных представлений переходить к освоению знаний и отработке умений?

В эффективную тренинговую программу всегда заложен «сдвиг парадигмы» (исключения составляют группы участников, пришедшие за конкретными инструментами, установки этих людей не нуждаются в коррекции, т. к. они уже находятся на стадии осознанной некомпетентности и готовы к изменениям). Обычно такое воздействие на участников ассоциируют с программами, направленными на развитие лидерства, однако этот подход в равной степени должен быть применен и к тренинговым программам, традиционно считающимся «навыковыми».

В качестве примера возьмем популярную программу «Ситуационное руководство». Парадигма участников: «Если хочешь получить предсказуемый результат со стороны подчиненного, необходимо осуществлять детальный контроль». Освоение технологии без изменения подобной парадигмы просто бессмысленно, т. к. данная программа направлена на изучение применения различных стилей руководства в зависимости от уровня готовности сотрудника, где «инструктирующий» стиль лишь один из возможных.

Другой пример: тренинг «Консультативные продажи». Парадигма участников: «Продажи — это хорошо проведенная презентация продукта/услуги, т. к. потребности наших клиентов мы и так знаем». Очевидно, что технология, целью которой является выявление и формирование потребностей клиентов, не будет в дальнейшем востребована и применена сотрудниками в своей работе без изменения данной парадигмы.

Таким образом, работа с парадигмами участников в процессе тренинга качественно повышает вероятность применения в практике сотрудников освоенных знаний и умений, а значит, их дальнейшую трансформацию в навыки.

Возникает вопрос: если тренер, целенаправленно воздействуя на парадигмы участников, значительно повышает эффективность программы, то почему такая практика применяется крайне редко?

Работа с парадигмами требует исключительно профессионального уровня ведущего. Представления человека формируются годами и являются следствием среды и предшествующего опыта, поэтому, как правило, очень ригидны. Для их коррекции требуется особое тренерское мастерство: правильная ролевая модель (тренер сам должен воплощать принципы, к которым призывает участников); готовность работать с сопротивлением группы; высокая скорость мышления и безупречные навыки ведения групповой дискуссии.

— Тренинги, помогающие решать задачи карьерного роста молодых специалистов и руководителей, должны быть «сшиты под заказ», иначе они не помогут участникам определиться с направлениями профессионального и личностного роста. Во многом успех адаптации тренинговых программ под конкретный запрос зависит от качества предтренинговой диагностики. Сегодня появилось много новых технологий такой диагностики — не только анкетирование или интервью, но, например, тестирование on-line или коуч-сессия.

С развитием тренингового рынка все чаще компании-заказчики уходят от стандартных тем и программ и все чаще заказывают адаптированный вариант даже для серийных тренингов. Что же касается разовых тем (например, «Формирование стратегии развития»), то сегодня разнообразие переходит в сферу формата, это уже не просто тренинг, а тренинг — мозговой штурм.

Тренинг по любой тематике (конечно, если это грамотный тренинг) всегда дает сильный мотивационный эффект для участников. Ведь тренинг — это возможность «посмотреть со стороны» на свою работу, заново оценить и переоценить ее преимущества и недостатки, увидеть варианты дальнейшего развития.

— Не думаю, что использовать тренинг как центр оценки — это эффективно. У тренинга есть четкая цель — обучить. Сотрудники, пришедшие на тренинг и догадывающиеся, что их при этом будут еще и оценивать, все свое внимание направят на создание нужного впечатления (при том что кто знает: какое именно впечатление нужно?), а не на формирование необходимого навыка или усвоение материала, которому посвящен тренинг. Ведь не секрет, что во многих компаниях тренинги воспринимаются как дополнительная и не очень нужная нагрузка, отвлечение от работы. Управление талантами, формирование кадрового резерва — это очень важные задачи, которые не стоит смешивать с другими. Так, если необходимо определить кадровый резерв, то критерии включения в кадровый резерв должны быть ясными и гласными. Это могут быть показатели результативности деятельности (KPI), наблюдение на рабочем месте, ассесмент, интервью, характеристика руководителя и т. д., и вот когда уже сотрудник вошел в кадровый резерв, его посылают на тренинг. Тогда это обучение воспринимается совершенно по-другому и отдача от него гораздо выше.

Это интересно:  После получения внж что делать

Не совсем согласна с тем, что при коротком обучении получается быстрый результат, а при длительном — фундаментальный, стабильный. Если брать цикл обучения по Колбу, то обучение проходит через цепочку «получение конкретного опыта — наблюдение и размышление — образования абстрактных понятий — проверка представлений в новых ситуациях» и далее повторение на новом уровне. Идеальный тренинг включает в себя все стадии, но не все они могут иметь место в течение одного события (например, аудиторного тренинга). Обучение может быть очень коротким — например, двухчасовой мастер-класс, но его обучающий эффект может длиться не один месяц.

— Дело в том, что, как и во многих других областях, наблюдается кадровый голод в специалистах в области логистики. Этот голод проявляется не только среди рядовых менеджеров, но и среди руководителей отделов и директоров по логистике. Соискатели, претендующие на должность, далеко не всегда соответствуют профилю сотрудника.

Поэтому и здесь тренинги и семинары, кроме основных инструментов, дают еще и направление саморазвития в тех областях, в которых не хватает знаний и опыта. Тем более в быстро меняющихся и развивающихся сферах деятельности. Тренинги позволяют структурировать уже имеющейся опыт и получить новую информацию о развитии технологий в области управления и логистики. Внешние тренеры изначально нацелены на исследование современных технологий и должны и далее тиражировать их с максимальной адаптацией к потребностям заказчика. Самим логистам в связи с большим объемом текущей работы изучать и собирать современные технологии гораздо сложнее.

— Вне зависимости от того, на что направлен тренинг — на развитие личной эффективности или на повышение профессиональных навыков, он должен решать две задачи:

— получение новой информации и приобретение компетенций;

— систематизация имеющихся знаний и опыта.

Получение новой информации необходимо для рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, а систематизация имеющегося практического опыта актуальна для руководителей.

Задачу обучить рядовых сотрудников реализовать просто: нет знаний, а срочно нужно — идите учиться на такой-то тренинг или семинар.

С повышением квалификации руководителей все обстоит существенно сложнее. Не всякий руководитель готов признать, что его знаний и опыта может быть недостаточно для принятия эффективных решений.

Для каждой группы сотрудников необходимо найти индивидуальный подход, чтобы стимулировать их потребность и желание развиваться, совершенствовать профессионализм и строить дальнейшую карьеру.

Содержание

Для чего нужны тренинги

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий.

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий. Однако, несмотря на то. что к услугам тренеров сегодня прибе­гает все большее количество ком­паний, это не всегда сопровожда­ется информированием широкой общественности о пользе и реаль­ных возможностях краткосрочного обучения.

Что такое тренинг

Тренинг — это процесс освое­ния техник, направленных на по­строение эффективной професси­ональной деятельности. Его основ­ной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рын­ке. С другой стороны, тренинг можно определить как интенсив­ную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практи­ческую отработку навыков за ко­роткий промежуток времени (1-2 дня). При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использова­ние в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.

Кто такой тренер

Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-кон­сультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия. Однако отсутствие однозначных критери­ев оценки профессионализма тре­неров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, «продающих воздух». По­требность в профессионалах уве­личивается с каждым годом. Рост спроса на тренинговые услуги про­порционален росту предубежде­ний и стереотипов. Кто же такой тренер?

Тренер — это совершенно само­стоятельная профессия. Этот спе­циалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ., to fascilitate — опосредовать какой-либо процесс], который с помощью спе­циальных методов и подходов опе­ративно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает про­давцов — продавать, руководите­лей — управлять, секретарей — ко­ординировать работу офиса, груп­пу управляющих — согласованно планировать стратегию дальней­шего развития компании.

К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой дело­вые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, «мозговой штурм», психогимнастика и др. Тренер успешно планирует систему обучения в любой органи­зации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основы­ваясь на системном понимании биз­нес-процессов в целом, умении опе­ративно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и со­бирать всю информацию, необходи­мую для разработки курса обуче­ния. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохож­дения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к опреде­ленной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.

Какие тренинги наиболее востребованы сегодня

«Мода» на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инстру­ментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий спе­цифику его бизнеса. Эффектив­ность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя. Все уси­лия специалистов тренинговых компаний направлены на резуль­тат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт «продукции» — тренингов и семи­наров. При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и сос­тав участников, особенно если обучение ориентировано на руко­водителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволи­тельны, а значит, процесс обуче­ния должен тщательно планиро­ваться совместно с заказчиком.

Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени — разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким об­разом он повысит эффективность обучающего процесса.

Специалисты выделяют три ви­да тренингов

Коммуникативные тренинги на­правлены на развитие индивидуаль­ных деловых качеств, а именно: уме­ний вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собствен­ное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.

Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эф­фективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и вни­мания, лидерских качеств и т. д. В процессе обучения тренеры уси­ленно «ковыряются» в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совме­стными усилиями пытаетесь их преодолеть.

Специализированные и отрас­левые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рас­считаны на специалистов опреде­ленной сферы. Обучающие прог­раммы отраслевой направленности особенно востребованы предприя­тиями, занимающимися продажа­ми, а также менеджерами разного уровня. К этой группе относятся также тренинги по управлению пер­соналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процес­сам, маркетингу, рекламе и PR-тех­нологиям, сбытовой и администра­тивной логистике.

В последнее время значительно возрос спрос на профессиональ­ные, так называемые «навыковые», тренинги. Во-первых, предприятия испытывают потребность в высоко­квалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организа­ции бизнеса и методы работы быстро меняются. И в-третьих, эф­фективность таких мероприятий оценить намного легче.

Неизменной популярностью поль­зуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тре­нинги «абстрактного характера», недостаточно. К тому же многие слу­шатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.

Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линей­ных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усо­вершенствование управленческих навыков (ситуационное руковод­ство, тайм-менеджмент, управле­ние конфликтами, навыки публич­ного выступления).

Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Одна­ко несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.

Почему тренинги иногда оказываются неэффективными

Неэффективность тренинга мо­жет быть вызвана следующими причинами: ошибочное определе­ние потребностей заказчика, не­правильно подобранный состав группы, отсутствие «обратной свя­зи» и посттренингового сопровож­дения, плохая организация подачи материала, слабые презентацион­ные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэф­фективности тренинга — отноше­ние к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влия­нием множества нюансов: руковод­ство выбрало неудобные для со­трудников компании время и место обучения, сообщение о прохожде­нии тренинга было сделано в виде приказа и т. д.

Часто недоразумения возника­ют из-за поверхностного понима­ния руководством компаний зна­чения слова «тренинг». Тренинг — это не магическое действо, а ин­тенсивное обучение, направлен­ное на развитие неспецифических для конкретной профессии дело­вых и психологических качеств. Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективнос­ти труда.

При организации корпоративно­го тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разни­ца тренера и слушателей может осложнить установление личност­ного контакта между ними, особен­но если тренер моложе. Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назна­ченный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положи­тельные эмоции. В этом случае по­надобятся талант и профессиона­лизм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.

Как оценить результат тренинга

Замерить результативность и эффективность обучения доволь­но сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью вход­ного и выходного тестирова­ния. Важнейший показатель эф­фективности — отсутствие зату­хающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренин­гов и семинаров, тем выше каче­ство обучения. У специалистов, прошедших обучение по индиви­дуально разработанной програм­ме, этот показатель, как правило, очень высокий.

Это интересно:  Крестьянское фермерское и личное подсобное хозяйство: что это такое, правовое положение, сравнение

В зависимости от задач обуче­ния объективным его результатом может стать уменьшение количест­ва конфликтных ситуаций в кол­лективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повы­шение авторитета компании, рост уровня продаж. Происходит струк­турирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к ра­боте, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная куль­тура компании. В любом случае, эффективность тренинга опреде­ляется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действитель­ности. Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных по­казателей, а сотрудники, освоив­шие современные методы работы, могут претендовать на более высо­кую заработную плату. Таким об­разом, и руководители, и работни­ки понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.

Как заработать на организации тренингов? Что нужно знать начинающему тренеру?

Организация тренингов, семинаров и курсов – это отличная идея для заработка. При этом в некоторых случаях может вообще не потребоваться никаких вложений, а прибыль может быть существенной. О тонкостях работы в этой сфере читайте далее. Тренингов и семинаров на различные темы проводится огромное количество. Сейчас очень многие тренеры стали проводить вебинары, то есть онлайн-тренинги. Но большинство тренеров продолжают вести тренинги и семинары вживую, так как данная форма более эффективна при передаче знаний, навыков и опыта участникам. Для организации данного мероприятия, а именно для привлечения слушателей на семинар или тренинг, и нужен организатор. На некоторых этапах придется потратить средства, например, для внесения предоплаты за аренду зала для тренинга или семинара. Но иногда и эти траты можно отложить до получения первой прибыли.

1. Для начала нужно определиться, чей семинар и на какую тему вы хотите организовать.

Темы различны, авторов, читающих одну и ту же тематику множество. Идеальный вариант – когда вы лично были на семинаре или тренинге, который хотите провести в своем городе. Или хотя бы знакомы с некоторыми работами тренера. Это вам пригодится, когда вы будете привлекать посетителей на тренинг. Живые отзывы реальных людей более значимы для потенциальных слушателей, чем написанные где-то в интернете не понятно кем.

Важно! По нашему опыту наличие видео-отзыва реальных людей о тренинге или семинаре, а также о тренере, значительно (иногда конверсия повышается на 1,5%) увеличивает количество регистраций на событие и продажи билетов. Поэтому рекомендуем на продающих страницах событий размещать видео-отзывы реальных участников (смотрите пример).

2. Связываетесь с тренером и обговариваете дату проведения мероприятия и условия.

3. Тренер даст вам полезную информацию для организации.

Например, нужно ли предоставлять ноутбук и проектор для его работы, есть ли какие-то требования к помещению для семинара, какие раздаточные материалы нужно распечатать и предоставить участникам, возможно у него есть готовые рекламные материалы и он даст советы о том, кто является его целевой аудиторией и где лучше разместить рекламу.

4. После согласования всех условий с тренером можно приступать непосредственно к организации тренинга или семинара.

Узнайте условия аренды помещений (залов) для проведения тренинга. Желательно, чтобы оно находилось в центре города, например, чтобы большинству участников было удобно до него добираться. Неплохо, если рядом есть гостиница, где вы сможете разместить тренера. Обговорите технические моменты с владельцами помещения, смогут ли они предоставить флип-чарт с блокнотом или доску для записей, проектор, будет ли доступ к интернету. На этапе бронирования помещения, скорее всего, нужно будет внести предоплату. Но вы можете попытаться договориться с владельцем о бартере, если ему интересна тема семинара. Т.е. он предоставляет вам помещение, а его сотрудник может пройти обучение бесплатно. Или можно договориться об оплате в день мероприятия.

Как выбрать подходящий зал для проведения тренинга и семинара, а также каталог арендных залов смотрите здесь.rel=»nofollow»>>

5. Не откладывайте с началом рекламной кампании по продвижению событий.

В большинстве случаев вы можете смело начинать рекламную кампанию уже на стадии поиска помещения для тренинга.

В зависимости от тематики тренинга и целевой аудитории места и способы размещения рекламы могут быть различны. Используйте максимальное количество платных и бесплатных способов.

Бесплатные способы: раздача листовок в местах скопления целевой аудитории, размещение объявлений на досках объявлений в интернете и различных заведениях города, привлечение слушателей через социальные сети, комментарии в специализированных форумах и блогах.

Платные способы: различные СМИ (газеты, телевидение, газеты, радио), платная реклама на близких тематике семинара сайтах (в т.ч. тематические форумы и блоги), включение рекламы события в тематическую e-mail рассылку специализированных сайтов (например, subscribe, mail и тп), платная реклама в VK с помощью сервиса HiConversion.ru (помогает проводить эффективную таргетированную рекламу и здорово экономить — рекомендуем!).

Это основные способы размещения рекламы, вы можете использовать любые доступные вам.

6. Обязательно берите предоплату с желающих участвовать в тренинге или семинаре.

Такой, казалось бы, «длинный хвост продаж» наиболее эффективен с точки зрения увеличения продаж. Бывают случаи, что участник пробного занятия по его результатам покупает билет на другой тренинг или на этот же тренинг, но в другую дату и время.

С помощью нашего сервиса www.seminargroup.ru вы можете создать событие и настроить гибкую продажу разных типов билетов с разной стоимостью: билетов за первое занятие из курса, тренинга или семинара в качестве подтверждения серьезности намерений и билета в размере полной стоимости события.

7. Для стимулирования ранней регистрации на тренинг можно озвучить несколько уровней цены.

Также можно устроить акцию «Приведи друга» и делать небольшие скидки, если человек идет не один, а с компанией друзей или коллег. Для этого можно воспользоваться системой промо-кодов, а именно после регистрации или покупки одного билета отправлять участнику промо-код на скидку для всех последующих билетов.

8. Перед началом события нужно подготовить все необходимые материалы.

Для некоторых семинаров нужны методички и рабочие тетради, в которых есть много полезной информации. Такие методички вам предоставит сам тренер. Для других достаточно закупить блокноты и ручки. Также обязательный элемент – бейджи для участников.

Людям будет проще общаться друг с другом, если тренинг подразумевает какие-то групповые практические задания.

В конце мероприятия чаще всего нужно получить обратную связь от участников. Это нужно как тренеру, так и вам, как организатору. Это поможет вам учесть какие-то недочеты для организации следующих мероприятий, а также собрать контактные данные участников, чтобы пригласить их на другие тренинги.

Также вы можете подготовить анкету, в которую включить пункт о рекомендации тренинга друзьям. В нем участники смогут оставить контакты своих знакомых, которым может быть интересен данный тренинг.

Рекомендуем собрать видео-отзывы от довольных участников события, причем чем эмоциональнее, содержательнее будет отзыв тем лучше! Для повышения доверия желательно, чтобы видео-отзыв: содержал представления участника (как зовут, где работает/чем занимается), отвечал на вопросы: почему человек принял участие в тренинге, какие проблемы решил; содержал положительный отзыв о тренере/преподавателе и об организации мероприятия; и содержал рекомендацию принять участие в мероприятии.

9. За несколько дней до тренинга обязательно созвонитесь со всеми участниками и напомните им о приближающемся тренинге.

Все мы люди занятые и можем просто забыть о запланированном событии.

10. На самом тренинге желательно организовывать кофе-брейки.

Кофе-брейки помогают человеку переключиться, восстановить силы для усвоения новой информации и повысить уровень сахара в крови (поэтому наличие сладостей — обязательно), что очень важно для работы мозга!

Кроме того, по нашему опыту кофе-брейки создают атмосферу открытости, снижают напряжение и способствуют налаживанию деловых и не только контактов между людьми, что в итоге влияет на удовлетворенность результатами тренинга/семинара.

Для организации кофе-брейков нужно немного: несколько чайников, в зависимости от количества участников, одноразовая посуда, а также чай, кофе, сахар и, возможно, что-то для перекуса, типа печенья и шоколада.

11. Если планируется много участников, то вам может потребоваться помощник в день тренинга.

Он поможет встретить участников и отметить пришедших, помочь в организации кофе-брейка и оперативно разрешить внезапно возникшие форс-мажоры.

Итак, для организации тренинга или семинара могут потребоваться небольшие вложения: предоплата или полная оплата за помещение, возможно плата за бронь в гостинице, если вы оплачиваете проживание тренера, распечатка раздаточных материалов и приобретение канцелярии, приобретение продуктов для кофе-брейка, затраты на рекламу.Но все эти траты можно сократить или свести к минимуму, если вы сможете договориться о бартере или оплате после тренинга за помещение и рекламу, например. Свой доход от проведения тренинга вы также можете подсчитать заранее.

Гонорар тренера вам станет известен на этапе согласования с ним мероприятия. Информацию о стоимости аренды зала для тренинга и предполагаемые затраты на рекламу также можно рассчитать в самом начале подготовки, изучив предложения на рынке аренды залов. Затраты на канцелярию, раздаточные материалы и кофе-брейк можно примерно оценить на основе рыночных цен. Рассчитайте, какую минимальную плату вы будете брать с каждого участника.

Таким образом, вы сможете понять, какую минимальную прибыль вы получите с каждого слушателя. Разделите свой желаемый гонорар на размер этой прибыли, и вы узнаете необходимое количество участников.

Рекомендуем также прочесть статью «7 ошибок бизнес-тренера», которая расскажет, что нужно учитывать при выборе тренера, а также будет полезна начинающим тренерам.

Организация эффективных тренингов для сотрудников компании

Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей сотрудники предприятия должны регулярно проходить обучение. Одной из форм его реализации является тренинг. В отличие от обязательного образования членов коллектива, дополнительные занятия – добровольное пожелание нанимателя. Темы, формы и время проведения обучающих семинаров выбирает руководство.

Что такое тренинг?

Тренинг – способ интенсивного обучения персонала. Как правило, он проводится в группах. Среднее количество участников – 5 человек. Все члены команды взаимодействуют с другими ее участниками, а также занимаются выполнением групповых и индивидуальных заданий, порученных ведущим – тренером. Тренинги могут быть внутренними и внешними.

Тренировочная работа – способ наиболее активного обучения. Само слово произошло от английского языка и в переводе означает «обучать, воспитывать» — «training, to train». Цель проведения занятий – прививание участникам определенного набора знаний, практических навыков и умений, а также социальных убеждений. Есть несколько базовых парадигм, с позиции которых рассматривается данное событие:

  • особая разновидность наработки навыков, посредством которой за счет положительного эмоционального фона происходит формирование новых, необходимых человеку паттернов поведения;
  • разновидность активного обучения, при котором происходит передача навыков от учителя ученику;
  • методика формирования условий для раскрытия личности участника и поиска им себя, а также пути решения определенных психологических проблем.
Это интересно:  Акт приемки объекта капитального строительства

Тренинг – отдельная форма образовательного процесса. Интенсивная нагрузка и применение различных методик делает занятия познавательными и результативными. Не следует путать рассматриваемое мероприятие с семинаром. На семинаре ведущий дает лишь теоретические знания.

Рекомендации по их практическому использованию отсутствуют. То есть задача семинара – дать информацию, чтобы ученик сам решил, каким образом он будет ее применять. С практического занятия человек уходит, получив определенные прикладные умения и навыки.

Как предусмотреть возможность проведения тренингов для персонала?

Необходимость, периодичность и порядок проведения обучающих мероприятий для сотрудников организации определяется трудовым законодательством (ст. 196 ТК РФ) и нормативными локальными актами (ЛНА). В ст. 196 ТК РФ сказано, что именно работодатель определяет:

  • степень нуждаемости в занятии;
  • порядок его организации;
  • количество оформляемых документов;
  • особенности подготовки;
  • перечень специалистов, которые нуждаются в повышении квалификации.

При этом требуется соблюдать условия и порядки, прописанные в коллективном соглашении или трудовом договоре. Руководитель учитывает мнение представительного органа (ст. 372 ТК РФ).

Обязательное обучение по ТК РФ

Если говорить о мерах профессиональной подготовки, которые реализуются в рамках закона 273-ФЗ от 29.12.2012 г., а необходимость проведения мероприятий определяется работодателем (ст. 196 ТК РФ). Но есть обязательные меры профессиональной подготовки. Например, если речь идет о работе в области охраны труда (ст. 212 ТК РФ) или противопожарной безопасности. Обязательны такие образовательные программы, если сотрудник занимает ответственные должности. Классический перечень включает в себя следующие мероприятия:

  • инструктаж (он может быть вводным, первичным, плановым и внеплановым);
  • обучение безопасным тактикам выполнения трудовых обязанностей;
  • организация специальных занятий для рядовых специалистов и руководителей.

Других обязательных видов подготовки ТК РФ не предусматривает. Но на практике некоторые практикумы крайне важны. Они позволяют повысить эффективность труда и защитить сотрудников организации от непредвиденных ситуаций. Мероприятия (на рабочем месте) проводятся в следующих формах:

  • обучение ротации;
  • проведение делегирования;
  • методика усложняющихся заданий;
  • взаимодействие в проектных коллективах.

Вне рабочих мест обучение организуется следующими способами:

  • чтение лекций;
  • проведение деловых игр;
  • семинары;
  • подготовка в самостоятельном порядке;
  • тренинги;
  • практическое моделирование.

Это позволяет повышать лояльность сотрудников и дает возможность карьерного роста.

Виды тренингов

На практике разработана масштабная классификация этих мероприятий. Так, по принципам набора занятия имеют следующую классификацию:

  1. Открытые. На них приходят все участники, которые заинтересованы в получении определенных профессиональных навыков.
  2. Корпоративные. Они способствуют обучению персонала определенной организации или их группы на основании заказа, поступившего от руководства.

Исходя из целей, выделяют следующие разновидности тренингов:

  • тренинги навыков (на них каждый участник может получить практические умения для последующего применения в работе или за ее пределами);
  • трансформационные мероприятия (позволяют обеспечить выход из проблемной ситуации и открыть для себя новые возможности);
  • психотерапевтические занятия (применяются для устранения несбалансированного психического состояния);
  • духовные мероприятия позволяют получить новое мировоззрение и сформировать совершенную систему ценностей;
  • оздоровительные занятия способствуют повышению возможностей человеческого организма.

По уровню жесткости можно выделить:

  • мягкие (предполагают предоставление общей информации и проведение ее ненавязчивого анализа);
  • средней жесткости (подразумевает использование провокационных способов, разборов каждого участника, моделирования ситуаций и т. д.);
  • высокого уровня жесткости (самые эффективные и стрессовые, они заставляют человека покинуть «зону комфорта» и пройти колоссальный путь саморазвития).

Проведение занятий

Тренинги могут быть внутренними и внешними. Внутренние занятия организуются силами руководителя предприятия. Внешние мероприятия проводятся сторонними заведениями. Порядок организации мероприятия зависит от его вида. Но есть несколько общих моментов касательно организационной части. Она включает в себя:

  • формирование требований к занятию;
  • определение методик обучения;
  • разработка сопутствующих документов;
  • реализация планов обучения.

Внутренние

За проведение внутреннего тренинга ответственен специалист, компетентный в данной сфере. Например, если речь идет о занятии, нацеленном на повышение продаж в отделе, ответственным может быть назначено лицо, занимающее должность директора по продажам или старшего менеджера.

Поскольку этот человек начнет совмещать две должности, работодателю придется изменить режим оплаты труда. Чаще всего выплата за проведение тренинга осуществляется в форме премии или надбавки. Размер зависит от формата работы специалиста и оговаривается заблаговременно:

  • час или несколько часов каждый день;
  • разово в неделю по несколько часов;
  • один день в месячный период;
  • несколько дней каждый квартал или полугодие/год.

Внешние тренинги проводятся сторонними специалистами. Это могут быть партнеры – торговые организации, лицензированные аутсорсинговые компании, аккредитованные образовательные учреждения.

Работодатель заранее договаривается о формате проведения мероприятия (решает вопрос с местом, графиком, объемом информации, договаривается об оплате – обязательно за свой счет и т. д.), а затем организует выезд сотрудников на занятия.

В небольших городах такие тренинги проводятся редко или вовсе не проводятся, поэтому есть вероятность, что обучение потребует выезда в другой, более крупный город. Дни обучения оплачиваются, как если бы они были рабочими.

Можно ли работнику отказаться от тренинга?

В ст. 106 и 107 ТК РФ сказано, что организация занятий допустима только в рабочие дни, поэтому работодатель не имеет права заставить наемного сотрудника посещать обучение в это время.

Если работодатель убежден, что сотрудник обязан пройти обучение, и данное условие прописано в нормах коллективного договора, выхода у работника нет. То есть он обязан пройти обучение, иначе ему грозит дисциплинарное наказание в виде выговора, предупреждения или увольнения.

Налогообложение затрат на проведение

Отражение затрат на организацию подобных мероприятий в бухучете заслуживает особого внимания. В НК РФ есть статьи, в соответствии с которыми имеется возможность учета расходов на образование и консультирование, пункты 1 и 3 статьи 264 НК РФ.

Расходы в данном случае будут включены в состав прочих издержек при оказании услуг российскими или зарубежными образовательными учреждениями. Чтобы признать расходы, нужно доказать острую необходимость организации подобных занятий. Наряду с этим составляется ряд документов. Это план, приказ, договор, акт приемки-передачи услуг образования и т. д.

Таким образом, организация тренинга – сложная задача. Грамотный подход к его проведению гарантирует высокую производительность труда и достойный уровень компетентности специалистов.

Правилам проведения тренингов посвящен следующий ролик.

Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на crediti-bez-problem.ru

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться . При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность, то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов, отвлекающих внимание от занятий.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Способов рекламы достаточно много:

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, www.trn.ua, spark.ru, znaybiz.ru, crediti-bez-problem.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector