К объектам права специального природопользования отнесены

Право природопользования является центральным институтом эко­логического права и представляет собой систему правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в области использования при­родных ресурсов и природных объектов. Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы и может рассматриваться в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле — это самостоятельный институт экологического права, включающий систему правовых норм, устанавливающих порядок, условия пользо­вания природными ресурсами и объектами, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей.

В субъективном смысле право природопользования представляет собой систему прав и обязанностей конкретного природопользователя.

Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной.

Право природопользования осуществляется на основании ряда принципов, основными из которых следует назвать следующие:

1. Право природопользования является производным от права соб­ственности на природные ресурсы и объекты, предполагающим что собственник и пользователь не являются одним и тем же липом.

2. Право природопользования должно быть рациональным и эко­логоориентированным.

3. Право природопользования должно носить целевой характер.

4. Принцип устойчивости права природопользования (бессрочно, или на длительный срок).

5. Принцип платности природопользования.

1) Наиболее обшей классификацией является деле­ние видов природопользования по компонентам окружающей среды:

— право пользования животным миром;

— право пользования атмосферным воздухом.

В свою очередь, каждый из указанных видов природопользования может иметь внутреннюю классификацию в зависимости от целевого назначения их использования

2) По срокам право природопользования может классифицироваться на краткосрочное (до 5 лет), долгосрочное (до 49 лет) и бессрочное природопользование (без ограничения срока).

3) В зависимости от способа использования различают право приро­допользования, осуществляемое:

— с изъятием природного ресурса,

— без изъятия природного ресурса из природной среды.

4) Наиболее важное юридическое значение имеет классификация видов природопользования на общее и специальное природопользо­вание. Критерием такой классификации являются основания возник­новения права природопользования.

Право общего природопользование производно от личных прав чело­века на жизнь и на благоприятную окружающую среду. Общее при­родопользование является общедоступным, закрепляется нормами закона, не требует в каждом конкретном случае особого разрешения, лицензии, либо договора и осуществляется не для извлечения эконо­мической выгоды, бесплатно и без применения технических средств и устройств (граждане имеют право свободно и бес­платно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заго­товку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов). Право общего природопользования может быть запрещено или ограничено законами и иными нормативными правовыми актами (в целях пожарной безопасности).

Право специального природопользования связано с обеспечением эко­номических интересов государства, юридических и физических лиц, требует индивидуализации природного объекта при предоставлении в пользование и осуществляется на платной основе в соответствии с раз­решением. лицензией или договором в определенных законом случаях с применением технических средств и устройств.

Право специального природопользования реализуется в формах:

— комплексного природопользования (когда один природный объект используется в несколь­ких целях (например, в целях недропользования и лесопользования);

— специального пользовании водами, недрами, объемами живот­ного мира, другими природными ресурсами.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общее и специальное природопользование

Объекты права природопользования

Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).

В большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования – землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно, объектом права землепользования являются земля (земельный участок), водопользования – воды (водный объект), пользования недрами – недра (участок недр) и т.д.

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.

Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

1. В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и без чьего-либо разрешения осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так, Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Специальное и комплексное природопользование

Под специальным природопользованием в науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем

при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование исобственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).

В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории. В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования,

однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным. Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения (см. раздел 7.2.). Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Право специального недропользования нашло отражение в ст.ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.

Право специального пользования объектами животного мира предусмотрено ст. 33 Федерального закона «О животном мире». Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти федерального или регионального уровней юридическим лицам (в том числе и иностранным) в долгосрочное пользование на основании соответствующей лицензии. Гражданам (в том числе и иностранцам и лицам без гражданства) объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (как правило, сроком на один сезон).

Право специального лесопользования нашло отражение в Лесном кодексе РФ, ст.ст. 22– 24. Лесные объекты могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования. Другими словами, основанием возникновения права пользования лесными объектами является либо заключение договора, либо получение пользователем соответствующей лицензии (лесорубочный билет, лесной билет и т.п.).

Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками – статьями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

ВОПРОС N 69. К объектам права специального природопользования отнесены;

ВОПРОС N 68. Права собственника на природные ресурсы от имени государства осуществляет

ВОПРОС N 67. Объектом права собственности на природные ресурсы является

Окружающей среды устанавливается

ВОПРОС N 66. Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга

ВОПРОС N 65. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной

ВОПРОС N 64. В понятие «животный мир» с правовой точки зрения не включены животные

ВОПРОС N 63. К источникам экологического права не относят

ВОПРОС N 62. К объектам охраны в российском экологическом праве не относят

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. атмосферный воздух

4. сельскохозяйственных животных

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. нормативные акты министерств и ведомств

2. Федеральные законы и законы субъектов Федерации

3. Земельный кодекс РФ

4. судебную и арбитражную практику

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. постоянно обитающие на территории РФ

3. временно обитающие на территории РФ

4. континентального шельфа

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

экологической экспертизы,

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. утверждению не подлежат и не финансируются

2. могут быть утверждены с учетом исправления замечаний

3. финансируются за счет коммерческих структур

4. могут быть реализованы при определенных условиях

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. органами местного самоуправления

2. субъектами Федерации

3. Правительством РФ

4. органами исполнительной власти

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. околоземное космическое пространство

3. растительный мир вне лесов

4. атмосферный воздух

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. Правительство РФ

2. специально уполномоченный государственный орган

3. правительство субъектов РФ

4. муниципальный орган

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. природные ресурсы

2. природные объекты

3. индивидуально обособленные участки водного, лесного, земельного и др. фондов

Экологическое право ответы

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 56. Перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. указами Президента

2. федеральными законами

3. постановлениями Правительства РФ

4. Министерством природных ресурсов

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 57. В ведении субъектов Российской Федерации не могут находиться

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. памятники природы

2. государственные заказники и заповедники

3. лечебно-оздоровительные курорты

4. ботанические сады

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 58. Лесное законодательство регулирует отношения по

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. использованию и охране древесной растительности

2. использованию и охране лесов и древесно-кустарниковой растительности

3. использованию и охране растительности только на землях лесного фонда

4. охране и использованию растительности на иных категориях земель

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 59. Участки недр быть предметом отчуждения

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. могут, но в установленных законом случаях

3. могут в случаях, предусмотренных международными договорами

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 60. Исключительно к федеральной собственности относят

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. земельные участки

3. обособленные водные объекты

4. водные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 61. Предметом российского экологического права являются общественные отношения

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. только в сфере охраны окружающей природной среды

2. в сфере рационального природопользования

3. в сфере использования и охраны земель и лесов

4. в сфере использования и охраны недр

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 62. К объектам охраны в российском экологическом праве не относят

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. атмосферный воздух

4. сельскохозяйственных животных

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 63. К источникам экологического права не относят

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. нормативные акты министерств и ведомств

2. Федеральные законы и законы субъектов Федерации

3. Земельный кодекс РФ

4. судебную и арбитражную практику

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 64. В понятие «животный мир» с правовой точки зрения не включены животные

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. постоянно обитающие на территории РФ

3. временно обитающие на территории РФ

4. континентального шельфа

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 65. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. утверждению не подлежат и не финансируются

2. могут быть утверждены с учетом исправления замечаний

3. финансируются за счет коммерческих структур

4. могут быть реализованы при определенных условиях

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 66. Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга

окружающей среды устанавливается

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. органами местного самоуправления

2. субъектами Федерации

3. Правительством РФ

4. органами исполнительной власти

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 67. Объектом права собственности на природные ресурсы является

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

2. околоземное космическое пространство

3. растительный мир вне лесов

4. атмосферный воздух

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 68. Права собственника на природные ресурсы от имени государства осуществляет

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. Правительство РФ

2. специально уполномоченный государственный орган

3. правительство субъектов РФ

4. муниципальный орган

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 69. К объектам права специального природопользования отнесены

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. природные ресурсы

2. природные объекты

3. индивидуально обособленные участки водного, лесного, земельного и др. фондов

4. не обособленные природные объекты

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 70. Система органов государственного управления в области охраны природы

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. Конституцией РФ

2. указами Президента РФ

3. приказами министерств и ведомств

4. постановлениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 71. К основным полномочиям Минприроды РФ не относится

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. принятие нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды

2. управление использованием только отдельных природных ресурсов

3. организация государственной экологической экспертизы

4. координация охраны любых природных объектов

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 72. Из перечисленных Государственных кадастров природных ресурсов отсутствует

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

3. месторождений и проявлений полезных ископаемых

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 73. Виды контроля в области охраны окружающей среды —

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. государственный, производственный, муниципальный, общественный

2. частный, государственный, муниципальный

3. общий, повторный, дополнительный

4. общий и специальный

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 74. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная

2. материальная, административная, уголовная

3. полная и ограниченная

4. общая и специальная

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 75. Государственная экологическая экспертиза

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. назначается Правительством РФ

2. проводится по Указу Президента РФ

3. назначается специально уполномоченным органом

4. проводится на стадии принятия хозяйственного решения

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 76. Государственная экологическая экспертиза проводится на уровне

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

3. государственном и региональном

4. региональном и муниципальном

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 77. Общественная экологическая экспертиза проводится

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. только общественными экологическими организациями

2. любыми общественными организациями

3. только в отношении особо опасных объектов

4. только в отношении тех объектов, по которым осуществляется и государственная экологическая экспертиза

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 78. На Правительство РФ возложено лицензирование

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. проведения экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования

2. проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель

3. складирования, захоронения и перемещения промышленных отходов

4. деятельности, связанной с источниками ионизирующего облучения

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 79. Лицензии на выбросы, сбросы и захоронение отходов выдает

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. Федеральная служба земельного кадастра

2. Правительство РФ и правительства субъектов РФ

3. Министерство природных ресурсов

4. Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 80. Экологическая сертификация осуществляется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. в добровольном порядке

2. в обязательном порядке

3. только по решению Госстандарта

4. в добровольном и обязательном порядке

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 81. Экологический аудит осуществляется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. в добровольном порядке

2. в обязательном порядке в отношении любых видов хозяйственной деятельности

3. в обязательном порядке только в отношении экологически опасных предприятий или видов деятельности

4. при выполнении международных обязательств РФ в области охраны природы и природопользования

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 82. Плата за природопользование

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. устанавливается только за фактическое пользование природными ресурсами

2. взимается в пределах лимитов природопользования

3. взимается за сверхлимитное использование природного ресурса

4. не взимается с предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 83. Экологическое страхование осуществляется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. только в добровольном порядке

2. в обязательном порядке работников любых предприятий

3. в обязательном порядке только работников опасных в экологическом отношении предприятий

4. в обязательном и добровольном порядке

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 84. К правомочиям государственных инспекторов по охране природы относится

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. проверка выполнения государственных программ и иных плановых мероприятий по охране природы

2. проверка соблюдения экологических требований при выдаче лицензий

3. государственный надзор за обеспечением мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения

4. государственный контроль за соблюдением правил застройки городов и иных населенных пунктов

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 85. Общественный экологический контроль осуществляется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. общественными экологическими организациями

2. профессиональными союзами РФ

3. отдельными гражданами

4. органами территориального общественного самоуправления

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 86. В функции общественного экологического контроля входит

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. проверка выполнения требований природоохранного законодательства министерствами и ведомствами

2. участие в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием участков для государственных нужд

3. контроль за распоряжением природными ресурсами

4. контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых воздействий на природу

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 87. В качестве дополнительного административного взыскания применяется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

3. лишение специального права, предоставленного гражданину, например, права охоты

4. возмездное изъятие предмета, которое явилось орудием совершения административного правонарушения

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 88. В случае привлечения к материальной ответственности за экологическое

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. учитывается только прямой ущерб

2. учитываются неполученные доходы

3. учитывается только ущерб, который произошел при исполнении трудовых обязанностей

4. ущерб возмещается в полном объеме

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 89. Правоохранительный орган вправе:

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. приносить протест органу или должностному лицу, издавшему акт, на противоречащий закону правовой акт

2. подать протест на оперативно-хозяйственную деятельность организации, нарушившей закон

3. планировать и проводить на предприятиях проверки по соблюдению экологического законодательства

4. взыскивать налоги с организаций

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 90. Охрана природы осуществляется

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. на всех стадиях хозяйственного процесса

2. для хозяйствующих объектов, находящихся только в государственной и муниципальной собственности

3. только для эксплуатационной и послеэксплуатационной стадий хозяйственного процесса

4. только в отношении объектов, находящихся в собственности юридических лиц

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 91. Экологическая паспортизация и декларирование безопасности промышленного объекта

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. по инициативе предприятий

2. в соответствии с ГОСТом

3. в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды

4. по решению местных органов государственной власти

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 92. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. земельным законодательством

2. гражданско-процессуальным законодательством

3. экологическим законодательством

4. гражданским законодательством

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 93. Формой проявления экологического вреда не является

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. истощение природной среды

2. расходы на восстановление нарушенной природной среды

3. антропогенный вред

4. потери товарной продукции природы

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 94. Порядок возмещения неправомерного вреда в результате загрязнения природной

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 95. В экологическом праве лес — это

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. только древесные растения

2. вся древесно-кустарниковая растительность

3. любые растительные организмы, включая мхи, травы, лишайники и т.д.

4. древесина промышленного назначения

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 96. Экологическим требованием к военным и оборонным объектам является

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. обязанность возместить вред, причиненный природе от стационарной или передвижной деятельности

2. обязательное участие общественности и проведение референдумов по предварительному согласованию

места строительства объектов

3. право ознакомления должностных лиц с документами и результатами анализов для проведения

экологического контроля на военных объектах

4. беспрепятственный доступ на эти объекты представителей общественных организаций

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 97. Чрезвычайные экологические ситуации возникают в связи

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. с локальными стихийными бедствиями

2. с техногенными авариями и катастрофами

3. с нарушениями в области экологического законодательства

4. с длительным хозяйственным процессом

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 98. Порядок объявления зон экологически неблагополучных территорий

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. решением Правительства РФ

2. Указами Президента

3. Постановлением Министерства природных ресурсов

4. решением местных органов государственной власти

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 99. Под правовой охраной земель в сельском хозяйстве понимается

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. обязательное лицензирование деятельности на землях сельскохозяйственного назначения

2. восстановление и повышение плодородия земель

3. проведение экологической экспертизы при предоставлении участков для сельскохозяйственной

4. рациональная организация территории

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

ВОПРОС N 100. Правовой режим заповедников означает

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

1. запрещение любой деятельности, противоречащей задачам заповедника

2. изъятие земли полностью из хозяйственного использования

3. запрещение изъятия земли у владельцев земли

Раздел VIII. Экологическое право

Лекция 22. Право природопользования

Цель лекции: характеристика права общего и специального природопользования, исследование договорных форм природопользования.

1. Понятие права природопользования, его виды.

2. Права граждан в области охраны окружающей среды.

3. Право общего природопользования.

4. Право специального природопользования.

5. Лимитирование природопользования.

6. Договорная форма природопользования.

1. Понятие права природопользования, его виды. Право природопользования это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:

  • землепользование,
  • лесопользование,
  • недропользование,
  • водопользование,
  • пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[1].

2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[2], в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных го­сударственных органов, а также юридических или физических лиц, за которы­ми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприят­ную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования при­родными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских насе­ленных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законода­тельством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соот­ветствующего земельного участка.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ[3] устанавливает публичный лесной серви­тут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмот­рено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заго­товка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] об­щее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуще­ствляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во­допользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на ма­ломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность вод­ных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законода­тельством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его за­прещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законода­тельство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]

4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на приро­ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель­ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час­тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче­ских лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира и др. природными ресурсами.

Разновидностью права специального водопользо­вания является особое водопользование.

Под комплексным при­родопользованием понимается такое использование природно-ресурсного по­тенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хо­зяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возмож­ное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специ­альным.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользова­ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разре­шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода­тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]

5. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование это система экологических ограниче­ний антропогенных и техногенных воздействий на природную среду по терри­ториям. Это форма права природопользования и одна из разновидностей его нормирования.

Введение лимитов связано:

  • с нарастанием опасности утраты ограниченных способностей природы к самосохранению естественных взаимосвязей и равновесия, самоочищению и регулированию;
  • с ограниченностью невозобновимых природных ресурсов;
  • с необходимостью обеспечения рационального природопользования, бережного отношения к природным богатствам, воспроизводства возобновляе­мых природных ресурсов, охраны природы для устойчивого развития, для ком­фортной жизни и деятельности человека в экологически благоприятной при­родной среде.

Цель введения лимитов — экологическая и экономическая.

Экономическая цель — заключается в сборе налогов за использование природных ресурсов и расходования их для решения экологических проблем.

Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.

Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выжи­вания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки ле­сов, охоты, рыболовства и т.д.

6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом раз­личают бездоговорный и договорный виды права природопользования.

Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содер­жание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.

Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах преду­сматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение усло­вий договора.

Законодательством предусматривается заключение договоров на пользо­вание природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной вла­сти в порядке, установленном законодательством.

Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользо­вание является административной мерой государственного регулирования при­родопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.

Эти договоры подразделяются на два вида:

  • договоры на пользование от­дельными видами природных объектов;
  • договоры на комплексное природопользование.

Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.

Показательным примером таких договоров является договор аренды зем­ли для сельскохозяйственного использования. По такому договору арендода­тель — местная администрация, собственник земли — юридическое лицо или гра­жданин на основании постановления главы местной администрации сдает в аренду юридическому лицу или гражданину земельные участки с правом или без права последующего выкупа.

Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользова­нием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.

В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного ре­шения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предостав­ляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.

Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.

На основании проведения необходимых согласований орган исполни­тельной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долго­срочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным ми­ром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законода­тельством.

Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.

Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положи­тельного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.

Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохран­ных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответствен­ность сторон, порядок разрешения споров.[7]

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?

2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?

3. Назвать основные лимиты в области природопользования.

4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. — М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 1999.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. • М.: «Юристь», 1999.
  3. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. — М.: «БЕК», 1995.
  4. Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. — 1996. — № 9.

[1] Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ. // «Российская газета», № 145, 30.07.1997.

[2] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. // «Российская газета», № 6, 12.01.2002.

[3] Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. №22-ФЗ. // «Российская газета», № 23, 04.02.1997.

[4] Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. №167-ФЗ. // «Российская газета», № 227, 23.11.1995, № 229, 25.11.1995.

[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.

[6] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 48-49.

[7] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 54-57.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, biofile.ru, studopedia.su, studfiles.net, moodle.kstu.ru.

Это интересно:  Правоустанавливающие документы на земельный участок: виды, перечень, назначение
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector