Как арендовать нежилое помещение у администрации города в 2020 году

Особенности НДС-расчетов

  • Ольга Черевадская , руководитель отдела общего аудита и консалтинга АК ЗАО «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

cherevadskaya.jpg

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит. Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации. А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г. № 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Итак, можно сказать, что в общем случае рассчитываться с бюджетом по НДС должен арендатор муниципального (государственного) имущества, если в договоре аренды фигурирует орган госвласти. В том числе при заключении трехстороннего договора с участием балансодержателя.

Напротив, не стоит беспокоиться о необходимости выполнения агентских обязанностей, если в качестве арендодателя выступает сам балансодержатель. От арендатора в данном случае требуется лишь своевременное внесение платы за помещение в установленном договором размере.

ООО «Фото-сервис» арендовало два офисных помещения. Одно из них – по договору с университетом, который является оперативным управляющим данного муниципального имущества. Причем арендатором по договору выступает учебное заведение, а орган местного самоуправления в арендных отношениях непосредственно не участвует. Другое помещение фирма арендовала у городской администрации, заключив договор с комитетом по управлению муниципальным имуществом.

В первом случае «Фото-сервис» не признается налоговым агентом, поскольку договор аренды заключен с балансодержателем, минуя органы власти. Значит, рассчитываться с бюджетом по НДС предстоит университету. Во втором случае компания должна исполнить обязанности налогового агента в полном объеме.

Агентский НДС и условия договора

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.

Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.

Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Расчет с бюджетом…

Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. Напомним, что с 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено. Поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как и основная масса плательщиков. В те же сроки необходимо представлять в инспекцию и налоговую декларацию.

Воспользуемся условиями примера 1.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией»

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией»

– 1800 руб. – отражен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 51

Это интересно:  Просрочка обращения - вопрос юристу. Санкт-Петербург

По окончании каждого квартала, не позднее 20-го числа:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

– 5400 руб. (1800 руб.#3 мес.) – перечислен в бюджет НДС, удержанный из дохода арендодателя.

…и вычет налога

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.

Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.

Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС по арендной плате.

Ответственность налогового агента

В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).

Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).

Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

Как выкупить муниципальное помещение

Многие предприниматели, арендующие муниципальное помещение для ведения малого и среднего бизнеса, были бы совсем не против узнать о том, как выкупить муниципальное помещение, с тем, чтобы приобрести его в собственность. И согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ с поправками от 2 июля 2013 года, у них есть для этого преимущественное право, которым они могут воспользоваться при соблюдении определенных условий.

В каких случаях можно выкупить муниципальное помещение

Действующее законодательство устанавливает, чтопредставители малого и среднего бизнеса, пользующиеся на правах аренды муниципальными помещениями или же помещениями, находящимися в государственной собственности, имеют преимущественные права на то, чтобы выкупить это помещение по его рыночной стоимости, которая будет определена независимым приглашенным оценщиком.

Статья 3 Федерального закона № 159-ФЗ определяет условия, при которых можно реализовать это право, а именно:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, не­устойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуе­мого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • арендуемое имущество не включено в Перечень.

Под Перечнем здесь понимается «Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства». Однако, поправки, принятые к этому закону в 2013 году, теперь дают возможность выкупить и то муниципальное помещение, которое было включено в данный Перечень, в случае, если:

  • арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет до 1 сентября 2012 года в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  • арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления.

Кто может выкупить муниципальное помещение

Сначала давайте посмотрим, кто же может выкупить муниципальное помещение. Согласно законодательству, вы имеете на это право в случае, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию в едином реестре, или не имеющим ее, но с ежегодным доходом от 100 до 400 млн. рублей и количеством работников не менее 100 человек и не более 250 человек. Также выкупить муниципальное помещение могут предприятия малого и среднего бизнеса. Те предприниматели ил юридические лица, которые не удовлетворяют условиям, перечисленным в Федеральном законе № 159-ФЗ также могут подать заявку на выкуп муниципального помещения, но делать это им уже придется на основе торгов.

Как выкупить муниципальное помещение в приоритетном порядке

Если вы обладаете необходимыми признаками для преимущественной покупки муниципального помещения, то вам нужно поступить следующим образом.

  • Соберите пакет документов, состоящий из паспорта, свидетельства о регистрации предприятия, устава предприятия, справки о постановке на налоговый учет, протокола о назначении Генерального директора, и с этим пакетом идите в Администрацию вашего муниципального образования, где нужно будет написать заявление на выкуп арендуемого муниципального помещения.
  • Администрация, согласно закону, должна принять решение и сообщить вам о нем в течение 30 дней с момента подачи заявления. Если вдруг оно окажется отрицательным, можно будет попытаться оспорить его, действуя через суд.
  • В случае положительного решения вашего вопроса, специальная комиссия должна будет разработать и переслать вам проект договора купли-продажи.
  • Следует также знать, что согласно все тому же Федеральному закону № 159-ФЗ от 22.07.2008 года, выкупить муниципальное помещение можно, как единовременно, так и в рассрочку, однако, сроком не более, чем три года.
  • Сразу можно выкупить как одно, так и несколько помещений, причем, их общая площадь никак не ограничивается. Примечание — чтобы выкупить муниципальное помещение, оно в обязательном порядке должно иметь собственный кадастровый номер, то есть, быть именно отдельным помещением, а не частью здания или иного сооружения.
  • Если вы не согласны с ценой выкупа, предложенной вам муниципалитетом, то вы тоже можете оспорить ее в судебном порядке.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Кодекс врачебной этики
Кодекс об административных нарушениях
Кодекс профессиональной этики адвоката РФ
Кодекс этики аудиторов РФ
Конституция РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ

Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об обжаловании в суд»
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Закон РФ «О медицинском страховании граждан»
Закон РФ «О милиции»
Закон РФ «О потребительской кооперации»
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»
Закон РФ «О плате за землю»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ «О бухгалтерском учете»
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
ФЗ «О ветеранах»
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»
ФЗ «О землеустройстве»
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФЗ «О некоммерческих организациях»
ФЗ «Об акционерных обществах» (АО)
Закон РФ «О беженцах»
Закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами»
Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
Закон РФ «О бюджете фонда социального страхования»
Закон РФ «О ведомственной охране»
Закон РФ «О ветеринарии»
Все законы РФ

Это интересно:  Отмена постановления по административному делу

Инструкция «МН»: Как арендовать помещение у города

Малый бизнес делится опытом поиска площадок в столице

Артем Темиров, соучредитель кооператива «Черный»

— Сейчас мы существуем в формате кофейного угла в книжном магазине «Циолковский», и все мы должны до 1 декабря съехать, так как здание закрывают на реконструкцию. Мы решили искать помещение для полноценной кофейни с посадочными местами. Так вот, спустя три недели поисков мы поняли, что на рынке огромное количество помещений сдается в субаренду от города. То есть сами помещения принадлежат городу, кто-то их снимает за копейки, а затем по рыночной цене сдает в субаренду.

И не останавливая свои поиски через обычные каналы (ЦИАН, риелторские агентства), мы решили выяснить, как можно у города снять помещение. Стало ясно, что обычной практикой являются аукционы. Ежемесячно проходят аукционы, в них можно поучаствовать. Но мы поняли, что у нас не так много шансов в этих аукционах победить, потому что мы слишком молодой проект (нам всего шесть месяцев) плюс у нас не так много денег, чтобы тягаться за право аренды хороших помещений с компаниями, которые на рынке существуют уже давно.

Но мы также выяснили, что возможно снять помещение у города без участия в торгах. Однако ответа на вопрос, как же это сделать, мы так и не нашли. Мы только поняли, что это возможно лишь для предпринимателей, деятельность которых входит в список приоритетных видов деятельности, и мы под эти критерии подходим, так как один из приоритетных видов деятельности — это молодежное предпринимательство.

Мы позвонили в департамент имущества, чтобы подробнее узнать об этом. Нас несколько раз перекидывали с чиновника на чиновника, в конечном счете мы подали официальное письменное обращение в департамент. Нам выдали лист, где указан номер обращения, а также указано, что ответ будет дан в течение 30 дней.

Так как мы не очень доверяем чиновникам и всей бюрократической машине, мы побоялись, что это может занять вечность или что придет отписка, а не полноценный ответ, и поэтому решили подкрепить все это дело хотя бы каким-то медийным освещением. Написали пост в соцсетях.

В Facebook было множество перепостов, и департамент имущества оставил под нашим постом комментарий, что мы получим ответ «не позднее установленного срока; и совершенно точно, количество репостов вашего письма не влияет на качество работы департамента и регламентированные сроки ответа».

Также чиновники попросили нас сообщить им о результате. Так что теперь мы раз в неделю звоним в департамент имущества и спрашиваем о судьбе нашего обращения. Как только ответ придет, мы обязательно выложим его в соцсетях.

Константин Поздняков, замгендиректора ГБУ «Малый бизнес Москвы»

— У представителей малого и среднего бизнеса Москвы есть право льготного выкупа помещения площадью до 1 тыс. кв. м. Они могут воспользоваться этой возможностью, если арендовали площадку в течение не менее двух лет и если нет задолженности по арендной плате и неустойкам на день подачи заявления. При этом есть возможность платить в рассрочку на протяжении трех лет.

Для всех субъектов малого предпринимательства, которые арендуют помещения у города площадью до 300 кв. м (и договор аренды заключен без проведения торгов), на 2014 год установлена минимальная ставка 3500 руб. за 1 кв. м в год.

Если вы малое предприятие, арендуете помещение свыше 300 кв. м и осуществляете деятельность в сферах здравоохранения, образования, торговли в социальных магазинах, социального питания, бытового обслуживания, физкультуры, спорта, культуры, производства и ремесленничества, вы можете получить поддержку. Для этого вам необходимо в срок до 1 декабря 2013 года направить в комиссию заявление о применении минимальной ставки арендной платы на 2014 год.

Также это касается малого бизнеса, использующего труд инвалидов. Условие — средняя численность инвалидов должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. При этом заявитель в установленном порядке должен быть включен в реестр субъектов малого предпринимательства, должен использовать объект по целевому назначению и у него не должно быть задолженности.

Если у вас возникли сложности, вы можете проконсультироваться со специалистами ГБУ «Малый бизнес Москвы», контакты есть на сайте www.mbm.ru

Помещения и здания, находящиеся в собственности города Москвы, передаются в аренду по итогам аукциона. Предпринимателю необходимо:

1. Выбрать помещение из списка объектов, выставленных на торги, на официальном сайте департамента городского имущества — www.dgi.mos.ru (собственника объектов) или на сайте тендерного комитета — tender.mos.ru (организатора торгов).

2. Своевременно подать заявку на участие в аукционе (тендерный комитет).

3. Оплатить задаток (сумма указана в аукционной документации).

4. Принять участие в торгах.

5. Предприниматели могут произвести осмотр любого помещения/здания, выставленного на торги. Для этого необходимо подать в тендерный комитет заявку на осмотр объекта.

Депутаты Нижнего Тагила одобрили план распродажи муниципального имущества на 2020 год

Депутаты Нижнетагильской гордумы сегодня, 25 октября, приняли прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2020 год. В следующем году чиновники надеются заработать на продаже 16 объектов от 20 до 25 миллионов рублей. Напомним, бывший мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и начальник управления муниципального имущества Марина Михайлова неоднократно говорили о том, что в городе уже почти не осталось помещений, реализация которых может принести в местный бюджет серьёзные дополнительные доходы.

В этот раз в список на продажу попали четыре здания, в том числе мастерская и склад, общей площадью почти 1800 кв. м, а также 11 нежилых помещений общей площадью более 1500 кв. м. Кроме того, мэрия намерена избавиться от административно-производственной (торговой) базы на улице Юбилейной, состоящей из пяти зданий общей площадью свыше 500 кв. м. Начальник управления муниципального имущества администрации города Марина Михайлова отметила, что в 2020 году чиновники также попытаются продать 52 объекта, которые им не удалось реализовать в предыдущие годы. На них мэрия надеется заработать около 100 миллионов рублей.

В этом году тагильские чиновники изначально рассчитывали заработать на использовании государственного и муниципального имущества 681,7 миллиона рублей, на продаже материальных и нематериальных активов — 357,6 миллиона рублей. По итогам первого полугодия от использования имущества было получено лишь 132,3 миллиона рублей, от продажи активов — 92,4 миллиона рублей.

После неудавшейся продажи газовых сетей мэрия Нижнего Тагила начала вести переговоры с «Газэксом» (подконтролен Виктору Вексельбергу) о заключении договора аренды. Независимая оценка, которую проводили по заказу чиновников, показала, что 214 км сетей стоят 250 миллионов рублей. В марте 2018 года администрация города сообщала, что по итогам переговоров с потенциальным арендатором «стороны пришли к соглашению». Инвентаризация сетей проведена в полном объёме. Однако накануне на думской комиссии по бюджету, экономической политике и инвестициям начальник управления муниципального имущества Марина Михайлова сообщила депутатам, что на самом деле переговоры пока не привели ни к каким результатам. Если за ноябрь — декабрь сети так и не удастся сдать в аренду, то чиновникам придётся уменьшать расходную часть бюджета на 250 миллионов рублей. Это значит, что без финансирования могут остаться запланированные ранее, в том числе и социально значимые, мероприятия.

Нижнетагильская гордума включила в прогнозный план приватизации 932 объекта сетей газоснабжения (газопроводы низкого давления) общей протяжённостью свыше 200 тысяч метров в апреле 2017 года, проигнорировав протест прокуратуры Ленинского района. Решение депутатов было обжаловано в суде. Ленинский суд отказал в приватизации сетей газоснабжения города, так как они являются коммунально-бытовыми объектами и должны оставаться в ведении властей.

«Пытаемся закрыть ассигнования, но пока не очень получается»,призналась Михайлова.

Счётная палата города ежегодно высказывает сомнения по поводу обоснованности планируемых доходов по двум этим статьям, но чиновники игнорируют её замечания. Некоторые здания и помещения удаётся продать лишь спустя несколько лет, снизив цену на десятки миллионов рублей.

Выкуп помещений по преимущественному праву

Смотрите также:

Как правильно выкупить арендуемое у города помещение: условия, процедура, порядок оплаты и налогообложения.

В России существует Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, позволяющий выкупить арендуемое у государства или города помещение по преимущественному праву – когда-то действие этого закона должно было закончиться в 2013 году, потом в 2015-м. И вот теперь действие закона вновь продлено, на сей раз до июля 2018 года.

Это интересно:  Что может дать судебная экспертиза транспортных средств? - вопрос юристу. Реутов

Итак, для начала разберемся, почему же именно «преимущественное право» и как его реализовать в Санкт-Петербурге (в иных субъектах Российской Федерации по аналогии).

Что интересно, ранее (в частности, до 1 января 2009 года) организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений, только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний они вправе по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое арендуют.

Дело в том, что имущество у города можно купить только на торгах. Такой порядок установлен законодательством о защите конкуренции (ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Однако ФЗ № 159 позволяет приобрести помещение у города без участия в торгах. Более того, на торгах стоимость помещения будет лишь увеличиваться, а на основании преимущественного права выкупа можно приобрести помещение по максимально низкой цене, предложенной городом.

В ФЗ № 159 указано три основных критерия, которые должны быть соблюдены для осуществления преимущественного права выкупа помещения у города:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является субъектом малого и среднего предпринимательство;
  • по состоянию на 01.07.2015 имущество арендуется им непрерывно в течение двух и более лет;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, по неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи.

Если есть желание выкупить арендуемое помещение и все указанные выше пункты выполнены, то можно действовать.

Обращаем внимание, что в законе существуют и иные условия, но они специфичны, относятся далеко не ко всем желающим выкупить помещение. Общие же правила перечислены выше.

Подача заявления

Для начала необходимо подать заявление на преимущественное право выкупа помещения. Форму данного заявления можно скачать в интернете или в справочно-правовых системах. Данное заявление утверждено распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 03.08.2006 № 233-р «Об организации взаимодействия структурных подразделений Комитета по управлению городским имуществом и открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» при подготовке решений об условиях приватизации (продажи) объектов недвижимости».

Примечание: Хотелось бы обратить особое внимание на то, что Комитета по управлению городским имуществом в Санкт-Петербурге больше не существует. Он объединился с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и был реорганизован в Комитет имущественных отношений (далее — КИО) Санкт-Петербурга (находится он на площади Стачек), который действует, начиная с 21.04.2015 года и по сей день (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2015 № 5 «О мерах по совершенствованию управления городским имуществом и земельными ресурсами Санкт-Петербурга»).

Для того, чтобы подать заявление, к нему необходимо приложить необходимые документы. Список этих документов также утвержден Распоряжением № 233-р (также добавлены некоторые документы, которые может запросить КИО):

  • оригинал или нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • копии учредительных документов со всеми изменениями (для юридических лиц);
  • решение уполномоченного органа управления юридического лица о приобретении арендуемого объекта нежилого фонда (для юридических лиц);
  • выписки из реестра акционеров/списка участников общества по состоянию за обусловленный период;
  • копия документа, подтверждающего полномочия исполнительного органа (для юридических лиц);
  • справка об отсутствии задолженности по договору аренды;
  • документ, подтверждающий среднюю численность работников за обусловленный период;
  • объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за обусловленный период.
  • Также обращаем внимание на то, что в случае, если заявление подает представитель, то необходима доверенность. Для подачи заявления и консультации специалиста достаточно простой доверенности на бланке организации. В дальнейшем, при общении с Фондом имущества Санкт-Петербурга, в частности, для подписания договора и получения свидетельства о праве собственности в Росреестре, понадобится нотариальная доверенность.

    Примечание: Рекомендуем обратиться к специалистам КИО, прежде чем подавать заявление. Дело в том, что есть мелочи, которые необходимо добавлять в заявление. Без них подавать его можно не единожды, и каждый раз — безрезультатно. Также можно обратиться в специализированные организации, специалисты которых полностью сопровождают процесс осуществления преимущественного права выкупа помещения о города. Например, одной из таких организаций является Объединенная Консалтинговая группа.

    Что дальше?

    Итак, заявление подано.

    С момента подачи заявления в течение 2-3 месяцев будет осуществляться проверка преимущественного права выкупа, организации/индивидуального предпринимателя-заявителя, самого помещения. В частности, госорган обязан будет произвести следующие действия:

    1. В двухмесячный срок со дня получения заявления заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества.
    2. В течение двух недель с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества.
    3. В десятидневный срок после утверждения такого решения направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

    Следует иметь в виду, что предприниматель при несогласии с результатами оценки стоимости помещения вправе обжаловать их в судебном порядке. При этом 30-дневный срок на заключение договора купли-продажи приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

    Когда проверка пройдет, будет вынесено Распоряжение КИО либо об одобрении заявления, либо об отказе.

    В случае, если заявление не одобрено, у потенциального покупателя есть законное право на его обжалование.

    Зато, если заявление одобрено – вам прямая дорога в Фонд имущества Санкт-Петербурга. Данный орган уполномочен городом на заключение договоров купли-продажи помещений от его имени. У заявителя есть 30 дней на заключение договора купли-продажи.

    После подписания договора заявитель полноправно может считать себя собственником помещения. Он также вправе получить в Росреестре свидетельство о праве собственности на помещение (даже несмотря на то, что выкупная стоимость еще не оплачена полностью).

    Оплачивается приобретаемое недвижимое имущество единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Выбор способа оплаты – это право покупателя помещения. Покупатель также может выбрать период рассрочки, однако он не может быть менее трех лет.

    Стоит обратить внимание на то, что на сумму рассрочки начислят проценты исходя из ставки, равной 1/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества. Но потом стоимость этого имущества можно оплатить досрочно.

    При покупке имущества в рассрочку оно находится в залоге у продавца до полной его оплаты (и если в договоре пропишут, что данное правило не применяется, это условие будет являться ничтожным). Это говорит о том, что когда будет получено заявление о праве собственности, то в нем будет сделана отметка о наличии обременения в виде залога.

    Налогообложение

    Утрата преимущественного права

    Преимущественное право выкупа помещения не бесспорно, будьте осторожны, его можно утратить.

    Обстоятельствами, которые могут повлечь утрату преимущественного права выкупа помещения являются:

    • отказ от заключения договора;
    • истечение 30 дней со дня получения предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан в указанный срок, за исключением случаев приостановления срока при оспаривании достоверности рыночной стоимости объекта оценки;
    • расторжение договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

    Отдельно заметим, что если арендодатель направил письмо с решением о приватизации и проектом договора купли-продажи, отдельные условия которого не устраивают предпринимателя, то последнему следует в течение 30 дней со дня получения письма направить арендодателю протокол разногласий. Если арендодатель откажется их принимать, рекомендуем не быть столь настойчивыми, а согласиться на условия города. Дело в том, что при отказе от заключения договора в установленный срок право на преимущественный выкуп помещения будет считаться утраченным. Одновременно с подписанием договора покупатель вправе воспользоваться правом на обжалование отказа в условиях, указанных им в протоколе разногласий.

    Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, арендующие помещение у города, вправе воспользоваться преимущественным правом на выкуп данного помещения. Безусловно, не все желающие обладают этим правом. Но, если необходимые условия ими выполняются, то стоит задуматься. На данный момент возможность выкупа помещения по преимущественному праву продлена до июля 2018 года. Рекомендуем все же воспользоваться ей своевременно. Кто знает? Может быть, следующий раз продления не будет — ведь закон отнюдь не бессрочен.

    Статья написана по материалам сайтов: ndsinfo.ru, www.jurist-center.ru, www.mn.ru, mstrok.ru, ppt.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector