Как выкупить участок земли для ИЖС в 2020 году

Хотите знать, где строить дом, чтобы и коммуникации имелись, и прописаться было возможно? Для этого узнаем, какие перспективы есть на участках СНТ, ДНП, ИЖС, в чем заключается юридический статус этих объектов, и как на самом деле повлияли на собственность поправки в ФЗ о садовых и огородных хозяйствах.

Что такое СНТ, ДНП, ИЖС?

Чтобы понять, в чем разница между статусами земельных участков, для начала необходимо провести расшифровку аббревиатуры и определить к какой категории земель относится тот или иной участок:

Садовое некоммерческое товарищество

Земли под индивидуальное жилищное строительство

Дачное некоммерческое партнерство

Капитальный дом для постоянного проживания с пропиской в нем (если по градостроительному регламенту данный СНТ рассчитан на такое использование земель, а подземные коммуникации подведены хотя бы к границам СНТ);

В огородном товариществе – только временные сезонные домики, которые не требуют одобрения проекта – с нового года огородные и садовые товарищества будут иметь различный юридический статус

Исключения составляют дачные поселения, которые по проекту будут присоединены к муниципальному образованию

Если денег нет, то граждане проводят все за свой счет – трубы, провода, столбы, асфальт.

Есть и другой вариант:

Администрация включает проведение коммуникаций и электричества в счет стоимости земельного участка. За счет этих денег муниципалитет оплачивает работу монтажников

В других случаях владельцы дачных домиков сами оплачивают все, начиная от покупки труб до столбов для электропроводки.

Важно! Местоположение СНТ, ДНЖ и, даже, ИЖС определено планом развития населенных пунктов. Хаотичного размещения быть не может.

Градостроительные планы создаются не за один день. Если в 2018 году выделена земля под дачи, значит, проект был утвержден еще в 1993. А после его очередного рассмотрения за последние годы, полностью соответствует современной действительности. Если это не так, то вносятся только корректирующие изменения, которые могут сдвинуть проект на пару километров.

Если по проекту предусмотрены коммуникации, то их проведут (не имеет значения за чей счет). Если проект предусматривал временные строения, то, скорее всего, СНТ или дачный поселок находился на пути расширения границ города и его отдавали на временное пользование. Поэтому, когда город вырос до границ участков, провели «чистку» территории и начали реализовывать градостроительный проект.

Помните! Ничего неожиданного в нашей стране не происходит. Все заранее спланировано и постепенно реализуется для достижения определенной цели – равномерного развития всей, огромной страны, после долгих лет разрухи, нищеты и войн.

Хотите иметь в собственности землю – станьте ее хозяином в полном смысле.

Законодательное регулирование

В этом году вы, возможно, заметили, что повысилось количество обиженных владельцев участков. Это происходит по той причине, что власти стали отбирать некоторые земельные участки. Под критерий отбора попали зоны, которые:

  • не прошли межевание;
  • не имеют четких границ;
  • захламлены;
  • не обрабатываются;
  • имеют неопрятный, заросший вид;
  • владельцы которых не навещают свое имущество.

Чтобы сохранить за собой право владения необходимо:

  • пригласить землемеров и обозначить четкие границы участка (этот порядок касается любых земельных владений, в том числе СНТ, ДНП, ИЖС и т. д.);
  • согласовать все действия с БТИ;
  • оформить собственность с внесением в ЕГРП;
  • получить технический паспорт участка, строений;
  • скосить траву, убрать захламления и полуразвалившиеся постройки;
  • придать участку ухоженный вид.

Эти меры направлены на то, чтобы определить долю заброшенных участков. Не секрет, что некоторые СНТ – это рассадник сомнительных лиц без постоянного места жительства, бродячих собак, несанкционированных свалок, полуразвалившихся избушек.

Законодатель считает, что у каждого клочка земли должен быть хозяин. Если человек не ухаживает за своей собственностью, значит она ему не нужна.

С 2020 года садово-огороднические товарищества будет разделены на садовые и огороднические.

В первом случае будет возможность поставить небольшой садовый домик, где возможно проживание в теплое время года. Такое жилье не предусматривает подземных коммуникаций (вода, газ канализация).

В огороднических хозяйствах граждане смогут:

  • выращивать овощи для личных нужд;
  • построить временное некапитальное жилое сооружение без подземных коммуникаций.
  • Это означает, что когда владелец выращивает на участке огороднического хозяйства продукты для продажи, то это будет считаться коммерцией. Соответственно, нужно оформлять ИП и заниматься бизнесом. Тут и на использование земли, и на деятельность совершенно другие налоги.

Не огорчайтесь, законодатель приводит в порядок страну после хаоса, который продолжается с начала 90-х годов.

Вопросы постоянной или временной регистрации в дачных, садовых домах

Основные критерии выбора участка и самого СНТ, так, чтобы можно было прописаться в доме, указаны в таблице:

Как правильно купить участок под ИЖС и что для этого нужно?

Опубликовал: admin в Недвижимость 02.07.2018 Комментарии к записи Как правильно купить участок под ИЖС и что для этого нужно? отключены 71 Просмотров

Главная Земля Как правильно купить землю под ИЖС?

ИЖС (Индивидуальное жилищное строительство) – это один из распространенных вариантов использования земельных ресурсов в нашей стране.

Согласно нормативно-правовой базе, на территории, предназначенной для ИЖС, может быть предусмотрено возведение жилого домовладения (максимум трехъярусного).

Попробуем разобраться в деталях и тонкостях вопроса, касающегося процедуры оформления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Как купить земельный участок под ИЖС у физического лица

Итак, рассмотрим ситуацию, когда в качестве продавца участка выступает гражданин.

В обязательном порядке ознакомьтесь и проанализируйте весь набор имеющейся документации на землю (в том числе правоустанавливающего и правоудостоверяющего характера):

  • Свидетельство о праве собственности (выданное после госрегистрации) – это главное письменное доказательство того, что имущественный объект действительно принадлежит продавцу. Последний получает его в Управлении Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии при условии предоставления документов правоустанавливающего характера. К ним, в частности, относятся подзаконные акты органов местного самоуправления, в которых прямо указывается, что земля предоставляется для целей ИЖС. Только при их предоставлении сотрудники регистрирующего органа выдадут Свидетельство;
  • Кадастровый паспорт (выписка на землю). Его получают в Федеральной кадастровой палате. В паспорт вносятся сведения об уникальном кадастровом номере, виде целевого использования и категории земли.

Проверьте, чтобы информация о характеристиках объекта, содержащаяся в вышеуказанных документах, не имела противоречий. К тому же, еще раз проверьте вид разрешений применения земли.

Особенности сделки с частным лицом

Сегодня огромное количество риэлторских компаний имеют в своем арсенале подробный список земельных участков. Однако, оказывая посреднические услуги в земельных вопросах, они нередко проявляют небрежность, когда речь заходит о глубокой проверке Свидетельств и Кадастровых паспортов. Именно поэтому проявляйте особую бдительность в анализе правоустанавливающих документов.

На чем конкретно необходимо сконцентрироваться? Во-первых, не должно быть никаких препятствий юридического характера. Необходимо на двести процентов убедиться в том, что в содержании документов царит полный порядок. Например, проверьте, что участок действительно находится по тому адресу, который указан в Свидетельстве.

Во-вторых, проанализируйте категорию земли. Учтите, что закон позволяет возводить жилье только на землях населенных пунктов. Причем вид разрешенного применения должен быть определен как ИЖС. В противном случае вы не имеете право возводить жилой объект и уж тем более прописываться в нем.

В-третьих, удостоверьтесь, что интересующий вас объект не находится под обременением. Сделать это можно на интернет-портале Росреестра. Также можно обратиться в регистрирующий орган и получить выписку из ЕГРН.

Процесс покупки земельного участка под ИЖС включает в себя несколько звеньев:

  • найти контрагента (осуществляется продавцом);
  • найти интересующий объект (осуществляется покупателем).

На следующем этапе участники предстоящей сделки обговаривают ее значимые условия, а именно:

  • стоимость участка;
  • вариант оплаты (наличный, безналичный расчет, целиком или по частям);
  • форма соглашения (нотариально удостоверенная или нет);
  • кто именно будет оплачивать расходы, связанные с оформлением сделки (госпошлина, услуги нотариуса и прочее);
  • целесообразность задатка или заключения договора о намерениях.

После того, как стороны достигли консенсуса в вышеуказанных вопросах, можно переходить к составлению и подписанию соглашения.

Как купить земельный участок под ИЖС у государства

Когда же на стороне продавца земельного участка под ИЖС выступают органы исполнительной власти в лице городской или районной администрации, то оформление сделки сопряжено с дополнительными хлопотами. Причем и времени на это уходит больше.

Сама процедура включает в себя несколько этапов.

Интересующую информацию о том, какая именно продается земля, можно узнать из СМИ или на интернет – портале органа исполнительной власти. Однако вычленить нужный участок из массива муниципальных земель можно и в ручном режиме. Главное: удостоверьтесь в том, что на участок пока никто не претендует. Необходимые сведения содержатся в публичной карте Росреестра.

После того, как вы определились с участком, заказывайте у специалистов схему его расположения.

Согласование с администрацией

Заполнив данный документ, его необходимо адресовать в муниципальный орган власти. Учтите, что обязательные торги при выделении земельного участка под ИЖС законодательством не предусмотрены. В качестве приложения вы предоставите специалистам копию удостоверения личности и заказанный ранее план земельного участка.

Администрация должна в течение 30–ти дневного срока рассмотреть ваше заявление. Причем при отрицательном результате чиновники обязаны мотивировать свое решение.

Как выбрать земельный участок под строительство дома?

Как получить земельный участок под строительство дома бесплатно, читайте тут.

В частности, они могут отказать вам в выделении земли, если вдруг выяснится, что у участка есть законный владелец, или юридически он не пригоден для ИЖС. Также сделка может не состояться и по причине того, что объект, в принципе, не может быть передан в частные руки.

Это интересно:  Овердрафт: что это простыми словами

Чтобы сделка носила легитимный характер, необходимо, чтобы земля была не только выделена в натуре, но и поставлена на кадастровый учет. Здесь опять следует воспользоваться услугами инженеров, которые подготовят кадастровый паспорт. Но, учтите, что без постановления Главы администрации, которое должно быть у вас на руках, они неправомочны работать над вышеуказанным документом.

Заявление о выделении земли

На следующем этапе вновь обратитесь с заявлением в орган местного самоуправления и приложите к нему помимо копий требуемых документов кадастровый паспорт участка.

Сотрудники администрации путем подачи соответствующего объявления инициируют проведение аукциона и назначают земельному участку начальную цену. Если на протяжении последующих 30-ти дней никто не изъявит желание приобрести объект, то чиновники продадут заветный участок земли заявителю.

Если контрагенты пришли к общему знаменателю по поводу цены объекта, которая не может превышать кадастровую, то в двухмесячный срок оформляется и подписывается соглашение. Естественно, сделка считается юридически правильной, если она заключена на бумаге, а продавец и покупатель обговорили ее существенные условия (предмет, цена).

Как оформить договор купли-продажи земельного участка

Как правило, составление договора – это прерогатива продавца. Однако в этом вопросе немаловажна и роль покупателя, поскольку с ним обговариваются все детали предстоящей сделки. Какие-то ультимативные требования (помимо вышеуказанных) к оформлению документа отсутствуют.

Однако каноны договорного права все же рекомендуют придерживаться некоторых правил, а именно должна быть указана следующая информация:

  • Наименования, ФИО, адреса контрагентов;
  • Предмет договора (подробная характеристика земельного участка);
  • Информация о наличии или отсутствии мер по обременению (если вдруг земля окажется под сервитутом, а в договоре это не зафиксировано, то покупатель вправе требовать аннулирования соглашения и возврата финансовых средств);
  • Сумма договора;
  • Порядок и форма расчетов (предоплата, наличный и безналичный вариант передачи денег);
  • Реквизиты продавца и покупателя (ИНН, номера счетов в банке, КПП и прочее).

Кроме вышеуказанных, стороны могут включить в договор дополнительные пункты. Например, касающиеся ответственности в случае ненадлежащего исполнения обязательств.

Немаловажным является вопрос и о порядке рассмотрения возможных споров. А в каком суде будет рассматриваться конфликт, который всегда может возникнуть между продавцом и покупателем? Все эти нюансы старайтесь отражать в тексте гражданско-правового договора.

Контрагенты могут также включить в договор пункт о том, кто конкретно будет оплачивать расходы, которые возникают при регистрации сделки. Бывают случаи, когда продавец и покупатель специально обговаривают поведение в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Последние, как известно, препятствуют нормальному исполнению обязательств.

Не забывайте о форме соглашения. Документ должен быть подготовлен в письменном виде и в обязательном порядке зарегистрирован сотрудниками Росреестра.

В остальных нюансах, связанных с оформлением договора, законодательство разрешает сторонам разбираться, исходя из их доброй воли. Речь идет, например, о шрифте и размере бумаги, на котором будет напечатан документ.

После исполнения взаимных обязательств стороны завершают дело в Росреестре.

Представьте сотрудникам регистрирующего органа несколько экземпляров контракта вместе с пакетом копий необходимых документов, а именно:

  • паспорт продавца и покупателя;
  • документы правоустанавливающего характера (свидетельство о вступлении в наследство, дарственная и т. д.);
  • свидетельство о праве собственности;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • акт приема – передачи объекта;
  • план земельного участка или кадастровый паспорт.

Учтите, что для регистрации перехода права собственности на земельный участок необходимо представить 3 экземпляра договора купли – продажи. Только в присутствии сотрудников Росреестра контрагенты ставят подписи на документе. Один экземпляр документа остается в регистрирующем органе, второй – у продавца, третий – у покупателя.

Процесс регистрации по общему правилу длится порядка 30 дней. По истечении этого срока покупатель объекта недвижимости получает долгожданное свидетельство о праве собственности, которое подтверждает, что отныне он законный владелец земельного участка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как приобрести земельный участок у администрации бесплатно

6 шагов, чтобы купить землю у государства

Что нового в Земельном Кодексе РФ

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить Правила застройки, то возникает переход права распоряжения земельными участками к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. За счет вложения в инфраструктуру, комплексные застройщики получают первичное право перед индивидуальными жилыми застройщиками;
  3. Стали возможны аукционы по продаже и передаче в аренду свободных муниципальных участков по заявлению граждан;
  4. В случае, когда видом разрешенного использования участка предполагается строительство зданий и сооружений, будет проводиться только аукцион по аренде, купить участок у администрации под ИЖС через торги сразу в собственность не получится.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы получить землю, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра. Достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Кто может купить участок у государства

Чтобы иметь преимущественное право выкупа и купить земельный участок у государства по максимально низкой цене, нужно выполнить одно из следующих условий:

  • На предоставленном в аренду земельном участке под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом, знание или сооружение. Выкуп участка из аренды в собственность обойдется всего в 3% кадастровой стоимости для муниципальных земель и в 15-20% для городских;
  • Чтобы купить землю у государства для строительства дома, придется выиграть аукцион по продаже земельных участков. Инициатором аукциона можно стать самому (об этом ниже), либо стать участником уже инициированного районной администрацией или другим юридическим или физическим лицом аукциона. Стоимость земельного участка определяется в ходе торгов между участниками аукциона. Начальную ставку и шаг торгов устанавливает администрация. Часто ставка на аукционе разогревается выше рыночной стоимости объекта, однако теперь максимальная планка законодательно определена кадастровой стоимостью — выше цену назначить нельзя. Если вдруг аукцион признают несостоявшимся (менее 2-х участником), то вы сможете купить земельный участок у администрации без участия в торгах;
  • Чтобы купить землю у администрации сельского поселения, выгоднее всего являться главой крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ). Стоимость выкупа будет определена на усмотрение сельской администрации и, скорее всего, будет близка к кадастровой, либо немного ниже;
  • На предоставленной для сельского хозяйства земле более 3-х лет добросовестно выполнять условия аренды;

Как купить землю у администрации по кадастровой стоимости

Шаг 1 — найти свободный участок

Шаг 2 — подать заявление о предварительном согласовании выделения земельного участка

Обратиться к главе муниципалитета с заявлением о предварительном согласовании выделения земельного участка без проведения торгов и приложить к нему схему расположения и копию паспорта. Срок рассмотрения запроса до 30 дней. В течении этого времени вы получите Постановления главы района, либо мотивированный отказ.

Шаг 3 — поставить участок на кадастровый учет

После получения Постановления главы района о предварительном согласовании выделения земельного участка, вновь отправляетесь к кадастровому инженеру. Теперь нам потребуется кадастровые паспорт и постановка новообразованного земельного участка на кадастровый учет (земли муниципальной собственности — ставим, государственные не разграниченные — нет).

Шаг 4 — подать заявление о выделении земельного участка

После постановки участка на кадастровый учет (участок отображается на публичной кадастровой карте), подаем в администрацию поселения заявление о выделении земельного участка без проведения торгов. При этом в заявлении нужно указать кадастровый номер участка и приложить кадастровый паспорт.

Шаг 5 — выиграть аукцион

После этого отдел землеустройства (скорее всего) все же опубликует в газетах и на официальном сайте муниципалитета информацию о проведении аукциона по продаже «вашего» земельного участка. Если в течение месяца после публикации, кроме вас заявление на участие в аукционе никто не подал, то администрация принимает решение об отчуждении земель из муниципальной собственности инициатору торгов (то есть вам) по цене установленной администрацией, но не выше кадастровой стоимости.

Шаг 6 — оформить договор купли-продажи

Если цена вас устраивает, то администрация в течение еще 30 дней составляет договор купли-продажи и отправляет вам на изучение. Еще 30 дней выделяется на подписание договора. Затем подписанные договора нужно передать в муниципалитет и оплатить прописанную в договоре сумму выкупа. На основании подписанного обеими сторонами договора купли-продажи, оформляете земельный участок в собственность.

Как купить землю у государства для бизнеса

Юридическое лицо может купить землю у государства для бизнеса, если выполняет одно из следующих условий:

  • Планируется комплексное освоение территории и строительство жилого комплекса (желательно эконом класса);
  • Планируется строительство значимого социального или культурного объекта;
  • Дачный участок находится в общем пользовании;
  • Участок покупается для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • Уже есть участок КФХ в аренде;
  • Юр лицо добросовестно использовало земли сельхозназначения по договору аренды более 3 лет.

Цена выкупа участков, в зависимости от принадлежности, определяется либо правительством, либо субъектом РФ, либо муниципалитетом. На практике же выгоднее оформить земельный участок на физическое лицо, а затем продать юридическому.

Кроме свободных государственных земель нужно интересоваться землями колхозов. Если колхозная земля уже была разделена на паи, то выгоднее покупать земельные участки у сельских жителей — бывших членов колхоза. Далеко не все из них землями пользуются и, возможно, готовы продать свой пай за небольшую цену.

Возможно, такой путь окажется выходом для тех, кому не удастся купить землю напрямую у государства. Жаль, что паевые земли, в основном, сельскохозяйственного назначения.

Как бесплатно получить земельный участок?

Кому сколько?

Право граждан Украины бесплатно приобретать в частную собственность земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности предусмотрено ст. 14 Конституции Украины и ст. 116 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ).

Согласно ч. 4 ст. 116 ЗКУ бесплатная передача земельных участков в собственность граждан может осуществляться только один раз по каждому виду использования.

Статья 121 ЗКУ устанавливает следующие нормы бесплатной приватизации земельных участков:

  • Для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;
  • Для ведения садоводства — не более 0,12 га;
  • Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (на приусадебном участке) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • Для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • Для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.
Это интересно:  Обучение и аттестация персонала компании

Кто решает?

Землями государственной и коммунальной собственности распоряжаются органы, указанные в п. 12 ст. 122 ЗКУ, а именно: в пределах населенных пунктов — соответствующие сельские, поселковые, городские советы, за пределами населенных пунктов — соответствующие районные и областные государственные администрации, а также Кабинет министров Украины.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает нормы, согласно которой гражданин может приватизировать земельный участок только в границах той административно-территориальной единицы, где он зарегистрирован. Из текста ст. 118 ЗКУ следует, что гражданин может получить земельный участок где угодно, независимо от места его регистрации.

Важно только, чтобы интересующий земельный участок был свободен и находился на территории подведомственности органа, в который гражданин обращается с заявлением о бесплатном выделении земельного участка.

Общая процедура бесплатного приобретения гражданами Украины земельных участков на основании бесплатной приватизации регулируется ст. 118, 151 ЗКУ и включает в себя несколько этапов:

Подача заявления (ходатайства) о выборе места расположения участка

Гражданин подает заявление о выборе места расположения земельного участка в соответствующий местный совет или администрацию. Заявление должно соответствовать форме, утвержденной Постановлением Кабинета министров Украины «Об утверждении типичной формы заявления (ходатайства) о выборе места расположения земельного участка» от 18.02.2009 г. № 113.

  • Территориальные органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
  • Органы градостроения и архитектуры;
  • Органы охраны культурного наследия;
  • Органы охраны окружающей среды;
  • Санитарно-эпидемиологическую службу;
  • Территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного и/или водного хозяйства (при необходимости; п. 7 ст. 151 ЗКУ).

Решение органов исполнительной власти и местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка (ч. 2 ст. 118 ЗКУ). В случае положительного решения гражданину дают разрешение на разработку проекта приватизации земельного участка.

Разработка проекта отвода земельного участка

Разработка проекта отвода земельного участка выполняется по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые обусловлены соглашением сторон (ч. 7 ст. 118 ЗКУ) в соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства относительно отведения земельных участков» от 26.05.2004 г. № 677. Необходимо отметить, что разрешение на разработку проекта действует один год.

Проект отвода земельного участка исполнитель согласовывает со следующими инстанциями:

  • Органом земельных ресурсов;
  • Органом охраны окружающей среды;
  • Санитарно-эпидемиологической службой;
  • Органом градостроения и архитектуры;
  • Органом охраны культурного наследия.
  • В ряде случаев закон предусматривает обязательную государственную экспертизу землеустроительной документации.

Проект отвода земельного участка подают в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству (далее — Комиссия), которая в течение трех недель предоставляет соответствующему органу исполнительной власти или местного самоуправления свой вывод о согласовании проекта или отказе в его согласовании.

Получение акта на право собственности

Согласованный проект отвода земельного участка подают в тот орган, который выдал разрешение на разработку этого проекта, где в двухнедельный срок принимается решение об утверждении проекта землеустройства относительно отведения земельного участка и предоставлении его в собственность (ч. 10 ст. 118 ЗКУ).

Отказ органа исполнительной власти или местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

Получив решение о предоставлении земельного участка в собственность, гражданин должен получить государственный акт на право собственности на земельный участок, который является правоустанавливающим документом, подтверждающим право частной собственности на землю.

Упрощенный порядок приватизации земельных участков

Кабинет министров Украины принял Порядок бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины в 2009 году государственных актов на право собственности на земельные участки, утвержденный Постановлением от 05.08.2009 г. № 844 (далее – Порядок). В этом документе сказано, что с 2009 года и в последующие годы для граждан устанавливается упрощенная процедура бесплатной приватизации земельных участков.

Необходимо отметить, что согласно п. 2 Порядка упрощенный порядок получения государственных актов предусмотрен для земельных участков со следующими целевым назначением и условиями: для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений, ведения личного сельского хозяйства в пределах населенных пунктов и ведения садоводства в размерах, определенных ст. 121 ЗКУ.

Чтобы получить государственный акт на право собственности на земельный участок, гражданин должен подать сельскому, поселковому, городскому председателю по месту нахождению земельного участка следующие документы:

  • Заявление;
  • Копию документа, удостоверяющего личность;
  • Копию документа о присвоении идентификационного номера согласно Государственному реестру физических лиц — налогоплательщиков;
  • Копию решения о передаче земельного участка в собственность, принятого органом местного самоуправления или районной госадминистрацией, а также в случае наличия — техническую документацию по землеустройству или проект отвода земельного участка, разработанный и утвержденный до 15 августа 2009 года.

Территориальным органам Госкомзема, районным госадминистрациям, органам местного самоуправления запрещается требовать от граждан любые другие документы, кроме предусмотренных выше (п. 2 Порядка).

Следует заметить, что в соответствии с п. 3 Порядка техническая документация готовится для граждан безвозмездно, за средства государственного бюджета.

Согласно п. 11 Порядка выдача государственного акта на право собственности на земельный участок осуществляется представителем районного (городского) подразделения государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» в срок, который не превышает 30 рабочих дней с дня поступления заявления о выдаче такого акта, по месту расположения земельного участка. При этом финансирование работ и услуг, связанных с подготовкой технической документации, оформлением и выдачей государственных актов на право собственности на земельный участок, осуществляется заказчиком за средства государственного бюджета (п. 14 Порядка).

Судебная защита

Таким образом, общая процедура бесплатной приватизации земельного участка довольно длительная и предусматривает ряд согласований. Как показывает практика, самостоятельно получить земельный участок в собственность, реализовав свое конституционное право, простому гражданину нелегко. Единственный способ правовой защиты в случае прохождения всей описанной процедуры и получения отказа — обращение в суд, которое тоже далеко не всегда приводит к быстрому и эффективному решению проблемы.

Можно предположить, что с принятием Кабинетом министров Украины Постановления от 05.08.2009 г. № 844, которое вводит упрощенный порядок оформления и выдачи гражданам государственных актов на право собственности на земельный участок, процесс приватизации земли в Украине станет более прозрачным и доступным.

Земля не для всех: как в Приморском крае исчезли аукционы на участки (ИНТЕРВЬЮ)

С момента вступления в силу льготных режимов распределения участков в Приморском крае почти не проводят земельные аукционы. Да и вообще отношения с землей складываются сложные − люди годами обивают пороги департамента земельных и имущественных отношений в попытках зарегистрировать, обозначить и хоть как-то узаконить имеющуюся землю. Об этих и других проблемах корреспондент VL.ru побеседовал с земельным юристом Олегом Кучмой.

− Олег Владимирович, действительно ли во Владивостоке нет свободной земли? Или это отговорка? Строительство-то, вон, цветет буйным цветом.

— Во Владивостоке есть земля. Но нет земли, по которой нельзя изящно отказать. Практически вся она имеет какие-то обременения, которые тянутся еще с советских времен. Допустим, у нас в районе «Зари» кончается историческая застройка советской эпохи. И все, что дальше от трассы к морю, − земля ДВО РАН. Есть еще вторая санитарная зона, которая периодически всплывает, периодически пропадает. Есть военные и гражданские лесничества. То есть абсолютно у любой земли есть причина ее не давать − санитарные зоны, опасные зоны, полосы отчуждения, государственные акты 50-х годов. На любой кусок можно найти обоснование, почему его не дадут. Нет таких только на Весеннюю и на Трудовое. Но там уже и земли почти нет свободной.

– По этой ли причине у нас стало проводиться так мало аукционов?

– Люди логично не выходят на аукционы. У нас зарегистрировано несколько сотен резидентов свободного порта, которые получают землю без торгов. Резидентам она достается практически под что угодно, в любых количествах и с преимущественным правом. То есть приходит человек, говорит − давайте проведем аукцион по конкретному участку. А потом заходит резидент и аукцион отменяют, так как у резидента имеется преимущественное право. Соответственно какой-то крупный кусок земли не имеет смысла разыгрывать на аукционе. Землю продавать вроде нельзя, но фирмы-резиденты регистрируются пачками. Потом просто продается фирма целиком. Был директор Иванов, стал Петров. Якобы продана фирма, но у нее из всех активов только земля. Для включения в реестр требуется предоставить какой-то бизнес-план на пять миллионов рублей. Что такое пять миллионов для участка земли под строительство? Это коробка не очень большого дома.

– Резидентов сейчас сотни. Им все участки достаются?

– А муниципальные аукционы?

– С муниципальными аукционами то же самое. Резиденты могут претендовать на любую землю, никакой разницы нет. К тому же у нас никогда нормальных аукционов и не было. На «нормальном» разыгрывается право на заключение договора аренды либо собственность на землю. У нас разыгрывается стоимость аренды земли в год. При этом минимальный срок аренды не оговорен. Понятно, что кто быстрее сможет выкупить участок, тот меньше заплатит. Это гонки с бюрократией. Выходят на аукцион «свой» и «не свой». Аренда доходит до безумных цифр. Был выставлен, например, участок в 5,5 сотки. Мы остановились в торгах на 1,85 млн рублей аренды в год. «Свой» участник «в законные сроки» выкупит его за три месяца, под «муляж» дома, заплатит за это дело полмиллиона и с выгодой перепродаст. А «не свой» будет обивать пороги департамента или судиться целый год, аренда «сожрет» два миллиона рублей, и ему придется аврально строить там настоящий, а не картонный, тянуть электричество и так далее. А комиссии будут приезжать, не находить каких-то признаков капитального строительства и говорить, что нет оснований для выкупа. Или можно построить дом, а коммуникации к нему не прокладывают. Арендатор идет в суд, где его мурыжат год и в конце концов дают ответ, что в какой-то справке нет какой-то запятой. Соответственно, при такой огромной аренде ты гарантированно уходишь в минус. Проще купить участок на вторичном рынке и не играть в «Спортлото» с системой.

– Это следствие введения льготных режимов? Или проблема шире?

– Проблем много. С одной стороны, у нас многодетным землю дают бесплатно, инвалидам, ветеранам, резидентам бесплатно − кто пойдет на аукцион? В департаменте земельных и имущественных отношений кризис. Наталья Соколова (директор департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с 2013 по 2016 год. – Прим. VL.ru) под себя подгребала все, что можно. Ей доверял Миклушевский, он ей отдал весь юг Приморья. Первоначально речь шла о том, что департаменту добавят 80 ставок, то есть он практически удвоится. Но в 2014-м случился «Крымнаш», заморозили зарплаты чиновникам и увеличение числа ставок. То есть, чтобы добавить людей в департамент, нужно их убрать с других мест. 80 ставок − это нереально. Соколова своих сотрудников терроризировала как могла − всех заставляла работать по выходным, допоздна. Но при этом зарплаты больше не становились. А как платят, так люди и работают. Многие уволились. Когда вал захлестнул и просрочка по заявлениям составляла год, ликвидировать ее уже было невозможно. После того, как Соколову выгнали, у руля департамента оказалась череда временщиков − Михеева при назначении уже была под следствием, Терехов при назначении был под следствием. Когда человек ходит к следователю как на работу, есть ли у него желание заниматься основной работой? Когда назначили Подольского, никто не верил, что он надолго. Но он закрепился, несмотря даже на отставку Миклушевского. Привел за собой команду «судейских решал» – такие не привыкли делать что-то бесплатно. Карьерные чиновники работают на «дело государево», а между делом делают «добро» себе. А этим не платят − они и не делают. Это психология. Второй момент − все понимают, что под такие полномочия надо или удваивать департамент, либо отдавать все обратно. Шансов исправить ситуацию при нынешней команде нет никаких.

– Раньше муниципальной землей распоряжались сами районы. Теперь у нас один департамент, в котором гигантские очереди и конца им не видно. Может, стоит раздать полномочия обратно по муниципалитетам?

– А тут другая сторона – когда полномочия по распределению земель у муниципальных районов отобрали, в соответствующих органах опытных людей сократили. Теперь если полномочия внезапно раздавать обратно, то добавить ставки нельзя, потому что мораторий никто не отменял. То есть лучше-то не станет. Надо признать очевидное – в некоторых случаях надо добавлять чиновников.

Пытаясь решить эту проблему, краевые власти с нуля создали монстра из 240 человек — КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», фактически краевое управление градостроительства. Сотрудники ездят из Владивостока в край на бюджетной машине и что-то там измеряют. Поездки в Шкотово – на ежедневной основе. Оборудование GPS у них отбирают, как непатриотичное. Велели пользоваться ГЛОНАСС. У GPS точность 10 сантиметров, а у ГЛОНАСС – два метра. Что они там измеряют? Натуральное вредительство: вот вам, говорят, чудо-симки ГЛОНАСС, покупайте их по миллиону за штуку, ищите под них оборудование. А оборудования нет. Есть в Москве какие-то «инноваторы», но их опыт в производстве от силы два года, а не 30, как у признанных во всем мире американских производителей. По факту скрещивают слона с верблюдом. В агломерации был бы смысл, если бы за этим что-то стояло, кроме простого передела чиновничьих полномочий. А в нынешнем варианте никакого выигрыша ни у кого нет.

– Так почему земельные проблемы не решаются годами? Руководители департаментов меняются, режимы меняются, а вопросов не становится меньше.

– Одна из главных проблем с землей − это то, что ты ни в чем не можешь быть уверен. То есть ты можешь быть вторым собственником, третьим, владеть этой землей много лет. Но потом к тебе кто-то придет и скажет − все это незаконно, кто вам эту землю вообще дал? И это происходит постоянно. Особенно в Хасанском районе − там уже на третий раз всю землю делят. Сейчас раздали гектарщикам, через пять лет у них все заберут. Свидетельство о собственности на землю – фактически никчемная бумажка, говорящая только о том, что в данный конкретный момент государство на эту землю не претендует. Точно твоим останется только то, что ты уже плотно застроил. Если под какие-то там будущие планы куплен пустой участок – его могут отнять без проблем или поставить совершенно «несъедобную» целевку. Поэтому и не идут деньги в край.

У нас еще синдром: крупные чиновники не хотят ничего про землю слышать. Миклушевский ничего не хотел, Тарасенко. Теперь, видимо, Кожемяко тоже не захочет. Потому что это токсичный актив. Земля − это круто, это самый простой рычаг политического влияния. Но с другой стороны − это самый простой способ заляпаться, оскандалиться и погубить карьеру. Это сложный предмет, в котором они не разбираются и боятся его как чумы. Поэтому губернаторы просто делают вид, что проблем земли не существует. В конечном счете это приводит к бесконтрольности, безнаказанности земельных чиновников и земельному коллапсу.

− Но ведь есть масса свободной земли вдоль береговых полос. Есть договоры на отсыпку берега даже во Владивостоке. И тем не менее эти проекты единичные.

У нас водное законодательство общее на всю страну, а не у каждого субъекта свое, как в США или Австралии. Возможно, Водный кодекс неплохо отражает реалии центральной России, но ведь есть «обводненные» субъекты, например, Камчатка, Карелия или Сахалин, где на каждого взрослого жителя приходится по 500 метров береговой линии. То есть теоретически можно каждому жителю выдать хоть по 100 метров − хватит на всех и останется для внуков. А если взять умирающие населенные пункты в сельской глубинке, например, вдоль Бикина? Почему жители села не имеют права построить себе что-то на воде? Кому они помешают? Но все равно нельзя. В итоге на корню погублена огромная «лодочная» индустрия, которая могла бы добавлять к ВВП страны миллиарды долларов и делать жизнь на Дальнем Востоке намного привлекательнее. Конечно, и пустой дикий пляж может быть вполне привлекательным для отдыха, но удачных природных бухт не так много. Километры береговой полосы на юге Приморья остаются никому не нужными болотистыми лиманами или вовсе не имеют подъездных дорог. А ведь море – это один из главных туристических ресурсов Приморья.

– Но все в один голос кричат, что Дальний Восток нужно развивать, строить дома, социальные объекты, приводить в порядок береговые мощности.

– Часть водного законодательства надо давно менять − тут даже не чиновники виноваты. В России нет понятия генплана акватории. Вода до сих пор измеряется квадратными километрами, а не метрами, не гектарами. Точность − плюс-минус футбольное поле, система координат 1943 года. И нет удобных интернет-инструментов вроде кадастровой карты. Гражданин в принципе не может узнать, кому какая акватория принадлежит и осталась ли еще свободная вода. Пока все пилится «крупняком» и километрами – инвестиции не нужны и невозможны. Имеем узаконенный распил биоресурсов, выгребание рыбы.

В Греции на материковой части есть НДС 20%, а на островной нет − есть стимул заселять острова. У них тысячи островов, и на каждом острове хоть что-то маленькое, но есть. Около Стокгольма 5000 островов. Заселено 85%. Всего-навсего на островах обнулен налог на недвижимое имущество и упрощен порядок строительства частных пирсов. А у нас только сейчас какие-то резиденты смотрят на Коврижку − и еще неизвестно, достанется она им или нет. И будет ли там хотя бы что-то реально построено, кроме очередного символического картонного домика. На Рейнеке в 1950-х постоянно жили больше 2000 человек, теперь зимует в полной изоляции пятеро стариков.

Это замкнутый круг. В Америке есть «города для богатых» – налоги остаются в местном бюджете. Когда много богатых дают много налогов, можно строить крутые школы, садики, дома. И туда приезжают новые богатые. Как у нас в Москве − там много налогов, поэтому там можно построить много дорог, там лучше жить, и туда все тянутся. На Дальнем Востоке обратная ситуация − отсюда проще уехать, чем что-то сделать. Нет у нас ни дорог, ни инфраструктуры. Если земля будет продаваться на справедливых аукционах и эти деньги будут целиком вкладываться в строительство дорог к тем же пригородным участкам, а не уходить непонятно куда, начнут и строить, и приезжать сюда жить. Сейчас жизнь в частном доме − это пустые понты. Построил дом за городом, а у тебя рядом ни банка, ни магазина, ни школы. Даже почту не носят.

– Если департамент негласно распоряжается землей и распределяет ее по «своим», нужно же что-то делать. Как с таким бороться?

Мне кажется, получился грандиозный провал. Надо мониторить объемы капвложений, объемы зарегистрированной собственности, что реально построено. Тогда будет толк. По большому счету руководство надо полностью менять – они работают на красивую цифру для совещания, а не на результат. Привыкли только имитировать бурную деятельность и уже не могут иначе.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector