Лесной сервитут — право ограниченного пользования чужими лесными участками

Прежде лесной сервитут был своеобразным правовым институтом, имеющим мало общего с ограниченным правом пользования чужим земельным участком в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации. Так, ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним Лесным кодексом право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти — как частный лесной сервитут.

Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько иное определение публичного и частного сервитута. Согласно ст. 23 ЗК частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Далее ЗК определяет цели установления публичного сервитута. Так, в п. 3 ст. 23 определено, что публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда может быть принят закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что в соответствии с Земельным кодексом земельный участок может быть обременен публичным сервитутом только для целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК, нормативным правовым актом органа государственной власти или местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Как уже отмечалось ранее, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Таким образом, частный сервитут в соответствии с ГК может обременять земельный участок в интересах собственника соседнего или другого земельного участка, для его нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (причем перечень таких нужд является открытым). Порядок установления частного сервитута определяется пунктом 3 указанной статьи ГК: сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Итак, рассмотрев указанные правовые нормы, можно сделать вывод, что Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ понимал лесной сервитут гораздо шире определений, установленных земельным и гражданским законодательством: под публичным лесным сервитутом Лесным кодексом понималось право граждан свободно пребывать в лесах, а частный лесной сервитут представлял собой ограничение прав пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками, не входящими в лесной фонд лесами в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

В новом ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, а также законодательством РФ о концессионных соглашениях, если иное не предусмотрено ЛК РФ. В ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, но он не именуется в качестве такового в отличие от ЛК РФ 1997 г.: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Понятие недревесных лесных ресурсов расшифровывается в ст. 32 ЛК РФ. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Нормы ст. 11 ЛК РФ по своему смыслу рассчитаны на пребывание не только в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) остается федеральной собственностью, но и на лесных участках в составе земель иных категорий. В соответствии с п. 8 ст. 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Между тем само содержание публичного сервитута сужено по сравнению с предыдущим ЛК РФ. Например, в новом ЛК РФ из формулировки прав граждан исчезла возможность, закрепленная законодателем, бесплатно участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. Представляется, это совершенно необоснованно. По поводу сбора лекарственных растений гражданами для своих нужд (выздоровления) можно отметить следующее. В ст. 11 ЛК РФ (пребывание граждан в лесах) такой нормы теперь нет. Такая возможность присутствует в ст. 35 ЛК РФ, регламентирующей заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Специфической особенностью публичного лесного сервитута является состав сторон: он строго определен законодателем. С одной стороны – это Российская Федерация, а с другой стороны – неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (так называемое общедоступное лесопользование). Участие юридических лиц в данном сервитутном правоотношении не предусмотрено.

Сервитут является одним из вещных прав. В качестве такового он подлежит регистрации в том порядке, который установлен для регистрации прав на недвижимость. На практике ничего подобного нет. Поскольку лесом может пользоваться неопределенное количество людей, регистрация их прав становится невыполнимой даже с чисто формальной стороны. Более того, как всякое имущественное право сервитут в случае его нарушения подлежит возмещению.

Следующей особенностью публичного лесного сервитута является отсутствие возможности требовать платы за осуществление публичного лесного сервитута. А по отношению к частному лесному сервитуту это возможно. Для осуществления публичного лесного сервитута не требуется получение специальных разрешительных документов на участки лесного фонда. Понятие публичного сервитута в ЗК РФ частично дублирует содержание лесного сервитута, что является еще одним доводом в пользу того, что в ЛК РФ установлен публичный лесной сервитут. В нормах обоих кодексов допускается пользование земельным (лесным) участком для прохода и пребывания в нем, возможности сбора дикорастущих растений.

Предыдущий ЛК РФ 1997 г. устанавливал, как уже указывалось, частный лесной сервитут в ст. 21. В тех случаях, когда речь идет о публичных лесных сервитутах, то одной из сторон является собственник лесов – Российская Федерация, а другой – неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (касательно частного лесного сервитута, то субъектами правоотношения на этой стороне могут быть только лесопользователи). Частный сервитут имеет совсем другую природу: ограничения права лесопользования должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

В действующем ЛК РФ понятия частного лесного сервитута, как и публичного, не дается. В ст. 23 ЗК РФ содержится отсылочная норма на ГК РФ: частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Определение сервитута, содержащееся в ГК РФ, как уже говорилось, не годится для частного лесного сервитута. Поэтому в качестве частного лесного сервитута можно рассматривать п. 4 и п. 5 ст. 11 ЛК РФ. Они устанавливают, что пребывание граждан может быть ограничено: 1) в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые ограничен в соответствии с федеральными законами; 2) в целях пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Такое ограничение может устанавливаться на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений. Таким образом, данные нормы по своему смыслу являются схожими с нормой ст. 21 ЛК РФ 1997 г., устанавливавшей определение частного лесного сервитута.

Это интересно:  Как проверить автомобиль перед покупкой на юридическую чистоту

Примером частного сервитута может служить возможность использования лесного участка для размещения пасеки.

В соответствии с п.3.1 ст.38 ЛК РФ для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут.

Сервитуты полностью соответствуют возможности использования леса на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях), который был закреплен в ст. 22 предыдущего ЛК РФ. Суть этого принципа состояла в следующем. При условии разумного ведения хозяйства один и тот же участок леса можно использовать одновременно в различных целях: вести заготовку древесины, осуществлять побочное лесопользование, использовать его в культурно-оздоровительных целях и т. п. Уникальная способность леса к восстановлению обусловливает возможность постоянного и неистощительного лесопользования на основе регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им.

В действующем ЛК РФ этот принцип не закреплен. Но близким к нему является принцип многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, предусмотренный в п. 4 ст. 1 ЛК РФ.

Вместе с тем, одной из важнейших проблем использования лесных участков является отсутствие работающего механизма разрешения конфликтов различных лесопользователей при столкновении их интересов. Как следует из ст. 274 ГК, сервитут представляет собой чрезвычайный метод разрешения конфликта интересов собственника земельного участка с лицами, нуждающимися в использовании этого участка, когда другие варианты решения проблемы невозможны. В случае с лесными участками, находящимися на землях лесного фонда, конфликт интересов возникает, как правило, между пользователями лесными участками либо между пользователями лесными участками и третьими лицами, и в данной ситуации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в том виде, в котором оно установлено в земельном и гражданском законодательстве, не способно стать инструментом решения указанной проблемы.

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 9 ЛК РФ

Законодатель стал придерживаться не только понятия лесного участка как земельного участка, но и наделил лесные участки видами земельных прав. Так, прежний Лесной кодекс РФ не знал такого вида прав на лесные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования. В нем были определены сервитут, аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, были право безвозмездного пользования и краткосрочного пользования.

Земельный кодекс РФ 2001 г. оперирует следующими видами прав на земельные участки: собственность, аренда, сервитут, безвозмездное (срочное) пользование, постоянное (бессрочное) пользование (для ограниченного круга юридических лиц), пожизненное наследуемое владение.

Лесной кодекс РФ 2006 г. определяет право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

Как видим, практически только право собственности и право пожизненного наследуемого владения, присущие земельным участкам, отсутствуют в отношении лесных участков.

Статья устанавливает, что возникновение и прекращение указанных прав осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом, т.е. приоритет в данном вопросе остается за Лесным кодексом РФ. При этом если ст. 9 касается всех лесных участков без исключения независимо от категории земель, на которых они расположены, то считается ли перечень видов прав на лесные участки в составе земель иных категорий в ст. 9 исчерпывающим? Как быть с п. 2 ст. 8 Лесного кодекса, который устанавливает в том числе любые формы собственности на лесные участки в составе иных категорий земель в соответствии с земельным законодательством? Земельное законодательство предусматривает право частной собственности на землю, ст. 27 не ограничивает и не изымает из оборота лесные участки в составе земель иных категорий.

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

— право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

— право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

— право аренды лесных участков;

— право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, — положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели — для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками — невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Это интересно:  Что такое кадастровый план земельного участка и как он выглядит?

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти — как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий «публичный лесной сервитут» и «частный лесной сервитут». Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях — без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

— гражданам — для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

— религиозным организациям — для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право безвозмездного срочного пользования лесными участками — это следующий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ).

В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. 3 ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.

В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное срочное пользование субъектам РФ.

Распоряжением Минимущества России от 2 сентября 2002 г. № 3070-р были утверждены примерные формы решения о предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование. В соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Предоставление участка земель лесного фонда в безвозмездное срочное пользование должно оформляться заключением письменного договора, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования участком земель лесного фонда.

Это интересно:  Как заказать и получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости?

Прекращение права безвозмездного срочного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Тем не менее есть и некоторые особенности. Так, согласно п. 2 ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности (п. 3 ст. 47 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 47 право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Значительное число ученых считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. Однако в науке существует мнение о существование публичного лесного сервитута.

Большинство лесов в Российской Федерации находится в государственной (федеральной) собственности. Государственная собственность по своему характеру прекрасно подходит для выполнения общегосударственных задач, для обеспечения потребностей населения в лесных ресурсах, для реализации публичных интересов. Поэтому, представляется, нет особой необходимости в установления права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута) по отношению к государственной собственности. Граждане для собственных нужд (ограниченно) используют леса в силу указания федерального закона — Лесного кодекса РФ.

Сервитут — это вещное право, необходимо прямое указание в законодательстве на наличие данного права, указание на содержание права, субъектов и объектов права. В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Но при этом лесной сервитут не закреплен в лесном и в земельном законодательстве.

1. В законодательстве прямо не закреплена какая-либо форма собственности на леса, право собственности на леса закрепляется посредством определения собственности на земельные участки. При том что ЛК РФ ввел многообразие форм и видов собственности на леса, большинство лесов находится в федеральной собственности (все леса на землях лесного фонда, земель обороны и безопасности и др.).

2. «Цивилистическая триада» правомочий собственника рассчитана преимущественно на раскрытие содержания права частной собственности. Ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет правомочия собственника, поскольку большинство полномочий в области использования и охраны лесов передано субъектам РФ.

4. Федеральная собственность на леса носит целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем. Она предназначена для сохранения лесов. Установление федеральной собственности на большинство лесов отвечает интересам большинства населения РФ.

5. Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, поскольку она наиболее предпочтительна для сохранения и рационального использования лесов.

Проблемная застройка. Вороватый сервитут

Три недели на проблемной застройке в Речном квартале не было подвоза стройматериалов, т.к. незаконный проезд был практически перекрыт жильцами, фактически исполнявшими роль правоохранительных органов. Однако, два дня назад застройщик начал массированную атаку при поддержке полиции, которая стала вести разговор о законности проезда. Причём словосочетание «вести разговор» здесь определяющее. Говорят о некоем сервитуте, а никто не даёт в руки документ подтверждающий право этого сервитута. Получается, что сервитут какой-то вороватый.

Здесь примечателен и тот момент, что полиция, по сути, выступает в роли «крышевателей» застройщика отстаивая интересы хозяйствующего субъекта. Не зря мы подозреваем, что связанные со стройкой лица являются дружками губернатора. Да и сами строители абсолютно уверены в полной безнаказанности и не скрывают, что у них всё схвачено.

А почему же нам не хотят показать законный, казалось бы, документ на сервитут?
А дело в том, что по словам застройщика и полицейских он заключен с «Ледовой ареной».

Однако, сервитут должен заключаться между собственником участка и лицом предоставляющим право пользования своим земельным участком. В данном случае между муниципальным образованием Вологда и ООО «Реал-СВ».

Получается, что в действиях, в создании привилегированных условий для хозяйствующего субъекта, руководителя «Ледовой арены» Е.Скородумова наблюдается превышение, либо злоупотребление служебными полномочиями подпадающее по УК РФ.

Да, скажу сразу, что полицейские и застройщик уверяли нас, что ему это согласовано свыше, но бумагу даже не дали сфотографировать. Прораб просто забрал её у полицейского и вернул позже. Это, кстати, был очень любопытный момент. Строители бесцеремонно лазали в папку полицейского и брали и возвращали туда документ, при этом запрещая полицейскому показывать его нам.

На самом деле всё просто, т.к. сам по себе запрос сервитута подтверждает важный момент. Отсутствие права проезда при проектировании строительства и проведении экспертизы. Это значит, что разрешение на строительство подписанное мэром Воропановым является филькиной грамотой.

Также невозможность сервитута доказывается ещё одним документом. Межевым планом объединённого земельного участка.


В котором черным по белому прописано, что доступ к участку осуществляется через земли общего пользования. Коими земли муниципальной «Ледовой арены» не являются.

Верховный суд прямо сказал, что сервитут является крайней мерой и применяется только если отсутствует иная возможность.

Получается же застройщик при проектировании и строительстве незаконно воспользовался муниципальным имуществом, которое было ему предоставлено с помощью руководителей «Ледовой арены» и города. А в настоящее время пользуется помощью полицейских в качестве средств силовой поддержки. (смотрите трансляцию)

Всё это называется просто — коррупция.

Мы требуем привлечения к уголовной ответственности лиц выдавших и согласовавших сервитут без должного на то основания.
Мы требуем привлечения к ответственности полицейских действующих в интересах конкретных бизнес-структур, вместо проведения полноценной проверки.

Вот адреса интернет-приёмных МВД и СК.
— https://xn--b1aew.xn--p1ai/request_main (выбираем Главное управление собственной безопасности)
— https://sledcom.ru/reception
Вот примерный текст:

«В городе Вологда на берегу реки рядом с ЖК «Речной квартал» на улице Карла Маркса идёт строительство 14-ти этажного жилого дома.
Согласно межевого плана земельного участка под застройку доступ к нему осуществляется через земли общего пользования. Однако, в
ходе проведения проектных и строительных работ застройщик начал использовать муниципальное имущество (земельный участок) без законных оснований, что зафиксировано проверкой Россреестра в сентябре 2018 года. Вместо запрета на использование земельного участка руководство города и муниципальной «Ледовой арены» выступало на стороне застройщика выдав разрешение на строительство без организации проезда, а после выявления Росреестром захвата земли согласовало некий сервитут через муниципальный земельный участок. Однако, согласно постановлению Верховного суда, сервитут это крайняя мера и может применяться при отсутствии иной возможности использования земельного участка.
Полиция города Вологды вместо полноценной проверки документации и возбуждения уголовного дела за превышение (злоупотребление) служебными полномочиями заняла позицию помощи бизнесмену. По сути взяв под охрану незаконный проезд, помогая въезду на стройку строительной техники, через захваченную муниципальную землю.
Подробнее о ситуации в сети интернет по адресу: https://domozhiroff.livejournal.com/645112.html
Считаю происходящее фактами коррупции. Прошу вас:
1. Провести проверку по факту выдачи и согласования сервитута на земельный участок «Ледовой арены» и привлечь к ответственности руководство арены и города
2. Провести проверку действий полиции города Вологда оказывающей силовую поддержку застройщику и привлечь их к ответственности»

Посылаем письмо и распространяем информацию. Нельзя мириться, когда полицейские превращаются в инструмент бизнеса и прямо используются для попрания закона.
Кстати, это особенно примечательно выглядит при их полном бездействии при недавнем сносе здания «Труд».

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, rulaws.ru, leskod.ru, studme.org, echo.msk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector