Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

По итогам принятия решения о ликвидации организации учредителями или вынесения постановления судом формируется ликвидационная комиссия, которая: Во-первых Берет на себя функции и обязанности всех органов управления НКО Во-вторых Курирует вопрос прекращения деятельности учреждения или фонда Даже в рамках судебных заседаний ликвидационная комиссия выступает от лица НКО. Следует отметить, что в настоящее время практикуется три способа ликвидации НКО, в том числе:

  1. Добровольная окончательная ликвидация.
  2. Альтернативная ликвидация через присоединения к иной НКО (через реорганизацию).
  3. Прекращение функционирования по решению суда.

Вероятные причины Парадоксально, но в некоторых случаях причины прекращения деятельности НКО отражаются непосредственно в уставе организации.

Содержание

Особенности ликвидации ано

НКО Аспекты, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ описывает ФЗ-129. Процесс ликвидации некоммерческой организации строго регламентирован законодательством РФ и предусматривает следующие основные этапы:

  1. Принятие решение о прекращении деятельности учредителями или судом.
  2. Формирование ликвидационной комиссии.
  3. Уведомление органа государственной регистрации.
  4. Сбор и оформление пакета бумаг.
  5. Обнародование сведений о прекращении деятельности НКО в «Вестнике государственно регистрации».
  6. Уведомление кредиторов и составление промежуточного баланса.
  7. Покрытие всех открывшихся обязательств и разработка итогового ликвидационного баланса.
  8. Передача документов в регистрационный орган.

Пошаговая инструкция процедуры Прекращение деятельности НКО, как правило, представляют в виде 3-х этапов ликвидации.

Ликвидация некоммерческой организации

НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными.

Ликвидация нко

Еще одним возможным неприятным фактом можно назвать утрату имущества. Это произойдет тогда, когда имеющихся у организации средств не хватает для погашения задолженности.

Если прекращение деятельности производилось на основании постановления прокурора, то некоммерческая организация потеряет финансовые средства. Оспорить процедуру ликвидации можно через суд. Для этого необходимо правильно составить исковое заявление.

НКО может восстановить свою деятельность, если докажет наличие нарушений, допущенных инициатором. Это возможно тогда, когда основанием для ликвидации послужило отсутствие фактической деятельности.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

Выплата средств по долговым обязательства в порядке очереди, которая предусматривается ГК РФ.

  • Предоставление ликвидационного баланса.
  • Регистрация ликвидации АНО.
  • Протокол и его образец Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции. Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ). В общем виде основных причин прекращения функционирования некоммерческой организации может быть всего две, в том числе:

  1. Осознание учредителями того, что компания достигла поставленных перед ней целей.
  2. Установление факта нарушения ею законодательства.

Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов.

При этом по итогам ликвидации оно не распределяется между ними. В остальном – процесс ликвидации напоминает таковой на уровне коммерческой фирмы.
Что это такое Ликвидация некоммерческой организации – это процедура официального прекращения ее деятельности.

Как проводится ликвидация некоммерческой организации

Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.

    Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок.

Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд.
Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства.

Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.

  • Составление ЛБ.
  • Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (нко)

    В отличие от налоговой службы Минюст проводит тщательную проверку оснований для завершения деятельности учреждения. Этапы ликвидации некоммерческой организации В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии. В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО. На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии. На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме.

    Ликвидация некоммерческой организации: порядок проведения и последствия

    • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
    • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц.

    Такой способ возможен даже при наличии долговых обязательств;

    • альтернативная ликвидация с помощью смены состава учредителей;
    • ликвидация по решению суда;
    • ликвидация в процессе признания организации банкротом.

    Важно: Материальную ответственность за долги организации типа АНО не несут ее учредители, так как и организация не несет ответственности за долги учредителей. Пошаговая инструкция Ликвидация АНО несколько отличается от процесса закрытия других юридических лиц, необходимо учитывать, что особое внимание стоит уделить документам и не допускать фактических ошибок, поскольку это может привести к более тщательным проверкам и затянуть процесс еще на несколько недель, а то и месяцев.

    ГК РФ предусматривается порядок прекращения деятельности АНО:

    • учредители должны составить документ о принятие решение ликвидации.

    Некоммерческая организация представляет собой образование, созданное и зарегистрированное для выполнения ряда задач. Они могут носить социальный, гражданско-правовой или благотворительный характер.

    Некоммерческая организация не преследует целей, связанных с получением прибыли или её распределением между участниками. Извлечение дохода некоммерческой организацией является возможным, но их расходование может происходить только на цели, предусмотренные уставной документацией. Другими словами, участники некоммерческой организации не могут использовать прибыль для личных целей. Редкие исключения содержатся в статье 116 ГК РФ. Законодательство Сама процедура регламентируется статьями 61, 62, 63 и 64 ГК РФ. Ряд вопросов рассматривается ФЗ № 127, а также законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Ликвидация нко по решению суда основания процедура

    Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор.

    Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.

  • В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации.
  • Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

    НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

    Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

    Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

    Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
    • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

    Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

    • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
    • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

    Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

    Причины и способы ликвидации НКО

    Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

    Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

    • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
    • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
    • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

    Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

    1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
    2. Нарушения являются неустранимыми.
    3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
    4. Подозрения в экстремизме.

    Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

    • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
    • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
    • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

    Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

    Цены на ликвидацию ООО с нулевым балансом в фирмах Москвы по ссылке.

    Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

    Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

    1. Общее собрание, на котором принимается решение о ликвидации, или вынесение соответствующего решения в судебном порядке.
    2. Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор. Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.
    3. В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации. Эти же документы ликвидатор обязан направить в Управление Минюста по юридическому адресу организации (это является особенностью ликвидации НКО, прочие ЮЛ к данной структуре отношения не имеют), в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Регистрирующий орган перенаправляет после проверки документы в налоговую службу. Ее сотрудники регистрируют начало ликвидации некоммерческой организации.
    4. Направление сообщения в СМИ. Для уведомления всех лиц, так или иначе заинтересованных в деятельности и ее прекращении НКО, используется периодическое издание «Вестник государственной регистрации». В сообщении указываются название некоммерческой организации, сроки представление требований по задолженностям (не менее двух месяцев), а также все контактные данные НКО — телефоны, адреса (юридический, фактический), электронную почту при желании, чтобы кредиторы могли связаться с учредителями или руководителями организации и предъявить свои претензии. Ликвидационная комиссия до полного окончания процедуры закрытия объединения должна хранить документы, подтверждающие публикацию заявления. К ним относится номер периодического издания и бланк сообщения.
    5. Составление ПЛБ. Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) нужен для сведения воедино всех активов и пассивов организации. ПЛБ утверждается органом, который принял решение о ликвидации НКО. Он помогает систематизировать все доходы и расходы НКО и облегчает налоговую проверку, если ИФНС решает, что ее проведение необходимо. Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.
    6. Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок. Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства. Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.
    7. Составление ЛБ. При отсутствии долгов ликвидационный баланс (ЛБ) полностью идентичен промежуточному, в противном случае он будет отличаться на выплаченную сумму.
    8. Оплата государственной пошлины. Она составляет 800 рублей для всех юридических лиц. Не производится ее оплата, если ликвидация ЮЛ связана с банкротством.
    9. Исключение некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. Это является знаком окончательной ликвидации объединения. В регистрирующий орган подаются следующие документы: заявление от лица учредителей по форме РН0008 (оригинал и копия), протокол о составлении ЛБ и сам ликвидационный баланс, квитанция об оплате госпошлины или заключение арбитражного суда, свидетельство о регистрации организации, документ, подтверждающий отсутствие печатей/штампов или их уничтожение. По факту данной процедуры выдается свидетельство. Все необходимые документы подаются единым пакетом лично ликвидатором или доверенным лицом.

    Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

    Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

    1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
    2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
    3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

    Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

    В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

    Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

    При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

    Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

    Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

    Узнайте, возможна ли ликвидация ООО без налоговой проверки, по этому адресу.

    Цены на ликвидацию ООО без долгов, в этой статье.

    Как проводится ликвидация некоммерческой организации

    В процессе своего функционирования некоммерческие организации также, как и другие юридические лица нередко ликвидируются.

    Однако, в силу того, что НКО имеют иную структуру управления и не преследуют своей целью получение прибыли, то процедура прекращения их функционирования имеет ряд специфических черт.

    Содержание

    Регулирует этот процесс гражданское законодательство, а сам процесс может осуществляться учредителями добровольно или по решению суда.

    Общие сведения

    Некоммерческая организация (НКО) представляет собой объединение, сформированное для достижения определенных целей социального, гражданско-правового или благотворительного характера, не связанных с получением прибыли (ст. 2 ФЗ-7).

    Если НКО и получает доход, то он не распределяется между ее учредителями, а расходуется на цели, прописанные в уставе организации.

    Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ).

    В общем виде основных причин прекращения функционирования некоммерческой организации может быть всего две, в том числе:

    1. Осознание учредителями того, что компания достигла поставленных перед ней целей.
    2. Установление факта нарушения ею законодательства.

    Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов. При этом по итогам ликвидации оно не распределяется между ними.

    В остальном – процесс ликвидации напоминает таковой на уровне коммерческой фирмы.

    Что это такое

    Ликвидация некоммерческой организации – это процедура официального прекращения ее деятельности.

    По итогам принятия решения о ликвидации организации учредителями или вынесения постановления судом формируется ликвидационная комиссия, которая:

    Даже в рамках судебных заседаний ликвидационная комиссия выступает от лица НКО.

    Следует отметить, что в настоящее время практикуется три способа ликвидации НКО, в том числе:

    1. Добровольная окончательная ликвидация.
    2. Альтернативная ликвидация через присоединения к иной НКО (через реорганизацию).
    3. Прекращение функционирования по решению суда.

    Вероятные причины

    Парадоксально, но в некоторых случаях причины прекращения деятельности НКО отражаются непосредственно в уставе организации.

    В этом случае в их число могут быть включены:

    Кроме того, учредители и коллегиальный исполнительный орган НКО могут инициировать его ликвидацию при существовании следующих обстоятельств:

    Однако нередки случаи, когда решение о ликвидации принимает арбитражный или иной суд, приводя в качестве оснований для прекращения деятельности такие обстоятельства, как:

    1. Неоднократные и достаточно грубые нарушения положений действующего законодательства страны.
    2. Отсутствие возможности устранения нарушений закона и их последствий.
    3. Организация осуществляет виды деятельности, отличные от прописанных в ее уставе.
    4. Имеют место подозрения в экстремистском характере деятельности организации.

    Стоит добавить, что, как и иное юридическое лицо, НКО может объявить о начале процедуры банкротства. Она может быть начата по решению учредителей или судебных органов.

    Основанием для такого решения становится невозможность компании в течение трех месяцев покрыть свои долги перед третьими лицами.

    Что это альтернативная ликвидация, читайте здесь.

    Процесс ликвидации НКО может занять от 4 до 6 месяцев – в зависимости от характера, масштабов, а также законности деятельности.

    Действующие нормативы

    Вопросы, касающиеся прекращения деятельности некоммерческой организации в РФ регулируются нормами гражданского законодательства.

    Отдельные положения прописаны в:

    Аспекты, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ описывает ФЗ-129.

    Порядок ликвидация некоммерческой общественной организации

    Процесс ликвидации некоммерческой организации строго регламентирован законодательством РФ и предусматривает следующие основные этапы:

    1. Принятие решение о прекращении деятельности учредителями или судом.
    2. Формирование ликвидационной комиссии.
    3. Уведомление органа государственной регистрации.
    4. Сбор и оформление пакета бумаг.
    5. Обнародование сведений о прекращении деятельности НКО в «Вестнике государственно регистрации».
    6. Уведомление кредиторов и составление промежуточного баланса.
    7. Покрытие всех открывшихся обязательств и разработка итогового ликвидационного баланса.
    8. Передача документов в регистрационный орган.

    Пошаговая инструкция процедуры

    Прекращение деятельности НКО, как правило, представляют в виде 3-х этапов ликвидации. Этап первый — подготовительные мероприятия

    Видео: ликвидация предприятия, фирмы

    На данном этапе происходит несколько важных процессов, которые призваны подготовить организацию к ликвидации, в том числе:

    А также подготовить пакет документов, включающий такие бумаги, как:

    Все бумаги передаются в Минюст, откуда по завершении их проверки, которая длится 2-3 месяца, приходит разрешение на осуществление процедуры.

    Этап второй — уведомление контрагентов и общественности

    Второй этап состоит из спектра практических мероприятий, которые нацелены на оповещение широкого круга лиц относительно ликвидации некоммерческой организации.

    Мероприятия осуществляются в таком порядке:

    1. Публикация сообщения в «Вестнике», что происходит в течение 5-ти дней после принятия решения (ст. 19 ФЗ-7).
    2. Уведомление кредиторов путем рассылки им заказных писем, что осуществляется за 2 месяца до ликвидации.
    3. Составления промежуточного баланса, который еще включает непогашенные обязательства перед кредиторами.

    После этого в Минюст направляются такие бумаги:

    • уведомление РН0007 (составление промежуточного баланса);
    • промежуточный баланс;
    • протокол собрания, утвердившего последний;
    • бланк, свидетельствующий о размещении сообщения в «Вестнике».

    Этап третий: завершающие процедуры

    После того, как все заинтересованные стороны уведомлены организация приступает к выполнению своих обязательств, в том числе:

    1. Погашаются задолженности перед всеми кредиторами.
    2. Формируется итоговый баланс и положительным или нейтральным итогом (без долгов).
    3. Осуществляется регистрация факта ликвидации, для чего в Минюст передаются:
    • заявление РН0008 (регистрация ликвидации);
    • ликвидационный баланс и протокол его утверждения;
    • платежный документ о внесении госпошлины;
    • решение арбитражного суда, в том случае, если речь идет о банкротстве;
    • свидетельство о регистрации;
    • акт об уничтожении печатей и бланков.

    Все представленные выше документы рассматриваются в течение 10 дней, после чего выдается свидетельство об исключении из ЕГРЮЛ.

    Формирование протокола решения

    Основанием для начала процедуры регистрации выступает решение учредителей, оформленное в виде протокола.

    В этом процессе важно соблюдение нескольких важных правил:

    1. На собрании должно присутствовать более 2/3 всех учредителей НКО.
    2. Решение о ликвидации принимается в ходе голосования большинством голосов.

    Протокол составляет секретарь собрания, а утверждает его председатель. Он должен содержать два решения – относительно ликвидации и формирования комиссии.

    При автономной НКО

    Автономная некоммерческая организация (АНО) – это специфический вид последней. Она формируется в целях предоставления услуг в таких социальных сферах, как здравоохранение, культура, наука.

    Все о ликвидации фирм, читайте здесь.

    Пошаговая инструкция ликвидации акционерного общества в 2018 году, смотрите здесь.

    Процедура ликвидации такой организации, как правило, аналогична общей процедуре прекращения деятельности некоммерческих организаций.

    Однако важно учесть две особенности этого процесса, а именно:

    • с момента принятия решения и до уведомления Минюста может пройти 1-1,5 месяца;
    • публичное уведомление о прекращении деятельности размещается в местном издании для юридических лиц.

    По срокам ликвидация АНО занимает 2-4 месяца.

    Если по решению суда

    Ликвидация некоммерческой организации может быть осуществлена по решению судебных органов (ст. 61 ГК РФ). Причины принятия такого решения судом были приведены выше.

    Инициировать же данный процесс вправе руководители НКО, представители Минюста и правоохранительных органов.

    В случае прекращения деятельности некоммерческой организации в судебном порядке, основанием выступает постановление суда.

    Судом же определяется факт создания и состав ликвидационной комиссии. Дальнейшая работа последней находится под строгим контролем государственных органов.

    Ликвидация НКО по порядку проведения официальных процедур напоминает процесс прекращения деятельности любого другого юридического лица.

    Она может осуществляться, как в добровольном порядке, так и по решению суда.

    Различия с процедурой ликвидации коммерческой фирмы состоят лишь в причинах прекращения деятельности, каковыми могут быть выполнение миссии учреждения или фонда, а также незаконный порядок их функционирования.

    Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

    Решение о ликвидации

    Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

    Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

    Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

    Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

    При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

    Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

    Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

    При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

    По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

    В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.

    При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

    При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

    Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

    В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

    Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

    1. Уведомление, по форме предусмотренной Постановлением правительства РФ от 15.04.2006 №212.

    Форма №РН0005, №РН0006. Заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом, в графах, которые не заполняются, ставится прочерк – в 2-х экз. каждое;

    2. Решение о ликвидации некоммерческой организации и формировании ликвидационной комиссии ( назначении ликвидатора)в 2-х экз.;

    3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может быть меньше двух месяцев.

    По окончании срока для предъявления требований кредиторами (через два месяца с даты публикации в журнале «Вестник»), представляются следующие документы:

    1. Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации- в 2-х экз.

    2. Ликвидационный баланс в 2-х экз.

    3. Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации- в 2-х экз.

    4. Документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей(оригинал и 2 ксерокопии);

    5. Заявление, по форме предусмотренной Постановлением правительства РФ от 15.04.2006 №212.

    Форма №РН0007, №РН0008 (нотариально заверенное). Заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом, в графах, которые не заполняются, ставится прочерк – в 2-х экз. каждое;

    Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

    Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

    Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

    1. Принятие решения о ликвидации

    2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

    Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
    С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
    В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
    Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
    — уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
    — решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
    — протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
    Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
    Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
    Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

    3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

    На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
    После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
    Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
    В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
    Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

    4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

    Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
    Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
    Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
    Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
    Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

    5. Государственная регистрация ликвидации фонда

    После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
    — заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
    — ликвидационный баланс;
    — документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
    — документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
    При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
    Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
    В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
    Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Статья написана по материалам сайтов: 02zakon.ru, 1likvidaciya.ru, buhonline24.ru, to77.minjust.ru, www.garant.ru.

    »

    Это интересно:  Раздел имущества в судебном порядке
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector