Надзорное производство в арбитражном процессе

Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений арбитражных судов в особом порядке, предусмотренном гл. 36 АПК РФ.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – это исключительная стадия арбитражного процесса, необходимость в которой возникает в тех случаях, когда судебная ошибка иным путем уже не может быть устранена. Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного производства или истекли сроки для подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста). Вместе с тем основная цель арбитражного процесса – достижение объективной истины по делу, разрешение спора, существующего между сторонами, возможно в надзорном производстве.

Производство в надзорной инстанции существует в современном арбитражном процессе с 1992 г., появившись с принятием первого кодифицированного акта, регламентирующего арбитражное судопроизводство – АПК РФ 1992 г. Действовавшие до принятия АПК РФ 1992 г. нормативные акты, регламентировавшие порядок рассмотрения экономических хозяйственных споров – Положение о государственном арбитраже при Совете Министров РСФСР, Положение о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР, утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 3 декабря 1960 г., а также Положение о ведомственнном арбитраже РСФСР, утвержденное положением СНК РСФСР от 26 апреля 1936 г., не уделяли существенного внимания правилам пересмотра актов арбитражей. Названные нормативные акты устанавливали возможность отмены решений арбитража (п. 8 Положения о ведомственном арбитраже РСФСР) и возможность проверки решений государственных арбитражей, а также самые общие правила о порядке проверки решений арбитражей (п. 18, 19 Положения об арбитраже при СМ РСФСР, п. 19, 20 Положения о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР) – правила о подаче заявления о пересмотре решений арбитражей руководителями заинтересованных предприятий, возможность пересмотра по инициативе руководителей самого арбитража, постановившего решения, правило о сроке такого обращения. Пересмотр решений арбитражей осуществлялся руководителями арбитража, постановившего решение, – Главным арбитром, или же Главным арбитром Государственного арбитража при СМ РСФСР. Правила пересмотра актов арбитражей, существовавшие до 1992 г., имели, таким образом, самый общий характер и не позволяли выделить различные способы пересмотра актов арбитражей, в т. ч. и не позволяли говорить о существовании в арбитражном процессе надзорного производства.

Первый кодифицированный акт Российской Федерации, регламентировавший арбитражный процесс, – АПК РФ 1992 г. – закрепил производство в надзорной инстании в качестве стадии арбитражного процесса. В соответствии с правилами гл. XIV «Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов» АПК РФ 1992 г. надзорное производство представляло собой пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по протестам высших должностых лиц Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ, направляемым в Высший Арбитражный Суд РФ (в коллегию Высшего арбитражного суда РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу или же в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ – высшую надзорную инстанцию), причем с 7 июля 1993 г.

надзорное производство стало возможным также и в арбитражных судах республик в составе РФ (но не иных субъектов РФ) по протестам высших должностных лиц арбитражных судов и прокуратур республик в составе РФ (ст. 133 АПК РФ 1992 г.). Лица, участвующие в деле, в соответствии с правилами гл. XIV АПК РФ 1992 г. обладали правом подачи заявлений о принесении протеста в порядке надзора (ст. 134 АПК РФ 1992 г.). Правилами АПК РФ 1992 г. срок, в течение которого возможно принесение протеста, был ограничен одним годом со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (ст. 135 АПК РФ 1992 г.). Основаниями для отмены судебного акта арбитражного суда АПК РФ 1992 г. называл необоснованность или несоответствие законодательству судебного акта.

В АПК РФ 1995 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1992 г., были изменены. Единственной надзорной инстанцией стал Высший Арбитражный Суд РФ, срок принесения протеста перестал быть ограниченным времененем, правилами гл. 22 АПК РФ 1995 г. основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда признавались незаконность или необоснованность судебного акта. До 2000 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1995 г., применялись таким образом, что необходимым условием пересмотра судебного акта в порядке надзора являлось его апелляционное или кассационное обжалование заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 185 АПК РФ 1995 г. применялось распоряжение Высшего Арбитражного суда РФ от 14 июля 1995 г. № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов», в котором было указано, что заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда, принятое после 1 июля 1995 г., подлежит рассмотрению по существу только в том случае, если дело рассматривалось или в апелляционной или в кассационной инстанции по АПК РФ 1995 г. После выражения Конституционным Судом РФ правовой позиции в определении от 14 января 2000 г. № 3–0 «По жалобе ООО “Мемфис Дивижн” на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 185 АПК РФ» описанное правило прекратило свое действие как не соответствующее Конституции РФ.

Однако и АПК РФ 1992 г., и АПК РФ 1995 г. надзорное производство рассматривалось как производство по протестам уполномоченных лиц в целях проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

С 1 января 2003 г. производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора – это не рассмотрение протестов уполномоченных лиц, а оспаривание в Высшем Арбитражном Суде РФ в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, причем правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ обладают не высшие должностные лица суда и прокуратуры, а целью пересмотра является не проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

Таким образом, ранее надзорное производство по своему характеру имело не только судебную (процессуальную), но и административную природу. При пересмотре судебных постановлений в порядке надзора не действовали либо имели ограниченное действие некоторые традиционные принципы арбитражного процесса (состязательности, диспозитивности, др.). Например, инициатива возбуждения надзорного производства целиком зависела ранее от усмотрения высших должностных лиц арбитражного суда и прокуратуры, что не характерно было для других стадий арбитражного процесса.

Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О. Подвальный отмечает, что «…вряд ли представляется целесообразным продолжать удерживать судебную власть под бесконечным контролем государственных органов и должностных лиц в угоду объективной истине».295

В настоящее время современное арбитражное процессуальное законодательство изменило природу надзорного производства, внедрив в него известные принципы арбитражного процесса и сделав его достаточно доступным для лиц, участвующих в деле, других субъектов.

В порядке надзора могут быть пересмотрены любые судебные постановления, которые вступили в законную силу, в том числе, вероятно, и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, носящие окончательный характер.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Ранее возбуждение надзорного производства носило бессрочный характер, соответствующий протест мог быть принесен в любое время. Сейчас в соответствии с ч. 3 ст. 292 АПК РФ заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 96‑ФЗ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

В настоящее время надзорное производство включает в свой состав две части:

1) рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора;

2) рассмотрение дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ.

Надзорное арбитражное судопроизводство

Сущность пересмотра судебных актов в порядке надзора

Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

С принятием АПК РФ 2002 г. данная инстанция претерпела значительные изменения, прежде всего это касается оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации. Если в соответствии с положениями АПК РФ 1995 г. такими основаниями являлись незаконность или необоснованность судебного акта, то, согласно нормам АПК РФ 2002 г., проверке подлежит только законность принятых судебных актов.

В большей степени современная надзорная инстанция в основном уделяет внимание единообразию правоприменительной практики, а именно толкованию и применению норм права, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов — основная задача арбитражного суда кассационной, а не надзорной инстанции.

В России в роли надзорной инстанции выступает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, расположенный в Москве, который состоит из Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, а каждая судебная коллегия, в свою очередь, делится на три судебных состава по рассмотрению более узкого круга вопросов.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, например такие, как: рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики; разрешение вопросов о выступлении с законодательной инициативой; разрешение вопросов об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров и иные не менее важные вопросы. Пленум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; а также отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Это интересно:  Льготы на транспортный налог для пенсионеров 2020

Учитывая все вышеизложенное и в силу полномочий, предоставленных ВАС РФ, К РФ и ФКЗ, ВАС РФ вправе давать разъяснения нижестоящим судам о применении той или иной нормы в конкретно сложившейся ситуации в виде постановлений Пленумов ВАС РФ. Более того, несмотря на тот факт, что на сегодняшний день судебный прецедент и судебная практика не являются официальным источником российского права, арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанции негласно должны придерживаются позиции, сформулированной арбитражным судом надзорной инстанции.

Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Под «другими исчерпанными способами» законодатель подразумевает, что заявитель перед обращением в ВАС РФ должен подать жалобы сначала в арбитражный суд апелляционной инстанции, потом в случае неудовлетворительного исхода в арбитражный суд кассационной инстанции. И только после этого у лица появляется возможность на пересмотр всех принятых по делу неудовлетворительных судебных актов в порядке надзора.

Первым отличием надзора от апелляции и кассации является то, что лицо обращается в арбитражный суд надзорной инстанции не с жалобой на судебный акт, а с заявлением о пересмотре судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано заинтересованным лицом со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. 4 ст. 292 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в надзорную инстанцию (ч. 2 ст. 293 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных законом, принимается к производству ВАС РФ.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ или со дня поступления в ВАС РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

  1. нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции

В случае наличия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора, арбитражным судом надзорной инстанции выносится определение о передаче заявления и дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда.

Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303 АПК РФ).

Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, также могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ, что тоже достаточно ново для российского арбитражного законодательства, поскольку до 2002 г. присутствие заявителей и иных лиц, участвующих в деле, при пересмотре судебного акта в порядке надзора не практиковалось.

Докладчик по делу — судья ВАС РФ — излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а лица, участвующие в деле, в случае их присутствия, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Президиум ВАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела. Президиум ВАС РФ исследует, насколько правильно была применена та или иная норма материального или процессуального права в конкретной ситуации в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами; дает оценку судебному акту нижестоящего суда с точки зрения его законности (ст. 305 АПК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения. Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ (ст. 303 АПК РФ).

Судья, голосовавший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого постановления, также вправе изложить в письменной форме свое особое мнение. В таком случае особое мнение судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Вас РФ вправе:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст. 305 АПК РФ).

В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум ВАС РФ должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта.

Постановления арбитражного суда надзорной инстанции

По результатам рассмотрения дела Президиум ВАС РФ выносит постановление; указания, содержащиеся в нем, в том числе на толкование закона, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, а в случае принятия нового судебного акта, позиция, изложенная в нем, также обязательна для всех арбитражных судов нижестоящих инстанций.

Постановление Президиума ВАС РФ по структуре практически ничем не отличается от судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной или кассационной инстанций. Оно также состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В постановлении Президиума ВАС РФ, согласно ст. 306 АПК РФ, указываются:

  1. номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;
  2. наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение;
  3. наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
  4. наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта;
  5. доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;
  6. возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора;
  7. объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
  8. основания для изменения или отмены судебного акта, присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказа в ее присуждении, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  9. мотивы принятого постановления;
  10. выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления;
  11. действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение;
  12. размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ» и размещается на официальном сайте ВАС РФ в Интернете.

Из вышесказанного в настоящей главе очевидна высокая роль статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, значимость и обязательность его судебных актов для всех нижестоящих арбитражных судов Российской Федерации, не только как высшего судебного органа, но и как законотворческого и практикоформирующего.

Надзорное производство в арбитражном процессе

AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Это интересно:  Когда имеют право отключить электроэнергию

Стадии надзорного производства

Ст.ст. 308.4 , 308.9 АПК РФ устанавливает порядок надзорного производства, в котором можно выделить следующие стадии:

    1. изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации и вынесение определения:
      • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, или
      • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
    2. рассмотрение надзорной жалобы, представления вместе с делом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании.

Ранее ст. 293 АПК РФ более четко устанавливала порядок надзорного производства, в котором можно было выделить следующие стадии:

    1. возбуждение надзорного производства;
    2. рассмотрение заявления или представления в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
    3. пересмотр судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и принятие постановления.

Согласно ст. 308.1 АПК РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

    1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
    2. определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
    3. определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на вышеуказанные судебные акты подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалобы могут подавать

    • лица, участвующие в деле, и
    • иные лица, указанные в ст. 42 АПК РФ (лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт).

С представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, в Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе обратиться:

    1. Генеральный прокурор Российской Федерации,
    2. заместители Генерального прокурора Российской Федерации.

Изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 308.1 и 308.2 АПК РФ, изучаются судьей ВС РФ (единолично)

    • по материалам, приложенным к ним, либо
    • по материалам истребованного дела.

При этом в случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение, предусмотренное ч. 4 ст. 308.4 АПК РФ.

Главная задача, стоящая перед судьей, рассматривающим обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов судья не может прийти к определенному заключению, он выносит определение об истребовании дела. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

    1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
    2. о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение надзорной жалобы, представления Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле,

    • копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и
    • копии надзорных жалобы, представления.

Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора .

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения .

В судебном заседании могут принимать участие

    • лица, участвующие в деле, их представители,
    • иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 настоящего Кодекса.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, указанные в части 6 настоящей статьи и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление .

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов . При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок). Приостановление исполнения судебного акта Верховным Судом РФ.

Основания для возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

В надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, а именно если нарушены:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей судьей Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 308.4 АПК РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Приостановление исполнения судебного акта в надзорном производстве

В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение, предусмотренное ч. 4 ст. 308.4 АПК РФ.

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Определение о приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении исполнения выносится судьей Верховного Суда Российской Федерации в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Срок рассмотрения надзорной жалобы в арбитражном процессе

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Надзорное производство в арбитражном процессе

«Налоги» (газета), 2009, N 30

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора — самостоятельная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона .

Это интересно:  Должность консультант на госслужбе

Треушникова М.К. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2007. 672 с.

Б.Я. Полонский, анализируя данную тему, отмечает, что надзор в арбитражном процессе согласно АПК РФ 2002 г. осуществляется с соблюдением основополагающих принципов судебного разбирательства, соответствует требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентам Европейского Суда по правам человека. Пересмотр в порядке надзора имеет чрезвычайный, экстраординарный характер. Он ограничен крайне сжатыми сроками и особыми основаниями, которые продиктованы необходимостью соблюдать принцип правовой определенности, обеспечивать единство правоприменения и содействовать развитию права. Как видно из разъяснений, даваемых Пленумом и Президиумом, а также из судебной практики по надзорному пересмотру, деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) имеет весьма существенное значение для повышения эффективности работы всех нижестоящих судебных инстанций. Наиболее оперативное влияние на единообразное толкование и применение правовых норм оказывают постановления Президиума ВАС РФ, принимаемые по конкретным делам. Ряд постановлений имеют прецедентный характер. Они позволяют устранять противоречия в применении отдельных законодательных актов кассационными инстанциями. Имеются в виду, в частности, трудности, с которыми сталкиваются арбитражные суды при применении крайне сложного и нестабильного налогового законодательства. Не случайно из дел, рассмотренных Президиумом ВАС РФ в 2006 г. и первом полугодии 2007 г., свыше 1/3 являются «налоговыми». Судебные коллегии ВАС РФ много сил направляют на проверку заявлений с просьбой о надзорном пересмотре. Важность отбора дел для передачи в Президиум ВАС РФ трудно переоценить. Здесь не обходится без издержек, что вызвано в ряде случаев отсутствием процессуально-правовых средств, позволяющих исправить нарушения, минуя действующую процедуру рассмотрения дела Президиумом. Это так называемые аналогичные дела, количество которых в 2006 г. составляло несколько десятков. В первом полугодии 2007 г. их не стало меньше. При наличии соответствующих правовых механизмов можно было бы, например, наделить кассационные инстанции или судебные составы ВАС РФ полномочиями, позволяющими осуществлять пересмотр таких дел или предусмотреть возможность пересмотра указанных дел Президиумом ВАС РФ в упрощенном порядке . Право на обращение в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее — АПК РФ) предоставлено такое право. Исчерпывающего круга лиц, которые по закону наделены этим правом, в ст. 292 АПК РФ нет. Указание об этом дается лишь в общей форме. Конкретно надо обратиться прежде всего к ст. 40 АПК РФ, которая содержит перечень таких лиц.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 03.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
Полонский Б.Я. Законодательство. 2007. N 8.

В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения (ч. 1 ст. 15 АПК РФ). При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и в той или иной его части, на что указывают п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 305 АПК РФ. Предметом надзорного пересмотра может стать любое решение суда первой инстанции, а также постановление апелляционной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными актами дело разрешается по существу. Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в порядке надзора АПК РФ не предусмотрен. Но они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 310 АПК РФ). Тем самым АПК РФ предоставляет участвующим в деле лицам возможность реализовать свое право на судебную защиту. Ограничение повторного пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов продиктовано рядом обстоятельств. Среди них следует указать на следующие: любой судебный процесс не может продолжаться неопределенно долго и законодатель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за пределами которых продолжение судебной процедуры исключается; в сфере предпринимательских и иных экономических отношений важное значение имеет их правовая определенность, стабильность. Иной подход может повлечь за собой негативные последствия для хозяйственного оборота. Общие правила обжалования определения арбитражного суда установлены в ст. 188 АПК РФ. Они применяются и при пересмотре определения в надзорном порядке, если в гл. 36 АПК РФ не установлены какие-либо особенности. Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр определений может быть инициирован только теми лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд РФ, и допускается при соблюдении иных установленных законом требований. В их числе наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ. Вместе с тем в ст. 308 АПК РФ установлено, что не каждое определение может быть предметом пересмотра в порядке надзора. Необходимо наличие одного из двух условий, при которых допускается надзорный пересмотр определений. Во-первых, в Кодексе должно быть прямое указание на возможность обжалования определения отдельно от решения. Во-вторых, если по своему содержанию определение является препятствием дальнейшему движению дела. Например, определение о прекращении производства по делу. В основу указанных условий положено правило о том, чтобы ограничения в обжаловании и в пересмотре не нарушали право на судебную защиту. Закон не содержит ограничений для пересмотра в порядке надзора и иных определений, но устанавливает, что такой пересмотр допускается одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов. АПК РФ допускает пересмотр только вступивших в законную силу судебных актов. Порядок и сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда регулируются ст. 180 АПК РФ. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек. Одно из центральных мест в изменениях производства в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен. Пересмотр судебного акта в порядке надзора является исключительным. Обычная процедура проверки, как правило, завершается апелляцией или кассацией или при необходимых условиях производством по вновь открывшимся обстоятельствам. Участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права. В апелляционной инстанции дело проверяется в полном объеме, т.е. рассматривается повторно. В кассационной инстанции проверке подвергается законность судебных актов первой и апелляционной инстанций и соответствие выводов этих инстанций относительно примененного закона фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в ст. 304 АПК РФ.

Во-первых, это обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.

Во-вторых, это устранение препятствий для принятия законного судебного решения по другому делу. Известно, что решение суда по ранее рассмотренному делу, вступившее в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело, в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в законе (ст. 16 АПК РФ). Однако это не лишает участвующих в деле лиц права добиваться их пересмотра в кассационном или в надзорном порядке в целях защиты нарушенных этими решениями их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В противном случае при рассмотрении других дел будут приниматься противоречащие закону решения. Во избежание такого положения одним из оснований надзорного пересмотра является отмена или изменение судебного акта, принятого с нарушением закона, если это не позволяет принять законное решение по другому делу.

В-третьих, это пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает жизнь, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых форм защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных судебных актов, в защите прав вкладчиков так называемых проблемных банков и т.д. .

Ярков В.В. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.

Надзорное производство, являясь последним «рычагом» решения возникшего спора в арбитражном процессе, несет в себе очень значимую, полезную для общества и государства функцию рассмотрения дел в порядке надзора путем применения и соблюдения принятых законодательством РФ норм и условий осуществления предпринимательской и иной хозяйствующей деятельности. Но не всегда организации учитывают данное обстоятельство. Это можно проиллюстрировать на одном из примеров из практики Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. «Адвокатский кабинет Б.С. Тарабарина» города Москвы подал заявление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о признании недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». В заявлении о пересмотре определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке надзора адвокатский кабинет просит отменить Приказ, ссылаясь на нарушение судом единообразия в толковании и применении норм права, нарушающих права и законные интересы адвокатского кабинета. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствовавшего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из того что, АПК РФ и иными федеральными законами не предусмотрено рассмотрение арбитражными судами дел с участием адвокатских образований, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов. Также суд отметил, что адвокатское образование, созданное в форме адвокатского кабинета, не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, поэтому дела с участием адвокатского кабинета подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции как дела общегражданского характера. Поскольку АПК РФ и иные федеральные законы не содержат прямого указания на разрешение споров с участием адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в арбитражных судах, вывод Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и в силу п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по нему должно быть прекращено, является правомерным и обоснованным . Данный пример показывает, что деятельность Президиума ВАС РФ очень необходима и полезна обществу, тем самым определяя принцип открытости и вынесения правильных решений суда.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 6202/08 // СПС «КонсультантПлюс».

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, be5.biz, jurkom74.ru, juristic.pro, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector