Намеренное ухудшение жилищных условий: последствия и судебная практика

Сегодня развод как ухудшение жилищных условий является нормальной судебной практикой.

Судьи руководствуются статьей 53 ЖК РФ во время разрешения споров. Некоторые семьи намеренно разводятся, чтобы одну из сторон можно было признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Если фиктивность разрыва семейных отношений будет доказана, то применяются предусмотренные законом санкции.

Что является ухудшением жилищных условий по ЖК РФ

Согласно положениям ЖК РФ, ухудшение жилищных условий — это действия семьи, которые приводят к тому, что все ее члены или некоторые из них получают жилье более низкого качества. Часто это происходит в результате развода, когда супруги продают свою квартиру с цель приобрести две небольших. Предусмотрено два случая снижения качества жизни: непреднамеренное и умышленное. Стоит рассмотреть их более подробно.

Непреднамеренное ухудшение жилищных условий

Оно сводится к тому, что в силу различных жизненных обстоятельств семья или отдельные ее члены становятся малоимущими. Также возможно ухудшение жилищных условий по другим объективным причинам:

  • увеличение числа членов семьи;
  • выселение в судебном порядке;
  • развод;
  • пожар или затопление соседями;
  • различные стихийные бедствия, которые привели к снижению качества объекта недвижимости;
  • выделение детям доли в квартире, в результате чего снижается доля родителей;
  • покупка жилья, качество которого ниже, в результате невозможности содержать имеющееся.

Все это считается объективными причинами, которые влекут к снижению уровня жизни. Они позволяют обратиться в жилищный отдел районной администрации для постановки на очередь с целью получения жилья от государства.

Умышленное ухудшение качества жизни

Оно происходит с корыстной целью. Если граждане не попадают под условия программы помощи нуждающимся, они часто умышленно разводятся, чтобы доказать, что являются малоимущими. Согласно ст. 53 ЖК РФ, если будет доказано желание супругов таким образом получить недвижимость от государства, то их снимают с очереди на жилье, а также запрещают обращаться с данным вопросом в течение 5 лет.

Есть несколько нюансов, которые могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий:

  • покупка недвижимости, которая в дальнейшем используется не по назначению (в качестве магазина, салона красоты и так далее);
  • совершение обмена или продажи, в результате чего общая и жилая площадь уменьшаются;
  • выселение жильцов в судебном порядке из-за того, что объект недвижимости используется не по назначению;
  • заселение новых жильцов;
  • умышленное затопление или поджог жилья;
  • фиктивный развод;
  • изменение долей собственника.

Если у специалистов жилищного отдела, в котором кандидат встал на очередь на получение жилья от государства, возникнут сомнения в действительности статуса малоимущего, то может начаться расследование.

Считается ли развод ухудшением жилищных условий

Не всегда развод может повлечь за собой ухудшение жилищных условий.

Все зависит от достатка каждого члена семьи и от того, как происходит бракоразводный процесс.

В некоторых случаях у обоих членов семьи имеется по квартире, поэтому при разрыве отношений у всех есть, где жить.

Условия жизни ухудшаются, если у семьи была только одна квартира и после бракоразводного процесса:

  • одна из сторон полностью отказывается от претензий на жилое имущество (тогда только у одного из супругов есть возможность встать на очередь для получения недвижимости от муниципалитета);
  • квартира продается, чтобы обе стороны купили себе недвижимость (тогда необходимо изучать соответствие требованиям для постановки на учет).

Если после брака супруги по-прежнему продолжают общение и ведут совместный быт, то в судебном порядке им будет отказано в выдаче новой квартиры. Дело в том, что сотрудники жилищного отдела могут приезжать с проверкой, чтобы удостовериться, что заявитель по-прежнему нуждается в жилье. Если они обнаружат, что качество жизни значительно улучшилось или не ухудшалось после развода, то они не смогут удовлетворить заявление о постановке на учет.

Последствия намеренных действий супругов

На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ специалисты администрации могут отказать заявителю в предоставлении муниципальной собственности по договору социального найма. Также будет отказано в возможности вставать на учет в течение 5 лет. Но это только административная ответственность.

Возможно привлечение по статье 159 УК РФ (мошенничество). В случае с фиктивным разводом инкриминируется п. 2 данной статьи (совершение противоправных действий по предварительному сговору). Санкции следующие:

  • штраф до 300 000 рублей;
  • исправительные работы до 480 часов;
  • ограничение свободы до 1 года;
  • лишение свободы до 5 лет.

Перед разводом для получения жилья необходимо понимать, какие последствия могут быть в дальнейшем. Настоятельно рекомендуется не прибегать к мошенническим действиям, так как они редко остаются безнаказанными.

Судебная практика

В интернете можно найти много решений судов различных инстанций по таким делам. Во время процесса судьи руководствуются:

  • статьей 53 ЖК РФ об ухудшении жилищных условий;
  • региональными законами, предусматривающими возможность и порядок постановки на очередь для получения муниципального жилья;
  • положениями ГК РФ;
  • статьей 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона во время суда должна предоставить доказательства.

Если брак признается фиктивным с целью мошенническим способом получить жилье, то стороны наказываются на основании УК РФ (мошенничество) и снимаются с очереди на получение жилья от государства. Но иногда граждане сами обращаются в суд, если специалисты жилищных отделов неправомочно отказали в постановке на учет. Для грамотного представления своей позиции рекомендуется обращаться к практикующим юристам. Они помогут составить иск и смогут представлять интересы клиента в суде. Стоимость относительно небольшая, если учесть возможную выгоду.

Но если действительно развод носит фиктивный характер, то лучше некоторое время пожить раздельно, не поддерживая отношения. В дальнейшем возможно снова заключить брак, когда заявитель получит жилье. Но это достаточно долгий период, во время которого супруги могут стать чужими друг другу, поэтому юристы не рекомендуют прибегать к разводу для получения жилья от государства.

Судебная практика по ст. 53 Жилищный кодекс

Поиск по делам

  • ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
  • ГК РФ Статья 21. Дееспособность гражданина
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГПК РФ Статья 56. Обязанность доказывания
  • ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • ГК РФ Статья 9. Осуществление гражданских прав
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
  • ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
  • ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
  • ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 34. Совместная собственность супругов
  • Статья 36. Имущество каждого из супругов
  • Статья 65. Осуществление родительских прав
  • ГК РФ Статья 131. Государственная регистрация недвижимости
  • ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником
  • ГК РФ Статья 551. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГК РФ Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
  • ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
  • Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
  • Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
  • Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
  • Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
  • ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
  • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
  • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
  • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
  • ГК РФ Статья 209. Содержание права собственности
  • ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
  • ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
  • ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
  • Раздел I. Общие положения
  • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
  • Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
  • Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
  • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
  • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
  • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
  • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
Это интересно:  Развод с мужем какие документы нужны

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Кодексы РФ

Типовые договоры

Активные юристы

Лучшие юристы

Обновления кодексов

Ответы юристов

Информация

Судебная практика по ст. 53 Жилищный кодекс

Раздел посвящён судебной практике Российской Федерации. Здесь вы найдёте судебные решения Верховного Суда Российской Федерации. База судебной прпктики Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется.

На сайте предусмотрен удобный поиск судебной практики по статьям, например «ст. 53 Жилищный кодекс», вы увидите все свежие судебные решения с упоминанием ст. 53 Жилищный кодекс.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.

Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

  • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
  • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
  • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.

Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

  • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
  • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Многие из нас со временем начинают задумываться об улучшении своих жилищных условий – в связи с расширением семьи, переездом в другой город или просто с возникновением желания пожить в более просторной и благоустроенной квартире со своими родными и близкими.

И часто делают это не без помощи государства, которое во многих случаях может предоставить как само жилое помещение, так и субсидию на его приобретение. Но порой не все до конца понимают понятие намеренного ухудшения жилищных условий, и недооценивают его последствия. В итоге, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные и муниципальные органы отвечают отказом, а вы получаете право быть принятым на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Всегда ли намеренное ухудшение жилищных условий действительно является «намеренным»?

Супруги Р., действующие также в интересах несовершеннолетнего сына, обратились в управу района Южное Тушино СЗАО г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Распоряжением управы района в удовлетворении заявления им было отказано на основании статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» ссылаясь на то, что за последние пять лет, предшествовавшие подаче заявления, супруг совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Истцы полагают, что отказ в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является незаконным, поскольку супругом Р. ухудшения жилищных условий в данном случае не допущено. Решением Тушинского районного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе супругом Р. ставился вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга Р. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв. метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери. В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р.

Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв. метров, в которой также проживают его отец и брат.

Это интересно:  Медицинская справка для замены водительского удостоверения (прав) в 2020 году - в ГИБДД, нужна ли, получить, форма, в Москве

Впоследствии между супругами Р. был заключен брак, после чего супруг Р. был вселен в квартиру к супруге Р., с согласия собственников квартиры и всех проживающих в данном жилом помещении граждан в качестве её мужа. Спустя некоторое время у супругов родился сын, который был зарегистрирован и вселен в жилое помещение по месту жительства родителей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что переселение Р. из двухкомнатной квартиры, где он проживал ранее, в трехкомнатную квартиру к супруге, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует постановке на очередь нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Между тем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, суд неправильно применил нормы материального права.

Из содержания статьи 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Судом установлено и из материалов дела следует, что после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, составила 11,22 кв. метров.

После вселения в указанную квартиру новорожденного сына супругов, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила 9,35 кв. метров.

Таким образом, поскольку после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, была более учетной нормы, установленной пунктом 3 статьи 9 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Нуждаемость в жилых помещениях у истцов возникла после рождения сына и вселения его в указанную квартиру, постольку у суда не имелось оснований для признания действий Р. по вселению в квартиру к супруге и проживающим с ней родственникам ухудшением жилищных условий.

Вывод суда о том, что Р. ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в двухкомнатной квартире 17,2 кв. метров в связи с переселением в трехкомнатную квартиру к супруге уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у Р. в связи с вселением в квартиру не возникло.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований супруги Р., действующей также в интересах своего несовершеннолетнего сына, о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ни управа района Южное Тушино СЗАО г. Москвы, ни судебные инстанции не учли, что предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей, действующей также в интересах сына, в удовлетворении указанных требований не имеется, поскольку ни супруг Р., ни супруга Р., не совершали за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий.

Другой случай неправильного применения судами норм материального права произошел в Вологодской области.

Гражданин П. обратился в суд с заявлением к мэрии г. Череповца о признании постановления мэрии г. Череповца незаконным в части снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая — 22,7 кв. П. является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе. В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Позднее, с целью ухода за ним и его женой в указанную квартиру в качестве членов их семьи вселилась его внучка — М. вместе со своим сыном Н. Впоследствии М. и ее несовершеннолетний сын были постоянно зарегистрированы в указанной квартире. Брак у внучки расторгнут за год до вселения к П. Ранее внучка и ее несовершеннолетний сын проживали в двухкомнатной квартире дочери П. — С. Данная квартира была приватизирована на С. и М. по 1/2 доле каждому. Внучка М. отказалась от участия в приватизации квартиры.

Постановлением мэрии г. Череповца «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» П. был принят на учет в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны. При этом перед постановкой на очередь для получения жилья в мэрию г. Череповца им был предоставлен пакет документов, в том числе справки с предыдущего места жительства М. и Н.

Однако затем постановлением мэрии г. Череповца он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья. Позднее жилищным управлением мэрии г. Череповца ему письменно сообщили о снятии с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, выразившегося во вселении в квартиру в качестве членов семьи внучки М. с ребенком. В период с момента его постановки на данный учет и до момента снятия с учета каких-либо изменений в его жилищных и семейных условиях не происходило.

Указанное постановление мэрии г. Череповца в части снятия его с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П. считает незаконным.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области в удовлетворении заявленных П. требований отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе гражданином П. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направления дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указал, что решение жилищного управления мэрии г. Череповца о снятии П. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правомерным, поскольку П. до вселения к нему его внучки М. и правнука Н. был обеспечен жилым помещением более нормы предоставления; последние по прежнему месту жительства были также обеспечены жильем по учетной норме. Между тем, с выводами судов первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Также судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Вселение в квартиру внучки М. с ее несовершеннолетним сыном имело место за четыре года до внесения указанных изменений в Федеральный закон «О ветеранах», и было обусловлено необходимостью осуществления за П. постоянного постороннего ухода. Данное обстоятельство, как следует из материалов дела, никем в суде не оспаривалось.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ (на которую сослался суд, разрешая дело), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, суд первой инстанции не выяснил и не отразил в решении, в чем выразился умысел и недобросовестность П. при вселении родственников в квартиру, учитывая, что его право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон «О ветеранах». Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда от 21 июля 2010 г. без изменения, на допущенные судом первой инстанции нарушения внимания не обратил. Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дополнение к вышеперечисленному имеет смысл обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, которым разъяснено, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Как заключение к данной статье, хочу обратить внимание на следующее.

Федеральное законодательство (а именно – статья 53 ЖК РФ) содержит лишь последствия ухудшения, в то время как детальный перечень деяний граждан, влекущих их намеренность, в нем отсутствует, а содержится лишь в региональных нормативно-правовых актах. Однако вопрос об улучшении жилищных условий всё чаще выносится на федеральный уровень (например, в связи с недавним формированием окончательной нормативно-правовой базы о предоставлении субсидий федеральным государственным гражданским служащим), где уже на сегодняшний день возникает немало вопросов о критериях умышленности действий по ухудшению жилищных условий для получения права быть принятыми на учет, несмотря на попытку конкретизации этих действий в соответствующих Правилах (утв. Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.). По сути, все это дает чиновникам, принимающим решения о постановке нуждающихся на учет, практически неограниченную свободу выбора – имело ли место ухудшение или нет, ведь ухудшение жилищных условий может выражаться в самых различных формах и действиях.

Главное и основное доказательство должно состоять в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведь практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, (а ведь нельзя не отметить, что злоупотребления могут носить в том числе и коррупционный характер), считаю целесообразным детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на намеренность таких действий на уровне федерального законодательства, в том числе и для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления в основаниях для отказа в постановке на учет или для снятия с учета не ограничивались сухим цитированием статьи 53 ЖК РФ. При этом следует учитывать как региональную нормотворческую практику, так и сложившуюся судебную практику данной категории дел.

В свою очередь гражданам хочу посоветовать тщательно продумывать совершаемые (планируемые) сделки с жилыми помещениями, а также иные действия, связанные с ними – не исключено, что наличие «лишнего» жилья (которым вы де-факто не пользуетесь или пользоваться не сможете) значительно усложнит процесс реального улучшения своих жилищных условий. Конечно, только в том случае, если Вы собираетесь обращаться за помощью к государству. А как поступать – решать только Вам.

Для написания статьи были использованы следующие источники:

  1. Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 № 5-В10-102
  2. Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 2-В11-1
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О
  4. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63
Это интересно:  Общие положения Правил продажи отдельных видов товаров

Намеренное ухудшение жилищных условий: Какие могут быть последствия

Многие люди хотели бы каким-либо образом улучшить свои жилищные условия. Для этого как вариант используется намеренное ухудшение жилищных условий. В этой статье мы разберемся как можно намеренно ухудшить жил условия, последствия ухудшения жил условий, какое есть привлечение к ответственности, может ли быть отказ в предоставлении нового жилья, как производится снятие с очередей на улучшение жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий

«Намеренное ухудшение жилищных условий» — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий. Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать намеренным ухудшением жилищных условий и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.

Как можно намеренно ухудшить жил условия

В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.

У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.

На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий, но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Последствия ухудшения жил условий

Порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий регламентирован Жилищным кодексом РФ и Законом Курской области от 20.10.2005 № 70-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В этом вопросе очень важно осознавать суть самих правовых отношений. Естественно, в первую очередь стоит обратить внимание на правовую базу, которая по данным вопросам очень широка и витиевата. Начинать стоит с самих кодексов, включая Уголовный и Гражданский Кодекс, а потом переходить к отраслевым актам, а также постановлениям пленума и доктрине. К сожалению, этого в большинстве случаев недостаточно, так как каждая ситуация индивидуальна.

Стоит понимать сами правоотношения с фактической точки зрения, а также все сопутствующие акты, которые были заключены в рамках данных правоотношений. Так как данные правоотношения очень запутаны, лучше обратиться за юридической помощью. Причем к выбору юриста лучше тоже подойти тщательно, так как нужен именно тот, который либо занимается этими отношениями, либо понимает, как защищать ваши права не только в гражданской, но и уголовной сфере.

В конечном итоге будет возможно добиться реального продвижения по этому делу. Юристы помогут оценить саму ситуацию, насколько вы в ней правы, как из нее выбраться и какие шаги нужно предпринять. Логично, что нужно защищать свои права, но выбранный способ может существенно отличаться один от другого. Возможно удастся решить вопрос в мирном урегулирование, а есть вероятность, что дело дойдет до гражданского суда или вовсе до уголовного дела, против мошенника. В любом случае, необходимо, как минимум компенсировать ущерб и сделать это первоначальной целью.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Например, отчуждение жилья по договору дарения бабушкой внучке.

Привлечение к ответственности

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий. Обычные общественные отношения могут испорчены действиями недоброжелателей. В одном случае это может быть простейшие недопонимание, которое разрешается либо в мирном порядке, либо в судебной плоскости. Такой вопрос ставится в рамках гражданско-правовых, жилищных и административных отношениях и в принципе являются неприятными, но рядовыми ситуациями.

Все намного сложнее, когда один из субъектов правоотношений умышленно искажает эти самые общественные отношения. Здесь также все может разделиться на несколько различных правовых полей, в одном случае это влечет обычную отмену договора, выплату компенсаций и другие гражданско-правовых последствия. В другом случае все обстоит намного сложнее, и в общественные отношениях замешены лица, которые совершают уголовные преступления. Легальные и нелегальные схемы обычно отличаются точной отработкой сценария, таким образом, они, во-первых, являются скрытыми, во-вторых, даже если причиняется ущерб мошенник переносит все в гражданско-правовое поле. Таким образом, привлечь настоящего мошенника к уголовной ответственности зачастую бывает очень сложным занятием. Для этого необходимо раскрыть всю схему его действий, показать реальный ущерб общественным отношениям, факты обмана, злоупотребления доверием, изобличить замешенных лиц и т. д.

Естественно, этим должны заниматься правоохранительные органы, но нельзя не заметить, что для возбуждения дела требуется приложить массу усилий, иначе если в деле не будет найдено ничего криминального, то этот вопрос будет разрешаться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Отказ в предоставлении нового жилья

Для оценки перспектив судебного спора участникам процесса необходимо учитывать не только содержание норм ЖК РФ, но и современную судебную практику, утверждающую подход в толковании юридических норм при разрешении конкретной категории споров. В настоящее время судебная практика восприняла системное толкование положений жилищного законодательства, изменив свой подход в вопросе оснований и порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим на основании договора социального найма в домах, признанных непригодными (аварийными) для проживания и подлежащих сносу. Это приводит к отказам в предоставлении нанимателю жилого помещения, обоснованность которых не получила широкой оценки в юридической литературе. Правовые основания разрешения спора о предоставлении жилых помещений социальным нанимателям, проживающим в непригодном жилом помещении, составляют следующие нормы законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по правилам, установленным ч. 4 ст. 15 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В разбираемой области правовых отношениях есть множество подводных камней. Даже сами юристы и лица, работающие в судах и правоохранительных органах, могут запутаться по определенной категории дел. Все начинается с того, что сложно определить саму отрасль правоотношений, дело в том, что одно и то же дело может разбираться как судом, так и правоохранительными органами.

Отделить одно от другого бывает очень сложно, так как мошенничество так или иначе затрагивает гражданские отношения и необходимо разбираться в этом вопросе. Поэтому важно проанализировать ситуацию с фактической точки зрения, а потом также обратиться к правовым актам, в первую очередь таковым будет Гражданский Кодекс в том пункте, где регламентируется сделка. Кроме того, могут потребоваться и другие отраслевые акты, например, ФЗ «О защите прав потребителей», которые регулирует отдельные виды гражданских отношениях.

Кроме того, конечно же, стоит изучить состав мошенничества или его вида, просмотреть литературу по этому вопросу, комментарии и желательно знать общую часть, чтобы понимать, о чем идет речь. В конечном итоге, даже так иногда бывает сложно отделить одного от другого, так как, казалось бы, обман был, но его можно спокойно сбросить на недоброжелательное заключение договора. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежатподлежит сносу. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или жилоепомещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Важно! По всем вопросам по намеренному ухудшению жилищных условий, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по вопросам жилья, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Статья написана по материалам сайтов: prozakon.guru, dogovor-urist.ru, advokat-malov.ru, www.klerk.ru, jur24pro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector