Обязательные общественные обсуждения закупок по нормам 44-ФЗ: порядок и сроки проведения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязательное общественное обсуждение проводится только в случае осуществления закупок конкурентными способами и только при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что обязательное общественное обсуждение в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), будет проводиться только с 1 января 2017 года (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ)*(1).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок устанавливаются Правительством РФ. На основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что обязательное общественное обсуждение по общему правилу проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исключения, определенные той же нормой, составляют случаи осуществления закупок:
— с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— в рамках государственного оборонного заказа;
— путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений;
— путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона N 44-ФЗ.
При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Закупки у единственного поставщика не являются закупками, осуществляемыми конкурентным способом (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), следовательно, требования об обязательном общественном обсуждении к таким закупкам, независимо от цены контракта, не применяются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

24 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательные общественные обсуждения закупок по нормам 44-ФЗ: порядок и сроки проведения

— Общие положения об обязательном общественном обсуждении закупок
— Условия и сроки проведения обязательного общественного обсуждения
— Субъекты обязательного общественного обсуждения
— Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок
— Первый этап обязательного общественного обсуждения
— Второй этап обязательного общественного обсуждения

При этом отдельным закупкам законодательство о контрактной системе уделяет особое внимание, например, требует проведения дополнительной процедуры — общественного обсуждения закупки.

В справочном материале рассмотрены вопросы о том, кто из заказчиков и в каких случаях обязан проводить общественное обсуждение закупок, кто может в нем участвовать, а также порядок действий заказчика при проведении такой процедуры.

Справочная информация поможет заказчику безошибочно провести общественное обсуждение закупки в установленные сроки и не допустить привлечения к административной ответственности и срыва закупки.

Общие положения об обязательном общественном обсуждении закупок

Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Общие случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Случаи и порядок общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд также могут быть установлены законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Это интересно:  Кредитные карты с кэшбеком: лучшие предложения 2020

Штраф!
Непроведение обязательного общественного обсуждения закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. рублей (ч. 3 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях — далее КоАП РФ).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Как проходит обязательное общественное обсуждение госзакупок

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ регламентируется статьей 20 Закона о контрактной системе. Он содержит только общие правила. Конкретные случаи и порядок устанавливаются Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На сегодняшний день существует обязательное для заказчиков всех уровней Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 № 835, а также ряд документов субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующих проведение закупок заказчиками, находящимися в ведении этих субъектов РФ и муниципальных образований.

Когда проводится

Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается ПП РФ № 835 от 22.08.2016. Он содержит только один случай, когда общественное рассмотрение является обязательным. Этот случай можно разбить на три составляющие:

  • начальная (максимальная) цена контракта составляет более 1 млрд рублей;
  • определение поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит с помощью конкурентного способа;
  • проведение не подпадает под исключения.

Исключения

  1. Процедура проводится с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  2. Процедура проводится в рамках государственного оборонного заказа.
  3. Проводится повторный конкурс, электронный аукцион (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 44-ФЗ без изменения объекта), запроса предложений.
  4. Процедура проводится путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 44-ФЗ.

Первый этап

Общественное обсуждение происходит в 2 этапа.

Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок. Первый этап содержит 2 подэтапа.

Первый подэтап заключается в рассмотрении информации, содержащийся в плане с использованием специального раздела ЕИС, любой зарегистрировавшийся участник может задавать вопросы, оставлять замечания и предложения относительно размещенной информации, организатор обязан отвечать на них в течение 2 дней. Срок первого подэтапа составляет не менее 20 дней.

Второй подэтап проходит в виде очных публичных слушаний. Информация о дате, времени и месте проведения публикуется в специальном разделе ЕИС. Очные публичные слушания проходят по месту нахождения организатора, оно не может быть назначено на нерабочий день. Доступ ко второму подэтапу является открытым для всех желающих, независимо от участия в первом подэтапе. В ходе публичных слушаний присутствующие имеют право задавать вопросы, вносить предложения и делать замечания, касающиеся предмета слушаний, а уполномоченное должностное лицо организатора обязано дать ответы на все поступившие вопросы, замечания и предложения.

Это интересно:  Что такое эквайринг в банке: торговый

Второй этап

Заключается в обсуждении информации в извещении о госзакупке и ее документации. Начинается с даты размещения извещения в ЕИС. Порядок идентичен первому подэтапу первого этапа, за исключением того, что у участников есть возможность знакомиться со всей документацией. Обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено.

По результатам обязательного общественного обсуждения закупок как на первом, так и на втором этапе, госзакупка может быть отменено либо продолжено с учетом замечаний или без них.

Ответственность

Порядок проведения общественного обсуждения закупок

Смотрите также:

Закон уделяет вопросу обязательного обсуждения одну небольшую статью. Однако принятые правительством Правила существенно дополняют и расширяют закон. Поговорим о тех действиях, которые необходимо предпринять заказчику, чтобы выполнить все необходимые требования.

Случаи проведения общественного обсуждения

Общий порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается статьей 20 Закона о контрактной системе . Начало публичному рассмотрению задает размещение в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, если в его содержании указаны подлежащие такому мероприятию процедуры. Окончание должно оставлять заказчику возможность отменить закупку.

Полномочия по определению случаев и уточнению порядка проведения рассмотрений переданы правительству и региональным законодателям. С начала 2018 года вступили в действие подробные Правила обсуждений (утверждены ПП от 22.08.2016 № 835 ).

Действующим порядком установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится заказчиком при единовременных случаях:

  • превышения размера начальной (максимальной) цены контракта в 1 млрд рублей;
  • выбора конкурентного способа закупки;
  • отсутствия признаков исключений.

Исключения и правила при обсуждении

Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:

  • закрытого типа;
  • относится к гособоронзаказу;
  • проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
  • осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.

Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:

  • изменить план закупок, план-график или документацию;
  • отменить определение поставщика.

Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.

Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.

Первый этап

Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.

С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.

Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.

Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.

В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.

Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.

Второй этап

Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.

Это интересно:  Сроки возврата денег за товар по закону

При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.

Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.

Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:

  • отменить;
  • продолжить без внесений изменений;
  • проводить с изменениями документов.

Ответственность за неисполнение

Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.

Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.

Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ

Исключения составляют случаи:

  • проводятся закрытые закупочные процедуры;
  • при гособоронзаказе;
  • проводится повторный конкурс или аукцион в электронной форме;
  • осуществляется запрос котировок для оказания гуманитарной помощи, а также ликвидации последствий чрезвычайного характера (ст. 82 ФЗ № 44).

Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с момента публикации в ЕИС планов госзакупок, которые содержат сведения о торгах, подлежащих такому контролю.

Обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается в тот момент, когда у заказчика появляется право отменить торги. Этот срок зависит от процедуры. Например, для конкурса или аукциона он составляет пять дней до окончания приема заявок.

Как проходят

Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. Проводится в два этапа: в ЕИС и путем очных слушаний.

На первом этапе знакомятся со сведениями, которые содержатся в плане закупок. Проходит сперва виртуально на сайте ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС госзакупка обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана закупок. В это время участники вправе оставлять замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия должен в течение двух дней направить ответ на поступившее замечание или предложение.

Далее, в течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информация о них должна быть размещена в ЕИС за пять дней до начала.

В них обязательно принимают участие руководитель, его заместители и руководитель контрактной службы организатора госзакупки. Во время проведения участники вправе высказывать свои замечания и предложения, а организатор обязан давать пояснения по поступившим замечаниям. В процессе ведется аудиозапись.

По итогам проведения первого этапа организатор принимает решение, а именно:

  • отмена торгов;
  • проведение таких торгов без учета результатов подобной процедуры;
  • осуществление торгов с учетом поступивших предложений и замечаний.

В течение двух дней размещается протокол результатов первого этапа обсуждений.

Второй этап включает обсуждение информации, содержащейся в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в Единой информационной системе. Завершается данная процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе произвести отмену закупочной процедуры. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют свои замечания и предложения, а организатор должен в течение двух дней направить ответ.

По результатам обязательного общественного обсуждения закупок принимается одно из следующих решений:

  • отмена торгов;
  • проведение тендера вне зависимости от результатов общественного контроля;
  • проведение тендера с учетом этих результатов.

Пример протокола первого этапа

Пример протокола второго этапа

Ответственность

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, docs.cntd.ru, gosuchetnik.ru, ppt.ru, goscontract.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector