Основания изъятия земельного участка

КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных имуниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав наземельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
5. Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

1. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т.е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст.281 ГК (см. коммент. к этой статье).
ЗК (ст.49) предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных: с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст.55).
Из положения комментируемой статьи о том, что выкуп земельных участков в зависимости от того, для чьих нужд они изымаются, осуществляется Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, можно сделать вывод, что выкупная цена выплачивается из средств соответствующих бюджетов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Комментируемая статья предусматривает, что указанные решения принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ. Отсюда вытекает, что если земельный участок необходим для федеральных нужд, то решение об его изъятии (выкупе) принимается федеральным органом исполнительной власти. Если земельный участок необходим для нужд субъектов РФ и муниципальных образований, то решение принимается исполнительным органом власти субъекта РФ. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд. Следовательно, при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии соответствующего решения.
Комментируемая статья предусматривает, что государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяются земельным законодательством. Действующее земельное законодательство пока не определило конкретных органов государственной власти, уполномоченных принимать указанные решение. ЗК (ст. 9 и 10) указывает лишь, что изъятие земель для нужд Российской Федерации и для нужд субъектов РФ является прерогативой соответственно Российской Федерации и ее субъектов. Статья 11 ЗК относит к полномочиям органов местного самоуправления изъятие земель для муниципальных нужд. Принимая во внимание норму комментируемой статьи, не дающую права органам местного управления принимать указанные решения, и во избежании коллизии данной нормы со ст.11 ЗК целесообразно следовать указанному выше правилу, в соответствии с которым органы местного самоуправления принимают решение об обращении в органы исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием необходимости принятия решения об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков. Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии: стадию предварительного согласования места размещения объекта и стадию принятия уполномоченным государственным органом решения об изъятии земельного участка.
На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, т.е. до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка.
3. В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка применяется его письменное уведомление обэтом органом, принявшим решение об изъятии. С учетом указанного выше порядка изъятия земельного участка это практически означает, что земельный участок может быть изъят у собственника только через год после принятия соответствующего решения. Но в соответствии с действующим порядком изъятия земель для государственных и муниципальных нужд собственник практически уведомляется об этом раньше принятия решения об изъятии земельного участка, а именно на стадии предварительного согласования. В связи с этим принципиальное правило о том, что изъятие земельного участка у собственника может иметь место не ранее чем через год после его уведомления, следует увязать со стадией предварительного согласования места размещения объекта.
4. Комментируемая статья допускает изъятие части земельногоучастка только с согласия его собственника. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправеобратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен сизъятием части его участка, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, то тогда может быть поставлен вопрос об изъятии всего земельного участка по изложенной процедуре, включая и судебное рассмотрение спора.
5. ЗК (ст.63) предоставляет собственнику земельного участка ряд дополнительных к п.3 комментируемой статьи гарантий, к которым относится следующее. Изъятие земельных участков для указанных нужд, в том числе путем их выкупа, осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды; возмещения рыночной стоимости земельного участка, еслиему бесплатно не предоставлен в собственность равноценный земельный участок.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд – это вид совокупных гражданско-правовых и земельных отношений, который допускает к участию государственные или региональные органы власти с одной стороны, с другой стороны – владельца ЗУ или лицо, распоряжающееся им на иных основаниях.

Выражается в форме прекращения , основанного на законодательных нормах, допускающих изъятие. Опирается на Земельный кодекс РФ, в частности: статьи , , , , . Так же регламентируется статьёй 239 ГК РФ . Статьи 51 , 55 ЗК РФ определяют условия реквизиции ЗУ.

В случае с определяется расторжением договора аренды, инициируемым хозяйствующим субъектом, с предоставлением аналогичной замены или без предоставления. Расторжение допускается при получении согласия арендатора и составлении соглашения о добровольном расторжении, с определением технических моментов и нюансов правовых последствий.

Как правило, административные органы определяют условия равнозначной замены надела. При условии наличия возведённого капитального или иного строения, владельцу компенсируется его стоимость.

Предоставляемые органом власти, он вправе оспорить в суде только ту часть процедуры, которая связана с его имущественными правами, то есть с возведёнными им строениями и иными стоимостными объектами, расположенными на участке. При условии, что целевое использование допускало их возведение.

Иной вопрос возникает изъятием земельного участка у собственника . Его права более стабильны и определяют полноценное имущественное владение недвижимостью. Процедура изъятия у граждан в этом случае усложняется. Согласование производится поэтапно, а властям требуется добиться его согласия, либо получить решение суда. Собственник может предъявить претензии, как в сторону неравноценности предоставляемого надела, так и в сторону компенсации, которая предложена со стороны администрации, за стоимостные объекты, расположенные на его территории.

Если арендуемые земли переходят во владение хозяйствующему субъекту непосредственно, то находящиеся в собственности граждан – изначально снимаются с регистрационного учёта в записях Государственного кадастра недвижимости (ГКН), а затем отчуждаются муниципалитету с перерегистрацией права собственности и постановкой на , с присвоением нового кадастрового номера.

Основания, условия и причины принудительного изъятия

Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?

Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих :

  • строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
  • Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
  • Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
  • Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.

Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.

На этом основании изъятие допускается :

  1. при использовании ЗУ не в соответствии с установленным целевым назначением.
  2. В связи с его не использованием в течение определённого законодательством срока. (это называется изъятие неиспользуемых земельных участков)

Такое вмешательства государства в имущественные права недобросовестных земледельцев продиктовано тем, что земли относятся к важному экономическому ресурсу, допускающему повышение благосостояние граждан. Те из них, кто ориентируется лишь на инвестирование в землю, с целью дальнейшего накопления капитала за счёт повышения , поступает незаконно, нарушая возможности других граждан, желающих распоряжаться землёй по-хозяйски.

Особенно негативно относится орган власти к лицам, которые не проводят застройку участка, полученного для этих целей из числа земель ИЖС. Такие наделы ориентированы на повышение степени обеспечения граждан населённого пункта жильём. Недобросовестное удерживание ЗУ в бесхозном состоянии нарушает регламент планирования администрацией, жилищной политики региона.

Это интересно:  Как взыскать пени с застройщика

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Получение указания на изъятие ЗУ в соответствии целям и задачам проводимых или планируемых государством работ, определяется на федеральном уровне. Распоряжение носит резолютивный характер и передаётся в сторону региональных властей, которые обязаны:

  • ответить согласием;
  • принять к рассмотрению;
  • организовать работы по изъятию участков.

В число видов организационной деятельности входит нижеследующее:

  • согласование процедуры с правообладателем;
  • оценка частных владений;
  • установление выкупной стоимости;
  • процедура (выкупа).

Решение об изъятии земельного участка принимается органом местной власти на основании федеральной резолюции. Муниципалитет подготавливает постановление об изъятии и знакомит с ним граждан, попавших под программу расселения путём предоставления аналогичных условий или выкупа.

В Постановлении требуется указать :

  1. причины, на основании которых допускается прекращение права пользования;
  2. сроки, определённые для проведения работ;
  3. федеральная резолюция, регламентирующая изъятие;
  4. примерный план работ.

Постановление утверждается главой городского или областного исполкома, в зависимости от территории участков, подлежащих расселению. Если затрагиваются сельскохозяйственные земли или населённые пункты сельской администрации, копия документа отсылается в местный исполком. Так же в адрес районных центров выдаётся резолюция по привлечению уполномоченных лиц к исполнению распоряжений и организации работ.

Собственник земельного участка извещается о его изъятии трижды . В первом случае оно высылается после получения муниципалитетом федеральной резолюции, где формулируются причины проведения процесса, с опорой на составленное Постановление. Во втором случае граждане извещаются по окончании организационных работ, когда определяются основные их виды и выявлены участки, подлежащие изъятию. Третье извещение направляется в виде резолюции, требующей освобождения указанной территории.

Сроки изъятия регламентируются в отношении последнего уведомления, которое должно предоставляться заинтересованным лицам не позднее чем за 1 год до начала производства работ по расселению обозначенного массива. В течение указанного срока, граждане попавшие под программу изъятия земель обязаны составить соглашение с муниципалитетом или попытаться оспорить принятое исполкомом решение. По завершении указанного срока сопротивление принятому решению недопустимо, так как оно может нанести существенный вред проводимым работам, с вытекающими правовыми последствиями.

Соглашение об изъятии – оптимальный вариант действий в данной ситуации. Однако граждане могут контролировать принцип соразмерности предоставления компенсации и предъявлять уместные требования и претензии, что не противоречит процедуре.

Соглашение об изъятии земельного участка, образец которого доступен и в конце статьи, составляется в свободной форме, бланки разрабатывает администрация. Для каждого собственника вносятся соответствующие его недвижимому имуществу параметры из числа следующих:

  • наименование уполномоченного органа;
  • сведения о собственнике;
  • технические и кадастровые характеристики ЗУ;
  • сведения (например, );
  • серия и номер свидетельства о собственности;
  • сведения о наличии (отсутствии) капитального строения;
  • технические и кадастровые характеристики строения;
  • стоимость недвижимости.
  1. Собственник обязуется освободить территории к указанному органом власти сроку.
  2. Администрация обязуется предоставить соразмерную компенсацию. Условия компенсации прописываются подробно.

На основании этого документа граждане получат обещанные условия для организации нового места проживания или ЗУ аналогичной и целевого назначения.
Это вся процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Чаще всего никаких особенностей и нюансов здесь не возникает.

Гарантии возмещения убытков

Принудительное изъятие земельного участка предусматривает возмещение убытков. Они возмещаются в предусмотренном Земельным и Гражданским законодательством,порядке. Они восполняются из бюджета того ведомства или структуры власти, которая инициировала проведение работ, причиной которых стало расселение граждан. Однако все действия координируются на уровне высших законодательных структур , что допускает принятие ими решения об использовании бюджетных средств по усмотрению. То есть фонды, из которых осуществляется компенсация, могут меняться, но для заинтересованных лиц, попавших под действие программы, санкционирование действий происходит при согласовании с местной администрацией, которая выступает гарантом имущественных интересов населения.

Глава местного исполкома получает полномочия по координированию работы с правообладателями ЗУ. Он обязан определить ресурс равноценного возмещения убытков на основании п.1 ст. 62 ЗК РФ . Равноценность не может устанавливаться субъективно, для этого проводится административная ревизия земель и оценка капитальных строений, на них располагающихся.

Установленная стоимость указывается в соглашении, составленном с собственником. На основании соглашения предоставляется:

  1. денежная компенсация;
  2. земельный участок;
  3. ЗУ и денежная компенсация;
  4. иные варианты по соглашению сторон.

Особенности временного изъятия ЗУ

Некоторые виды работ допускают временное изъятие земель с последующим возвращением. Они применяются, когда в целом проведение работ:

  1. не нарушает экологию территории;
  2. создаёт временные сооружения;
  3. не наносит порчу почве;
  4. возвращает ЗУ в изначальном виде;
  5. использует ЗУ короткий срок, не превышающий 3 лет.

Алгоритм изъятия аналогичен, но выкупа в данном случае не происходит , так как не возникает правовых оснований, допускающих постоянное использование со стороны государства или муниципалитета. Соответственно, сумма компенсации существенно уменьшается.

Нередко в таких случаях органы власти оформляют земли под публичный , который в принципе не возмещается. Однако граждане вправе затребовать во временное пользование другие , которые могут вернуть в назначенный срок.

При изъятии недвижимости на основании распоряжения органов власти, главным, регламентирующим права собственника документом, гарантирующим сохранение его имущественных прав, станет составленное с администрацией соглашение. В иных случаях – решение суда.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях — мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Земельный участок может быть выкуплен для государственных и муниципальных нужд. Решение о выкупе земельного участка принимается соответствующими органами исполнительной власти и подлежит государственной регистрации. О его принятии письменно уведомляется собственник не позднее, чем за один год до предполагаемого выкупа земельного участка. С согласия собственника земельный участок может быть выкуплен до истечения этого срока.

Выкуп земельного участка возможен лишь с согласия собственника

Плата за земельный участок (выкупная цена) , а также сроки и условия выкупа определяются соглашением сторон. Выкупная цена складывается из рыночной стоимости земельного участка, рыночной стоимости недвижимости, находящейся на земельном участке, а также всех убытков, причиняемых собственнику выкупом земельного участка, включая и упущенную выгоду.

По соглашению с собственником, ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением о выкупе земельного участка либо, если не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, то орган исполнительной власти, принявший решение о выкупе земельного участка, вправе в течение двух лет со дня письменного уведомления собственника о решении выкупить земельный участок, обратиться в суд, который и должен разрешить возникший спор.

Изъятие земельного участка.

Земельный участок также может быть изъят по решению органа исполнительной власти в следующих случаях:

Если земельный участок не используется по назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законодательством.

В этот срок не включается:

а). время, необходимое для освоения земельного участка;

б). время, в течение которого невозможно использовать земельный участок из-за стихийных бедствий;

в). время, когда земельный участок невозможно использовать в виду наличия обстоятельств, исключающих такое использование.

Если земельный участок используется с грубым нарушением правил рационального использования земель , т.е. используется не в соответствии с его назначением, использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель, значительно ухудшает экологическую обстановку.

Порядок изъятия земельного участка:

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельного участка, обязан заблаговременно известить собственника о допускаемых им нарушениях, и если собственник не устранит их, вправе принять решение об изъятии земельного участка.

Если собственник согласен с решением об изъятии земельного участка и письменно уведомит об этом орган, принявший решение об изъятии, то земельный участок продается с публичных торгов.

Если же собственник не согласен с изъятием земельного участка, то орган, принявший решение об его изъятии вправе обратиться в суд и земельный участок уже будет изыматься только по решению суда.

Ограниченные вещные права на землю.

Среди вещных прав на землю выделяют не только право собственности, но и такие ограниченные вещные права, как право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и сервитут, которые также предоставляют право владения, пользования и частично распоряжения земельным участком, но в объеме ограниченном, по сравнению с правомочиями собственника.

а). Право пожизненного наследуемого владения:

приобретается исключительно гражданами и только на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Это интересно:  Оформить шенгенскую визу через Госуслуги - можно или нет?

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

Изъятие земельных участков выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Это интересно:  Компенсация за непредоставление места в детском саду и родительской платы за ребенка в 2020 году

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  1. Исполнением международных обязательств РФ.
  2. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  3. Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.

Ограничения

В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий. Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства. Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов. Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено. В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

Важный момент

Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

Специфика процедуры

Обычно изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется одновременно с их предоставлением соответствующим лицам. В законодательстве четко регламентируется вся процедура. Она включает в себя два этапа:

  1. Предварительное согласование места расположения объектов.
  2. Непосредственное отчуждение надела.

Порядок изъятия земельного участка

На этапе предварительного согласования обязательно участие владельца надела. При несогласии с действиями органов власти он может обратиться в суд. Таким образом, он может предотвратить принятие решения об изъятии. Одной из ключевых гарантий защиты интересов владельцев выступает обязательное уведомление уполномоченных органов о вынесенном постановлении. Изъятие земельных участков допускается не ранее, чем через год после его принятия. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность отчуждения наделов до истечения установленного срока. Это допускается исключительно при согласии владельцев. Между тем практика изъятия земельных участков свидетельствует о том, что уведомление уполномоченные органы направляют субъектам еще на стадии предварительного согласования. В этой связи исчисление годового срока осуществляется в привязке к моменту получения извещения владельцем.

Ключевые условия

Право собственности в земельном праве выступает в качестве одной из важнейших категорий, находящихся под охраной законодательства. В этой связи в качестве ключевого условия отчуждения надела выступает равноценное предварительное возмещение стоимости. Размер компенсации, условия ее выплаты определяются в соглашении, которое заключается с владельцем. В действующем законодательстве не установлены требования к форме такого договора. Участники сделки могут обратиться в организации, оказывающие юридические услуги для составления соглашения. В качестве второй стороны должен выступать орган, действующий от имени РФ, ее региона или МО, имеющий соответствующие полномочия.

В нее включается рыночная стоимость надела и недвижимого имущества, расположенного на нем. Кроме этого, в цену входят убытки при изъятии земельного участка, а также упущенная выгода. В соглашении обязательно указываются потери, которые несет владелец из-за досрочного прекращения своих обязательств по отношению к третьим лицам. К акту выбора надела должны прилагаться расчеты убытков владельца (пользователя или арендатора), потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Они определяются с учетом стоимости имущества на дату вынесения постановления об отчуждении надела. По ст. 53 ЗК, правила компенсации убытков, возникших в связи с процедурой изъятия земельного участка либо временным его занятием, ограничением возможностей владельца, арендатора или пользователя, а также ухудшения состояния почвы, обусловленного деятельностью иных субъектов, устанавливается правительством.

Упущенная выгода

Как выше было сказано, она включается в состав возмещения при изъятии. Упущенной выгодой признаются доходы, которые должен был, но не получил владелец надела. К ним следует относить арендную плату, суммы за передачу участка в бессрочное пользование. Упущенной выгодой считаются аналогичные платежи за другую недвижимость, переданную во временную или постоянную эксплуатацию.

Особенности выплаты

Возмещение стоимости надела осуществляется за счет бюджетных средств. Это обуславливается тем, что изъятие земельных участков осуществляется в пользу РФ, региона или МО. Что касается компенсации потерь, она осуществляется теми субъектами (учреждениями, предприятиями либо организациями), которым предоставляется надел. Вместе с этим финансирование деятельности новых собственников производится из средств соответствующих бюджетов. Расходы предприятий, понесенные в связи с компенсацией потерь, учитываются в сметах. Соответственно, возмещение в любом случае будет осуществляться из бюджета соответствующего уровня.

Альтернатива компенсации

Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности. Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь. При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе. Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Нюансы законодательства

В нормативных актах предусмотрен ряд обоснованных различий, касающихся изъятия земли у собственников с одной стороны и у пользователей – с другой. В ЗК установлены правила и для отчуждения наделов у арендаторов. Следует отметить, что последние не предусмотрены в ГК. Собственники участков при их изъятии имеют возможность получить возмещение стоимости и компенсацию понесенных потерь. Пользователи и арендаторы могут рассчитывать только на последнее. Данное правило представляется вполне обоснованным. В случае арендаторов и пользователей собственник участка не изменяется. При этом указанным субъектам надел был передан бесплатно. Данное положение оказывает влияние на правила исчисления потерь. Например, оценка сооружений, которые располагаются на изымаемой земле, осуществляется по сметной цене строительства новых объектов, равных имеющимся по емкости, степени механизации и пр. Расчеты по плодово-ягодным насаждениям (плодоносящим), защитным и прочим многолетним растениям производятся в соответствии со стоимостью саженцев и расходами на высадку и выращивание до начала созревания плодов или смыкания крон. Оценка незавершенного строительства осуществляется по фактически выполненному объему работ и затратам в ценах, установленных на момент изъятия. Аналогичное правило действует в отношении неплодоносящих насаждений. Компенсация упущенной выгоды производится единовременно. Сумма должна быть равна доходу, который теряется в течение срока восстановления производства. При определении принципов расчета убытков во всех случаях предусматривается согласование потерь с заинтересованными субъектами. При этом они должны оформляться актом, регистрируемым в местной администрации.

Неиспользование надела

Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности или строительства, но не эксплуатирующийся по своему назначению в течение трех лет, может быть изъят, если в законодательстве не предусматривается более продолжительный срок. В указанный период не включается время, необходимое для проведения работ по освоению надела, а также период, на протяжении которого он не мог использоваться в связи со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами. Для того чтобы изъятие было правомерным, факты, указывающие на то, что участок не эксплуатировался, должны документироваться. При предоставлении территорий для сельскохозяйственного производства предполагается начало выпуска продукции сразу после завершения периода, необходимого на освоение. Его продолжительность должна указываться в документации на надел. При передаче участка для строительства недвижимых объектов началом эксплуатации может считаться непосредственная реализация утвержденного проекта. В ст. 39 ЗК указанный выше трехлетний срок дублируется, и предусматривается обязанность субъектов, обладающих участками по праву бессрочного пользования и наследуемого (пожизненного) владения, при разрушении сооружения приступить к его восстановлению в течение трех лет. Аналогичные правила действуют в отношении арендаторов и лиц, эксплуатирующих наделы по срочным договорам.

Нарушение предписаний законодательства

Если собственник не соблюдает требования рационального землепользования, участок может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности. Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования. В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории. При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения. В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

Природоохранные мероприятия

В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:

  1. Сохранению почвы и ее плодородия.
  2. Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
  3. Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
  4. Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
  5. Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
  6. Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.

Ответственность субъектов

Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие. Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции. Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены. Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

Заключение

Владелец может не согласиться с решением об изъятии его участка или с предложенной стоимостью. В этом случае уполномоченный орган власти имеет право направить иск в суд. Заявление о выкупе участка может предъявляться в течение двух лет с даты направления владельцу соответствующего уведомления (о предварительном согласовании). Стоит сказать, что в законодательстве присутствует достаточно много противоречий и неясностей. Во избежание проблем и для пресечения неправомерных действий со стороны органов региональной и местной власти при возникновении ситуаций, связанных с отчуждением наделов эксперты рекомендуют воспользоваться помощью квалифицированных юристов.

Статья написана по материалам сайтов: zakonds.ru, www.garant.ru, fb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector