Практика рассмотрения в 2014 г. дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства…

Содержание

судебные споры, регистрация предприятий, сопровождение тендерных процедур

Верховный суд РФ представил на своем сайте обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за границей. Накануне этот документ был утвержден Президиумом ВС

В обзоре отмечается, что за последние три года наметилась тенденция к снижению количества дел об усыновлениях российских детей родителями из-за рубежа. Так, если в 2011 году было рассмотрено 3076 дел о международном усыновлении, удовлетворено при этом 3069 дел, то в 2012 году – 2426 дел (из них с удовлетворением требования – 2410 дел), а в 2013 году – 1247 таких дел (1232 из них удовлетворено). Чаще всего российских детей в 2013 году усыновляли граждане Италии (46%), Испании (20%) и Франции (10%).

При рассмотрении дел об усыновлениях в ряде случаев судами в качестве свидетелей вызывались также лица, которые ранее знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания в иных формах. Как и в 2012 году, в 2013 году основными причинами отказа родственников ребенка от принятия его на воспитание в свои семьи являлись отсутствие достаточных финансовых средств, плохие жилищно-бытовые условия, а также преклонный возраст. Кроме того, родственники ребенка нередко ссылались на наличие собственных детей, отсутствие родственных связей с усыновляемым ребенком.

Граждане РФ, как правило, отказывались от усыновления в связи с состоянием здоровья ребенка, его отягощенной наследственностью либо в связи с отсутствием сведений о его родителях. В ряде случаев отказ был вызван возрастом, полом ребенка, нежеланием принять в семью сразу двоих детей, являющихся братьями (сестрами), если их раздельное усыновление (удочерение) было невозможно.

ВС считает, что в 2013 году в подавляющем большинстве случаев суды выносили решение об усыновлении в соответствии с рекомендациями в отношении возраста и состояния здоровья усыновляемого ребенка, данными компетентными службами государства, гражданами которого являлись усыновители.

При выявлении судом несоответствия возраста усыновляемого ребенка рекомендациям, которые были даны усыновителям (например, в случае превышения рекомендованного возраста ребенка к моменту подачи усыновителями документов в суд), заявителям предлагалось представить дополнительное заключение соответствующего компетентного органа иностранного государства о возможности усыновления ими ребенка указанного возраста.

В частности, в обзоре разбирается дело граждан Испании об усыновлении несовершеннолетнего, 2009 года рождения, которое определением судьи Ростовского областного суда было оставлено без движения по тем основаниям, что из представленных заявителями отчета об оценке пригодности, составленного психологом и социальным работником организации «Эулен сосиосанитариос», а также заключения государственного органа – Главного управления по вопросам пожилых лиц, детства и семьи Совета по здравоохранению и социальному благосостоянию Правительства Андалусии следовало, что заявители признаны пригодными для усыновления в России ребенка в возрасте до трех лет, в то время как усыновляемому ребенку исполнилось четыре года. Впоследствии заявители представили дополнительные заключения компетентных органов о возможности быть усыновителями ребенка в возрасте до пяти лет.

К вопросу об усыновлении детей граждан Российской Федерации -иностранными гражданами и лицами без гражданства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Харсеева Виктория Леонидовна

Автор статьи рассматривает отдельные аспекты международного усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, анализирует нормы международных договоров и законодательства Российской Федерации, регулирующих исследуемую проблематику, а также практику рассмотрения судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Харсеева Виктория Леонидовна,

CONCERNING ADOPTION OF CHILDREN, CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION, BY THE FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

The article considers some aspects of the international adoption of children deprived of parental care. The author studies regulations of the international agreements and legislation of the Russian Federation, controlling the relevant range of problems, and considers court cases regarding adoption of children by the foreign citizens.

Текст научной работы на тему «К вопросу об усыновлении детей граждан Российской Федерации -иностранными гражданами и лицами без гражданства»

Харсеева Виктория Леонидовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института dom-hors@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ — ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Kharseeva Victoria Leonidovna

PhD in Social Science, Assistant Professor of the Civil Law and Civil Procedure Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies

CONCERNING ADOPTION OF CHILDREN, CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION, BY THE FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

Автор статьи рассматривает отдельные аспекты международного усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родите-лей, анализирует нормы международных договоров и законодательства Российской Федерации, регулирующих исследуемую проблематику, а также практику рассмотрения судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами.

международное усыновление, усыновитель, усыновленный, коллизионная норма, содержание норм иностранного права, альтернативный способ ухода за ребенком.

The article considers some aspects of the international adoption of children deprived of parental care. The author studies regulations of the international agreements and legislation of the Russian Federation, controlling the relevant range of problems, and considers court cases regarding adoption of children by the foreign citizens.

international adoption, foster parents, adopted child, conflict regulation, content of international law regulations, alternative child care.

Нельзя опровергнуть тот факт, что имеют место случаи убийства российских детей за границей, факты жестокого обращения с ними. Это обусловлено не только пробелами и коллизиями норм международных договоров, но и отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой усыновленных детей. В результате международного усыновления ребенок становится гражданином иностранного государства, официальные власти которого не обязаны представлять какие-либо отчеты о его воспитании. Сделать это они могут лишь по собственной инициативе.

Вместе с тем, возможность усыновления российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства регламентирована не только нормами отечественного права, но и международных договоров, участницей которых является Россия. В Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН (далее — Конвенция о правах ребенка, Конвенция 1989 г.) [2] сказано, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего постоянного семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Участники Конвенции в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком, включая усыновление (ст. 20). Основные условия усыновления сформулированы в ст. 21 Конвенции. Во-первых, усыновление ребенка разрешается только компетентными властями. Во-вторых, усыновление в иностранном государстве может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. В-третьих, в случае усыновления ребенка в другой стране применяются такие же гарантии и нормы, которые

используются при внутригосударственном усыновлении. В-четвертых, усыновление не должно приводить к получению неоправданных финансовых выгод.

Другим международным правовым актом в сфере регулирования международного усыновления является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85 «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» [3], в которой предусмотрено, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком (ст. 17). В статье 18 провозглашается: «Правительствам следует установить политику, законодательство и эффективный контроль для защиты интересов детей, усыновляемых за границей. Усыновление за границей должно, по возможности, производиться лишь в том случае, если в соответствующих государствах разработаны такие меры».

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [4] также подчеркивается, что усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации) в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории, или на усыновление родственникам детей, независимо от их места жительства и гражданства. Здесь акцентируется внимание на том, что ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения.

В качестве иллюстрации сказанного можно привести следующий пример из судебной практики.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 12 июля 2011 г. отменено решение Камчатского краевого суда от 11 апреля 2011 г., которым было удовлетворено заявление граждан Испании об удочерении несовершеннолетней. Судом кассационной инстанции было установлено, что в официальном заключении органов опеки и попечительства отсутствовали сведения как о родственниках усыновляемого ребенка, так и о мерах, принятых уполномоченными должностными лицами для их установления. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор заявил ходатайство об истребовании таких данных, однако оно судом было оставлено без удовлетворения. Между тем в результате прокурорской проверки были получены сведения о том, что у несовершеннолетней девочки имеются родственники по отцовской линии — тетя и бабушка, которые проживают на территории Камчатского края, и они возражают против удочерения девочки иностранными гражданами. Согласно заключению главного врача МКУЗ «Городской Дом ребенка — лечебное учреждение охраны материнства и детства» г. Петропавловска-Камчатского тетя согласна забрать девочку на воспитание в семью. Помимо этого, суд оставил без внимания и то обстоятельство, что два брата несовершеннолетней находятся под опекой граждан Российской Федерации [5].

Тем не менее, следует обратить внимание на то, что в 2011 г. в каждом четвертом решении суда с удовлетворением заявления иностранных усыновителей не отражены данные о том, кому именно из российских граждан предлагался ребенок на воспитание и почему эти лица отказались взять его [6].

Другим многосторонним договором, затрагивающим вопросы усыновления, является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г. (настоящая конвенция прекращает свое действие после ратификации государствами-участниками Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 г.) [7]. Нормы Конвенции предусматривают, что усыновление или его отмена определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене требуется получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это предусмотрено законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.

Это интересно:  Отвечает ли жена за долги мужа

В ст.40 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Кишиневе 07 октября 2002 г. (для России не вступила в силу) [8, с. 98] содержатся аналогичные положения. Однако, в п. 1 ст. 40 Конвенции делается оговорка о том, что усыновление или его отмена осуществляются по законодательству того государства, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене,

если внутренним законодательством страны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. В юридической литературе это изменение оценивается, как проявление желания государств-участников усилить контроль за международным усыновлением своих граждан, обеспечить максимальную защиту их интересов [9, с. 10].

Соглашаясь с такой оценкой направленности нововведения, все же следует заметить, что вопрос о том, какое право должен в случае «иного» регулирования во внутреннем законодательстве гражданства ребенка применить компетентный суд, остается открытым. Представляется, что он будет принимать решение об усыновлении ребенка либо его отмене на основании коллизионной нормы своего государства.

Если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того, чтобы несколько скорректировать правила п. 1 ст. 165 СК РФ, было внесено дополнение, что нормы российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей [11].

В п. 2 ст. 165 СК РФ закреплено еще одно важное правило: если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Коллизионная норма ст. 165 СК РФ, отсылающая к иностранному законодательству, подлежащему применению при международном усыновлении порождает проблемы, связанные с установлением содержания норм иностранного семейного права. Это, в первую очередь, необходимо в целях установления отсутствия каких-либо препятствий для лица быть усыновителем. На необходимость выяснения указанных обстоятельств обращено внимание судей в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8.

Пункт 1 ст. 166 СК РФ предусматривает, что содержание этих норм необходимо устанавливать в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве. В данном случае можно использовать помощь Минюста России, других компетентных органов (например, консульских экспертов). Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 13.11.2012 № 1529) утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации [12]. В подп. 27 п. 7 сказано, что Минюст России взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, и осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами. Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду и другим компетентным органам. Если, несмотря на предпринятые меры, содержание норм иностранного права не установлено, применяется законодательство Российской Федерации. Таким образом, при международном усыновлении возможен вариант применения только норм СК РФ, без учета законодательства того государства, гражданином которой является усыновитель.

1. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 23 мая 2012г. // СПС КонсультантПлюс.

2. Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

3. Документ опубликован не был // СПС Гарант.

4. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2006. № 6.

5. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23 мая 2012г. // СПС КонсультантПлюс.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1472.

8. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав Правительств СНГ. 2002. № 2 (41).

9. Бахин С.В., Игнатьев А.С. Правовая помощь и правовые отношения по гражданским и семейным делам: корректировка регламентации в рамках СНГ (Кишиневская конвенция 2002 г.) // Международное частное право. 2005. № 4.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 30.11.2011г. № 351-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст.16 ; 2011. № 49 (ч. 1). Ст.7029.

11. Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс. 2011.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст.4108 ; 2012. № 47. Ст.6459.

13. Международное частное право. Сборник документов. М., 1997.

1. Obzor Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii praktiki rassmotreniya v 2011 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detey inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossiyskoy Federatsii, postoyanno prozhivayushchimi za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, utv. Prezidiumom Verkhovnogo suda RF ot 23 maya 2012g. // SPS Konsul’tantPlyus.

2. Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. 1993. Issue XLVI.

3. Dokument opublikovan ne byl // SPS Garant.

4. Byulleten’ Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii. 2006. № 6.

5. Obzor Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii praktiki rassmotreniya v 2011 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detey inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossiyskoy Federatsii, postoyanno prozhivayushchimi za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF ot 23 maya 2012g. // SPS Konsul’tantPlyus.

7. Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 1995. № 17. St. 1472.

8. Sodruzhestvo. Informatsionniy vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav Pravitel’stv SNG. 2002. № 2 (41).

9. Bakhin S.V., Ignat’ev A.S. Pravovaya pomoshch’ i pravovie otnosheniya po grazhdanskim i semeynym delam: korrektirovka

reglamentatsii v ramkakh SNG (Kishinevskaya konventsiya 2002 g.) // Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. 2005. № 4.

10. Semeyniy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ (red. ot 30.11.2011g. № 351-FZ) // Sobranie

zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 1996. № 1. St. 16 ; 2011. № 49 (ch. 1). St.7029.

11. Grishaev S.P. Formy vospitaniya detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley // SPS Konsul’tantPlyus. 2011.

12. Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. № 42. St.4108 ; 2012. № 47. St.6459.

13. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. Sbornik dokumentov. M., 1997.

ВС – о международном усыновлении

Международное усыновление детей – тема, широко и активно обсуждаемая в нашем обществе, причем не только юристами. Если точнее и правильнее – речь идет об «усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации». Именно этой категории дел посвящен ставший уже традиционным тематический обзор Верховного Суда РФ – Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом ВС РФ 30 мая 2018 г. (далее – Обзор).

Сразу обращает на себя внимание значительное снижение за последние годы количества дел о международном усыновлении, рассмотренных судами с вынесением решения. В 2009 г. (статистика ВС РФ) областными и равными им судами было рассмотрено с вынесением решения 3427 дел, в 3420 случаях заявления об усыновлении были удовлетворены. Спустя 8 лет, в 2017 г. (которому, собственно, и посвящен Обзор) с вынесением решения рассмотрено всего 336 дел, удовлетворено – 334 заявления, по 3 делам производство было прекращено, 6 заявлений оставлены без рассмотрения. Делать какие-либо выводы из этого факта и проводить анализ причин снижения количества обращений иностранных граждан с заявлениями об усыновлении российских детей – не наша задача, и не цель настоящего комментария, поэтому обратимся непосредственно к анализу Обзора.

Если говорить об Обзоре в целом – в 2017 г. ВС РФ не установлено нарушений судами норм процессуального и материального права при разрешении дел о международном усыновлении детей, не выявлено случаев неправильного толкования закона. В связи с этим Обзор является скорее своеобразными «методическими рекомендациями» судам, этаким «руководством к действию» на примере уже состоявшихся решений.

Большой раздел Обзора посвящен соблюдению условий передачи детей на международное усыновление (п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ). Кроме уже устоявшейся практики исследования письменных доказательств – заключений, представляемых органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, ВС РФ рекомендовал судам опрашивать в судебном заседании лиц, знакомившихся со сведениями о ребенке и отказавшихся от его усыновления или семейного воспитания; лиц, у которых ребенок ранее находился под опекой и которые от этой опеки отказались; родственников ребенка, не желающих принять его на воспитание в свою семью. Неявка родственников ребенка по неоднократным вызовам в суд для выяснения их мнения по существу заявления о международном усыновлении расценивалась судами в пользу усыновления, что ВС РФ признано правильным. Пожалуй, трудно не согласиться с такой позицией ВС РФ, поскольку неоднократная неявка в суд без уважительной причины (при условии надлежащего извещения) свидетельствует о явной незаинтересованности родственников в судьбе ребенка.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что родители, лишенные родительских прав в отношении усыновляемого ребенка, принимают меры для их восстановления, судам рекомендовано приостанавливать производство по делу об усыновлении. Судам необходимо приостанавливать производство по делу и в случае, если есть сведения о действиях близких родственников, направленных на установление опеки над усыновляемыми детьми.

Анализируя применение судами положений ст. 127 СК РФ, содержащей перечень обстоятельств, исключающих возможность усыновления, ВС РФ признал правильной практику судов, предлагающих заявителям пройти медицинское освидетельствование на территории Российской Федерации в случае, если усыновители при подаче заявления представляли медицинские заключения врачей иностранного государства, не соответствующие требованиям российского законодательства, а именно Приказа Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290н «Об утверждении порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По моему мнению, это не означает необходимость повторного прохождения полного медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить ребенка, на территории РФ. Судя по примерам судебной практики, приведенным в Обзоре, достаточно восполнить заключение врачей иностранного государства недостающими заключениями врачей-специалистов и результатами лабораторных и рентгенологических исследований.

Самый обширный раздел Обзора посвящен правильному разрешению вопросов, касающихся возможности усыновителей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК РФ).

ВС РФ признал правильной практику судов, учитывающих при вынесении решения об усыновлении заключения компетентного органа иностранного государства и решения иностранных судов. При этом судами учитывались не только требования, содержащиеся в решении иностранного суда, аналогичные положениям СК РФ (например, о разнице в возрасте между усыновителями и усыновленными), но и условие, согласно которому семейной паре разрешалось усыновить одного иностранного ребенка, родившегося после 6 декабря 2009 г., чтобы сохранить старшинство за их сыном.

Признана правильной практика судов по исследованию в судебном заседании всех медицинских диагнозов усыновляемого ребенка и ознакомлению с ними усыновителей. Кроме того, ВС РФ признал необходимым истребование судами социально-психологических отчетов, в которых отражены выводы о способности заявителей к усыновлению ребенка с соответствующими диагнозами.

Большое внимание суды уделяют выяснению вопроса о продолжительности общения усыновителей и ребенка, что представляется немаловажным, так как от этого зависит психологический и эмоциональный контакт между ними. При этом, на мой взгляд, крайне важно, что суды учитывали не только непосредственное (очное) общение с ребенком, но и общение в период отъезда будущих усыновителей на родину по телефону, через интернет, факты передачи ребенку подарков.

Это интересно:  Неустойка с застройщика Кубанская Марка

Единственный случай отказа в принятии заявления об усыновлении, приведенный в качестве примера в Обзоре, касается соблюдения требований подп. 13 п. 1 ст. 127 СК РФ, а именно: не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке. Поскольку заявитель – гражданка ФРГ, на территории которой с 1 октября 2017 г. действует Закон о введении права на заключение брака для лиц одного пола, не состояла в браке, в принятии заявления об усыновлении было отказано на основании ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Основная отмеченная в Обзоре причина оставления заявления без движения – непредставление заявителями (их представителями) документов, предусмотренных ст. 271 ГПК РФ, а также представление документов, не отвечающих установленным требованиям (например, представление документов с истекшими сроками или документов, не содержащих перевод на русский язык). На это стоит обратить внимание заявителей и практикующих адвокатов как их представителей, ведь сама процедура усыновления довольно длительна по времени, а оставление заявления без движения из-за ошибок, которых можно было избежать, лишь продлевает срок ожидания решения по такому важному для будущих родителей и усыновляемых детей вопросу.

В 2017 г. имел место единственный случай отмены усыновления. Заявителем выступал заместитель прокурора Волгоградской области, действовавший в интересах ребенка – гражданина РФ, усыновленного гражданами Италии. Усыновление было отменено в соответствии с п. 1 ст. 141 СК РФ из-за неоднократного избиения ребенка усыновителем и полного равнодушия к этим действиям его супруги.

Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. Зачастую это дети с тяжелыми заболеваниями, девиантным поведением, дети старшего школьного возраста, которые требуют дорогостоящего лечения, повышенной заботы и внимания к себе.

Изложенный анализ Обзора вселяет определенную уверенность в том, что дети – граждане Российской Федерации, усыновленные иностранцами, гарантированно получат и надлежащее воспитание, и заботу об их здоровье и развитии, а главное – обретут семью, о которой мечтает каждый ребенок, оставшийся без родителей. Ведь именно эти цели преследует институт международного усыновления.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

М.А. Уваровская, студентка

науч. рук., ст. преп. кафедры частного права

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Усыновление по праву рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку наиболее оптимально регулирует устройство таких детей.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, получили закрепление в международных актах, которым соответствует ст. 165 СК РФ, закрепляющая норму о том, что на территории РФ усыновление и удочерение детей российских граждан иностранными гражданами производится по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении, удочерении ребенка [4]. Помимо законодательства указанных выше государств должны также соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно ряд норм СК РФ об усыновлении (удочерении), содержащихся в гл. 19 СК РФ. Как показывает судебная практика, при рассмотрении таких дел суды, прежде всего, проверяют, выполняются ли требования положений СК РФ.

Исходя из закрепленных в Семейном кодексе РФ норм об усыновлении (удочерении) детей следует, что в соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При этом дети могут быть переданы на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребенка как самостоятельно, так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение на осуществление такой деятельности на территории России. По данным судебной статистики наибольшее количество детей усыновлялось в последние годы гражданами США, Италии, Испании, Франции, Германии. С 1 января 2013 г. Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» было запрещено усыновление (удочерение) детей гражданами США, поскольку в этой стране были зафиксированы многочисленные случаи насилия над детьми, усыновленными в России, в том числе со смертельным исходом [5].

В соответствии с положениями гл. 29 ГПК РФ дела об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами рассматриваются в порядке особого производства [6]. При этом иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что дела о международном усыновлении систематически рассматриваются судами Российской Федерации. Согласно данным справок по итогам работы судебных коллегий по гражданским и административным делам Приморского краевого суда за 12 месяцев 2013 г. и за 6 месяцев 2014 г. Приморским краевым судом в 2013 г. было рассмотрено 43 дела об усыновлении детей иностранными гражданами, а в первом полугодии 2014 г. таких дел было рассмотрено 22.

Заявление об усыновлении (удочерении) ребенка должно удовлетворять требованиям, установленным ст. 271 ГПК РФ. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы. В частности, в качестве доказательств по таким делам рассматриваются: свидетельства о рождении и о браке усыновителей; медицинские заключения о состоянии здоровья усыновителей; документы о их доходах; документы, подтверждающие владение жильем; документы о постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители; документы о про-хождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; заключения компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями и иные документы, которые должны быть легализованы, если государство усыновителей не является участником Г аагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 31 мая 1992 г [7]. Все документы представляются в суд в двух экземплярах.

В процессе подготовки к судебному разбирательству дел об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с приложением всех необходимых документов, установленных законом.

Требованием закона является рассмотрение заявления об усыновлении (удочерении) в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении.

Анализ судебных решений по делам об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами позволил сделать вывод, что в большинстве случаев усыновляемыми (усыновленными) лицами были мальчики (в 65% случаев), нежели девочки (35% случаев). Наиболее часто усыновлялись дети в возрасте 3-4 года.

На основе изучения материалов правоприменительной практики по делам об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами можно сделать вывод, что в большинстве случаев заявления об установлении усыновления удовлетворяются судом. Ключевым основанием удовлетворения судами заявлений об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами явилась невозможность передачи детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п. 4 ст. 124 СК РФ) — 87% случаев. В 13% случаев основанием усыновления (удочерения) детей явилась также в дополнение к указанному основанию невозможность усыновления братьев и сестер разными лицами (п. 3 ст. 124 СК РФ).

Анализ оснований, по которым на практике суды отказывали в удовлетворении заявлений об установлении усыновления (удочерения) иностранным гражданам, позволил сделать выводы, что в наибольшем количестве случаев суд отказывал в случае непредставления суду установленных законом документов или представления их в ненадлежащей форме, без легализации в установленных законом случаях (27%).

Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами всегда связано с разрешением ряда сложных вопросов, стоящих перед судом при вынесении решения по делу. Обобщение практики рассмотрения таких дел показало, что в этой сфере существуют проблемные аспекты, которые связаны с недостаточно четким правовым регулированием, в связи с чем, необходимо дополнить и систематизировать существующие положения Семейного кодекса РФ в этой части.

Так, одной из проблем является проблема защиты прав и законных интересов биологических родителей усыновляемых (удочеряемых) детей, поскольку их права и интересы зачастую игнорируются. Семейный кодекс РФ в ст. 130 устанавливает правовые основания передачи ребенка на усыновление без согласия его родителей. Среди них — признание судом факта неуважительности причин неучастия родителей в воспитании и содержании своих детей более шести месяцев. Однако до настоящего момента остается неурегулированным сам механизм судебного признания этих причин неуважительными, что на практике приводит к весьма печальным последствиям. Необходимо этот механизм уточнить и конкретизировать в законе. Также необходимо обязательно привлекать в дело родителей (родителя) усыновляемого (удочеряемого) ребенка, а в случае невозможности — родственников ребенка. Кроме того, думается, что такие сложные дела, как дела об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами должны рассматриваться только коллегиально, чтобы суд в процессе обсуждения мог прийти к единственно правильному решению дела. При единоличном рассмотрении суд фактически лишен такой возможности.

Проблемным аспектом является возможность усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами, если дети уже были переданы им в семью на воспитание или под опеку, поскольку в этом случае сведения о детях в государственный банк данных не направляются. Таким образом, поскольку сведений нет, суд может отказать в удовлетворении заявления об установлении усыновления, а между тем, усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с другими формами. В связи с этим требуется дополнение и уточнение положений Семейного кодекса РФ, например, путем внесения в ст. 124 п. 2.1 следующего содержания «усыновление допускается в отношении детей, находящихся под опекой потенциальных усыновителей или переданных в приемную семью потенциальных усыновителей, при отсутствии сведений об этом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Еще одной проблемой, выявленной в ходе анализа материалов судебной практики, является проблема учета политической обстановки в стране, гражданами которой являются потенциальные усыновители. Не секрет, что в настоящее время в мире существует несколько «горячих точек», где ведутся военные действия. Думается, что для решения обозначенной проблемы целесообразно включить в п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ абзац следующего содержания: «При устройстве ребенка должна учитываться политическая ситуация в стране, гражданами которой являются потенциальные опекуны, попечители или усыновители. Данные о политической ситуации должны запрашиваться судом при подготовке дела к судебному разбирательству в каждом конкретном случае в уполномоченных государственных органах». Это позволит исключить усыновление, не соответствующее интересам ребенка.

Это интересно:  Онлайн-калькулятор для расчета стажа работы

Также проблемой является вынесение судами решений об отказе в усыновлении ребенка по надуманным основаниям. Имеются примеры таких судебных решений, когда суд первой инстанции, «перестраховываясь» определенным образом, выносит решение об отказе в усыновлении (удочерении) ребенка иностранными гражданами, неправильно истолковав нормы материального и процессуального права. Подобные решения могут отменяться или изменяться только судом вышестоящей инстанции, если кто-либо из заинтересованных лиц обжалует решение. В противном случае, ребенок лишается права жить и воспитываться в семье. Для решения проблемы целесообразно закрепить в Семейном кодексе РФ четки печень оснований, по которым в удовлетворении заявления об усыновлении (удочерении) может быть отказано. В настоящее время такого перечня нет.

В целом можно заключить, что процедура усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами нуждается в уточнении и оптимизации. При этом, как справедливо подчеркивает П. Влаардингер- бройк, «государственные органы обязаны устанавливать адекватные процедуры, тщательно следить за их выполнением и регулярно контролировать как приемных родителей, так и агентства, выступающие посредниками между государствами происхождения детей и приемными родителями. Усыновление (удочерение) должно отвечать наилучшим интересам ребенка. Если это не так, органы власти должны искать другие решения» [8]. [77] [78] [79]

рации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г. [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

4. Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от

7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Референт Дельта».

Порядок усыновления детей иностранными гражданами

В последнее время большим спросом для усыновления пользуются российские дети, и приезжая в Российскую Федерацию, многие иностранцы желают усыновить ребенка.

Но для оформления потребуется соблюдать не только законодательство России, но и страны, откуда прибыл данный гражданин.

Законодательство

Основными законодательными актами в России в данном случае становятся:

  • статья 121 Семейного кодекса – условия по отношению к усыновляемым детям, соблюдение интересов;
  • статья 137 Семейного кодекса оговаривает обязательства усыновителей и принятие возможности процесса судом;
  • статья 140 Семейного кодекса оговаривает отмену усыновления;
  • Постановление Правительства от 29 марта 2000 года № 275 регламентирует правила передачи детей иностранным людям.

Основные условия

Действующее законодательство не запрещает усыновлять русских детей иностранными гражданами.

В том числе, иностранцами считаются лица:

  • россияне, проживающие за границей более полугода;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • граждане, кто имеет сразу несколько гражданств, одно из которых российское, но при этом он не проживает на территории страны.

Условия передачи детей иностранным гражданам аналогичны, но имеют несколько особенностей.

Преимущество при усыновлении ребенка отдано российским гражданам. Поэтому получить право на усыновление может иностранный гражданин, если россиянин не желает оформлять над малышом опекунство.

Отсутствие такого спроса стоит подтверждать документально. Усыновление как и в случае усыновления россиянином, происходит только через суд.

Усыновление иностранным гражданином – процесс, который рассматривается судом.

При этом орган опеки и попечительства обязуется доказать государственной инстанции невозможность устройства ребенка внутри страны.

Судья проверяет наличие сведений о малыше в диной базе данных. При этом присутствовать информация о ребенке должна не менее года до начала судебного процесса. То есть досье крохи должно находится в течение года в базе данных, которой мог воспользоваться гражданин России. В период года для иностранцев существует запрет определения малыша в свою страну.

Далее суд рассматривает и проверяет точность предоставленной информации о сироте. Согласно действующему законодательству, приоритет дается именно российским гражданам. Если существует запрос даже на опеку ребенка, то суд откажет в усыновлении. Проверяются такие данные для того, чтобы проверить чистоту сделки.

Если российские родители получали недостоверные сведения, то люди, ответственные за это, понесут наказание, а в усыновлении будет отказано.

И только при полном отсутствии спроса иностранцу позволяется оформить усыновление.

Совершаются такие действия для исключения коррупции и заинтересованной сделке. Ведь некорректные сведения предоставляются органами опеки и попечительства достаточно часто.

Требования

Иностранные усыновители должны также отвечать по всем требованиям российского законодательства, в том числе и с поправками законодательства их страны.

Они не вправе получить разрешение, если:

  • не получают достаточный доход для обеспечения подопечного;
  • не имеют постоянного места для проживания;
  • состоят в браке с недееспособными лицами;
  • находятся под следствием;
  • освобождены от попечения или усыновления в принудительном порядке;
  • несовершеннолетние;
  • имеют судимость или ограничения по дееспособности;
  • не прошли соответствующих курсов.

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Для многих иностранцев оформление процедуры – большая головоломка. Именно она вызывает не мало проблем. Чаще всего они обращаются к компаниям, которые представляют их интересы в Российской Федерации.

Такие организации ведут дело на основании лицензии, выдаваемой Министерством образования и науки. Они имеют право представлять интересы своего подопечного в суде и передавать документацию от его лица в базу данных. Как только процесс усыновления будет завершен, вступает запрет на осуществление деятельности.

Орган опеки и попечительства также ограничивает иностранцев в доступе в базу данных сирот.

При положительном решении судебной инстанции ему позволяется воспользоваться данными для определения ребенка. В России также действует запрет на общение с малышом до судебного решения.

Как только иностранец познакомиться с кандидатом, он принимает решение. Если оно положительное, то сообщает оператору базы данных о нем.

Уже с заявлением он обращается в судебную инстанцию, затем в ЗАГС для регистрации факта усыновления. Как только оформление заканчивается, на руки иностранцу выдается свидетельство об усыновлении, паспорт в ОВИРе и иммиграционная документация в посольстве.

В любом случае, даже если ребенок усыновлен, за ним сохраняется российское гражданство.

Усыновитель вправе запросить гражданство в стране, где будет проживать ребенок. Но российские органы должны контролировать процесс перехода гражданства и проживания ребенка в другой стране.

Органы опеки и попечительства в стране проживания заявителя также должны обследовать условия проживания малыша.

Затем постоянно контролировать действия иностранца по отношению к подопечному, убеждаться в отсутствии проблем. До трех лет после факта усыновления государственный орган посещает подопечного не менее 4 раз в год.

Порядок оформления

Порядок оформления иностранцами ничем не отличается от усыновления русским гражданином:

  • гражданин приходит в орган опеки и попечительства за консультацией;
  • собирает полный пакет документов;
  • подает заявление с приложением необходимой документации;
  • ожидает решение;
  • принимает представителя органа опеки и попечительства на своем месте жительства;
  • знакомиться с актом проведения обследования и соответствия требованиям законодательства;
  • в течение двух недель получает ответ на разрешение усыновления;
  • выбирает ребенка из базы данных;
  • подает заявление в суд с приложением подтверждающих документов;
  • присутствует на заседании;
  • при положительном ответе забирает ребенка, документы, регистрирует в органах загс;
  • ставит ребенка в миграционной службе.

Интересует отмена усыновления? Судебная практика тут.

Пакет документов

Для оформления усыновления иностранцу необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт иностранца или иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявление в орган опеки и попечительства с намерением усыновить ребенка;
  • анкета иностранца;
  • документ, подтверждающий наличие информации о сироте в БД;
  • разрешение на въезд на территорию постоянного места проживания;
  • документ, подтверждающий обязательство на регистрацию для учета в консульстве России;
  • согласие на проживание ребенка, контроль в консульстве России компетентной инстанции;
  • обязательство от заявителя о позволении органам опеки посещать место жительства для проверки соблюдений требований;
  • заключение уполномоченной инстанции об условиях проживания заявителя;
  • согласие на проведение мониторинга приемной семьи, предоставления отчетов в страну –заявителя;
  • при представительстве компанией–посредником – лицензия на осуществление деятельности.

Образец заявления на усыновление ребенка здесь.

Судебный процесс

Суд должен получить от органа опеки и попечительства все доказательства усилий, которые были приложены для оформления усыновления русскими людьми. Инстанция должна понять основания и мотивацию почему русские не могут усыновить такого малыша.

Судебная инстанция вправе вызвать усыновителей, которые просматривали информацию о малыше и приняли решение об отказе от него.

Заседание и решение происходит в течение двух месяцев. За этот период человек должен доказать свою платежеспособность и дееспособность, а также наличие хороших условий для проживания сироты.

Осуществление контроля

Контроль осуществляется местными органами опеки и попечительства. Они же обязуются предоставлять отчет государственным органам на территории России.

Осуществляется контроль не менее 4 раз в год на протяжении трех лет. Далее количество сокращается до двух раз в год.

В течение трех месяцев новые родители обязуются поставить кроху на учет. При этом государственный орган, взявший на себя обязательства гарантии, фиксирует взятие крохи на учет. В течение месяца передается документ в РФ.

Порядок усыновления иностранными гражданами российских детей устанавливается приказом президента и Семейным кодексом.

Усыновление иностранными гражданами российских детей имеет ограничения в виде проведения процесса гражданами Соединенных Штатов Америки. Оговаривает данный факт статья 4 Закона от 28 декабря 2012 года. Этот закон направлен на защиту интересов ребенка.

Поводом такого ограничения стали постоянные нарушения интересов детей представленными гражданами, в том числе доходило все до летального исхода.

Судебная практика

Судебная практика 2018 года показывает, что удочерение и усыновление для иностранных граждан имеет не мало нюансов. Например, если гражданин решил взять ребенка, то его не допустят до разговора с ним и установления контакта. Это станет возможным только после судебного процесса.

При этом, если ребенком интересуются русские усыновители, но еще находятся на стадии сбора документации, иностранцу откажут в выполнении процесса.

Судебная практика показывает, что процент одобрения искового заявления практически 10%.

Организации, занимающиеся оформлением

Существует немало организаций, которые выступают представителями иностранца. Для обращения к ним нужно заполнить анкету, рассказать о своих интересах и оплатить их услуги.

Компания должна иметь лицензию на осуществление такого рода деятельности. Но и таковым компаниям ограничен доступ к базе данным.

Часто задаваемые вопросы

Многие иностранные граждане сталкиваются с проблемами оформления ребенка. При международном усыновлении возникает не мало вопросов, касаемо перевода документов, гражданства, перевозки и иных проблем, с которыми столкнется усыновитель.

Гражданство детей

После усыновления ребенка усыновитель является полноправным родителем. Именно поэтому он вправе менять ему гражданство.

Исключением в этом вопросе становится возраст ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет, то он принимает сам решение на основании статьи 132 Семейного кодекса.

Перевод документов

Для оформления усыновления каждый иностранец должен предоставить полный пакет документов, а также дополнительный. Мало того, все документы не на русском языке, должны быть с переводом.

Для международного усыновления данный принцип становится основным.

Интересует закон о тайне усыновления? Информация здесь.

Как написать согласие матери на усыновление ребенка отчимом? Образец документа в этой статье.

Согласие ребенка

Процесс установления усыновления иностранными гражданами производится на основании российского законодательства.

Действующие законы оговаривают обязательное согласие ребенка на усыновление при достижении им 10 лет. В иных случаях согласие малыша не требуется.

Образец согласия ребенка старше 10 лет на его усыновление здесь.

Усыновление – трудоемкий процесс, который затрачивает большое количество времени. Иностранный гражданин должен собрать все документы заблаговременно, перевести их и проверить на корректность заполнения.

Мало того, он должен быть готов, что ему придется провести в России достаточно большое количество времени для представительства в суде и выбора подходящего ребенка.

На видео об особенностях оформления

Статья написана по материалам сайтов: pravogroup.ru, cyberleninka.ru, www.advgazeta.ru, lawbook.online, nam-pokursu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector