+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право пользования землями лесного и водного фонда

При изучении данной темы студенты должны четко представлять, что земли лесного и водного фондов являются самостоятельными категориями земель и регулируются помимо ЗК РФ, Лесным кодексом РФ и Водным кодексом РФ соответственно.

В соответствии с действующим земельным законодательством

(ст. 101 ЗК) к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не

покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие, а также земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства. Земли лесов первой группы выполняют водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные природоохранные функции. Земли лесов второй группы выполняют защитные, санитарно-оздоровительные и (частично) эксплуатационную (производственно-экономическую) функции. Земли лесов третье группы имеют, прежде всего, производственно-экономическое назначение. Режим использования земель лесного фонда определяется в зависимости от групп лесов (принадлежности лесов к первой, второй или третьей группе).

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйст-венных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 102 ЗК в состав земель водного фонда входят земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воле, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяй-ственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Земли водного фонда, обладая неоднородным составом и структурой, имеют единый правовой режим, который находится в прямой зависимости от режима использования и охраны водных объектов.

В соответствии с водным законодательством подавляющая часть водных объектов находится в государственной собственности. В частную собственность допускается передавать небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водные объекты используются комплексно, т.е. одновременно для многих целей и многими субъектами.

В целях охраны водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. Правовой режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регулируется Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 17.05.1937 «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения» (действует в части, не противоречащей Конституции РФ, Федеральным законам и иным правовым актам РФ).

Земли водного фонда используются и охраняются в соответствии с требованиями водного законодательства РФ. Вместе с тем ряд вопросов, касающихся земель водного фонда, регулируется ЗК. Например, вопросы целевого использования земель водного фонда, управления собственностью и некоторые другие, которые не отражены в водном законодательстве либо не имеют отношения к режиму использования и охраны водных объектов.

Земли запаса в соответствии со ст. 103 ЗК — это площади, не предоставленные в собственность, владение, пользование и в аренду (за исключением земель фонда перераспределения, которые формируются в соответствии со ст. 80 ЗК).

Земли запаса служат резервом для удовлетворения нужд сельскохозяйственных предприятий, местом размещения промышленных объектов, сенокосных угодий и пастбищ, коллективных садов и огородов, пополнения категорий земель, используются для целей отгонного животноводства. Основное местоположение земель запаса — территории Сибири, Дальнего Востока, районы Крайнего Севера.

Право пользования землями лесного и водного фонда

Право пользования землями водного фонда тесно примыкает к праву пользования водным объектом, так как земли являются частью водного объекта. Под пользованием водными объектами понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Причем для собственных нужд данный субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование. Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Водопользователи-граждане, в т. ч. несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. ст. 27, 28, 30 ВК РФ).

Согласно ст. 22 ВК РФ оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего кодекса.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.

Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ.

Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

Использование водных объектов подразделяется на общее и специальное. Общим называется пользование без применения сооружений, технических средств и устройств. Данное водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом.

Использование водных объектов с применением сооружений технических средств и устройств называется специальным, оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Основанием приобретения права пользования водными объектами является лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водными объектами.

В целях обеспечения государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Водный кодекс (ст. 48—49) указывает, что лицензия на водопользование является актом специального государственного органа. Она должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователях;

сведения о водопотребителях; указания на цели и способы использования водного объекта; указания границ (координат) водного объекта; сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.*

*См. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утвержденный им «Порядок ведения лицензионной деятельности» (СЗ РФ. 1995. №1).

Законодателем предусмотрено правопреемство. Актом, на основании которого осуществляется переход прав и обязанностей от одного лица к другому, является распорядительная лицензия.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, он обязан заключить договор пользования водным объектом. Таким договором признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части.

После заключения договора пользования водными объектами он должен быть зарегистрирован в государственном реестре договоров, который ведется территориальным органом Минприроды РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Водным кодексом предусмотрено прекращение прав пользования в нескольких случаях: отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока пользования; смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; естественного или искусственного исчезновения водных объектов и др. .

Это интересно:  obrazec_tehnicheskogo_pasporta_kvartiry-stranica-3

Допускается принудительное прекращение прав пользования водными объектами, но в четко очерченном круге случаев. К ним можно отнести неиспользование водных объектов в течение трех лет; использование водных объектов не по целевому назначению и в других случаях. Интересен порядок прекращения прав пользования. Так, права пользования водными объектами могут быть прекращены путем аннулирования лицензии на водопользование. Затем расторгается договор пользования водным объектом. Но может быть сначала расторгнут договор, а уже затем аннулирована лицензия на водопользование. В случае принудительного прекращения прав пользования водными объектами лицензия на водопользование аннулируется после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранении их в установленные сроки.

Помимо рассмотренных общего и специального водопользования существуют и другие виды. Так, использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных Путей и другое) водных ресурсов. По срокам водопользование делится на краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии».*

Помимо этих видов пользования водными объектами право пользования может быть предоставлено в виде сервитутов. Сервитутом является право ограниченного пользования водным объектом. Оно может выступать в формах публичного и частного водных сервитутов.

Правовой режим использования водных объектов можно подразделить и в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности; питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля и для иных целей (ст. 95 ВКРФ).

1) Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которое является приоритетным и поэтому для данного водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение может быть централизованным и не централизованным (ст. 133, 135 ВК).

2) Использование водных объектов для промышленности и энергетики, при котором водопользователи обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов (ст. 137 ВК РФ).

3) Использование водных объектов для сельского и лесного хозяйства, в ходе которого водопользователи обязаны принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ст. 138 ВК РФ).

4) Использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

5) Использование водных объектов для рыбного хозяйства основывается на приоритете водных объектов или их участков, имеющих важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. В этом случае использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено (ст. 140 ВК РФ).

6) Использование водных объектов для транспорта и лесосплава. Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается.

7) Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

8) Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

9) Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности. Перечисленные разновидности правового режима использования водных объектов водопользователи реализуют в соответствии с законом.

Водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению. Не допускаются лишь такие действия водопользователей, которые осуществляются с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц. Эти ограничения могут последовать лишь в случаях, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами.

Содержание правоотношений по водопользованию имеет ярко выраженную направленность на охрану водных объектов. Так, водопользователям предоставлен сравнительно небольшой круг прав, а именно:

использовать водные объекты только в соответствии с установленным целевым назначением; возводить постройки, сооружения и устройства, необходимые для нормальной эксплуатации водного объекта в соответствии с целевым назначением; получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности, и другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

Однако на водопользователя возложен широкий круг обязанностей. Среди них можно назвать: рациональное использование водных объектов; недопущение нарушения прав других водопользователей; недопущение ухудшения качества поверхностных и подземных вод; информирование госорганов об аварийных ситуациях, влияющих на водные объект;

выполнение правил охраны жизни людей на водных объектах; своевременное внесение платежей, связанных с использованием водных объектов; соблюдение установленного режима использования водоохранных зон; осуществление иных мероприятий по охране водных объектов; выполнение других обязанностей, предусмотренных водным законодательством РФ.

Субъектами права пользования землями водного фонда являются преимущественно юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование, например, рыбохозяйственные организации; сельскохозяйственные формирования; мелиоративные предприятия и т. п.

Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Так, предприниматель без образования юридического лица, занимающийся частнопредпринимательской деятельностью по промысловому лову рыбы, может взять в аренду водоем, став одновременно землепользователем участка на землях водного фонда.

Титул субъекта права пользования землями водного фонда выражается в двух формах:

1) в виде установленной законом формы (лицензии либо договора на выполнение определенных функций по содержанию водоема и прибрежного земельного участка);

2) в бездокументной форме. Такое положение допустимо в отношении общего водопользования, если законом не установлено каких-либо запретов относительно применения его на данном конкретном водоеме. Так, гражданин вправе осуществлять любительский лов рыбы на водоеме, а значит, и пользоваться определенной частью земельного участка в этот период. Однако если он будет использовать водный объект для добычи сапропеля, то это уже явится случаем специального природопользования, для которого необходимо получение лицензии.

Если общее природопользование ограничено лишь рамками закона, то специальное природопользование дополнительно ограничено рамками устава землепользователя и пределами целевого назначения. Предоставленного лицензией.

Объектом права пользования в рассматриваемом правоотношении выступают «фундаментальные» элементы — земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования. Например, если водоем на земельном участке окружен водоохранной зоной, то в ней запрещается распашка земель, корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, т.е. особенность объекта водопользования породила ограничительные особенности в режиме земельного участка под этим водоемом.

При специальном природопользовании объект правоотношений бывает многообразен. Например, если водопользователь приобретает право пользования водоемом для мелиоративного орошения полей, то в составе объекта оказываются и природные компоненты (земельный участок, растительность, охранная зона, смонтированное стационарное мелиоративное сооружение, здание для обслуживающего персонала и др.). В результате земельные правоотношения перемешиваются с водными, гражданско-правовыми, экологическими, трудовыми и др.).

На содержание правоотношений по использованию земель водного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные правоотношения.

Это интересно:  Гибкий график работы это отличный выбор для профессионалов!

Основными принципами права пользования землями водного фонда являются:

1) экологическая безопасность использования водоемов. В случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне условия ранее выданного разрешения (лицензии) на водопользование могут быть пересмотрены органами, выдавшими эту лицензию;

2) приоритет использования водных объектов для питьевых или бытовых нужд населения. Порядок этого целевого назначения регулируется специальным законодательством; для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды; использование таких подземных источников для технических и иных целей не допускается и т. п;

3) нормирование воздействия на водные объекты, которое достигается нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок на водный объект; предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; установлением экологически безопасных лимитов водопотребления водоотведения; установлением экологически безопасной для водного объекта квоты изъятия биоресурсов и т. п.;*

*См. Постановление Правительства РФ «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» (СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. §25);

4) экономическое регулирование использования водных объектов, включающее в себя установление платежей за пользование водными объектами (ст. 122. ВК РФ),* установление экономической ответственности в сфере использования и охраны водного фонда; создание системы финансирования, восстановления и охраны водных объектов и т. п.;

*См.: Федеральный закон РФ от 6 мая 1998 г. № 71 «О плате за пользование водными объектами»//СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067. (сизм. и доп. от 30 марта 1999 г.)//СЗ РФ. 1999 №14. Ст. 1652.

5) свобода хозяйственной самостоятельности, в силу которой запрещается вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей под страхом юридической ответственности; пресекается монополизм в сфере водопользования; убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению, включая упущенную выгоду и т. п.;

6) строго целевое использование природных объектов и водоемов, при неисполнении которого водоем может быть изъят у водопользователя без возмещения причиненных ему этим изъятием убытков;

7) приоритет профилактики нарушений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на природную среду проектируемых и сооружаемых объектов как в зоне их размещения, так и в целом по бассейнам водных объектов;

8) дифференцированный подход к использованию водных объектов. Например, экологически безопасное для водного объекта изъятие биоресурсов устанавливается в пределах, не нарушающих естественную структуру экосистемы водного объекта и соответственного биоресурса, и устанавливается дифференцированно для каждого водного объекта;

нормативы воздействия на водные объекты разрабатываются государственными органами по охране окружающей природной среды по согласованию с государственными органами управления использованием и охраной водного фонда и утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Особенностями в предоставлении права пользования землями водного фонда являются следующие обстоятельства:

1) при предоставлении водных объектов в пользование не предусмотрено землеустроительных действий по отводу этих объектов в натуре, поскольку предоставляемый водоем уже самоограничен в силу своего естественного существования в объективной реальности, а прибрежные полосы определены существующими нормативами;

2) водное законодательство не предусматривает в качестве, основания изъятия неиспользованной землепользователем прибрежной полосы, если полученный им в пользование водоем используется в соответствии с целевым назначением;

3) водное законодательство, в отличие от земельного, не предусматривает для природопользователей обязанностей повышать биопртенциал используемого объекта. Так, если повышение плодородия почв, используемых земель является неотъемлемой обязанностью землепользователя, то для водопользователя таковой обязанности и в таком подходе не усматривается.

Вместе с тем, как и в правовом режиме землепользования, так и в правовом режиме водопользования законом не предусмотрены сроки давности по искам, и на природные объекты (кроме земли) не в полной мере распространяется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО И ВОДНОГО ФОНДА;

1. Лесной земельный фонд составляют все леса, за ис­ключением тех, которые расположены на землях обо­роны и землях населенных пунктов (поселений), а так­же в него входят земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).

Участками лесного фонда называются участки леса, а также участки лесных

земель, которые не покрыты лесной растительностью, и участки нелесных земель. Именно уча­сток лесного фонда согласно лесному законодательству счи­тается предметом договора аренды.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — их использование в качестве средства производства в лес­ном хозяйстве.

Лесные земли представляют собой земли, покрьпые лесной растительностью и не покрытые ею, но которые предназна­чены для ее восстановления (это вырубки, гари, редины, про­галины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, до- рогами, угодьями), а также иные земли, которые расположены в границах лесного фонда. Нелесные земли включают земли, которые не только не заняты лесами, но и предназначены для их выращивания.

Целевое назначение этих земель заключается в обслужива­нии нужд лесного хозяйства. Это устройство дорог, просек и т.д.

Границы лесного фонда обозначаются путем отграниче­ния земель лесного фонда от иных земель.

Основными законодательными актами, которые опреде­ляют правовой режим земель лесного фонда, являются ЗК РФ и Лесной кодекс РФ.

Лес, являющийся природным объектом и предметом до­говора аренды, предоставляется с целью его эксплуатации, потребления его ресурсов.

Нелесные земли лесного фонда передаются в аренду со­гласно гражданскому и земельному законодательству, т.е. договору аренды земельного участка.

3. В лесном фонде могут осуществляться виды лесополь­зования:

· второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бере­сты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок);

· побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древес­ных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов);

· пользование участками лесного фонда для нужд охот­ничьего хозяйства;

· пользование участками лесного фонда для культур­но-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

· Земли водного фонда — это земли:

· занятые водными объектами;

· земли водоохранных зон водных объектов;

· земли, которые выделены для установления полос от­вода и зон охраны водозаборов, гидротехнических со­оружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда представляют собой самостоятель­ную категорию земель. Большая их часть покрыта водой, да­лее идут болотные земли, площади пашен, древесно-кустарниковой растительности.

Среди земель водного фонда, которые не заняты водны­ми объектами, различают: сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья); леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки; земли под дорогами, нарушенные земли; прочие земли.

Подавляющая часть водных объектов в соответствии с водным законодательством находится в государственной соб­ственности.

Водный кодекс РФ закрепляет основные принципы госу­дарственного управления в области охраны земель водно­го фонда. К ним относятся:

· устойчивое развитие экономики и улучшение состо­яния окружающей природной среды;

· сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в грани­цах территорий отдельных субъектов РФ;

· разграничение функций управления в области ис­пользования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

42 Право пользования землями водного фонда.

Нормативно – правовая база: ВК РФ, ЗК РФ, Конституция, ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ «О плате за пользование водными объектами», ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», ППРФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов», Постановление Правительства РФ Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов».

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделен­ные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

ВК РФ: Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Водные объекты делятся на принадлежащие на праве собственности РФ и принадлежащие на праве собственности субъектам РФ.

Это интересно:  Закон о недрах 2020

Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности. В ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Согласно ст. 22 оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК РФ. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским, земельным и водным законодательством РФ.

Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

Использование водных объектов подразделяется на общее и специальное. Общим называется пользование без применения сооружений, технических средств и устройств. Данное водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном ВК РФ.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств называется специальным, оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Основанием приобретения права пользования водными объектами является лицензия на водопользование и заключенный ,в соответствии с ней договор пользования водными объектами.

Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа – водный налог. Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России и его агентства, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы – бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции Федерального агентства по водным ресурсам входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра.

Особенности использования земель лесного и водного фонда

Отнесение земель к лесному и водному фонду, их назначение и правила использования определяются статьями Лесного, Водного и Земельного кодексов РФ, прочими законодательными нормативными актами в этой области, а также документами, принятыми органами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

В лесной фонд включены покрытые лесом участки земной поверхности, не отнесенные к прочим категориям земель, а именно:

  • покрытые лесными насаждениями территории;
  • участки для восстановления лесных насаждений после вырубки и пожара;
  • территории, выбранные для посадки леса согласно государственному планированию (ст.101 ЗК РФ).

Исключение составляет лесная растительность на землях обороны, в черте города и на сельскохозяйственных угодьях. Границы земель определяются по нормативам лесного, земельного и регулирующего градостроительную деятельность законодательства.

Земли водного фонда

Территории расположенных в пределах РФ водоемов – рек, озёр, прудов и прочих, а также прилегающие к ним земли относятся к водному фонду РФ. Границы земель, входящих в водный фонд, создаются естественным путем, определяются по берегам водоемов и называются акваториями (ст.102 ЗК РФ).

В водный фонд включены земли:

  • занятые поверхностными водами;
  • на которых установлены гидротехнические сооружения;
  • граничащие с водными объектами, на основании чего запрещается приобретение в собственность территорий в пределах водоохранной зоны (50-200 м) для возведения жилых построек.

Назначение и цели использования

Перечень лесов включает:

  • защитные – служат для экологической безопасности, предотвращая выветривание и размывание почвы подземными и талыми водами;
  • резервные – включают особо охраняемые и заповедные территории, вырубка деревьев на которых запрещена;
  • эксплуатационные – земли с лесными насаждениями, отведенные для заготовки древесины государственными и частными предприятиями.

По назначению и порядку использования среди занятых водными объектами территорий выделяют:

  • хозяйственные и промышленные – для сброса сточных и дренажных вод, добычи полезных ископаемых, строительства и обеспечения противопожарной безопасности, рыболовства и охоты;
  • бытовые – для снабжения граждан питьевыми и хозяйственно-бытовыми водами, использования в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;
  • энергетические – для производства электроэнергии и устройства гидротехнических сооружений;
  • транспортные – для передвижения морского, воздушного и внутреннего водного транспорта, сплава древесины, для прокладывания коммуникаций и возведения мостов.

Правовая основа землепользования

Законодательство РФ предусматривает использование лесных и водных земель для различных целей отдельными категориями граждан. Теми же нормативными документами предусмотрены случаи, в которых использование данных территорий недопустимо.

Лесной фонд

На занятых лесом территориях разрешается свободное нахождение граждан, а также сбор для собственного употребления грибов, ягод и т.д, за исключением видов, занесённых в Красную книгу, при условии соблюдения правил безопасности и порядка ухода за лесами.

Предусмотрены следующие формы предоставления в пользование лесных участков:

Порядок предоставления земель устанавливается Земельным кодексом РФ.

Постоянное (бессрочное) пользование предусмотрено только для юридических лиц, два других способа возможны как для юридических лиц, так и для отдельных граждан. Допустимые случаи и правовое регулирование предоставления земельных участков в использование закреплены в ЗК РФ.

Законодательство РФ не предусматривает возможности приобретения лесных земель в частную собственность, продаже подлежит только заготавливаемая на этих территориях древесина, причем максимальный срок договора о покупке лесных насаждений составляет 1 год.

Арендовать земли с лесной растительностью допускается для заготовки древесины и прочих ресурсов, выращивания растений, ведения работ в области недропользования и сельского хозяйства, строительства некоторых объектов и других целей, указанных в ЛК РФ. Срок аренды не должен превышать 49 лет, арендная плата рассчитывается исходя из характера предполагаемого пользования землями.

Водный фонд

Граждане вправе пользоваться береговой полосой водоемов, которая составляет 5-20 м от границы воды в зависимости от ширины водного объекта, для отдыха, рыболовства, эксплуатации маломерных судов, исключая применение наземного транспорта.

Цели, для которых приобретается право водопользования, случаи эксплуатации водных объектов без их предоставления, а также размер платы указаны в ВК РФ.

Договора на водопользование заключаются для:

  • забора водных объектов;
  • использования их акватории;
  • производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов.

В некоторых случаях, таких как угроза причинения вреда здоровью человека, риск возникновения экологической катастрофы или радиационной аварии, использование водных ресурсов может быть приостановлено или ограничено. Мероприятиям и видам деятельности, недопустимым на территории объектов водного фонда, а также способам охраны данных земель от загрязнения посвящена глава 6 ВК РФ.

Ответственность за незаконное использование

Лица, допустившие неправомерные действия в отношении лесов и водоемов, несут уголовную, административную и другую ответственность в рамках законодательства РФ. Незаконно заготовленная древесина подлежит конфискации в пользу государства. Размер штрафов за нарушения лесного законодательства определяется на основании оценки лесов и присущих им свойств.

Граждане имеют право пользоваться землями лесного и земельного фонда, принадлежащими государству и местным муниципалитетам, на предусмотренных законодательством РФ основаниях, не нанося ущерб окружающей среде и экологии.

Методика расчета и таксы для исчисления размера вреда, нанесенного лесам, указаны в Постановлении Правительства РФ N273 от 8 мая 2007г. Штрафы устанавливаются в зависимости от того, деревья, кустарники или другие лесные насаждения понесли ущерб от незаконных действий граждан, а также привели эти действия к прекращению роста растений или нет.

Порядок возмещения нанесенного водным объектам вреда определяется на основании разработанной Министерством природных ресурсов и экологии РФ методики и зависит от денежных затрат на восстановление их состояния, нарушенного вследствие нецелевого использования.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, sinref.ru, studopedia.su, studfiles.net, zakonometr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector