Правовой режим земель связи, телевидения, радиовещания и информатики, определение такого вида территорий, особенности управления и мониторинга

Согласно ст. 91 ЗК РФ землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Специальными нормативными правовыми актами, формирующими правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики, в настоящее время являются следующие федеральные законы: от 07.07.2003 № 126-ФЗ О связи»; от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»; от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи», а также ряд иных нормативных правовых и инструктивно-методических документов.

Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией.

В свою очередь, согласно ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в соответствии с земельным законодательством РФ. Предоставление земельных участков для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи осуществляется по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Земельные участки под строительство зданий и сооружений для при железнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты при авто-, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах, пристанях должны предоставляться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи – в центральной части города, с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставляемых автомобилями, почтовыми вагонами, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания.

Размещение объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи при авто-, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах, пристанях осуществляется согласно технологическим нормам.

Кроме того, в целях обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи РФ, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности РФ, постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 были утверждены Правила охраны линий и сооружений связи РФ, согласно п. 4 которых на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации:

а) устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования:

– для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, – в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны;

– для морских кабельных линий связи и для кабелей связи при переходах через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища и каналы (арыки) – в виде участков водного пространства по всей глубине от водной поверхности до дна, определяемых параллельными плоскостями, отстоящими от трассы морского кабеля на 0,25 морской мили с каждой стороны или от трассы кабеля при переходах через реки, озера, водохранилища и каналы (арыки) на 100 м с каждой стороны;

– для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи – в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 м и от контуров заземления не менее чем на 2 м;

б) создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях:

– при высоте насаждений менее 4 м – шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 4 м (но 2 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);

– при высоте насаждений более 4 м – шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 6 м (по 3 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев);

– вдоль трассы кабеля связи – шириной не менее 6 м (по 3 м с каждой стороны от кабеля связи);

в) все работы в охранных зонах линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации выполняются с соблюдением действующих нормативных документов но правилам производства и приемки работ.

На трассах радиорелейных линий связи в целях предупреждения экранирующего действия распространения радиоволн эксплуатирующие предприятия определяют участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах строительства радиорелейных линий связи и согласовываются с органами местного самоуправления.

§ 4. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения

Земли связи. Некоторые вопросы правового режима земель связи урегулированы в Федеральном законе от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17 июля 1999 г.)*. Согласно ст. 23 Закона к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи.

* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 29. Ст. 3697.

Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством РФ. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых лицам, занимающимся предоставлением услуг связи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.

Лица, занимающиеся предоставлением услуг связи, вправе также устанавливать и обслуживать аппаратуру связи по согласованию с собственниками, землепользователями, в том числе арендаторами, земельных участков, зданий или сооружений. Собственники, землепользователи, в том числе арендаторы, вправе отказать предприятиям связи в указанных работах только по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами, принимаемыми в РФ. В случае возникновения спора вопрос может быть решен в суде или арбитражном суде.

В Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578*, урегулированы вопросы правового режима охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, определены особенности выполнения работ в пределах таких охранных зон, закреплены права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в таких зонах.

* СЗ РФ. 1995 . № 25. Ст. 2396.

Соблюдение требований, предусмотренных Правилами, преследует цель обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи. В значительной мере эта задача решается путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

Принципы и критерии для включения соответствующих земельных участков в состав этих зон заключаются в следующем. Так, в частности, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования для подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов. Такие зоны представляют собой участки земли вдоль этих линий, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны. Для наземных и подземных пунктов на кабельных линиях связи зоны устанавливаются в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей, как правило, от центра установки пунктов не менее чем на 3 м. Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.

Это интересно:  Соглашение об уплате алиментов: как составить документ о добровольной выплате алиментных обязательств на ребенка, нотариальное удостоверение и порядок изменения или расторжения в суде

Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Так, на все виды работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы. В Правилах подробно определено содержание прав и обязанностей юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в охранных зонах линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации.

Технический персонал предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, вправе беспрепятственно проходить, а при ремонтно-восстановительных работах — также беспрепятственно проезжать на территории охранных зон независимо от формы собственности на землю. После выполнения ремонтных работ предприятия, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, должны привести сельскохозяйственные угодья в состояние, пригодные для сельскохозяйственного производства, а также возместить собственникам земли (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ, в соответствии с действующим законодательством. В случае аварии убытки должны возмещаться в соответствии с ГК РФ.

В пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, любым юридическим и физическим лицам (в том числе и земельным собственникам) запрещается:

осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м);

производить геолого-съемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, которые связаны с бурением скважин, шурфованием, взятием проб грунта, взрывными работами;

сажать деревья, располагать полевые станы, содержать скот, складировать материалы, корма и удобрения, жечь костры, устраивать стрельбища;

устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов и т.д. Запрещены также всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.

Несколько иной характер имеет правовой режим охранных зон, которые устанавливаются в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667*.

* СП СССР. 1972. № 19. Ст. 97.

Охранные зоны для охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются, в частности: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 м с каждой стороны; вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону проезжей части улицы.

В пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:

выполнять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, сажать, вырубать деревья, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;

устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) и т.д. Запрещаются всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или привести к их повреждениям.

Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у собственников земельных участков и землепользователей, но используются ими с обязательным соблюдением требований Правил.

Аналогичный режим в целом имеют охранные зоны, которые устанавливаются для охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Режим этих зон урегулирован в Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255*.

* СП СССР. 1984. № 9. Ст. 53.

Земли космического обеспечения. Общие положения, касающиеся правового режима земель космического обеспечения, отражены в Законе РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» (в ред. от 29 ноября 1996 г.)*.

* РГ. 1993. 6 окт.; СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5609.

Согласно ст. 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и техника, используемые при космической деятельности.

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (в ред. от 24 марта 1998 г.)* определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

* СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2235; 1998. № 14. Ст. 1587.

Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при пусках ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.

В этих договорах предусматриваются:

установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;

обеспечение Министерством обороны РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период пусков ракет;

установление порядка возмещения Министерством обороны РФ причиненного ущерба и приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного ипользования и некоторые другие вопросы.

На Министерство обороны РФ возлагается обязанность возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет. Ущерб возмещается по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минприроды России и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»* утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование районов падения при запусках космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

* СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1587.

Земли обороны. Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, пограничных, внутренних и железнодорожных войск (ст. 88 ЗК). Это — особый вид рассматриваемой категории земель. Такими землями признаются только те земельные участки, которые находятся вне пределов земель населенных пунктов.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 30 декабря 1999 г.)* (ст. 1) предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

* СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1. Ст. 6.

К компетенции Министерства обороны РФ согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357*, относятся, в частности, расквартирование войск (сил), а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах. Преимущественно в этих целях используются земли для нужд обороны. На них располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населенных пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности, иные объекты, которые предназначены для расквартирования и обслуживания военнослужащих и членов их семей и объекты военной инфраструктуры, в том числе военнно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.

* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.

Воинские части вправе проводить учения и другие мероприятия на всех землях. При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В этих целях земли используются на основании соответствующего решения о проведении таких мероприятий и договора, заключаемого воинской частью с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в местной администрации.

Это интересно:  Перечень документов для выплаты по осаго

В решении местной администрации определяется срок использования земель, который не может превышать один год, размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Воинские части обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки приводятся в пригодное состояние в ходе учений, а при невозможности этого — в срок, предусмотренный в договоре.

Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 31 мая 1999 г.)*.

* ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2808.

Согласно ст. 16 данного Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений РФ с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Определяются пределы пограничной зоны, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы РФ на территориях субъектов РФ.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ на территориях субъектов РФ и подлежат опубликованию.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ (ст. 18 Закона).

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу могут быть запрещены или ограничены содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом РФ или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов РФ.

Земли иного назначения. Видом земель иного назначения в рамках данной категории являются земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. Права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»*). Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений’ в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

* СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 было утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением*. В Положении установлен порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Классификация земель

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

Содержание статьи:

Понятие земель связи, радиовещания, телевидения, информатики

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики (ЗСРТИ) – это территории, предназначенные для обеспечения деятельности компаний или объектов, которые можно отнести к отрасли информатики, телерадиовещания, связи, и права на которые возникли у сторон земельных взаимоотношений на основаниях, установленных федеральным законодательством, законами субъекта России (91-я статья, первый пункт Земельного Кодекса). Чтобы участки были выделены в категорию ЗСРТИ, они должны соответствовать двум основным критериям:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

  • не принадлежать к группе сельскохозяйственных земель;
  • находиться за пределами населённого пункта.

Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики регулируется ЗК РФ и федеральным законодательным актом №126 (от 2003 года) и в большей степени касается территорий связи. Режим ЗСРТИ обладает важной характеристикой – установлением разнообразных типов зон, обладающих особым условием пользования территорией. Установленные зоны должны соответствовать следующим условиям:

  • обеспечивать безопасность жителей вблизи трасс СРТИ;
  • соответствовать необходимым требованиям для эксплуатации объектов;

В состав земель связи входят участки, переданные для этих целей на правах аренды, постоянного (бессрочного) либо срочного пользования, сервитута. Площадь таких земель, включая территории, предоставленные под создание охраняемой просеки или зоны, определяются на основании норм по отводу участков для ведения соответствующих видов деятельности.

Контроль и учет земель СРТИ осуществляется:

  • органом местного самоуправления – в отношении территорий, находящихся в собственности муниципалитета;
  • орган исполнительной власти субъекта России – в отношении региональных участков;
  • Правительством РФ – в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Предоставление земель связи, радиовещания, телевидения, информатики

Участки СРТИ предоставляются с целью применения их в виде операционного базового пространства для размещения на них объектов, относящихся к соответствующей сфере. На ЗСРТИ может размещаться:

  • наземное строение и инфраструктура спутниковой связи;
  • подземный, надземный необслуживаемый усилительный пост на проводной трассе связи и охранная полоса, необходимая при обслуживании поста;
  • проводная трасса (размещённая под землёй или в воздушном пространстве) радиофикации и связи, а также необходимая защитная полоса для проводной трассы;
  • воздушная, радиорелейная, проводная трасса связи и радиофикации, которые размещаются на соответствующей связной линии, а также специальная полоса безопасности, что создаётся для защиты проложенной линии;
  • эксплуатационная компания связной отрасли, которая содержит на своём балансе проводную, воздушную, радиорелейную связную трассу и территорию отчуждения, необходимую для функционирования линии.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Территории, выделяемые под земли СРТИ, не должны являться землями сельскохозяйственной сферы, а их месторасположение должно находиться вне зоны населенных пунктов.
  2. Размеры участков, которые будут отведены под ЗСРТИ, определяются на основании норм по отводу участков для ведения соответствующих типов деятельности.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям связи, радиовещания, телевидения, информатики

Вопрос: Меня зовут Пётр Афанасьевич. Я мэр посёлка Солнечногорск. Мэрия заключила договор с руководством деревни, что находится в 4 километрах от Солнечногорска, на проведение к селу телефонной линии и возведение там небольшой обслуживающей станции. Работы будут выполняться специалистами одного из муниципальных подразделений. У меня возник вопрос: как определить нужный размер территории, которая будет выделена под прокладку линии и сооружение станции, чтобы не было нарушено законодательство?

Ответ: Пётр Афанасьевич, согласно 10-й статьи (пункт №2) Закона «О связи», величина наделов, выделяемых под создание на них защитных угодий и просек, определяется с учетом норм по отводу территорий для ведения соответствующих типов деятельности. Если нормы не установлены законодательными актами муниципалитета, то площадь территорий, которые будут использоваться в ходе обслуживания проложенных линий и возведённой станции, должна определиться в ходе создания строительного проекта.

uristinfo.net

74. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
— эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
— кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
— наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
— наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи. Порядок использования земель при проведении работ по развитию сетей связи регулируется Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
В соответствии с земельным законодательством РФ к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
Организациям и гражданам, осуществляющим деятельность в области связи, радиовещания, информатики и телевидения, земельные участки предоставляются на основании прав, установленных Земельным кодексом.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые линиями связи, находящимися в федеральной собственности и предназначенные для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ.
Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых гражданам и организациям, осуществляющим деятельность в области связи, радиовещания, информатики и телевидения, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.
Данные лица вправе осуществлять строительство сооружений связи на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях метрополитена и железных дорог и на других инженерных объектах и др.
После завершения работ на земельном участке, в здании или сооружении предприятие связи или заказчик за свой счет обязаны привести земельный участок, здание или сооружение в первоначальное состояние либо возместить собственнику, землепользователю или арендатору причиненные убытки.
В случае изъятия земельного участка или наступления права ограниченного пользования чужим земельным участком и другой недвижимостью (сервитута) при осуществлении проектных работ выкупная цена, а также плата за пользование участком и другой недвижимостью устанавливаются в порядке, определяемом законодательством РФ. Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, установлены постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262.

Это интересно:  Выезд ребенка за границу при разводе

Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Горное право

Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Понятие и структура земель промышленности и иного специального назначения. Согласно ст. 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное целевое назначение. Тем не менее общим признаком, который позволяет объединить их в одну категорию, является то, что они используются или предназначены для специальных целей, размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли применяются главным образом для несельскохозяйственных целей, т. е. как пространственный территориальный базис. Другим критерием определения этих земель выступает их нахождение за пределами границ населенных пунктов.

К этой категории земель относятся следующие виды: земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения. Некоторые из видов могут подразделяться на подвиды. Так, земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и т. д.

Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения и правовые инструменты его определения. Следует отметить, что эти земли, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности и др., являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 ЗК РФ). Земли данной категории могут находиться также в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

Особенностью правового режима данной категории земель является наличие различных зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (п. 3 ст. 87 ЗКРФ).

Такие зоны устанавливаются на основании решений соответствующих органов при предоставлении земель. Выделение зон с особыми условиями использования земель дает возможность предоставлять для несельскохозяйственных специальных целей земельные участки, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых существуют зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Правовой режим данной категории земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Эти земельные участки в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, а в других случаях нет.

Земельные участки становятся землями специального назначения в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому в ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, когда допускается такое изъятие земельных участков. Они связаны с необходимостью разместить объекты федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения, использования атомной энергии, обороны и безопасности и др. и когда нет других вариантов их размещения. В иных случаях земельные участки включаются в состав этих земель в результате их перевода из одной категории в другую.

Основной правовой инструмент определения разрешенного использования земельных участков в составе данной категории земель заключается в следующем. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются при их предоставлении для строительства, т. е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т. д.

Особенности правового режима этих земель отражены в ст. 88—93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий, как указано в п. 2 ст. 87 ЗК РФ. Однако каким образом и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании, в законодательстве не указано.

Площадь предоставляемых земельных участков обычно является минимально необходимой, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование хозяйственного объекта. Поэтому такие земли используются, как правило, в соответствии с целевым назначением. Тем не менее допускается их применение и в иных целях, например для ведения сельского хозяйства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ).

В законодательстве определяются особые требования, касающиеся выбора мест размещения хозяйственных и иных объектов, порядка использования предоставленного земельного участка. Характер этих требований зависит от назначения указанных объектов.

Кроме того, необходимо согласовывать места размещения различных объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (в районе аэродрома и др.), или в случаях пересечения разных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель с нарушенным почвенным слоем в другую категорию допускается только после восстановления таких земель.

Соотношение правового режима земель промышленности и иного специального назначения с правовым режимом иных категорий земель. В отношении земельных участков, которые не включены в состав земель промышленности и иного специального назначения и на которых находятся промышленные объекты, объекты энергетики, транспорта, связи и др., действует правовой режим той категории земель, в составе которой они расположены, одновременно к ним применяются требования правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Так, согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам военных объектов (п. 1 ст. 85 ЗК РФ).

Автомобильные дороги, линии электропередачи, связи и другие коммуникации могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Согласно п. 2 ст. 15 этого Закона на территориях национальных парков запрещаются строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. Это означает, что строительство таких объектов, если они связаны с функционированием национального парка, возможно.

На землях лесного фонда могут находиться дороги. Статья 101 ЗК РФ относит дороги к нелесным землям. Согласно ст. 25 ЛК РФ видами использования лесов признаются строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов. Энергетические, транспортные объекты, объекты связи могут находиться также на землях водного фонда.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, lawbook.online, zk-expert.ru, uristinfo.net, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector