+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Росстандарт досконально проверит автопроизводителей

Отзыву подлежат автомобили Hyundai Creta, реализованные с первого VIN-номера по 29 ноября 2017 года, согласно приложению.

Причиной отзыва автомобилей в комплектации 4WD является возможно некорректное закрепление топливного шланга.

Уполномоченные представители изготовителя ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг» проинформируют владельцев автомобилей Hyundai Creta, подпадающих под отзыв, путем рассылки писем и/или по телефону о необходимости предоставить транспортное средство в ближайший дилерский центр для проведения ремонтных работ.

Одновременно владельцы могут самостоятельно, не дожидаясь сообщения уполномоченного дилера, определить, подпадает ли их транспортное средство под отзыв. Для этого необходимо сопоставить VIN-код собственного автомобиля с прилагаемым перечнем, связаться с ближайшим дилерским центром и записаться на ремонт.

На транспортных средствах будет выполнена проверка зазора между трубкой заливной горловины и кронштейном крепления датчика скорости или в случае необходимости будет произведена замена трубки заливной горловины.

Все ремонтные работы будут осуществляться бесплатно для владельцев.

Напомним, что ранее Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в интервью газете «Известия» подчеркнул: проведение отзывных кампаний является нормальной практикой в мире. «Это свидетельствует об ответственности автопроизводителя, его заинтересованности в сохранении долгосрочных отношений со своими клиентами. И государство выступает здесь в роли партнера и гаранта безопасности, задача которого – не наказать производителя, а дать ему возможность как можно быстрее устранить допущенный брак», – отметил глава Минпромторга России.

Справочно. Росстандарт осуществляет надзор за соответствием выпускаемых в обращение автомобилей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Программа мероприятий об отзыве продукции представляется на согласование в Росстандарт в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Методический порядок по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден от 28 июня 2018 г. Приказом № 1321.

Берегись автомобиля: почему все больше машин отзывают в сервис в России?

Книга отзывов

Рекорды по числу проданных в России машин остались в прошлом? Не беда – у нас найдутся и другие, с приставкой «анти». В 2017 году автопроизводителями из-за выявленных дефектов в сервис было отозвано наибольшее число машин. За год провели более 140 сервисных кампаний (и сайт «За рулем.РФ» сообщает о них регулярно), под которые попало свыше 1,5 млн автомобилей. Для сравнения: ровно столько же новых машин было продано за отчетный период. Причем поголовье подлежащих отзыву автомобилей увеличивается с каждым годом: если в 2015-м их было около 280 тысяч, то 2016-м — уже 1,1 миллиона, гласят данные Росстандарта.

Рост числа отзываемых в России автомобилей связан с общей низкой надежностью производимых машин и маркетинговыми решениями компаний, которые всячески стремятся показать заботу оклиенте, говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. По его мнению, отзывные кампании не портят имидж автопроизводителей, а, скорее, даже наоборот. У большинства потребителей уже есть сложившееся мнение о брендах, многие покупают машины, зная об их многочисленных недостатках, и готовы с этим мириться.

Директор автосалона «Мерседес-Бенц Авилон Воздвиженка» Ренат Тюктеев подтверждает, что производители действительно отслеживают свои репутационные риски. Изменилось и взаимодействие между автопроизводителями и государством. «Но нам еще есть куда расти. Для сравнения: в США только за 2016 год под отзыв попало более 50 миллионов легковых автомобилей», – отмечает эксперт.

Кого отзывают

Самой массовой в прошлом году в нашей стране стала сервисная кампания Хонды, в которой приняли участие более 135 тыс. автомобилей Honda Civic 4D, CR-V, Jazz, FR-V, Legend 4D из-за возможности некорректного срабатывания подушек безопасности. Проблемы с эйрбэгами коснулись и Ниссана (два крупных отзыва) , затронувших в общей сложности около 235 тыс. машин восьми моделей. Их виновник — поставщик подушек безопасности Takata. В российском офисе Nissan отмечают, что отзыв определенного числа машин по сервисной кампании не тождественен наличию неисправности во всех автомобилях. По статистике, наличие проблем обнаруживается лишь в нескольких процентах случаев от общего числа попадающих под отзыв машин.

Среди лидеров по количеству отозванных автомобилей в 2017 году оказались и отечественные автопроизводители, которые начали практику сервисных кампаний лишь несколько лет назад. Так, Ульяновский автозавод отправил на проверку свыше 80 тыс. машин УАЗ Патриот, Пикап и Карго. АВТОВАЗ в прошлом году трижды проверял в общей сложности более 130 тыс. автомобилей Lada Granta, Kalina и XRAY. Причем у последнего потенциальная неисправность была выявлена через 1,5 года с момента старта продаж, и под отзыв попала почти половина всех реализованных в стране Иксреев.

«На АВТОВАЗе существует многоступенчатая система контроля качества как нашей продукции, так и поставляемых комплектующих. Данная система работает на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. Мы отслеживаем состояние выпускаемых и проданных нами автомобилей и незамедлительно реагируем на возможные проблемы», – рассказали «За рулем.РФ» в пресс-службе АВТОВАЗа.

Как отзывают

Основанием для начала отзывной кампании могут быть как результаты внутреннего аудита автопроизводителей, так и результаты проверок со стороны органов государственного надзора. В первом случае автопроизводители руководствуются своими внутренними методиками, которые учитывают в том числе факты и статистику поломок автомобилей и аварии по причинам неисправностей. Во втором – Росстандарт, как орган государственного надзора, предписывает разработать программу отзыва продукции и приостанавливает продажи автомобилей с потенциальной неисправностью.

По данным Росстандарта, чаще всего причиной отзывов автомобилей являются ошибки при сборке или качество комплектующих деталей, реже – недоработки конструкторов и разработчиков. Как видно из опыта даже самых щепетильных в вопросах качества продукции компаний, ни один автопроизводитель не может быть полностью застрахован от проведения отзывов продукции, поскольку невозможно исключить появление дефектов сборки или неисправностей некоторых комплектующих, а также в процессе эксплуатации, констатируют в ведомстве.

Действительно, случаются проблемы и у премиальных и люксовых марок. К примеру, в прошлом году под отзыв в России попадали суперкары Lamborghini Aventador и даже один Porsche 918 Spyder за 80 млн рублей. «Мы действуем на опережение и в ряде случаев просто перестраховываемся», – говорят про свои сервисные кампании в Volvo Cars.

Их разыскивают дилеры

Если на развитых авторынках отзывы уже давно стали стандартом послепродажного обслуживания клиентов, то российские автомобилисты в большинстве своем к этой практике не приучены. Автовладельцы, которые приглашаются в сервисные центры для проверки возможных неисправностей в машине, далеко не всегда заглядывают на огонек. Впрочем, отмечают в Росстандарте, у сервисной кампании нет срока давности — обратиться к дилеру бесплатно можно в любой момент.

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, автовладельцы вряд ли сильно радуются, когда производитель объявляет отзыв машин, и не хотят тратить свое время на посещение сервисного центра. Однако они имеют полное право отказаться от замены дефектной детали, несмотря на то, что все ремонтные работы проводятся бесплатно. Даже в развитых странах так поступают более трети автовладельцев, а в нашей стране – более 70%.

Система ЭРА-ГЛОНАСС создана со значительным запасом возможных функций, и это большая заслуга ее разработчиков, отмечает Дмитрий Лукашов. По его мнению, функция оповещения автовладельцев об отзыве машин точно не будет лишней, ведь это действительно очень удобно.

Это интересно:  Электронный торги - регистрация на электронных торговых площадках (единой электронной торговой площадке )

Кроме того, в 2018 году должен появиться электронный онлайн-сервис, позволяющий автовладельцу оперативно получить по VIN-номеру его автомобиля информацию о том, попадает ли его транспортное средство под отзывную кампанию. В настоящее время Росстандарт прорабатывает вопрос создания такой платформы, в том числе в формате мобильного приложения.

Как определить экологический класс автомобиля?

В большинстве развитых стран действуют строгие экологические требования к автомобилям. Исходя из степени соответствия таковым, машины могут относиться к тем или иным классам. В чем специфика данного типа стандартов, действующих в России? Как определить экологический класс автомобиля, который ввезен в РФ или произведен в нашей стране?

Рассмотреть данные вопросы мы можем:

  • исследовав сущность природоохранных стандартов, действующих в РФ и имеющих отношение к использованию транспортных средств, а также определения понятия «экологический класс автомобиля»;
  • изучив возможности узнать принадлежность машины к той или иной категории.

Начнем с первого пункта.

Какие природоохранные стандарты для автотранспорта действуют в РФ и что такое «экологический класс»?

Основной источник права, в котором регламентированы экологические требования к автотранспорту в России, — Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011, утвержденный Решением Комиссии ТС в декабре 2011 года. До того как данный документ вступил в силу, соответствующие природоохранные стандарты устанавливались в России положениями Постановления Правительства № 609, принятого в октябре 2005 года.

Понятие «экологического класса» зафиксировано как в Постановлении № 609, утратившем силу, так и в Техрегламенте ТС. В первом источнике права под соответствующим термином понимался классификационный код, который характеризует автомобиль и его двигатель в корреляции с уровнем выбросов. В Техрегламенте ТС сказано, что экологический класс должен коррелировать также и с требованиями, касающимися систем бортовой диагностики автомобиля.

При этом Технический Регламент ТС ссылается на:

  • Соглашение о единообразных технических предписаниях для автомобилей, подписанное в Женеве в 1958 году;
  • Соглашение о глобальных технических правилах для автомобилей, заключенное также в Женеве, в 1998 году;
  • Соглашение о единообразных условиях для техосмотров, подписанное в Вене в 1997 году.

Постановление № 609 также ссылается на Женевское соглашение от 1958 года — с учетом поправок в него, вступивших в силу в октябре 1996 года.

Таким образом, российские природоохранные стандарты фактически соответствуют международным.

Технический регламент Таможенного Союза сейчас включает 6 экологических классов — с 0 до 5. Им практически соответствуют стандарты Евро 0 — Евро 5, утвержденные ЕЭК ООН. Соответствующим учреждением также разработан экологический класс Евро 6, который, как ожидается, тоже вскоре будет отражен в российских источниках права.

Пока что в РФ действует стандарт Евро 5. В соответствии с положениями Письма Минпромторга РФ № РА-245/20, после 1.01.2014 года в РФ нельзя импортировать машины, относящиеся к нижестоящим классам. Исключение — автомобили, имеющие сертификат соответствия, полученный до 31.12.2013 года. Однако использовать этот документ при импорте машин можно будет только до 31.12.2015 года.

Отнесение автомобилей к тому или иному экологическому классу предопределяется главным образом уровнем содержания в их выхлопных газах:

  • оксидов азота;
  • углеводородов;
  • твердых частиц;
  • оксида углерода.

Чем он меньше — тем более экологичен автомобиль и тем выше он располагается на «классовой» лестнице.

В большинстве случаев соответствующий уровень выбросов коррелирует с годом выпуска автомобиля. Производители машин, таким образом, стараются адаптировать свои фабричные линии к актуальным требованиям законодательства.

В странах Европы стандарты, предопределенные содержанием Женевских соглашений, фактически стали внедряться с 1988 года. В РФ таковые были закреплены в законодательстве только в 2005 году — с принятием Постановления № 609. Соответственно, автопроизводители РФ начали стабильно адаптировать выпуск машин к международным требованиям сравнительно недавно. Поэтому проверка соответствия им автомобилей российских марок, выпущенных до 2005 года, в общем случае не осуществляется.

Однако новые машины, произведенные в РФ по факту внедрения стандартов ЕЭК ООН, вполне можно отнести к тому или иному экологическому классу. Аналогично — и более старые европейские автомобили. Но как определить экологический класс машины?

Способы определить экологический класс автомобиля

Таких способов, относящихся к наиболее доступным, три:

  • проверка ПТС машины — в нем может быть указан экологический класс;
  • использование таблицы соответствия Росстандарта;
  • введение VIN в онлайновую базу данных одобрений автомобилей Росстандарта.

Изучим их специфику подробнее.

Экологический класс в ПТС

Первый способ узнать экологический класс машины — заглянуть в ее ПТС. В соответствующем документе нового образца необходимые сведения фиксируются в строке 13, причем словами — «первый», «второй, «третий» и т. д.

В некоторых случаях, например, если ПТС не содержит соответствующей строки, экологический класс машины может быть указан в разделе «Особые отметки», который располагается в левой верхней части ПТС.

Если в отмеченном документе нет сведений об экологическом классе – можно попробовать «вычислить» его, исходя из данных, представленных в таблице Росстандарта.

Экологический класс в таблице Росстандарта

Основное государственное ведомство, ответственное за сертификацию автомобилей в области соответствия природоохранным стандартам РФ, выпустило табличку, с помощью которой владелец машины может приблизительно определить ее принадлежность к тому или иному экологическому классу. Данный документ можно скачать здесь.

Основные критерии отнесения автомобилей к экологическим классам, которые использует Росстандарт, — год выпуска и страна происхождения. При этом в перечень стран-производителей машин ведомство включает также государства, расположенные за пределами Европы, — США, Канаду, Японию, Корею, Малайзию, Китай. Соответственно, можно говорить о том, что Росстандарт, вырабатывая соответствующие критерии, рассмотрел не только требования ЕЭК ООН, но также и стандарты, принятые в указанных государствах.

Отметим, что РФ в перечне стран, которые включены в таблицу Росстандарта, нет. Причину мы обозначили выше — в России критерии ЕЭК ООН были законодательно закреплены сравнительно недавно, и потому не вполне корректно сопоставлять российские машины, выпущенные, к примеру, в 90-е годы или в начале 2000-х годов, с европейскими по уровню соответствия экологическим требованиям.

Если по итогам сопоставления данных об автомобиле с критериями, которые содержатся в табличке Росстандарта, остались сомнения – то можно попробовать узнать экологический класс машины по VIN.

Соответствующий идентификатор, как правило, располагается на специальных шильдиках, либо в отштампованном виде в области двигателя, под капотом, иногда – внутри салона на панели под лобовым стеклом, либо непосредственно на нем.

Узнать экологический класс с помощью VIN

Как определить экологический класс автомобиля по VIN? Решить данную задачу нам вновь поможет сайт Росстандарта. На этот раз необходимо воспользоваться онлайновым сервисом ведомства, с помощью которого можно делать запросы в базу данных одобрений, выданных Росстандартом. Он расположен здесь — http://www.gost.ru/wps/portal/pages.OTTS. Нужно дождаться загрузки данной страницы, а затем — кликнуть на ссылке «Поиск». После этого откроется онлайн-форма, в которую надо будет ввести VIN.

Преимущество отмеченного способа нахождения сведений об экологическом классе машины — в точности результата. Система Росстандарта, распознав VIN, выдает о соответствующем автомобиле такие сведения, как:

  • марка;
  • тип;
  • номер одобрения;
  • дата выдачи и срок действия документа;
  • экологический класс.

Однако только при одном условии — если указанный VIN имеется в базе данных Росстандарта. Есть вероятность, что данные о нужном автомобиле будут отсутствовать у ведомства. В этом случае владельцу машины придется задействовать альтернативные варианты. Например — лично обратиться в Росстандарт по телефону, указанному на сайте ведомства, либо через онлайн-форму http://www.gost.ru/wps/portal/pages/questions/putquestion.

Как определить экологический класс грузового автомобиля? Нормативные акты, устанавливающие требования к уровню выхлопов в РФ (соответственно, и в Европе), относятся к транспортным средствам любого типа. Разве что в некоторых случаях могут различаться отдельные положения законов по срокам вступления в силу — для легковых машин и грузовиков. Но экологические классы, установленные законодательством РФ и европейскими правовыми актами, для легковых и грузовых машин одинаковы. Поэтому способы получения информации о соответствии вторых требованиям экологических законов будут теми же, что мы рассмотрели выше.

Это интересно:  Трудовой кодекс штатное расписание

Росстандарт досконально проверит автопроизводителей

Росстандартом выявлена схема поставок на рынок контрафактных автокомпонентов

По результатам анализа текущей ситуации и рассмотрения поступающих обращений Росстандартом выявлена схема производства и поставок на рынок контрафактных автокомпонентов. Она предполагает возможность оформления сертификатов соответствия на компоненты с использованием в качестве доказательного материала (то есть без испытаний) копий документов на полнокомплектные автомобили – утвержденных одобрений типа транспортного средства (ОТТС).

Такие компоненты поставляются на рынок в качестве сменных (запасных), используемых для послепродажного обслуживания автомобилей. Этой возможностью пользовались до настоящего времени многие поставщики автозапчастей – как официальные, так и не имевшие никаких соглашений с автопроизводителями.

Действительно такая возможность предусмотрена положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а именно пунктом 97. И на первый взгляд при прочтении положений регламента может показаться, что схема вполне легальна и для оформления таких сертификатов может быть достаточно представления декларации заявителя о том, что компоненты поставляются на конвейер.

В регламенте сообщается, что сертификаты на автокомпоненты, исключительно оригинальные, могут получить либо сам изготовитель транспортного средства, то есть держатель ОТТС, либо его официальный представитель. При этом под официальным представителем понимается юридическое лицо, которое определено изготовителем на основании соглашения с ним, предусматривающего в том числе возложение солидарной ответственности за несоответствие продукции установленным требованиям.

Пользуясь тем, что в техническом регламенте четко не оговаривается, что заявитель представляет копию соглашения с автопроизводителем, многие органы по сертификации даже не утруждали себя проверять у поставщиков наличие такого соглашения и по сомнительным доказательствам оформляли сертификаты на компоненты без проведения каких-либо испытаний.

Компании-автопроизводители на запросы Росстандарта подтвердили, что не имеют отношения к таким поставщикам компонентов. Соответственно, гарантировать безопасность продукции таких поставщиков не получится.

Для обсуждения этой темы в Росстандарте состоялось совещание с участием представителей Росаккредитации, автопроизводителей, поставщиков автокомпонентов, отраслевых объединений и органов по сертификации, в ходе которого всеми участниками было подтверждено, что указанная выше практика действительно существует и с ней надо бороться. Мероприятие прошло под председательством курирующего направление заместителя Руководителя Росстандарта Алексея Кулешова.

По результатам состоявшегося обсуждения производителям автокомпонентов рекомендовано представлять, а органам по сертификации – требовать подтверждения заключения соглашения с автопроизводителями для сертификации компонентов по «облегченной» схеме. Напомним, что это предусмотрено пунктом 97 технического регламента. При отсутствии такого соглашения сертификация возможна только при условии проведения испытаний.

В ближайшее время Росстандартом, в соответствии с федеральным законом о техническом регулировании и административным законодательством, планируется провести работу с держателями сертификатов на компоненты, не являющимися официальными представителями автопроизводителей, и органами по сертификации по выявлению потенциально небезопасной продукции, поставляемой на рынок без испытаний.

Кроме того, таким организациям рекомендовано провести добровольную ревизию поставляемой на рынок продукции, прошедшей сертификацию по указанной схеме, и о результатах проинформировать Росстандарт.

Официальные поставщики никаких издержек не понесут в связи с тем, что имеют заключенные с поставщиками полнокомплектных автомобилей соглашения.

Для автолюбителей пресечение существующей практики будет гарантировать, что легально сертифицированные компоненты соответствуют требованиям безопасности. Такая продукция является оригинальной и идентичной той, что поставляется на конвейер, либо выпущена на рынок с проведением всех необходимых реальных испытаний.

Проверки Росстандарта

Оглавление (активное меню):

Какими бывают проверки Росстандарта

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращенно — Росстандарт) находится в ведении Минпромторга РФ. Оно имеет в каждом федеральном округе межрегиональное территориальное управление. Оно состоит из отделов (инспекций) госнадзора, по одному в каждом регионе. Именно эти отделы и занимаются проверками фирм и предпринимателей. Ранее такие проверки проводили центры стандартизации, метрологии и сертификации (сокращенно — ЦСМ).

  • плановые и внеплановые;
  • повторные;
  • совместные.

Плановые и внеплановые проверки

Отделы госнадзора проводят плановые проверки по планам, утвержденным их руководителями (главными государственными инспекторами регионов), или по техническому заданию, поступившему из Росстандарта.
Но иногда инспекторы приходят с незапланированным визитом. Например, если на фирму пожаловались ее клиенты или конкуренты.
Имейте в виду: если жалоба документально не подтверждена или не подписана (то есть анонимная), проверять ее инспекторы не вправе. Информацию о нарушениях инспекторы также могут получить от других проверяющих, например, Роспотребнадзора.

Прийти с внеплановым визитом контролеры также могут, если на предприятии:

  • возникла аварийная ситуация;
  • изменены или нарушены технологические процессы;
  • вышло из строя оборудование.

Обратите внимание: одних этих нарушений для незапланированной проверки недостаточно. Нужно, чтобы они:

  • нарушали права потребителей;
  • причиняли или создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде или безопасности государства;
  • повлекли за собой возникновение или угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Имейте в виду: перечень оснований для внеплановой проверки исчерпывающий. Ссылаться на другие причины контролеры не вправе.

Повторная проверка

В ходе проверки инспекторы вправе вынести фирме или предпринимателю предписания, например об устранении нарушения, о снятии с производства опасных товаров.
Чтобы проверить, как фирма выполнила предписание, инспекторы придут с повторной проверкой. При этом проверять другие вопросы они не вправе.

Совместные проверки

Если вместе с инспекторами из отдела госнадзора Росстандарта пришли другие проверяющие (например, сотрудники Роспотребнадзора, полиции и т.п.), значит, у вас совместная проверка.
Имейте в виду: каждый из проверяющих может проверить только то, что входит в компетенцию ведомства, где он работает.
Кроме того, все инспекторы должны быть вписаны в распоряжение или приказ о проведении проверки либо иметь отдельные распоряжения или приказы (по каждому ведомству).

Периодичность и продолжительность проверки Росстандарта

Плановые проверки отделы Росстандарта могут проводить не чаще одного раза в три года.
Ограничений по периодичности нет для внеплановых и повторных проверок. Однако для них нужны веские основания.
По закону проверка не может длиться более 20 рабочих дней. Но если нужно провести испытания или экспертизу продукции, руководитель отдела госнадзора или его заместитель могут продлить плановую выездную проверку еще на 20 рабочих дней.
Таковы требования закона. Однако на практике проверка длится значительно меньше, как правило, два-три дня.
В первый день вас знакомят с программой проверки. Сразу после этого или на второй день проверяют документы. Это занимает обычно несколько часов. Затем при необходимости проверяют производство и продукцию, после чего результаты проверки оформляют документально.
Для малых предприятий установлены другие сроки проведения плановой выездной проверки: 50 и 15 часов в год соответственно. Продлить же по ним проверку можно не более чем на 15 часов.

Кого проверяют инспекторы Росстандарта

Инспекторы из Росстандарта могут проверить любую фирму или предпринимателя.
Особое внимание уделяется фирмам-изготовителям. При этом чаще всего выбирают крупные предприятия, у которых много товаров на рынке сбыта.
Торговые фирмы, как правило, проверяет и штрафует Роспотребнадзор.
По линии Росстандарта может быть организована проверка того, как торговая фирма использует весовые и измерительные приборы, и наложение санкций за нарушения в этой области.
Сведения о фирмах-производителях инспекторам может сообщить Роспотребнадзор, обнаружив в продаже некачественную продукцию.
Есть еще источники информации — это электронные ресурсы по подтверждению соответствия (Единые Реестры зарегистрированных ДС, СС и СГР)
Если сведения о вашей фирме есть в названных информационных системах, сотрудники отдела госнадзора рано или поздно придут к вам с проверкой.
Для определенных видов продукции установлен предварительный контроль качества до их выпуска в оборот — обязательное подтверждение соответствия, то есть подтверждение того, что они соответствуют минимальным требованиям безопасности. Перечни такой продукции есть в соответствующих техрегламентах. Техрегламент может быть установлен федеральным законом, постановлением Правительства РФ или нормативным актом органа исполнительной власти.
Если продукция не входит ни в один из перечней, то обязательному подтверждению соответствия она не подлежит.

Это интересно:  Как подать на алименты на детей: какие выплаты родители имеют право получить, куда можно обратиться с иском, например, матери о своём содержании со стороны сына?

Что проверяют инспекторы Росстандарта

Одной из основных контролирующих функций Росстандарта является проведение сертификации товаров, работ услуг.
Сертификация — это контроль качества, то есть подтверждение соответствия проверяемых объектов требованиям технических регламентов, стандартов, правил.
Технические регламенты устанавливают требования к продукции, ее производству, хранению, утилизации и др. Стандарты содержат описание технологий, позволяющих соблюдать требования техрегламентов.

Как фирма соблюдает требования стандартов

Сертификация (или подтверждение соответствия) может быть добровольной или обязательной
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории России, и в случаях, установленных техническими регламентами. Обязательной сертификации не подлежат работы и услуги. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации или в форме принятия декларации о соответствии. Форма подтверждения указывается в соответствующем техрегламенте.

Добровольная сертификация проводится по инициативе организации-заявителя на основании договора с органом по сертификации.

Какие документы проверяют инспекторы

Сначала инспекторы могут проверить, есть ли у вас ГОСТы, СТО или ТУ, по которым вы работаете.
Если вы разработали ТУ, то инспекторы посмотрят, соответствуют ли они действующим требованиям.
В любых технических условиях должны быть ссылки на стандарты.
Проверяя технические условия, инспекторы посмотрят, по каким показателям и в соответствии с какими документами фирма контролирует качество своей продукции.
Если испытания проводятся по ГОСТу, то он должен быть на ту продукцию, которая проверяется. Нельзя контролировать качество одной продукции по стандарту, предназначенному для другой продукции.
Если техрегламент или ГОСТ на вашу продукцию отсутствует, испытания нужно проводить по разработанной вами и аттестованной Росстандартом методике. Если вы проводите испытания в собственной лаборатории, то должны иметь выданный Росстандартом документ об ее аккредитации.
Если же такой лаборатории у вас нет, то контролеры проверят, заключили ли вы договор с испытательным центром, аккредитованным на проведение испытаний.
Если необходимые для проверки документы у вас отсутствуют, Росстандарт вынесет предписание нарушение устранить.
Лучше, чтобы документы у вас были в порядке, тогда есть шанс избежать проверки оборудования и продукции.

Как инспекторы проверяют продукцию

Первое, что могут проверить инспекторы, — это наличие оборудования и соответствие его государственным стандартам и техническим регламентам. Затем посмотрят состояние помещений: соблюдаются ли требования безопасности и санитарные нормы. Отступление от них может стать причиной выпуска некачественной продукции и товаров.
Проверяя продукцию, инспекторы обратят внимание не только на ее качество, но и на маркировку.
Маркировка, то есть сведения о продукции, должна быть в объеме, предусмотренном государственными стандартами и техрегламентами.
Чем больше информации вы укажете, тем лучше. Обратите внимание: вся информация должна быть на русском языке. Название на иностранном языке можно указать в скобках после русского названия.

Какие документы потребуют инспекторы

Если ваша продукция подлежит обязательной сертификации, вы должны иметь сертификат соответствия. Если продукцию сертифицировать не обязательно, вы можете пройти добровольную сертификацию и получить сертификат синего цвета.
Чтобы у инспекторов не было лишних вопросов, получите справку, что ваша продукция обязательной сертификации не подлежит.
Чтобы проверить, как фирма соблюдает правила сертификации, инспекторы посмотрят сертификаты, декларации о соответствии, документы, на основании которых выдан сертификат или зарегистрирована декларация (техническую документацию, документы инспекционного контроля), и т.п. Обязательно проверят подлинность этих документов, правильно ли они оформлены, не истек ли срок их действия.
Затем контролеры сверят проверяемую продукцию с ее наименованием в сертификате или декларации, проверят правильность маркировки знаком соответствия.
Знак соответствия подтверждает, что товар соответствует стандартам. Этот знак включает в себя сведения о номере сертификата или декларации, о сроке их действия и об органе сертификации.
Объекты, сертифицированные добровольно, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту применяется на добровольной основе в порядке, установленном Росстандартом. Объекты, соответствие которых не подтверждено, маркировать знаком соответствия нельзя (ст. 22 Закона N 184-ФЗ).
За недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, на производителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и их должностных лиц налагаются административные штрафы по статье 14.44 КоАП РФ.

Проверка фасованных товаров

Проверку фасованных товаров инспекторы проводят на фирмах, которые занимаются расфасовкой и продажей товаров в упаковках.
Сначала проверяющие отбирают образцы фасованных товаров. Затем измеряют количество товара (нетто) в каждой упаковке из числа отобранных образцов.
Если количество бракованных упаковок превышает значение, указанное в нормативных документах, инспекторы бракуют партию товаров. А это значит, что вы не сможете ее продать, не устранив нарушения.

Проверка количества продаваемых товаров

Если количество продаваемого товара нужно измерять (например, по весу, длине), инспекторы вправе проверить, не допускает ли продавец при этом нарушения. Вот какие нарушения могут выявить инспекторы:
— продавец продал товар меньшего количества по сравнению с заявленным при продаже, иначе говоря, обвесил или обмерил покупателя
— продавец продал товар меньшего количества, чем то, которое соответствует заплаченной цене, иначе говоря, обсчитал покупателя;
— продавец использует неисправные или неправильно установленные измерительные приборы, которые дают неверные показания.

Что может требовать Росстандарт

В ходе проверки инспекторы вправе:

  • осматривать служебные и производственные помещения фирмы или предпринимателя;
  • требовать от фирмы или предпринимателя необходимые для проверки документы и информацию;
  • отбирать образцы (пробы) продукции;
  • проводить технический осмотр, испытания и экспертизу продукции, работ и услуг;
  • привлекать специалистов.

Об этом сказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и постановлении Госстандарта от 1 сентября 2003 года N 99.

Истребование документов и информации

Как правило, проверка начинается с того, что инспекторы требуют от фирмы или предпринимателя необходимые документы.
Истребовать документы проверяющие могут устно. Забирать оригиналы они не вправе.
Вы можете не давать инспекторам документы, не относящиеся к вопросам проверки. Эти вопросы (предмет проверки) должны быть указаны в распоряжении (приказе).
Помимо документов контролеры вправе запросить у вас связанную с проверкой информацию. Нужные проверяющим сведения вы можете изложить в справке или письме.

Отбор образцов (проб) продукции

Чтобы проверить, соответствует ли продукция обязательным требованиям, инспекторы отбирают образцы этой продукции. Затем они проводят технический осмотр отобранных образцов или отправляют их на испытания или экспертизу.

Если необходимы более серьезные исследования продукции, инспекторы назначают экспертизу или испытания. Испытания может провести как сама фирма (на своей испытательной базе), так и специальная испытательная лаборатория. Где будут проходить испытания, решает инспектор.
Если испытания проводит сама фирма, присутствие инспектора обязательно. По окончании испытаний оформляется протокол по форме, принятой в испытательной лаборатории. Результаты испытаний распространяются на всю проверяемую партию продукции.
Обратите внимание: как правило, испытания проводят учреждения, находящиеся в ведении Росстандарта. Их услуги платные. Однако оплачиваются они проверяющими за счет бюджета. Это установлено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 7)
Если результаты технического осмотра, испытаний или экспертизы показывают, что продукция не соответствует обязательным требованиям, инспекторы вправе составить протокол об этом нарушении и направить его в суд.

Статья написана по материалам сайтов: www.kmrcsm.ru, www.zr.ru, thedifference.ru, www.rostest.ru, www.expert-test.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector