+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Самовольное занятие земельного участка 2019 — судебная практика, Земельный кодекс, ответственность, что это

Вопрос :

Что понимается под самовольным занятием земельного участка?

Ответ :

Самовольное занятие земель — пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, при самовольном занятии земельного участка речь прежде всего идет о нарушении прав собственника земельного участка (иного управомоченного им лица), что влечет необходимость восстановления нарушенного права на земельный участок (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

Самовольное занятие земельного участка может быть выражено в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем зданий, строений и сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц; по посеву (посадке) сельскохозяйственных и иных растений на земельном участке; в ряде иных действий.

Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Кроме того, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ).

Следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Также необходимо отметить, что самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной положениями статьи 7.1 КоАП РФ.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2502 раза

Библиографическое описание:

Главным условием пресечения земельных правонарушений является юридическая ответственность. Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, можно выделить Земельный Кодекс Российской Федерации [1] (далее — ЗК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП), Уголовный кодекс Российской Федерации [3] т.д.

Нормы материального права закрепляют различные составы земельных правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, процессуальные в свою очередь определяют порядок привлечения к соответствующему виду ответственности.

В юридической литературе обращается внимание низкую эффективность ответственности за правонарушения. Одна из причин наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере. В данной работе проанализирована эффективность административной ответственности, предусмотренной за самовольное занятие земельного участка.

Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его пользовании, то есть его использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Какие же документы устанавливают права на землю? Документы о правах на земельные участки согласно в ст.26 ЗК РФ определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [4], это свидетельство о государственной регистрации права, также это могут быть и договоры аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее одного года, когда не требуется их государственная регистрация. Так в ст. 14 данного Закона указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя, это может быть либо свидетельство о государственной регистрации, либо выписка из Единого государственного реестра прав.

Следует отметить, что кроме документов, удостоверяющих право на земельные участки, существуют и документы, устанавливающие право на них: гражданско-правовые договоры, акты органов управления о предоставлении земельных участков, вступившие в законную силу судебные решения и др. Именно использование земельного участка без документов, устанавливающих право, квалифицируется как самовольное его занятие.

В судебной практике возникают некоторые вопросы, связанных с реализацией норм ЗК РФ и КоАП. Например, ФАС Московского округа от 9.03.2005 года по делу № КА-А40/1062–05 в кассационной инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Москомзема о привлечении ООО «Эльтана» к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ [5]. Поскольку в п.1ст.652 ГК РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования. При том данное право передается на срок аренды недвижимости право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению [6].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арендатор здания, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем арендодателю на праве собственности, приобретает право пользования соответствующим земельным участком в силу прямого указания закона. Договор аренды здания, сооружения рассматривается как правоустанавливающий юридический факт, влекущий возникновение отношений по использованию земельным участка, а, следовательно, такое занятие земельным участком не может являться административным правонарушением. Таким образом, в данном случае право на земельный участок возникает вследствие реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.

Правонарушение самовольное занятие земельного участка имеет формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователе, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т. п.

Мониторинг судебной практики применения земельного законодательства выявил проблемы в правовом регулировании данных отношений, разрешение которых должно способствовать повышению эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения. С марта 2015 года ст. 7.1. КоАП РФ дополнена примечанием, в котором законодатель устанавливает особенности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение. [7].

Во-первых, законодатель установил, что при самовольном занятии земельного участка индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с юридическими лицами. До внесения изменений в КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие данное правонарушение, несли административную ответственность по общим основаниям, т. е. как физические лица. Почему же законодатель решил ужесточить ответственность для этой категории лиц? Рассмотрим на примере из правоприменительной практики: Хорошевский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Юго-Западного транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Ермолову А. О. об освобождении самовольно занятого земельного участка. Ранее прокуратурой в ходе проведения проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель для оказания услуг шиномонтажная незаконно использовал часть земельного участка общей площадью 125 кв.м., расположенного в полосе отвода железной дороги в районе железнодорожной станции Серебряный Бор. По результатам прокурорской проверки предприниматель привлекался к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с предписанием Управления Росреестра по городу Москве он обязан был освободить указанный земельный участок в срок до 16 июня 2014 г. Однако, несмотря на принятые прокуратурой и контролирующими органами меры, индивидуальный предприниматель продолжал незаконно использовать земельный участок, в связи, с чем прокуратура обратилась в суд с требованием освободить незаконно занятый земельный участок. [8].

Анализирую судебную практику, можно сделать вывод, что подобные случаи встречаются довольно часто. А, следовательно, именно, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наиболее часто совершают данное правонарушение. Поэтому, на наш взгляд, с целью предотвращения самовольного занятия земельных участков законодатель усилил ответственность для этих лиц.

Во-вторых, в соответствии с примечанием к ст.7.1. КоАП РФ административный штраф исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка и рассчитывается из размера кадастровой стоимости земли. Ранее при наложении штрафов индивидуальные характеристики земельного участка, такие как категории земель, вид разрешенного использования, а также площадь земель не учитывались. На наш взгляд, нерационально было назначать одинаковое наказание за самовольное занятие земельного участка площадью 0,06 гектара и земельного участка площадью 10 гектаров. В настоящее время при привлечении к административной ответственности за данное правонарушение граждан будет взиматься штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. Кроме того, законодатель предусмотрел случаи, если кадастровая стоимость земельного участка не определена: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Это интересно:  Когда возможно устранение препятствий в пользовании землей

В-третьих, надо заметить, что законодатель с целью оптимизации и усиления ответственности за нарушения земельного законодательства значительно увеличил размер штрафа как для граждан, так и юридических лиц. Как отмечает С. Н. Братусь, ответственность должна стимулировать соблюдение требований закона, служить средством предупреждения правонарушений и укрепления правосознания [9]. Ранее административные штрафы были настолько низкие, что некоторым юридическим и физическим лицам было проще платить штрафы и продолжать неправомерно пользоваться занятым земельным участком. Так, по данным Росреестра, в 2013 году выявлено 178 тыс. нарушений положений о самовольном занятии земельных участков, начислено 300 млн руб. штрафов, устранено при этом лишь 68 тыс. нарушений. [10] Возможно, указанная выше мера поспособствует снижению количества нарушений земельного законодательства и интенсификации использования земельных участков, что позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц.

Отношения, возникающие при самовольном занятии земельных участков, помимо КоАП, регулируются и земельным законодательством. В ст. 60 ЗК РФ предусматривается, что нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка, а это значит, что земельный участок должен быть приведен в состояние, которое существовало до совершения правонарушения.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Нормы, имеющие целью предупреждение данного правонарушения, содержится в ст..222 ГК РФ [11], в которой до 30 июня 2006 года было положение, в соответствии с которым судом могло быть признано права собственности на самовольно возведенную постройку, и в случае отсутствия права земельный участок, при условии, что он будет в установленном порядке будет предоставлен собственнику здания. В настоящее время право собственности на самовольно возведенную постройку может быть признано только за правообладателем земельного участка.

Для того, чтобы выявить какие именно проблемы существуют в регулировании данных отношений и предложить пути их разрешения проведем сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и республики Беларусь.

В ст. 72 Закон о земле Республики Беларусь [12] содержится определение самовольного занятия земельного участка — это его использование без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда. Легальное определение самовольного занятия земельного участка исключает неоднозначное толкование этого правонарушения.

Однако есть и такие положения, которые схожи с положения законодательством РФ, так устанавливается, что самовольно занятый земельный участок должен быть возвращен по его принадлежности, причем без возмещения лицу затрат, которые были им произведены за время незаконного использования. За счет средств лица, самовольного занявшего земельный участок, производится приведение данного участка в пригодное для использования состояние, а также снос возведенных строений.

Благодаря такой регламентации отношений возникает намного меньше вопросов о том, какая именно ответственность может быть применена за самовольное занятие земельного участка, какие последствия возникают, если нарушитель отказывается восстановить прежнее состоянии, какие взыскания на него могут быть наложены. Большое значение имеет то, что в соответствии Кодексом Республики Беларусь о Земле властные органы могут оказать воздействие на правонарушителей, произведя снос сооружений за их счет. На наш взгляд, это положения необходимо учесть российскому законодателю для того чтобы обеспечить единообразное толкование норм.

1. Земельный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26 (часть I), ст. 3377

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ,1996, N25, ст. 2954, 2014, N 48, ст. 6651.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 1997, N 30, ст. 3594; 2015, N 14, ст. 2022

5. Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2005 по делу N КА-А40/1062–05.

6. Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ», 2005, N 5,

7. Федеральный закон «О внесении изменений в правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1416.

8. Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 августа 2014 г. по делу № 2–4962/2014

9. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М.1976.С.6.

10. Ежедневный мониторинг законодательства. URL: http://www.agr-city.ru/ru/news/2579 (дата обращения: 17.04.2015)

11. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329

12. Кодекс Республики Беларусь о Земле (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544) 2008, № 425-З; 2012 г. № 432-З. URL: http://www.etalonline.by (дата обращения: 17.04.2015)

Похожие статьи

Привлечение к административной ответственности за.

земельный участок, самовольное занятие, участок, Крым, земельное законодательство, Российская Федерация, административная ответственность, хозяйственная деятельность, правонарушение, рациональное использование.

Проблема передачи в аренду части земельного участка

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Земельное право. Новые возможности в оформлении «прирезок».

земельный участок, местное самоуправление, Земельный кодекс РФ, государственная власть, кадастровый учет, участок, кадастровый паспорт, Земельный кодекс, государственный кадастр.

Самовольное строительство как неправомерное действие

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Порядок образования земельных участков: изменения.

. земельный участок, земельных участков, ГК РФ, судьбы земельных участков, земельного участка, единства судьбы земельных.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка. Особенности формирования земельного участка на землях лесного.

Дальневосточный гектар или местные проблемы Федерального.

земельное законодательство, государственный земельный контроль, самовольное занятие, нарушение, участок, тысяча, охрана земель, использование земель, местное самоуправление, Российская Федерация.

Особенности установления границ земельных участков.

. участка, земельного участка», «образование земельного участка», предоставления земельных участков, схемы расположения земельного. Особенности установления границ земельных участков и государственная регистрация прав на спорные земельные участки.

Проблемы использования института кадастровой стоимости.

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное самоуправление, оценочная деятельность.

Проблемы приватизации земельных участков собственниками.

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся

Самовольное строительство как неправомерное действие. самовольная постройка, недвижимое имущество, земельный.

Последствия самовольного занятия земли (участка)

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности,

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ответственность за самовольное занятие земель

Самовольное занятие земельных участков — использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

Самовольное занятие земель является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).

Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. В ней устанавливается ответственность за нарушение земельного законодательства, регулирующего порядок приобретения прав на землю и прав на осуществление хозяйственной деятельности на земле.

Это правонарушение посягает на правоотношения, связанные с землей как природным объектом и природным ресурсом, важнейшим элементом окружающей среды. Непосредственным объектом посягательства выступает собственность на землю и установленный государством порядок возникновения прав на землю и ее использование.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний. Это:

  • самовольное занятие земельного участка;
  • использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Такими документами в соответствии со ст. 15 и 26 ЗК РФ, а также ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются:

– осуществление хозяйственной деятельности на земельном участке без разрешительных документов в тех случаях, когда законодательством установлена необходимость их получения (ст. 40 ЗК РФ);

– свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору, залогодержателю. Субъектами правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица, не обеспечившие исполнение установленных требований к владению и пользованию земельным участком.

С субъективной стороны эти деяния характеризуются умышленной виной, т. е. лицо сознавало их противоправность и желало их осуществить.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями за самовольно занятые земельные участки, производится в соответствии с ч. 2 ст. 76 ЗК РФ их собственникам, арендаторам, землепользователям и землевладельцам и осуществляется лицами, виновными в совершении данного правонарушения, или за их счет.

Лицам, виновным в самовольном занятии земельного участка, не возмещаются затраты, произведенные ими во время незаконного пользования чужим земельным участком.
Пострадавшие граждане и юридические лица вправе взыскать с нарушителей сумму доходов, полученных ими в период незаконного пользования земельным участком (ст. И07 ГК РФ).
В ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, предусмотрено:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ);
  • на юридических лиц 01 — от ста до двухсот МРОТ.
Это интересно:  Ухудшение жилищных условий - военнослужащих, что является, несовершеннолетнего, что считается

Два основных требования, которые могут быть предъявлены собственником незаконно занятой земли:

  1. Потребовать приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Данная процедура осуществляется захватчиком за счет собственных средств добровольно или в установленные судом сроки. Обычно на незаконно занятых землях уже были возведены строения или сооружения. Все они должны быть снесены.

  1. Попросить суд вынести вердикт о принудительном изъятии земли из незаконного пользования третьих лиц.

Признаки незаконного захвата

Среди основных признаков правонарушения можно выделить:

  • Отсутствие документов и разрешений. В соответствии с законодательной базой владелец обязательно должен иметь правоустанавливающие документы, которые подтверждают его полномочия по распоряжению участком. Они могут быть представлены договорами аренды или купли-продажи, наследственным свидетельством, постановлением суда и т.д. При отсутствии таковых устанавливается факт правонарушения по самовольному занятию земельного участка.
  • Прекращение срока действия правоустанавливающих документов.Как правило, данный признак наиболее распространен в практике аренды участков. В тех случаях, когда истекает срок действия составленного договора, а арендатор продолжает эксплуатацию участка, его действия считаются незаконными.
  • Нецелевое использование.Любой земельный участок должен в обязательном порядке быть внесенным в кадастровый реестр с указанием его назначения и специфики эксплуатации. В случае, если территория используется для осуществления деятельности, которая не была оговорена при регистрации, то такие действия также считаются незаконным занятием земли.
  • Расширение границ.Любые изменения, касающиеся смены площади, которую занимает земельная территория, должны обязательно узакониваться и регистрироваться. Если таковые действия не осуществляются владельцем, изменение границ считается незаконным, часть земли является захваченной. Как правило, такие ситуации возникают при попытках расширения земельных участков.
  • Ведение незаконной деятельности.Использование земли для неузаконенной предпринимательской деятельности также расценивается как самовольное занятие. За подобные правонарушения в законодательной базе предусмотрена не только административная ответственность, но наказание по УК.

Какие штрафы предусмотрены

Размер штрафа будет зависеть от двух факторов:

  • определена ли кадастровая цена земельного участка;
  • кем является нарушитель – физическим, должностным или же юридическим лицом.

Итак, если сведения о кадастровой стоимости отсутствуют, будут наложены следующие штрафы:

Ответственность за самовольное занятие земельного участка: никто безнаказанным не уйдет!

Довольно часто мы сталкиваемся с фактами незаконного захвата участков как земли, которая принадлежит государственной собственности, так и земель физических лиц. Будь это захват парковой территории или же это захват территории вашей дачи нерадивым соседом – в любом случае существует закон и порядок, которые регламентируют такие споры и четко описывают ситуацию самовольного захвата земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что говорится в законодательстве?

Говоря о значении понятия «самовольного занятие земельного участка», подразумевают действия, которые подтверждают фактическое использование конкретного участка определенной земли. При этом нет соответствующего постановления органов власти, ни решения местной администрации передачи во владение, аренду, собственность или же пожизненное пользование. Это явно нарушает определяемый законом РФ распорядок владения землей, а значит любой самозахват земли – есть нарушение закона РФ, и несет необратимую имущественную и административную ответственность.

Самовольно занятый участок (далее СЗУ) подвергается немедленному возвращению, естественно без возмещения затрат, пущенных на освоение таким лицом данного земельного участка (далее ЗУ). За указанное правонарушение в соответствии со ст. 7.1. ЗК РФ наступает незамедлительная административная ответственность. Без документов подтверждающих право на землю или разрешающих пользование ею, предусмотрены штрафы (о них поговорим дальше).

Кодекс об административных правонарушениях РФ, глава 7:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

При этом важно помнить, что любая земля имеет собственника; если она не находится во владении физических или же юридических лиц, не является владением муниципальных образований, значит земля принадлежит государству (статья 16 ЗК РФ). К СЗУ относят так же действия по увеличению границ своего участка путем самовольного выноса забора, постройки новых строений, складирование.

Учитывая п.1 ст.60 ЗК РФ, лицо, содеявшее самовольный захват, должно восстановить нарушенные его действиями права. А ст.76 ЗК РФ гарантирует возврат таких земель их собственникам (при этом необходимо снести все постройки и привести землю в начальное состояние).

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

  • признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
  • самовольного занятия земельного участка;
  • в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

  • признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

ГК РФ (а именно статья №131) говорит, что все сделки и ограничения по недвижимому имуществу, а так же права на него, обязательно подвергаются регистрации государством (Росреестр) в принятом порядке.

Все отчуждения ЗУ в виде дарения или продажи проходят обязательную регистрацию в Росреестре (устное соглашение не котируется). Исключением являются договоры субаренды и аренды, договоры безвозмездного срочного пользования, сроком заключения до 1-го календарного года (регламентирует п. 2 статьи №26 ЗК РФ).

Кто, как и какими способами несет ответственность?

Конституцией РФ, в статье 35, провозглашается защита частной собственности от любого рода посягательств. Кроме того, лишиться этой собственности возможно только решением суда. Принудительное отчуждение собственности на нужды государства производится только после равноценного предварительного возмещения.

Права собственников ЗУ защищаются ГК РФ, например, статья 209 ГК РФ. Статья 218 ГК описывает способы отчуждения ЗУ, путем дарения, мены, купли-продажи или иной узаконенной сделки.

Если земля отчуждается иным способом, значит, подпадает под понятие «самозахват» и карается законом. В соответствии со статьей 1107 ГК РФ, лицо, неосновательно сберегающее, в другом случае получившее имущество, обязуется возместить настоящему собственнику извлеченные от пользования доходы, или доходы, которые будут получены, с момента раскрытия факта незаконного обогащения.

Иск об истребовании имущества подается в суд в том месте, где находится спорная территория. Суд рассматривает такие факты: законной принадлежности истцу, рассматриваемого ЗУ, реального нахождения спорного ЗУ у ответчика, добросовестности владения чужим имуществом, свидетельские показания.

Долгое отсутствие собственника на участке без официального добровольного отказа от него (или в судебном порядке) не является основанием передачи участка в собственность другому лицу.

Возможно признание участка бесхозным (только органами местного самоуправления!) — Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580. Пункт 8 Постановления уточняет, что документом, который подтверждает отказ от собственности, является заверенное заявление о таком отказе.

Алгоритм действий

  1. Попытайтесь договориться с «захватчиками».
  2. Если договориться мирно не получается, то важнейшее значение получает наличие у вашего ЗУ зафиксированных границ в государственном кадастре недвижимости. В ситуации, когда границы не фиксированы, добиться возврата земли будет сложно, и единственным решением станет суд. Если в кадастре обозначены точные границы участка, они соответствуют действительности, письменно обращаемся вРосреестр.

Что делать если сосед занял часть вашего участка?

В случае, если сосед незаконно занял ваш участок, а вы имеете все необходимые документы, устанавливающие право на владение данным ЗУ, вы имеете право составить заявление в суде. К нему прилагаются ваши документы, показывающие, на каком основании вы получали данный участок, а так же квитанцию об уплате госпошлины.

Это интересно:  Пошлина за регистрацию рождения ребенка

Исковое заявление, а так же копии документов составляются в трех экземплярах. Суд передает документы ответчику. Свидетельство о регистрации права собственности на ЗУ не отдается ни кому. В случае случайного захвата части вашей земли, необходимо уведомить в письменном виде соседа, о данной неприятности. Если сосед не реагирует или же отказывается возвращать ваше имущество, тогда обращаемся в суд.

Помним, что председатели СНТ ни в коей мере не являются собственниками заброшенных ЗУ, не имеют права ими распоряжаться.

Что бы избежать земельных распрей, необходимо иметь все юридически правильно оформленные документы на свою собственность, появляться регулярно на своем участке. Нормы закона, приведенные в этой статье, помогут вам быстро решить земельные споры и не остаться без участка.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Незаконное владение земельным участком

Земля является ценным ресурсом, понятно желание многих граждан иметь в своей собственности приличный земельный участок. На нем можно строиться, заниматься сельским хозяйством, сдавать его в аренду на выгодных условиях.

Существует несколько законных способов приобретения земельной площади и прав на нее, но, к сожалению, они устраивают не всех. Если нет возможности получить в собственность конкретный земельный участок и нет желания тратить на покупку средства, некоторые осуществляют такое серьезное правонарушение, как самозахват земли.

Существует ответственность за данное преступление, и с захваченной землей все равно нужно будет расстаться.

Самовольное занятие земельного участка судебная практика может представить разными примерами. Данное нарушение случается нередко, поэтому информация о захвате и индивидуального участка, и муниципальной территории является актуальной и поможет собственникам участков защитить себя.

Ответственность

В законодательных актах рассматривается вопрос самозахвата и его наказания.

ВНИМАНИЕ! По закону самовольным захватом земельной площади считается завладение ею третьим лицом, который не имеет никаких документально подтвержденных прав.

Подтвердить права на землю позволит договор купли-продажи, договор аренды, постановление местного органа управления о выделении участка земли.

Когда при проверке у человека, использующего землю, не окажется ни одного из правоустанавливающего документа, он должен вернуть площадь настоящему владельцу – частному лицу, государству, муниципальной власти. За самозахват земельной площади предусмотрена административная ответственность.

Ее меру суд устанавливается с учетом статьи 7.1 КоАП. В основном наказание представляется в виде штрафа, сума зависит от площади участка. И от того, кто совершил правонарушение (частное лицо, юридическое), от объема нанесенного вреда земли и окружающей обстановке.

ВНИМАНИЕ! За самовольное занятие участка индивидуальный предприниматель наказывается так же, как и юридическое лицо. Это нужно учесть тем, кто задумал правонарушение.

Земля не может быть бесхозной, никогда нельзя занимать ее самовольно, не оформив в собственность или в аренду, во временное пользование. Если участок не принадлежит какому-то собственнику, значит он находится во владении муниципальной власти или государства, это соответствует статье 16 Земельного Кодекса.

Чтобы выяснить, кому принадлежит территория, заинтересовавшая своим расположением, площадью, другими преимуществами, можно обратиться в кадастровый реестр. И только потом уже можно вести разговоры с частным собственником или с органами власти о приобретении земли.

Это позволит избежать наказания за самозахват, штрафа в значительную сумму. Захваченную территорию, в конечном итоге, все равно нужно будет вернуть.

Что это такое

  • Незаконное владение земельным участком – это правонарушение, которое будет рано или поздно раскрыто и наказано. Самовольно может быть захвачен целый участок или часть его, это не уменьшает силу ответственности.
  • Также нарушением будет считаться и перенос забора на соседнюю территорию.
  • По закону нельзя строить любые сооружения на чужой территории без разрешения собственника. Согласно статьям 60 и 76 Земельного Кодекса участок возвращается собственнику, а сооружение должно быть снесено.

Чтобы иметь право использовать участок по своему усмотрению, нужно обязательно оформить права на него и зарегистрировать их. Не нужно полагаться на устное обещание подарить землю, оставить ее по завещанию. Все сделки имеют силу только после составления и подписания соответствующих документов.

На деле самозахват может быть выражен несколькими видами противоправных действий:

  1. проводится самовольное занятие площади;
  2. используется земля без процедуры оформления и получения правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации);
  3. проводится хозяйственная деятельность на земле без разрешительных документов в тех случаях, когда они требуются по закону.

Виды наказаний

Завладение чужой земли без разрешения, документов, оформленных прав – такое правонарушение не может остаться без судебного наказания. Конституция страны надежно защищает собственность граждан, лишиться которой они могут только при серьезном основании и по решению суда.

Если участок забирается принудительно, за него положена равноценная компенсация (за исключением некоторых случаев).

В Гражданском Кодексе есть статьи (209 и 218), которые защищают собственность и указывают на законные способы передачи прав на использование земель. Это может быть завещание, купля-продажа, дарственная.

Другие способы отчуждения можно расценивать как самозахват. И всегда закон в вопросе незаконного присвоения чужих земель будет на стороне их владельца.

Даже если собственник длительное время не использует участок, не появляется на нем, не интересуется его состоянием – в любом случае земля остается его собственностью. И нужно искать только законные способы, чтобы получить права на нее.

Только государство или муниципальная власть может определить, что земля является бесхозной, и можно начинать процедуру по ее приватизации. За присвоение предусматривается административная мера ответственности. Нарушитель должен уплатить штраф.

  • Физическое лицо заплатит от 0,5 до 1 процента от стоимости площади земли, но не менее 5000-10000 рублей.
  • Юридическое лицо (в том числе и индивидуальные предприниматели), заплатит от 1,2 до 2 процентов стоимости участка, но не менее 100000 рублей.
  • При самовольном завладении части участка штраф будет пропорционален размеру захваченной территории.

Со временем растут размеры штрафов за самозахват земель, последнее повышение было в 2015 году.

Последствия

Даже если правонарушитель длительное время использует в своих целях чужую территорию (например, собственник не интересуется своим участком), это не сделает его полноправным владельцем. При временном использовании он не может провести никаких сделок с чужой землей, он не может ею распоряжаться.

Как только настоящий собственник обнаружит присвоение его имущество, временный пользователь обязан сразу вернуть чужую землю. Если он построил на ней какие-то постройки (в том числе и жилой дом), эти строения подлежат сносу. Постройки чаще всего вызывают споры, нарушитель не желает терять имущество, в которое он вложил много денег.

ВАЖНО! Сколько бы не было потрачено на незаконное возведение зданий, они подлежат сносу без любой компенсации. Если снос не происходит добровольно, настоящий владелец земли добьется сноса принудительно, через суд, может привлечь и органы власти к решению данной проблемы.

Еще один момент. За время незаконного использования чужой земли могла быть получена прибыль, ее нужно будет вернуть собственнику. Ведь по закону речь идет о незаконном обогащении.

Захватчик мог вкладывать деньги и в улучшение качеств земли, например, в ее удобрение или орошение. За такие работы никто не будет ему возмещать расходы. Наоборот, к ним еще добавиться штраф за административное правонарушение в виде самовольного захвата земли.

В захвате чужих участков нет никакой перспективы. Практичнее обратиться к собственнику с предложением о покупке интересующей площади, можно также взять ее в аренду.

Когда речь идет о землях, находящихся во владении государства или муниципалитета, можно урегулировать проблему путем выкупа. Хотя не вся государственная земля может быть представлена к выкупу или к приватизации, но в целом вопрос с приобретением земельного участка всегда можно решить

Потерпевшая сторона

Нужно помнить о том, что закон всегда на стороне собственника земли, особенно, в случае ее незаконного завладения. Но действовать в таком случае все равно нужно грамотно и в рамках законодательства.

  1. Первый шаг действий – обсуждение вопроса с правонарушителем. Необходимо представить ему свои правоустанавливающие документы, напомнить об ответственности за самозахват.
  2. Редко кто из захватчиков прислушивается к голосу собственника. Поэтому нужно действовать дальше, даже довести это дело до суда.
  3. Собственник должен быть уверен в том, что его участок правильно оформлен, имеет четко указанные границы.
  4. Если было выполнено межевание, следует подавать заявление в Росреестр.
  5. Когда границы точно не установлены, придется защищать свои права в суде.

При подаче иска в суд следует опираться на статьи 301 и 304 Гражданского Кодекса, по которым рассматривается и возврат имущества, и устранение препятствий для его использования. При восстановлении своих прав на землю лучше иметь в помощниках опытного юриста-адвоката, специализирующегося на земельных вопросах.

Уголовная ответственность

За самовольное завладение чужой землей предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Но существуют случаи в судебной практике, когда к такому нарушению принималась уголовная ответственность.

Это касается ситуаций, когда самозахват оказался связанным с совершением другого преступления, наказываемого уже по статьям Уголовного Кодекса.

  • Самовольное использование земель может быть связано с мошенничеством.
  • Также наказывается самозахват по уголовной статье и тогда, когда присутствует нарушение правил оборота недвижимости.

Самовольное завладение землей может утяжеляться дополнительно и с ее порчей. Тогда в силу еще вступает еще и статья 254 Уголовного Кодекса. Под порчей подразумевается ее засоление, деградация, отравление химическими веществами, захламление и другие действия, из-за которых снижается ценность участка и наносится вред экологии.

Статья написана по материалам сайтов: perekos.net, moluch.ru, dedadi.ru, lawyer-consult.ru, zakon.wiki.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector