+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Тарифы ЖКХ: какие бывают и как определяются

Что такое тарифы на электроэнергию для населения, кто их устанавливает, как часто они меняются и какие бывают? ЭнергоВОПРОС.ру отвечает на эти вопросы, а так же публикует действующие тарифы на электроэнергию в крупнейших российских городах.

Для начала: если вы зашли на эту страничку, поскольку искали действующие тарифы на электроэнергию, то посмотрите в списке из 25 крупнейших российских городов. Скорее всего, ваш город там найдется.

Тарифы на электроэнергию в 25 крупнейших российских городах. Действуют с 1 января 2018 года

Тарифы для домов с электроплитами, руб/кВт.ч.

* тарифы на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления

Чтобы перейти к списку всех регионов, для которых мы публикуем тарифы на электроэнергию, кликайте в эту ссылку.

Что такое тарифы на электроэнергию?

В законе «Об электроэнергетике» есть такое определение: цены (тарифы ) в электроэнергетике — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность ), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее — цены (тарифы )).

Если же говорить по-простому, применительно к населению, то тарифами мы называем стоимость потребляемого нами электричества. Объем потребленной электроэнергии измеряется в киловатт-часах (кВт .ч). Если, допустим у вас есть утюг мощность один киловатт, и вы его использовали непрерывно в течении четырех часов, то у вас «нагорит » 4кВт.ч. Стоимость каждого из этих кВт.ч установлена тарифом.

Система тарифов на электроэнергию для населения в России достаточно громоздка, но давайте в ней вместе разберемся.

Тарифы на электроэнергию: в городе и сельской местности

Во-первых, тарифы на электроэнергию зависят от типа населенного пункта, в котором вы проживаете. Если вы живете в сельской местности, то тариф у вас будет на 30% ниже, чем в городе.

В этот вопросе, впрочем, есть одна тонкость. Действие льготного, сниженного тарифа распространяется лишь на сельские населенные пункты. Если же дачный или коттеджный поселок (СНТ , ДНТ и тому подобное) не имеет статуса сельского муниципального образования (как вариант — не располагается на территории сельского населенного пункта), то его жители обязаны платить за электроэнергию по городскому тарифу. То же самое касается «поселков городского типа» — хоть многие из них мало отличаются от сел и деревень по уровню благоустройства и образу жизни, платить за свет, тем не менее их жителям приходится по городскому тарифу.

Тарифы на электроэнергию для домов газовыми плитами и электрическими плитами (электроотопительными установками)

Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в свою очередь, делятся на тарифы для домов с газовыми плитами и тарифы для домов с электроплитами (электроотопительными установками).

Считается, что поскольку жители домов с электроплитами тратят электроэнергии больше, то им необходимо компенсировать часть расходов на свет, поставляя электроэнергию по сниженному тарифу. Таким образом, в домах с электрическими плитами киловатт-час стоит на 30% дешевле, чем в домах с газовыми.

Здесь, опять же, есть несколько важных дополнительных обстоятельства. Не секрет, что многие владельцы частных домов, отчаявшись газифицировать свое жилище (а в некоторых случаях– и даже не надеясь на это) налаживают в доме электротопление. Естественно, платить за свет в таких случаях хотелось бы по сниженному тарифу. Тому, что предусмотрен для домов с электроплитами (электроотопительными приборами).

Проблема, в том, что «автоматически » сниженный на 30% тариф на электроэнергию получают лишь жители многоквартирных домов, оборудованных электроплитами в соответствии с проектом. В случае же если вы самостоятельно уставили электроплиту в старой многоэтажке, где нет газа, или поставили электрокотел в частном доме – вам придется пройти долгий путь согласований, прежде чем удастся перейти на сниженный тариф.

Для начала надо составить проект на электроснабжение, включив в него электроплиту и (или ) другие электроприборы. Подать в вашу электросетевую компанию соответствующую заявку, приложив к ней электропроект. Получить от них Технические условия на подключение к электросетям. Выполнить ТУ. Получить от электросетей акт, подтверждающий это. И лишь затем вы можете обратиться к вашему гарантирующему поставщику с заявлением о переводе электроснабжения на тариф для домов оборудованных электроплитами.

И главное: все это применимо лишь для домов в черте города. Для населения сельской местности градация тарифов на электроэнергию в зависимости от того, есть ли у них газ в доме или нет, не предусмотрено.

Вроде разобрались. Идем дальше.

Тарифы на электроэнергию: единый, двухзонный «день -ночь» и трехзонный

Единым (иногда — одноставочным) называется тариф на электроэнергию, по которому цена на электроэнергию одинакова в течении любого времени суток.

Двухзонный тариф на электроэнергию подразумевает, что в разные интервалы времени (временные зоны) в течении суток электроэнергия стоит по-разному. А именно — ночью существенно дешевле чем днем. Дневной тариф действует с 7 часов утра до 23 часов вечера. Ночной тариф – с 23 часов до 7 часов.

Тариф на электроэнергию, дифференциированный по трем зонам суток, предусматривает различные ставки в так называемую «пиковую зону» (с 7 до 9 и с 17 до 20 часов), полупиковую зону (9 до 17 и с 20 до 23 часов) и ночную зону (с 23 до 7 часов).

Самое простое – это, конечно, платить по одноставочному тарифу. Что и делает подавляющее большинство российских граждан. В то же время, подразумевается, что перейдя на двух зонный или трех зонный тариф жители могут неплохо сэкономить. Ведь ночью цена на электроэнергию в таком случае будет заметно ниже. И если вы включаете стиральную машину и посудомойку по ночам, то ваши расходы на электроэнергию заметно сократятся.

Однако есть несколько обстоятельств, заметно снижающих привлекательность многоставочных тарифов. Во-первых, для того, чтобы перейти на них, необходимо иметь современный электронный счетчик электроэнергии (а не старый индукционный). Замена счетчика будет стоить порядка двух-трех тысяч рублей.

А во-вторых, многие двухтарифные счетчики стали однотарифными после того, как в 2010 году был отменен переход на зимнее время — запрограммированные в счетчиках суточные интервалы перестали совпадать с реальными. А для того, чтобы снова получить возможность оплачивать свет по несколькими раздельным тарифам, необходимо пройти нудную и не то чтобы совсем дешевую процедуру перепрограммирования.

В 2014 году в России вновь была проведена «реформа времени», стрелки часов перевели на час вперед. В связи в этим двух- и трехзонные счетчики электроэнергии вновь необходимо перепрограммировать. И что будет дальше в России со временем — не знает, похоже, никто. Резюме: с установкой двухзонных (или как их называют двухтарифных) счетчиков спешить, видимо, не стоит.

Тарифы и социальная норма потребления электроэнергии

Напоследок следует упомянуть так же о том, что в ближайшее время тарифы на электроэнергию для населения станут еще более запутанными. И спасибо стоит за это сказать грядущему введению социальной нормы потребления электроэнергии. Суть этой идеи в том, что определенное количество электричества семья может потребить по «сниженному », социальному тарифу. А все, что сверх «нормы » будет уже по заметно (до 30%) более высокому тарифу.

Соответственно, все описанные выше градации тарифов удвоятся. То есть, если сейчас одноставочный тариф на электроэнергию для населения в сельской местности един, то с введением социальной нормы, их станет два – в пределах и сверх этой самой социальной нормы.

Кроме того, социальная норма привязывается к количеству официально зарегистрированных на жилой площади человек. Соответственно, при расчете платы за электроэнергию россиянам придется не просто умножать количество потребленных киловатт-часов на тариф, но еще и подсчитывать, исходя из количества проживающих, какая часть электроэнергии попадает в социальную норму, а какая – идет сверх.

Тарифы на электроэнергию для потребителей, приравненных к населению

Помимо населения, существует так же категория потребителей, «приравненные к населению» категории потребителей». Таковыми в соответствии с приказом Федеральной службы тарифов являются:

  • объединенные хозяйственные постройки граждан, жилые зоны при воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях (рассчитываются по общему счетчику на вводе);
  • исполнители коммунальных услуг (ТСЖ , ЖСК, потребительские кооперативы, управляющие компании, ИП, прочие), которые приобретают электроэнергию в целях оказания услуг электроснабжения собственникам и нанимателям жилых помещений);
  • садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие объединения граждан;
  • некоммерческие объединения граждан (кооперативы , стоянки, гаражно-строительные комплексы);
  • религиозные организации, которые содержатся за счет прихожан.

Для всех прочих, помимо населения и приравненных к нему категорий потребителей, стоимость электроэнергии определяется рыночным путем.

Кто и когда утверждает тарифы на электроэнергию

Тарифы на электрическую энергию устанавливаются местными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, департаменты цен и тарифов, управление по тарифам и ценам и прочие).

Расчет тарифа для категории потребителей «Население » и приравненных к нему категорий производится на основе методик, разработанных Федеральной службой тарифов. После того, как тариф рассчитан, местный орган исполнительной власти обязан выпустить соответствующее постановление, опубликовать его в средствах массовой информации, а также на сайте самого местного органа исполнительной власти.

Обычно тарифы на электроэнергию меняются один раз в год. Раньше изменение тарифа происходило в январе, однако несколько лет назад повышение тарифов было перенесено на середину года — июль. Такое изменение срока пересчета тарифов связано со стремлением органов исполнительной власти ограничить рост инфляции, которая, обыкновенно, «разгоняется » в начале года.

Мифы ЖКХ: кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления., пишет acato.ru .

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Это интересно:  Государственный заказчик по 44-ФЗ: основные обязанности и полномочия, подготовка отчетов, размеры штрафов, возможность смены

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов. Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:

1. Содержание жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 9 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса. Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:

1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;

Это интересно:  Какой кредит можно погасить материнским капиталом в 2019 году

2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.

На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства в восточную часть Крыма тракта водоподачи протяженностью 163 километра. Как сообщает пресс-служба ведомства, специалисты проверили достоверность сметной стоимости объекта и выдали положительные заключения.

На днях в городе Ишиме Тюменской области глава Администрации муниципального образования Федор Шишкин вручил ключи от квартир гражданам, ранее проживавшим в аварийном жилье, и поздравил их с долгожданным новосельем. Об этом Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рассказали в Администрации.

В городе Саратове в летне-осенний период 2018 года выполнены работы в 45 зданиях в рамках реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Об этом Фонду содействия реформированию ЖКХ сообщили в администрации города Саратова.

В Курганской области продолжается реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В Нижегородской области продолжается реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В Петербурге, в доме N 20 по улице Зверинской разобрали все перекрытия в одной парадной и восстанавливают их практически с нуля. На языке Фонда капремонта это называется устранением аварийности. Внутри парадной осталась только крыша, лестница на второй этаж. Все внутренние стены будут ставить заново.

Законопроект, упрощающий получение компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт, Госдума приняла в первом чтении.

О том, что в более, чем половине муниципалитетов Калининградской области начался отопительный сезон сообщили сегодня, 18 октября, в министерстве строительства и ЖКХ Калининградской области.

В городе Красноярске проводится масштабная замена лифтового оборудования в рамках реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Собственник помещения, не желающий вступать в члены ТСЖ, заключает с товариществом договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, за счет платы за содержание жилого помещения обеспечивается оказание услуг по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Проведенная в стране приватизация жилищного фонда обусловила появление новых организаций, ТСЖ и управляющих компаний (УК), которые наряду с ЖСК приняли на себя функцию управления многоквартирными домами (МКД). В сферу деятельности этих управляющих организаций вошел капитальный ремонт домов со своей спецификой в управлении технологическим процессом. Для не искушенных в строительстве управляющих организаций, выступающих в качестве заказчиков капитального.

В книге впервые рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами». При всех поправках и изменениях, которые могут быть внесены в проект, его концептуальная основа останется неизменной. Стандарты.

Как формируются тарифы ЖКХ

По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация

*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.

Из чего состоит квартплата

В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:

Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.

Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.

Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.

Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.

Структура тарифа на жилищные услуги

Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.). К таким услугам относятся:
вывоз мусора, облагораживание придомовых участков, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.

Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).

Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.

Компоненты тарифа на коммунальные услуги

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф — установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.

Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Счетчиков нет

При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.
Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).

Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).

Счетчики есть

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.
V — индивидуальное потребление
V1 — общедомовое потребление
S — общая площадь квартиры
S1 — общая площадь жилых и нежилых помещений
T — тариф

При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).

Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.

Общедомовые нужды

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

Как можно снизить тарифы ЖКХ

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Это интересно:  КАСКО от угона и только от него или же от хищения: цена, а также сколько стоит и как рассчитать стоимость услуги?

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Что в себя включают коммунальные услуги

С течением последних лет в российское законодательство были внесены некоторые изменения относительно сферы коммунальных хозяйств. Согласно с правительственными постановлениями, поставщиками коммунальных услуг может быть либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Это лицо несёт ответственность за приобретение необходимых ресурсов, проведение оговоренных работ, исправность всех систем коммуникаций.

По последним изменениям право на пользование коммунальными услугами имеет:

  • Собственник квартиры или прочего жилого помещения со своей семьёй;
  • Граждане, которые получили жилплощадь от кооператива;
  • Наниматели жилья в многоквартирном доме;
  • Арендаторы помещений многоквартирного дома.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Основные пункты

Прежде всего, следует отметить, что входит в перечень предоставляемых коммунальных услуг:

Обязательства управляющих компаний и ЖКХ

Общие домовые нужды, которые удовлетворяют управляющие компании, ЖКХ и прочие соответствующие структуры, также относятся к статье расходов за коммунальные услуги. Каждый проживающий должен знать, за что именно он платит и получает ли он то, за что платит. В коммунальные услуги общего назначения входит:

  • Оптимальное поддержание температуры и освещение помещений общего пользования;
  • Уборка придомовой территории, вывоз мусора, поддержание санитарных норм;
  • Слежение за нормами пожарной безопасности;
  • Озеленение и благоустройство придомового участка;
  • Проведение текущих и капитальных ремонтов помещений общего пользования, в том числе крыши;
  • Подготовительные сезонные работы;
  • Расходы содержания общей собственности;
  • Проведение мероприятий осмотра помещений общего пользования.

Действующие нормативы

Изменения, которые затронули правила предоставления коммунальных услуг, включают в себя не только разнесение обязанностей по пунктам, но и порядок расчета и оплаты по квитанциям. Не считая отопления, оплата поделена на общую домовую и индивидуальную для каждого владельца квартиры. Квитанции приходят тоже раздельные.

Новшества затронули и нормативные коэффициенты. Сделано это было с целью подтолкнуть граждан к установке индивидуальных счётчиков в квартирах. Принцип оказался весьма прост: для тех, у кого есть техническая возможность установить учётный прибор, но не сделал этого, ввели повышенный норматив для всех видов коммунальных услуг. Далее для этой же категории населения тариф каждые полгода повышался на десять процентов до граничной отметки в шестьдесят процентов. Иными словами, дальнейший отказ от установки счётчиков чреват переплатой в шестьдесят процентов уже через два года после такого нововведения, которое утвердили ещё в 2013-м году.

Ненадлежащее выполнение условий договора

Если управляющая компания по-прежнему требует оплату в полном объёме с жильцов, учитывая все соответствующие повышения тарифов, но при этом выполняет свои обязательства недобросовестно или вовсе не выполняет, то законом предусмотрены определенные действия. Например, если мусор вывозится несвоевременно, не проводится уборка придомовой территории, в подъезде нет ламп и разбиты окна, то это и прочие нарушения должны быть зафиксированы соответствующим актом. Составить его может любой жилец данного дома вместе с двумя соседями и председателем товарищества собственников жилья.

Стоит учитывать, что периодом отсчета предоставления некачественных коммунальных услуг будет служить дата, когда акт был подписан. В случае выявленных нарушений и массовых недовольств жильцов, необходимо подготовить коллективную жалобу с конкретными претензиями. Жалоба обязательно содержит в себе фамилии, имена, отчества, адреса проживания и подписи каждого жильца, принимающего участие. Подаётся такой документ управляющей компании или ЖКХ. В жалобе следует четко указать дату, до которой жильцы требуют устранить недостатки. Ее копию необходимо сохранить у себя.

Далее аналогичное письмо направляется в Управление ЖКХ населённого пункта с просьбой о принятии соответствующих мер и привлечении нарушителей к ответственности. Делается это в том случае, если первая жалоба не возымела действия. Далее, если и второй вариант не подействовал, следует обратиться в суд.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

  • Что входит в содержание и ремонт жилого помещения
  • Как рассчитать коммунальные услуги?
  • Срок хранения квитанций за коммунальные услуги

В квитанции на оплату есть ОДН г.в. и ОДН х.в. Ниже в квитанции есть Х.В. и Г.В на содержание дома.Что это?

Татьяна, здравствуйте!
Собственно это одно и то же.
Возможно они “ошиблись” 2 раза вам начислили.
Все претензии к УК.
Идите в УК – пусть объяснят.
Можете фото квитанции показать?

Если ошиблись – требуйте пересчета.
Если объяснить не смогут – и будут дальше требовать, тогда пишите им претензию.
Должны уладить.

Для примера, прикрепляю вам скан нормальной квитанции от РКЦ Белгородской области
Дублей ОДН тут нет.

Вот тут лучше видно

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.02.2017) “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения…”
Раздел III Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества

Что такое тариф на коммунальные услуги?

Что такое тариф на коммунальные услуги?

Тариф — это цена на коммунальные ресурсы, например, стоимость 1 кубометра (1 м 3 ) воды или газа, 1 кВт/час электричества, 1 Гкал тепла.

Похожие главы из других книг

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги Пользователи жилых помещений имеют возможность получать различные коммунальные услуги, состав которых определяется степенью благоустройства жилого дома: услуги горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения (канализации),

Плата за коммунальные услуги

Плата за коммунальные услуги Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых

Порядок внесения платы за коммунальные услуги

Порядок внесения платы за коммунальные услуги Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной

6 Коммунальные услуги

6 Коммунальные услуги Виды коммунальных услуг Существуют следующие виды коммунальных услуг:— холодное водоснабжение;— горячее

Жилищно-коммунальные услуги

Жилищно-коммунальные услуги Известно, что всякий приличный человек, располагающий жильем, обязан за него платить. Вопросам «За что именно?» и, главное, «Сколько?» посвящена эта часть книжки.Плата «за квартиру» складывается из двух статей: за коммунальные услуги и за

Кто предоставляет жилищно-коммунальные услуги?

Кто предоставляет жилищно-коммунальные услуги? ? управляющая организация;? ТСЖ, ЖСК;? ресурсоснабжающая организация («Водоканал», «Электросети» и т. п.).Это может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или другой

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги Коммунальные услуги — это обеспечение потребителей коммунальными ресурсами: холодной водой, горячей водой, электричеством, газом (в том числе бытовым газом в баллонах), тепловой энергией (в том числе и твердым топливом) для комфортного

Какие бывают коммунальные услуги?

Какие бывают коммунальные услуги? 1) Холодное водоснабжение Это подача холодной питьевой воды по централизованным сетям и внутридомовым инженерным системам в жилые дома, а также в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Если дом не оборудован водопроводом, то

Расчет платы за коммунальные услуги

Расчет платы за коммунальные услуги Плата за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам. Эти тарифы устанавливаются органами местного самоуправления и органами субъектов РФ.Расчет производится исходя из объема коммунальных услуг, который определяется по

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифы на коммунальные услуги Что такое тариф на коммунальные услуги? Тариф — это цена на коммунальные ресурсы, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или газа, 1 кВт/час электричества, 1 Гкал

Что такое инвестиционная надбавка на тариф?

Что такое инвестиционная надбавка на тариф? Инвестиционная надбавка для потребителей должна использоваться для финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Например, строительство новой котельной или замена труб на современные

Одно- и двухставочные тарифы на коммунальные услуги

Одно- и двухставочные тарифы на коммунальные услуги Тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод могут быть одно- и двухставочными.Одноставочный тариф представляет собой цену за названные услуги из расчета за 1 м3 холодной воды, отводимых и очищенных

Перерасчет платы за коммунальные услуги

Перерасчет платы за коммунальные услуги У потребителя есть право на перерасчет коммунальных платежей в сторону уменьшения в таких случаях:— потребитель временно отсутствовал в жилом помещении;— предоставленные коммунальные услуги были ненадлежащего

Как оплатить жилищно-коммунальные услуги без ЕПД?

Как оплатить жилищно-коммунальные услуги без ЕПД? В Москве существует биллинговая технология оплаты жилья и коммунальных услуг. При этом квитанция при оплате не требуется, нужно знать 10-значный код плательщика и период оплаты. После оплаты выдается чек-ордер. Чеки-ордера

4.6. Коммунальные услуги

4.6. Коммунальные услуги Порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг в настоящее время регулируется разделом 7 Жилищного кодекса РФ (ст. 153–160), а также принятыми в развитие положений Кодекса Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и

Статья написана по материалам сайтов: energovopros.ru, www.zhkh.su, vgkh.ru, pravonedv.ru, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector