+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Тестовый вопрос раз « Право.гуру

Е. С. Джаяпатака Свами

Ответы на вопросы

о сознании Кришны

Пишем гуру письма – задаем вопросы…

Bhaktivedanta Victory Flag Press

В основу сборника легла переписка из конференции

Number: Conference 3060 on PAMHO

Name: Answers To KC Questions (Jaya Pataka Swami)

Tusti Mohan Krsna (das) JPS (JPS Off. MYR-IN)

Marici (das) JPS (Mayapur — IN)

Jayapataka Swami (GBC)

Madhusudani Radha (dd) JPS (Mill Valley, CA — USA)

Sadasivananda (das) JPS (Madras — IN)

ГУРУ – УЧЕНИК

Всем нужен духовный авторитет, чтобы не обмануться, мы должны выбрать его только после должной проверки. Неразумно принимать лекарство, назначенное шарлатаном. Люди, ищущие «легкий путь духовности», находят фальшивых гуру, которые предлагают своим последователям мистические мантры и ложную надежду. Вместо ссылок на священные писания они используют заклинания, чтобы осуществить свои отвратительные намерения. В конце концов, больше всего проигрывает тот, кто позволяет обманывать себя, так как из-за своего невежества он совершает множество неблаговидных поступков недостойных человека.

Роль духовного учителя

Духовный учитель вкладывает в ученика духовное знание. Как правило, гуру не будет учить йоге, медитации, левитации и другим мистическим совершенствам. Крепкое здоровье, спокойный ум и материальное богатство пригодятся в духовном продвижении, но они – средства для достижения конечной цели, а не сама цель. Нет никакого вреда в изучении йоги, медитации и даже мистических наук, но их не нужно путать с духовным продвижением.

У духовного учителя есть одна и только одна цель – вести своего ученика в духовной жизни. Истинный гуру будет заботиться о духовным здоровье своего ученика. Он будет наставлять его только в тех вопросах, которые связаны с духовным продвижением, в отличие от врачей, гипнотизеров и прочих. Гуру, если захочет, может обучать своих учеников и другим наукам, помимо духовных, но делает он это лишь для того, чтобы помочь им в изучении основной дисциплины, науке осознания Бога.

В Шримад-бхагаватам сказано: «Любой кто, действительно желает себе блага, должен искать истинного духовного учителя. Найдя его, он должен просить его прибежища и посвящения. Истинным духовным учителем считают того, кто всем сердцем предан Верховному Господу, свободен от корысти и познал суть Вед. Настоящий духовный учитель сможет убедить ученика в истинности писаний благодаря своим глубоким познаниям, а также силой собственной убежденности, основанной на изучении шастр, размышлении над ними и обсуждении с другими» (Бхаг., 11.3.21). Основное качество духовного учителя – преданность Богу. Он понял суть писаний, так как много размышлял над ними. Он служит Господу и может убедить в подлинности этого метода других, приводя свидетельства из писаний и учений великих провидцев истины. Его служение непрерывно, он не тратит впустую ни одной минуты. Это же подтверждается в Бхагавадгите (9.14): сататам киртайанто мам. Чистый преданный всегда славит Верховного Господа.

Истинная ученическая преемственность

Веды не являются объектом измышлений, и их невозможно постичь мирским разумом. Даже величайшие ученые не могут надеяться на то, что, прочитав эти священные писания, они смогут стать духовным учителями. Эти священные писания исходят из совершенного источника, Шри Кришны, и передаются далее через прозрачную среду ученической преемственности. Ученическая преемственность настолько важна, что даже в «Бхагавадгите» (4.1) Кришна подтверждает, что Он лично передал это знание, чтобы восстановить ученическую преемственность, которая со временем была нарушена.

Глубокие откровения, скрытые в священных писаниях, доступны тому, кто лично понял их. И поэтому важно, чтобы гуру получил это знание непосредственно от своего учителя. Таким образом, гуру должен принадлежать к истинной парампаре, ученической преемственности. Первостепенная квалификация – не ученость и не совершенное знание санскрита и даже не знание буквы писаний. Первая квалификация состоит в том, что гуру понял суть священных текстов.

Вне материальных обозначений

Мы не должны судить о гуру, основываясь на его касте, убеждениях, национальности и т. д. Священные писания считают такое отношение оскорбительным. Когда мы нанимаем инженера, чтобы построить дом, или идем на прием к врачу, мы не спрашиваем о его касте или происхождении. Мы смотрим на его квалификацию. Подобно этому, йеи кришна-таттва-ветта сей гуру хайа: «Тот, кто знает науку о Кришне, должен быть принят гуру» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 8.128). Наставления должны быть приняты от того, кто сам обладает знанием. Его материальное положение значения не имеет. Какое оно бы ни было, шудра, брахман, санньяси или грихастха. Главное его сознание. Он не меняет свое учение на деньги, женщин, последователей, известность и признание.

Проповедь своим примером

Гуру проповедует (прачара) своим примером (ачара). Он должен не только преподавать совершенное знание, он также должен быть ачарьей, то есть тем, кто учит личным примером. Тот, кто курит сигарету, не имеет никакого права убеждать других бросить курить. Гуру должен быть ходящим священным писанием, он должен учить шастрам своей жизнью и так вдохновлять своим личным примером следовали за собой.

Гуру должен контролировать свои чувства, или быть дхирой. Если чувства гуру не находятся под контролем, и он не учит своих учеников управлять своими чувствами, то он недостоин быть духовным учителем. Священные писания описывают шесть признаков гуру: «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, чтобы принимать учеников повсюду в мире» («Упадешамрита», 1).

Духовный учитель должен быть садху, или тем, кто украшен всеми качествами святого. Шримад-бхагаватам (3.25.21) объясняет: «Садху терпелив и милосерден, он – друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями». Духовный учитель должен обладать всеми этими качествами, чтобы быть способным вести своих учеников назад к Богу.

Вопрос: Как духовный учитель проверяет ученика, и как ученик может проверить подлинность своего духовного учителя?

Ответ: Если духовный учитель посвятил себя выполнению указаний своего гуру (в нашем случае Шрилы Прабхупады), и практикует то, что проповедует. Существует пятнадцать пунктов, по которым можно выбрать и проверить духовного учителя. Человек должен убедиться, что выбранный им гуру принадлежит к цепи ученической преемственности, и что он не проповедует ничего отличного от учения предыдущих ачарьев. Также гуру необходимо быть милостивым по отношению к ученику и т.п.

Как искать гуру

Есть много действенных объяснений священных писаний, призванных помочь нам решить эту сбивающую с толку задачу: как найти духовного учителя. Поиск духовного учителя должен осуществляться сердцем и умом. В нашем сердце мы должны искренне молить Кришну открыть нам нашего вечного духовного учителя. Мы должны тщательно проанализировать качества того, кто мог бы стать нашим учителем согласно писаниям. Это нужно делать в смиренном и молитвенном настроении, чтобы не нанести каких-либо оскорблений другим преданным слугам Бога, и защитить свою духовную жизнь.

Как выбрать духовного учителя

Вопрос: В Праге Вы рассказывали о том, как узнать своего учителя. Вы говорили о пятнадцати принципах. Расскажите нам о них снова.

Ответ: Спасибо за вопрос. Бывает, что человек имеет веру в более чем одного гуру и потому ему трудно сделать окончательный выбор. Принципы, о которых я говорил, скорее предназначены для тех, кто разобрался кто такой истинный духовный учитель. Они знакомы с несколькими учителями, но не могут решить от кого из них принять дикшу.

Преданный должен помолиться Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, Господу Кришне и Господу Балараме, прося Их о благословении и просветлении, чтобы понять, кого принять как шикша-гуру, а кого – как дикша-гуру. После этого, если он все еще не уверен, он может обратиться к этим принципам, чтобы лучше понять свое внутреннее состояние, веру и принять решение.

Вот эти критерии, по которым можно узнать, является ли тот или иной духовный учитель вашим:

Если духовный учитель вдохновляет вас своим энтузиазмом и решимостью, и вы хотите проникнуться тем же духом и приобрести такие же качества в преданном служении.

Если его проповедь вдохновляет вас на преданное служение.

Если вы верите, что его слова в чистом виде представляют сознание Кришны, и вы хотите принимать их.

Если вы хотите помочь духовному учителю в его конкретной миссии в служении Шриле Прабхупаде.

Если этот гуру больше других заботится о вашей духовной жизни и особенно милостив к вам.

Если вы хотите установить отношения с этим духовным учителем и хотите, чтобы эти отношения были вечными.

Если этот гуру помогает вам развивать более глубокую веру и преданность Шриле Прабхупаде.

Если вы явственно чувствуете, что Кришна и Шрила Прабхупада говорят с вами через этого духовного учителя.

Если проповедь духовного учителя рассеивает ваши сомнения и устраняет анартхи.

Если вы можете открыть духовному учителю сердце и установить с ним позитивные отношения в сознании Кришны. Быть может, это внешняя причина, но это очень важный момент, являющийся одним из аспектов бхакти.

Если считаете, что он имеет качества, воспетые в «Гурваштаке».

Если вы доверяете ему и уверены, что он будет давать вам советы и наставления строго в соответствии с гуру, садху и шастрами и не уведет вас с пути, данного Шрилой Прабхупадой и Кришной.

Если вы чувствуете большую привязанность именно к этому гуру и чувствуете большую разлуку с ним.

Если этот духовный учитель прививает вам лучшие качества преданного и может вдохновить вас поднимать ваши стандарты в преданном служении.

Если, следуя его наставлениям этого гуру, вы чувствуете, что становитесь ближе к Кришне.

Бхакта Викаш Арора

Вопрос: Если преданный, стремящийся стать учеником какого-то конкретного гуру, просит у него разрешения на инициацию, а потом меняет свое решение и идет за дикшей к какому-то другому гуру, считается ли это оскорблением?

Ответ: Перед получением инициации существует испытательный период. Это как раз то время, когда ученик проверяет свою веру в духовного учителя, убеждаясь в том, что это именно тот гуру, через которого он может служить Господу Шри Кришне. Поэтому для ученика не будет оскорбительным изменить выбор духовного учителя, если он чувствует большую веру в другого авторитетного духовного учителя. Однако по этикету надо попросить благословений и поставить в известность прежнего духовного учителя. Это в том случае, если он формально получил прибежище. Если же он просто стремился принять гуру, но еще не просил его о том, чтобы получить прибежище, и не говорил ему о том, что хочет выбрать его своим духовным учителем, тогда вообще не нужно просить разрешения. Если преданный хочет продолжать получать его наставления и поддерживать с ним связь, можно попросить у ранее выбранного духовного учителя шикшу.

Вопрос: Как узнать, предался ли ученик только из слепых сантиментов или благодаря истинному знанию?

Ответ: Необходимо предаться такому духовному учителю, который принадлежит к цепи ученической преемственности, практикует сознание Кришны и проповедует только сознание Кришны. Такой гуру должен вдохновлять ученика идти по пути преданного служения, и отвечать на вопросы ученика так, чтобы тот чувствовал, что Сверхдуша в его сердце утверждает то же самое. Если эти условия соблюдены, нужно понимать, что предание произошло благодаря истинному знанию. Но в то же время чувства в бхакти-йоге естественны. Ученику нужно испытывать положительные эмоции в общении с духовным учителем и от его указаний. Без истинного знания духовная практика превратится в фанатизм или сентиментальность. Человек может принять наставления от одного или более шикша-гуру и, в конце концов, решить принять прибежище у одного из духовных учителей. Ученик должен просить духовного учителя о том, чтобы он стал его дикша-гуру. После того как тот соглашается принять ученика, наступает испытательный период, длящийся от полугода до нескольких лет, в течение которого ученик проверяет гуру и прочность своих отношений с ним. Гуру, в свою очередь, проверяет искренность ученика. Если, приняв гуру, ученик продолжает прогрессировать, и все идет хорошо, то естественно возникает вопрос об инициации.

Важность личного общения

Вопрос: Насколько важно личное, на физическом уровне, общение ученика и учителя в вайшнавской традиции?

Ответ: Разве не сказано: «садху-санга, садху-санга» сарва-шастре кайа, лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа? Даже одно мгновение общения с чистым преданным может дать все совершенство в преданном служении. Важность этих отношений неоднократно подчеркивается в шастрах, и еще одним подтверждением этому является вайшнавская история времен Господа Чайтаньи.

Вопрос: Я слышал одно сравнение Шрилы Прабхупады. Он сравнивал учеников со стаей птиц, а духовного учителя – с их вожаком. Пожалуйста, объясните подробнее этот пример с ведомыми и ведущим?

Ответ: Он имел в виду, что лететь каждая птица должна сама. В большой стае за вожаком летит много птиц. Они следуют. Если птица лететь не хочет, вожак не остановится из-за нее. Другими словами, ученики должны не только служить Гуру, но и практиковать садхана-бхакти.

Это интересно:  Документы на загранпаспорт через МФЦ: какие предоставить для оформления, список того, что нужно иметь при себе для получения, в какие сроки их нужно сдать?

Вопрос: Одни утверждают, что Гуру – это представитель Господа Нитьянанды, другие говорят, что Он представляет Шримати Радхарани, третьи говорят, что правильно и то, и другое. Пожалуйста, проясните этот вопрос. Если оба эти утверждения верны, то как же Гуру может быть одновременно представителем и Господа Баларамы и Шримати Радхарани, ведь у них совершенно разные настроения.

Ответ: Гуру – это представитель милости. Настроение непостижимой милости Шримати Радхарани и Господа Нитьянанды очень похожи. Другие особенности Их характеров отличаются, но этот аспект милости одинаков. И Гуру – это представитель этого настроения милости.

Требования для инициации

Вопрос: Дорогой Гурудев, я хотела бы знать, что нужно, чтобы получить инициацию? Отличаются ли требования у разных Гуру?

Ответ: Что касается сроков, то, чтобы получить пранама-мантру, необходимо шесть месяцев повторять 16 кругов маха-мантры на четках и соблюдать четыре регулирующих принципа. Тогда через полгода минимум ученик может получить инициацию. Это основные требования. Однако духовный учитель может также что-то и добавить. У меня есть особые требования к ученикам. Желающий получить посвящение от меня должен прочитать определенное количество раз Бхагавадгиту, Шримад-бхагаватам и другие книги. Насколько я слышал, другие духовные учителя также иногда выдвигают особые требования.

Шрила Прабхупада лично сказал мне, что я должен прочитать Бхагавадгиту десять раз, а Первую песнь Шримад-бхагаватам три раза, прежде чем получить первую инициацию. Поэтому, как правило, я требую от учеников того же. Об этих требованиях должны рассказывать на курсах начального вайшнавского образования, но поскольку это не всегда делают, у меня есть анкета для кандидата в ученики, которую я прошу его заполнить перед инициацией. Требования этой анкеты:

Читать пранаму в течение шести месяцев или больше.

Соблюдать четыре регулирующих принципа в течение года.

Ежедневно повторять 16 кругов.

Каждый день проводить мангала-арати и рано вставать.

Знать мантры и обряд предложения пищи Кришне.

Знать пранама-мантры и имена Гуру и Шрилы Прабхупады.

Знать имена членов парампары, стоящих на алтаре.

Знать на мантры и места нанесения тилаки.

Регулярно посещать храм или нама-хатту и заниматься служением.

Быть устойчивым в сознании Кришны последний год.

Каждое утро принимать душ.

Прочитать книгу «Прабхупада».

Прочитать Бхагавадгиту (минимум 2-3 раза).

Прочитать Первую песнь Шримад-бхагаватам хотя бы один раз.

Прочитать «Учение Господа Чайтаньи».

Прочитать первую часть «Нектара преданности».

Ответить на вопросы на инициацию.

Избегать вайшнава-апарадх и неконструктивной критики.

Есть пищу, приготовленную преданными или вегетарианцами.

Избегать непредложенной пищи.

Избегать занятий, противоречащих принципам вайшнавизма.

Слушать проповедь только авторитетных преданных ИСККОН.

Поддерживать связь с духовным учителем, посылая ему каждые три месяца отчет или посещая его лекции.

Иметь рекомендацию на инициацию от храма или ятры.

Пройти программу обучения бхакт.

Знать правила жизни своего ашрама и пытаться следовать им.

Вопрос: Дорогой Гурудев, наш вопрос такой: насколько важно говорить Шрила или Шри перед именем Гуру? Считается ли это оскорбительным, если мы говорим Прабхупада, вместо Шрила Прабхупада и т.д.?

Ответ: Более правильно все-таки говорить Шрила Прабхупада. По традиции перед именем Гуру всегда говорят Шрила, Шримат или Шри.

Вопрос: Это не мое мнение, но я слышал от многих преданных, что руководство храма имеет большую силу, чем духовный учитель.

Ответ: Такие вещи должны быть выработаны в духе сотрудничества. Помощь ученику в возвращении назад к Богу – это, во многом, коллективное усилие, и остальные члены этого коллектива должны также учитывать мнение гуру. Это дух Джи-Би-Си. Но вопрос рассматривается и с другой позиции. Гуру не должен иметь больше полномочий, чем руководство храма, и он не должен игнорировать руководство храма в процессе общения с учеником. Ученик же, в свою очередь, не должен только фанатично следовать своему гуру и при этом оскорблять, игнорировать или не уважать других вайшнавов и гуру, также пытающихся помочь ему.

Такова система ИСККОН, и она соответствует вайшнавскому этикету. Гуру говорит ученикам сотрудничать с местным руководством, так как же гуру может игнорировать его? Со своей стороны руководство должно учитывать связь ученика и гуру, и должно способствовать сохранению веры ученика.

Вопрос: Правда ли, что приказы местного руководства имеют большую силу, чем приказы дикша-гуру? Я имею в виду, если ваш духовный учитель хочет, чтобы вы делали что-то, а президент против этого, то кто же главный в этом вопросе?

Ответ: Сложный вопрос. Это дело юрисдикции. Руководство несет ответственность за преданных в храме и их деятельность. И оно выполняет свои обязанности в соответствии с законами ИСККОН и резолюциями Джи-Би-Си. Гуру не должен вмешиваться в служение руководства, но, наоборот, должен помогать в духе сотрудничества. Иногда гуру может сказать ученику, каким служением ему заниматься, не обсудив этого с руководством, тогда может возникнуть проблема менеджмента. Поэтому, Джи-Би-Си постановило, что духовный учитель должен совещаться с руководством, и если преданный храма желает переменить служения, то ему необходимо сделать это также через руководство.

Представьте себе проблему: преданный, занимающий ответственный пост, получил от гуру указание сменить служение, и в результате храм остается без управления. Шрила Прабхупада избегал подобных ситуаций, он уважал местные власти, так почему бы настоящим и будущим дикша-гуру не поступать также? Естественно, что с точки зрения шастр наставления духовного учителя важнее, чем наставления храмового руководства, и поэтому Советом Джи-Би-Си было решено, что гуру не должны давать такого рода указания, не посоветовавшись с администрацией. Гуру должны учитывать то, как они влияют на других людей. Дикша-гуру должен вести себя как игрок в команде, когда он делит заботу об ученике со многими другими преданными, занимающими ответственные посты.

Вопрос: Что человек должен делать, чтобы стать квалифицированным духовным учителем?

Ответ: Ученику необходимо осуществлять проверку по приведенным выше показателям. Ему достаточно следовать указаниям своего Гуру Махараджа и парампары, и он сам становится духовным учителем.

Вопрос: Оскорбительно ли интересоваться гороскопом гуру?

Ответ: Гороскоп основывается на карме при рождении, но истинный духовный учитель может изменить ее путем активного преданного служения. Поэтому что за нужда в гороскопе?

Любовь и забота гуру

Вопрос: Важно знать и видеть, что духовный учитель заботится о вас и любит, и тогда, естественным образом, вы почувствуете себя обязанным ему и захотите отплатить ему тем же, исполняя надлежащим образом его наставления…

Ответ: Шастры утверждают, что наше служение гуру не должно зависеть от таких видимых проявлений заботы, но, наоборот, оно должно быть бескорыстным и совершаться без мысли об оплате. Как Прахлада Махарадж сказал Нрисимхадеву, что он не торговец и не желает ничего взамен за свое преданное служение Господу.

Проблема в том, что в наше время, кода безразличие стало привычным делом, забота любящего духовного учителя – это то, чего люди жаждут больше всего и предпочтительно прямо сейчас. Если они не чувствуют, что о них заботятся, предание гуру для них затруднительно. В Чайтанья-чаритамрите Шрила Прабхупада объясняет, что у Господа Кришны нет никаких занятий, кроме заботы о Своих преданных. Гуру и Шрила Прабхупада, помогают Господу в этом. Поняв это, я последние два года пропогандирую эту идею. Большинство преданных оценили это, хотя некоторые удивлялись, что гуру питает к ученика личный интерес. И эта забота не просто шоу. По милости Шрилы Прабхупады я осознал, что все преданные ИСККОН очень дороги ему и Господу Шри Чайтанье Махапрабху, а значит и мне.

Вопрос: Я хотел попросить Вас рассказать что-нибудь о себе. Я предлагаю Вам пищу, но не знаю, какая пища Вам нравится. Вы любите острую, кислую или неострую пищу (я готовлю неострую пищу)? Что Вы любите больше всего? И т.д.…

Ответ: Что бы ты ни предложил с любовью Господу Кришне, если это приготовлено в соответствии с требуемым уровнем чистоты, я приму и предложу Шриле Прабхупаде и ученической преемственности, чтобы они предложили это Господу Шри Кришне. Мои личные вкусы можно учитывать во время предложения подношений на Вьяса-пуджу, но это не так важно. У меня широкий диапазон вкусов, и мне нравятся почти все виды прасада. Сейчас я соблюдаю определенную диету, но в отношении предложения Шриле Прабхупаде и Господу Шри Кришне таких ограничений нет.

Вопрос: Возможно ли, что, раз мы живем в материальном мире, и гуру и ученик находятся на разных уровнях и имеют разный склад ума, они оказываются не совместимы?

Ответ: Может быть и так. Во время инициации ученик одними глазами смотрит на духовного учителя, но после осознает, что не может общаться с ним должным образом. Но все же нет никаких причин, чтобы перестать служить духовному учителю. Также это может быть поводом для принятия шикша-гуру, но здесь необходимо одобрение дикша-гуру.

Шикша-гуру должен помогать ученику служить дикша-гуру. Он должен давать практическое руководство, заботиться о нем, и, в идеале, это должен быть человек, с которым ученик может легко общаться.

Тестовый вопрос раз « Право.гуру

На вопросы отвечает Е.С.Джаяпатака Свами — ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады , член Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) , инициирующий гуру .

— Что значит «полностью удовлетворить духовного учителя»?

— Это зависит от духовного учителя. Кого-то легко удовлетворить, а для кого-то нужно постараться. Когда вы выполнили все наставления духовного учителя, он может одарить вас благословением. Или вы исполняете свое служение настолько примерным образом, что оно привлекает его внимание, тогда он может одарить вас благословениями.

— В комментарии к стиху тад-виддхи-пранипатена Шрила Прабхупада говорит, что секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы удовлетворить духовного учителя. Как это сделать?

— Как правило, это можно сделать, выполняя наставления своего духовного учителя. Можно помогать ему распространять сознание Кришны. Мы часто спрашивали Прабхупаду, как можно доставить ему удовольствие, и он говорил, что это очень просто: нужно самому быть в сознании Кришны и помогать быть в сознании Кришны другим.

— Вы говорили, что по милости духовного учителя путь к Богу становится очень легким. А если мы чувствуем, что этот путь очень труден для нас, означает ли это, что мы не можем полностью предаться наставлениям духовного учителя?

— Иногда мы можем не спрашивать духовного учителя, как избавиться от проблем, которые стоят на нашем пути. Или мы должным образом не следуем наставлениям духовного учителя. К нам могут приходить разные испытания, но если мы следуем наставлениям духовного учителя, мы сможем с легкостью преодолеть их. Как, например, Бхарата Махарадж — он сбился с пути, и это привело его к рождению в теле оленя. Он не спросил разрешения у своего духовного учителя, должен ли он гладить этого олененка и привязываться к нему. Если в нашей жизни нам приходится принимать какие-то серьезные, кардинальные решения, мы обязательно должны посоветоваться с духовным учителем.

— Как можно полностью посвятить себя духовному учителю и в то же время не быть на уровне «я и гуру»?

— Всё служение, которое мы выполняем, мы предлагаем через посредство своего духовного учителя, дикша-гуру. Но в то же время мы можем получать поддержку от нашего шикша-гуру или других вайшнавов о выполнении наставлений духовного учителя. Так выполнение наставлений духовного учителя не помешает нашим отношениям с другими преданными. Как в семье — у нас есть отец, но также есть дядя, братья, двоюродные братья. Поэтому если у нас есть шикша-гуру, мы думаем, что наш духовный учитель помогает нам через этого преданного. Ядунандана Ачарья получил посвящение от Адвайты Ачарьи, но при этом говорится, что он получил особую милость от Васудевы Датты. И благодаря этому благословению он стал очень могущественным духовным учителем.

Мы можем обрести общую милость дикша-гуру и других преданных. Обретение возможности общения с вайшнавами очень сильно воодушевляет и очищает. Итак, мы получаем помощь на разных уровнях и только каништха-адхикари, неофит, видит только себя и своего гуру, или вообще только Бога. А мадхьяма-адхикари видит и Господа, и гуру, и преданных, и невинных, и демонов. Это уже более зрелое видение и это совсем не означает, что он не следует приказу своего духовного учителя.

Мадхьяма-адхикари получает помощь и поддержку других преданных, чтобы выполнять наставления своего духовного учителя. Единственная цель шикша-гуру — это помочь ученику следовать наставлениям дикша-гуру. И если ученик собирается вернуться домой обратно к Богу, он сможет сделать это только следуя наставлениям дикша-гуру. И помимо прочего, ученик может принимать шикша-гуру только с благословения своего дикша-гуру. Мы принимаем наставления дикша-гуру как самые важные в своей жизни, но это не значит, что мы не должны получать помощь от других. Во времена Господа Чайтаньи это было общее настроение — все помогали друг другу.

Это интересно:  Управляющий ТСЖ и ЖСК большого дома: что это за работа, какие могут быть обязанности и должностные инструкции, мера ответственности, зачем нужна доверенность?

В Майапуре раз в неделю собираются ученики какого-нибудь гуру и обсуждают его игры, вспоминают о нем. Но раз в месяц собираются ученики разных гуру и рассказывают о славе всех духовных учителей. Таким образом, вся община собирается вместе, и они чувствуют себя как одна большая семья.

— Если инициированный ученик перестает следовать обетам, начинает нарушать принципы, его духовный учитель все равно несет такую же ответственность за его духовную жизнь?

— Да, он все равно несет ответственность. Именно поэтому духовный учитель получает плохую карму из-за грехов своих учеников. Еще большую карму он получает, если греховные поступки совершают ученики, которые получили вторую инициацию. Если кто-то оступается на этом пути и совершает какой-то греховный поступок, его связь с духовным учителем сохраняется, но в том случае, если он сознательно отвергает своего духовного учителя и, допустим, получает посвящение у другого духовного учителя, тогда эта связь прерывается. Именно поэтому у нас сейчас проводится программа, чтобы вернуть тех преданных, которые ушли из ИСККОН.

— А если вспоминать в момент смерти о духовном учителе, который еще находится в этом мире, мы вернемся к Кришне?

— Гуру – представитель Кришны и помня о нем, мы помним Кришну. И если гуру – чистый преданный, вы тоже вернетесь к Кришне.

— А если гуру – не чистый преданный?

— Есть много гуру, не обязательно в ИСККОН и не обязательно чистых преданных. Но я думаю, что в ИСККОН Прабхупада и все его ученики – чистые преданные.

— А если мы в момент смерти помним о гуру, умираем, а потом гуру уходит из ИСККОН?

— Кришна говорит, что Его преданный никогда не пропадет, и если мы следуем за духовным учителем и верим в то, что он чистый преданный, и если в тот момент, когда мы о нем думали и умерли, он действительно представлял парампару, то Кришна позаботится о нас. Иногда бывает так, что гуру перестает быть гуру и оставляет служение своему духовному учителю. Тогда то, что мы вспоминаем о нем, не значит, что мы думаем о гуру. Если мы узнаем, что гуру отошел от парампары и перестал следовать этому принципу, узнав об этом, мы должны перестать следовать такому гуру.

Главный смысл гуру в том, что он – посол духовного мира, представитель Кришны, поэтому мы следуем за ним. В восьмой песни Бхагаватам рассказывается, что Бали Махарадж отверг своего гуру, когда тот сказал ему не предаваться Кришне. Пока гуру давал ему хорошие советы, он следовал им, но когда тот стал говорить что-то не то, он перестал следовать. И он получил милость Кришны.

— Должны ли мы рассказывать духовному учителю о своих проблемах?

— Гуру – не параматма, он не может знать, что делает каждый его ученик в любой части мира. Ученик может подойти к гуру и сказать: «Гурудев, у меня большие проблемы». «А почему ты ко мне не подошел раньше?» И ученик может сказать: «Я не хотел Вас беспокоить, потому что Вы заняты». Это все равно что сказать врачу… Если врач спросит: «Почему вы не сказали мне, что больны, я бы дал вам лекарство» — «Нет, я не хотел вас беспокоить». Но для чего нужен доктор? Чтобы помогать пациентам. Так же задача гуру – заботиться об учениках, когда у них духовные трудности – пока всё это не дошло до критического состояния, надо получить помощь. Если мы не можем получить помощь от других преданных, мы должны получить её от гуру.

— Каковы отличительные признаки человека, принявшего прибежище у гуру?

— Один признак — это то, что он получил посвящение у гуру. В этом случае вы должны понимать, что этот человек принял формальное прибежище. Но даже если и до получения инициации преданный следует наставлениям духовного учителя, он также обретает прибежище гуру. Когда человек предается, он достигает уровня, называемого гуру-ашрая, прибежище у гуру. Мы принимаем прибежище, служа гуру и, в особенности, следуя его наставлениям.

Я помню, как однажды Шрила Прабхупада спросил одного ученика о том, почему тот не счастлив. Он сказал: «Ты должен быть счастливым, поскольку твой истинный гуру находится рядом с тобой. Если у тебя есть какие-либо проблемы, гуру может решить их, и ты всегда можешь быть счастлив». Это было очень удивительное наставление, однако ученик не был счастлив, поскольку он потерял все рукописи одной философской книги Прабхупады. Это серьезный повод для того, чтобы быть несчастным.

— С каким вопросами и по какому поводу ученик может обращаться к гуру?

— Мы должны задавать духовные вопросы, то есть те вопросы, ответы на которые дадут нам духовное знание и решат проблемы в нашей духовной жизни. Иногда наши дети подхватывают какую-то временную болезнь, иногда возникают проблемы в бизнесе. Иногда люди обращаются за благословлениями успешно сдать экзамены. Просьбы о подобных благословениях не относятся к духовным вопросам. Это вопросы низшего порядка. Конечно же, мы можем молить Кришну о любых подобных благословениях, ведь Он — Верховная Личность Бога. Но если мы собираемся обратиться с вопросом к гуру, то лучше всего, если мы будем спрашивать не о нашей временной жизни, а о духовной жизни. Тогда мы сможем получить руководство.

Как мы должны молиться Кришне? Мы должны задавать вопрос о том, как мы можем продвигаться в нашей духовной жизни. Материальные проблемы приходят, и всегда будут приходить. Как только одна из них решится, придет другая. Мы должны научиться тому, как решать эти проблемы и какое сознание мы должны иметь, чтобы каждый раз нам не приходилось идти к гуру с вопросом о своем тонзиллите, о той или этой проблеме. Мы должны попытаться научиться тому, как прежде всего думать о Кришне.

— Если наша любовь к Шриле Прабхупаде сильнее любви к духовному учителю, нормально ли это?

— Если мы знаем, что милость Шрилы Прабхупады приходит через гуру, почему бы не любить своего гуру? Ведь по милости своего гуру вы можете получить Прабхупаду, Господа Чайтанью, Кришну. Если преданный не видит, как гуру и другие вайшнавы помогают ему стать сознающим Кришну и развивать любовь к гуру и вайшнавам, это уже какая-то проблема, может быть что-то не то в садхане. Прабхупада установил ежедневную гуру-пуджу, потому что знал, что в материальном мире нам нужны определенные ритуалы, чтобы выражать преданность гуру и Кришне и молить их о прощении. И Прабхупада показывал это на собственном примере и говорил: «Вы должны делать это так же, как я».

В ИСККОН есть определенные церемонии, чтобы ученики могли поклоняться своим духовным учителям, но в некоторых местах этому не очень следуют или авторитеты просто не настаивают на этом. И когда у учеников появляется возможность склониться перед гуру, предложив цветок, или попросить у него прощения, — у учеников всех духовных учителей должна быть такая возможность. И если где-то это происходит не очень регулярно, через некоторое время мы начинаем слышать, что некоторые ученики не особенно ценят своего гуру.

То, что мы находимся в сознании Кришны и имеем возможность служить Прабхупаде и предыдущим ачарьям – всё это происходит по милости гуру, и иногда у нас должна быть возможность предложить духовному учителю цветок и поклоны. Это всё происходит из-за нашей забывчивости. Кроме того, мы должны каждый день молиться духовному учителю. Если мы на самом деле предлагаем что-то Прабхупаде или Кришне, мы должны делать это через нашего гуру. Таковы правила – мы не можем ничего предложить непосредственно.

Прабхупаде не могут непосредственно поклоняться те, кто не является его учениками. Был один преданный, его парам-гуру был известным спутником Господа Чайтаньи, тогда как его непосредственный духовный учитель был не так известен. Этот преданный был большим пандитом, и когда люди спрашивали его: «Кто твой гуру?», он отвечал им. Люди переспрашивали: «Мы никогда о таком не слышали, чей он ученик?» «Вот такого-то». И в конце концов ему стало неудобно, что никто не знает его гуру и он начал говорить о своем парам-гуру как о своем непосредственном духовном учителе. И он думал, что милость Господа исходит прямо от духовного учителя его духовного учителя.

И когда Вирачандра, сын Господа Нитьянанды, узнал об этом, он позвал Шриниваса и сказал: «Ты должен выгнать этого человека, я не хочу его больше видеть, он не принадлежит к нашей парампаре! Он не понимает, что вся милость Господа нисходит через его гуру!» Он дал указание всем вайшнавам избегать этого преданного.

Кто-то говорил ученикам Шрилы Прабхупады: «Вы должны получить связь с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, а не со Шрилой Прабхупадой». В этом заключается опасность контакта с Гаудия Матх, потому что они не ценят Шрилу Прабхупаду. Мы должны понимать, через кого нисходит милость Кришны, и предлагать через него свое служение – тогда мы будем получать милость и Шрилы Прабхупады и шести Госвами, и всей ученической преемственности. Но если мы будем пытаться прыгать через голову своего гуру, мы окажемся отрезанными от парампары и окажемся в очень опасном положении.

— Иногда преданные жалуются, что гуру не уделяет им достаточно внимания. Что делать?

— У меня был случай с одной ученицей из Австралии. Она решила, что я её отверг. Она пришла на гуру-пуджу, где я всем раздавал куски торта и печенье и, по какой-то причине я ей не дал. Она решила: «Ну всё, гуру не дал мне печенья. Значит, он меня уже не любит и не признает». Она подходила ко мне, но я не сказал ей: «Привет» и т.д. Она подумала: «Ну всё, гуру точно меня не любит, я очень сентиментальная». Произошло несколько вещей такого типа — она написала, но так как я дал ей не совсем правильный адрес, письмо не дошло, и она не получила ответа. Она стала говорить всем, что её гуру перестал ее любить, и тут же нашлись «доброжелатели», которые посоветовали ей пойти в Гаудия-матх, потому что гуру в ИСККОН её отверг.

К счастью, я вовремя узнал об этом и позвонил этой ученице. Я сказал ей: «Я не перестал тебя любить. Я ненамеренно не дал тебе печенья, если хочешь, могу хоть целый торт прислать». Она расплакалась и решила никуда не уходить. Иногда происходит какой-то незначительный случай, а преданный раздувает из этого огромную проблему.

Гуру ИСККОН на самом деле прилагают огромные усилия, чтобы распространять это Движение. Некоторые из них очень тяжело трудятся, поэтому иногда у них просто нет времени, чтобы лично опекать и заботиться о каждом так, как хотелось бы. Поэтому мы должны стараться поддерживать друг друга, представляя дикша-гуру, вдохновлять друг друга.

— Какой тип гуру олицетворяют Радха-Гопинатха?

— В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что дикша-гуру представляет Мадана-мохана — это самбандха — тот, кто устанавливает наши взаимоотношения с парампарой. В ИСККОН, как правило, дикша-гуру является и шикша-гуру, потому что он дает не только инициацию, но и наставления. Он устанавливает связь с парампарой, поэтому вы можете иметь только одного дикша-гуру. Но можно иметь более чем одного шикша-гуру.

Шикша-гуру представляет Радха-Говинду, это- абхидея-таттва. Самбандха означает установление взаимоотношений, а абхидея — это практика преданного служения. Наставления шикша-гуру помогают нам продолжать преданное служение. Но я никогда не слышал сравнения гуру с Радха-Гопинатхой, Они представляют совершенство, то, чего от нас хотят все гуру.

Статья составлена на основе лекций Гуру-Махараджа.

Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»

Читать еще статьи по теме :

Как самостоятельно найти Гуру и проверить его уровень за 10 минут

Сегодня Я расскажу, как каждый из вас самостоятельно может проверить духовный уровень вашего Гуру, а так же любого тренера, который претендует на преподавание эзотерических, ведических, тантрических и других знаний, связанных с самосовершенствованием.

Это интересно:  Расселение нанимателей из аварийного дома и жилье во внеочередном порядке

Способ проверки очень простой и займёт 10 минут.

Но сначала вам нужно понять простую вещь — чтобы учить людей, Гуру должен их любить.

Иначе передача знаний на энергетическом уровне не пойдёт. Не будет подсознательного резонанса.

Мало того, что гуру должен любить людей, он должен любить всех людей, по всей планете, всех зверей и птиц, по всей планете, и всю планету.

Если он любит только свою нацию или только своё сообщество, то подсознательно другие эгрегоры не пропустят его, и будут бить, и обесточивать его и его адептов.

Так как же определить, реально ли духовен Гуру и те, кто за ним стоит? Или всё это только показуха и игра на публику?

Хотят ли они добра планете Земля и вам? Или всё красиво только на словах, а на самом деле, хозяева Гуру и система, которая за ним стоит, преследуют свои тайные, отнюдь не благостные цели?

Как отличить волков в овечьих шкурах?

Мы даём вам простой и очень действенный способ.

  1. Вы должны сесть ровно, приподнять руки перед собой, чтобы они были на весу, руки должны быть расслаблены.
  2. Вам нужно настроиться на своё тело, в течение 30 сек. Запомнить ощущения в теле (когда вы просто наедине с собой). Какую половину чувствуете лучше, какую хуже, где по ощущениям вы больше, где меньше, где холод, где покалывание. Всё это на установке «только я, я наедине с собой». Запомните и запишите ощущения.
  3. Теперь вспомните ситуацию, в которой вы на руках держали маленьких: зверят, котят, щенят, птенчиков, маленьких детей. Вспомните ощущение любви к ним.

Если вы сделаете всё правильно, то руки начнут наполняться теплом, и при сближении друг к другу энергетика на руках будет их отталкивать, так как руки излучают любовь и силу.

Теперь полюбите и обнимите мысленно всех детей, и всех зверят, и птенчиков по всей планете.

Представьте, что тискаете и гладите маленького львёнка в Африке, маленького пингвинёнка в Антарктиде, маленькую панду в Китае, кенгурёнка в Австралии, маленького орлёнка в Канаде.

Ваша задача полюбить всех зверят, и всех маленьких детей (грудничков), всех наций по всему миру.

Если вы сделаете всё верно, у вас будет ощущение усиления и расширения на уровне рук, груди плеч. У кого-то усилится и ноги (это очень хорошо).

Запомните это ощущение, посидите в нём и полюбите его. Почувствуйте, что такое ощущать любовь по всей земле. Обнимите мысленно всю планету руками и всех маленьких детей, зверей и птиц. Теперь, когда вы стали большими и широкими, и наполнились силой, вам нужно понять, что такое отсутствие любви и её крайняя стадия — ненависть.

И поэтому вы временно — просто, чтобы понять на уровне физических ощущений, что это такое, входите в состояние: А что было бы, если бы Я ненавидел(-ла) всех детей, всех зверей и всю планету.

И вы мысленно на контрасте ощущений ставите такую задачу и начинаете отслеживать, что происходит в теле.

Что было бы, если бы Я ненавидел(-ла) всех зверей, детей и всю планету, каковы были бы мои ощущения?

Для некоторых будет сложно это сделать, но помните, что это тест, и дальше это ощущение будет для вас индикатором закрытия Анахаты — сердечной чакры и не только.

Итак, если вы всё сделаете правильно, то всё тело начнёт давить, руки и ноги начнут неметь, по телу пойдут покалывания. Будет ощущение уменьшения в размерах. В груди может образоваться «дыра» — пробитое сердце. Холод — сквозняк.

Руки при приближении друг к другу будет притягиваться как магниты — проваливаться из-за потери энергетики. Теперь, когда вы поняли, что такое ненависть к живому и планете.

Вы снова входите в состояние любви ко всем маленьким животным и птицам, ко всем маленьким детям по всей планете.

И вы опять начнёте увеличиваться в размерах, руки снова начнут отталкиваться друг от друга и наполнятся силой и теплом. Из ног и сексуальной зоны, может, тоже начать излучаться сила, наполняться позвоночник и спина.

Если вы не маньяк-садист, то на теме любви к маленьким живым существам по всей планете у вас будет усиливаться и наполняться всё тело. А теперь переходим к кульминации. Когда вы на уровне своих же ощущений поняли, что такое любить мир и планету. Вы представляете над собой любого духовного лидера или любого тренера, а также Его учителей и систему, которая за ним стоит.

Вы ставите его над собой мысленно, обращаетесь к нему. Он как фильтр между вами и Божественной любовью к планете.

И вы искренне, но отрешённо, просите его.

О великий Имя Гуру, к примеру: ОШО, Торсунов, Хакимов, Раков, Рави Шанкар, Баба Джи, Саи Баба, Шафранова, учителя шамбалы, даосы, Мантек Чиа, Трехлебов и те, кто стоят за вами — нужного подчеркнуть.

Помоги мне, научи меня любить всех детей по всей планете, всех зверей по всей планете.

(Обязательно по всей планете!)

Входите в это состояние. И смотрите, останется ли у вас то же самое наполнение, которого вы достигли, когда сами выходили на любовь ко всему живому по всей планете.

Посидите в этом состоянии 1 минуту.

Если оно есть, то супер, значит Гуру и его система искренне — за людей.

Если же на уровне ощущений, при отрешённой просьбе у вас идёт сужение энергетики, вы становитесь меньше, вас начинает загибать, или по телу идёт холод, то всё, никакой это не учитель. Он тему любви на мир, на детей(людей), на природу не поддерживает. Хоть и делает на словах вид, что весь из себя такой духовный, с открытыми чакрами, и трактует веды, и имеет массу посвящений в Тибете, Гималаях, и от самих даосов и т.п.

Для контраста, чтобы понять, что такое любовь через истинного учителя, можете взять к примеру и войти в состояние любви самостоятельно, а потом попросить: О великий Сергий Радонежский помоги мне, научи меня любить мир и людей, детей и зверей, птиц по всей планете. На всех континентах.

Христос, Мухаммед, Будда Гаутама, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Юрий Алексеевич Гагарин (первый космонавт), ветераны 2-й мировой войны — воины-освободители (святые воины), чья кровь течёт в вас — это те, через кого вы можете любить мир и нести любовь на мир по всей планете.

А через популярных гуру — вы и близко такого не достигните.

Если кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, найдёт хотя бы одного современного тренера, гуру, через которого пойдёт благодать и любовь на Мир, на детей и зверей, на весь мир! Вы мне напишите, пожалуйста, ибо мне пока ни одного пипл хавального (популярного) гуру, который прошёл бы такой тест, не попадалось.

А если через популярных гуру не идёт любовь на людей, на зверей и птиц, на всю планету, то это не духовные учителя, это бизнесмены от духовности.

Пусть даже они и показательно не берут денег за свои лекции и выступления, они берут у вас вашу жизненную силу, навязывая вам малоэффективное ложное знание.

И самое ужасное, что пока вы находитесь под мнением их авторитета, вы по-настоящему не любите ни мир, ни людей, ни себя, ни планету. И вы по-настоящему не совершенствуетесь.

Потому что больший процент вашей жизненной силы выкачивают из вас такие вот духовные системы МММ.

И они либо осознают, что врут людям и, на самом деле, не передают им никакие реально полезные знания, кроме чепухи. Либо они сами глупые марионетки в руках спецслужб или оккультных систем, которые вовсе не заинтересованы в сильных независимых духовных личностях. А им просто нужны куклы батарейки, которых они красивыми словами и обманом зазывают в свои сети, а затем пользуются их энергетикой для своих тайных вовсе не благовидных планов.

Эти системы и гуру могут прикрываться цитатами из священных писаний, из Библии и Вед, из Торы и Корана, из Авесты и Тибетских книг.

Они могут одеваться как городские сумасшедшие и даже делать показные пожертвования в виде нескольких сотен рублей бедным (при собственных банковских счетах в миллионы).

Всё это просто бизнесмены от духовности, не имеющие к ней никакого отношения.

Вы можете таким же способом проверить и меня — автора данных статей.

На любовь к планете, зверям и детям.

Теперь в ваших руках точный и жёсткий метод определения истинности любого гуру.

И скажу вам сразу.

Тот Гуру, который способен пройти данный тест, на любовь ко всей планете и людям, — тот Святой.

Реальный, настоящий, земной Святой — с большой буквы, полезный и нужный земле и человечеству.

А не клоун, который показывает фокусы-чудеса в радиусе 2-х метров от себя. Но при этом не несёт никакой реальной пользы окружающим, кроме развлечения.

Мои статьи и их глубину способны понять только профессионалы, либо те, у кого уже есть достаточно большой опыт посещения всякого рода тренингов и «ретритов». Понять мои правдивые статьи способен лишь тот, кто не верит на слово всяким проходимцам. Тот, кто уже наелся всякой «духовной лапши». Знает свои достоинства и недостатки и не тешит себя иллюзиями, что в одиночку способен(-на) замолить грехи 7 поколений своих предков — варя каши и слушая мантры ведических монахов.

Кстати — протестируйте того, кто вам эти методики дал, а за одно и тех монахов, которые вам на аудио записях Харе Кришну поют.

Попробуйте через Индийских богов всю планету полюбить, охватить, и всех зверей, и птиц.

Я знаю, каков будет результат.

И вы узнаете и прочувствуете, если отрешённо, без эмоций всё проделаете.

Как всегда, на эту статью будет море негатива и масса обвинений от разных школ, ведь Я, по сути, ставлю под сомнение кучу современных учений и учений прошлого.

Но дело в том, что мир изменился, и старые методы потеряли свою эффективность.

Повторюсь, пройдите тест сами, проведите через него своего Гуру, сделайте всё незаинтересованно, без эмоций.

Почувствуйте, что такое любить весь мир, потом дайте состыковку просто на себя и своё естественное состояние.

У вас энергетика уменьшится, вот и задайте себе вопрос. А почему у вас в нормальном обычном состоянии Анахата не работает так же, как на теме любви к миру? Потому что вы не Святые.

Однако Я встречал уйму людей, утверждающих, что они любят безусловной любовью, и что такие уж они духовные-раздуховные, а тест пройти они не могли. И очень удивлялись, почему, если они, по их же словам, постоянно в божественном потоке и постоянно в безусловной любви пребывают, а энергетика-то у них при состыковке на естественное своё состояние уходит.

Запомните раз и навсегда, если вы утверждаете, что любите всех безусловной любовью и постоянно в Божественном потоке, значит, у вас это состояние на любовь ко всему живому будет постоянно, и не будет разницы и уменьшения размеров при состыковке на самого себя и своё естественное состояние.

А если разница есть, то хотя бы сами себе не врите. И не говорите, что всегда в потоке, и всегда всех любите безусловной любовью. Ложь это.

Проделывая данный простой тест и проверяя духовность разных «Гуру», Вы увидите ужасающие масштабы того обмана, что сейчас на рынке эзотерических знаний.

А потом задайте себе ещё раз вопрос, кто любит людей больше, тот, кто им лжёт красивыми словами и показными пожертвованиями. Или тот, кто не убивает людей ложью, а говорит правду? И за это получает массу негатива от невежественных фанатиков.

Я не предлагаю верить мне на слово, проверьте всё сами.

Успехов, и следите за статьями.

Чем больше гуру в комментариях вы опишите и отсканируете по данному тесту, тем будет интереснее.

Статья написана по материалам сайтов: textarchive.ru, krishna-mariupol.org.ua, samopoznanie.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector