+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ТСЖ на один дом или подъезд: сколько домов может быть в составе, какое количество квартир, а также допустимо ли 2 товарищества на один многоэтажный жилой объект?

Ваш надежный помощник в жилищных вопросах

ТСЖ на базе нескольких домов

Содержание статьи:

Под понятием «товарищество собственников жилья» следует понимать некоммерческое образование, в рамках которого осуществляется организация полноценного функционирования жилого комплекса, включая обеспечение дома стандартным набором энергоресурсов и необходимых коммуникаций.

Внимание акция! Получите бесплатную консультацию по телефону!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Во главе товарищества стоит правление, из числа которых избирается председатель. Контролирует их работу специально выбранная ревизионная группа, которая периодически осуществляет проверку законности работы объединения. Членом ТСЖ может стать любой гражданин, имеющий в собственности жилье в этом доме и достигший совершеннолетнего возраста. Вступление в объединение является полностью добровольным.

Товарищество может быть организованно еще на этапе постройки здания. Согласно ст. 136 ЖК РФ, подобное объединение может быть только одно. Предусматривается создание ТСЖ и на базе нескольких многоквартирных домов.

ТСЖ выполняет ряд обязательных функций:

  1. Контроль за соблюдением всех правовых норм и положений, которые прописаны в уставном акте объединения.
  2. Составление смет, отчетов, инвентарных описей, ведение делопроизводства, в рамках финансово-хозяйственной деятельности товарищества.
  3. Контролирование своевременности оплаты обязательных сборов, а также полное и беспрерывное обеспечение квартир энергоресурсами.

Каждая их функций подробным образом прописывается в уставе товарищества, и любое нарушение этих пунктов может привести к ликвидации ТСЖ.

Основания создания ТСЖ на базе нескольких домов

Согласно п. 2 ст. 136 ЖК РФ, ТСЖ разрешается создать с участием группы многоквартирных домов. Поправка была внесена в жилищный кодекс РФ в 2011 году путем принятия федерального закона № 123-ФЗ от 4.06.2011 года. Действие законопроекта распространяется лишь на те товарищества, которые были созданы после даты внесения поправки.

В качестве основного условия для создания ТСЖ на несколько домов является то, что строения должны находиться на смежных земельных участках и иметь одну инженерно-техническую систему снабжения энергоресурсами. Немаловажно наличие и единой коммуникационной сети.

В качестве объектов, которые будет обслуживать ТСЖ, могут выступать и частные дома, а также дачи с земельными участками, располагающиеся на общей территории.

Порядок создания ТСЖ на несколько домов

В законодательном порядке определен алгоритм создания ТСЖ в нескольких многоквартирных домах. Различаются такие этапы:

  1. В каждом многоквартирном строении проводится общедомовое собрание жильцов, на котором выясняется желание владельцев квартир относительно способа управления жилым комплексом.
  2. Производится оформление единой выписки из протоколов собраний о создании единого товарищества, если в пользу такого решения проголосовало более половины от всех голосов.
  3. Создается ТСЖ по сразу нескольким домам, подготавливаются его уставные документы.
  4. Объединение регистрируется в качестве юридического лица в налоговой службе.

При осуществлении данной процедуры можно столкнуться с рядом трудностей. Согласно законодательству, новое ТСЖ должно присоединиться к уже существующему, а для этого потребуется составить решение о данном действии и внести соответствующие изменения в устав и объединения.

Кроме того не всегда могут найтись люди, способные организовать деятельность более крупного объединения на должном уровне и выполнять все функции ТСЖ удовлетворительно.

Регистрация ТСЖ на базе нескольких домов

Государственная регистрация ТСЖ на базе нескольких домов является обязательным этапом перед тем как объединение приступит к своей непосредственной деятельности. Для того чтобы провести необходимую процедуру с соблюдением всех формальностей стоит придерживаться ряда советов. Пошаговая инструкция регистрации ТСЖ в 2017 году содержит следующие пункты:

  1. Решение о создании товарищества оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и всеми участниками собрания.
  2. На следующем этапе составляются такие документы, как Устав и положение, контролирующее деятельность ревизионной группы ТСЖ.
  3. Заполняется соответствующее заявление, оплачивается госпошлина, и бумаги подаются на регистрации в налоговую инспекцию.

Весь пакет документов подает председатель правления ТСЖ, который имеет право представлять организацию без доверенности либо иное лицо, уполномоченное общим собранием. Срок регистрации ТСЖ, как юридического лица, составляет не более пяти рабочих дней.

Список документов

Чтобы зарегистрировать товарищество как юридическое лицо в налоговой инспекции, потребуются такие документы:

  1. Паспорт заявителя и доверенность на его имя (если таковая необходима).
  2. Заявление на регистрацию юридического лица, установленного образца в письменной форме. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на регистрацию юридического лица].
  3. Протокол общего собрания жильцов о создании товарищества.
  4. Решение о создании ТСЖ.
  5. Устав организации.
  6. Квитанция об оплате госпошлины.

Все документы предоставляются в оригинальном виде.

Преимущества и недостатки ТСЖ на несколько домов

Создание товарищества жильцов сразу нескольких жилых строений имеет массу преимуществ. Прежде всего себестоимость всех работ, направленных на благоустройство как самих строений, так и прилегающих территорий, значительно снижается за счет увеличения объема. То же самое происходит и с потреблением энергоресурсов. Многодомовое ТСЖ получает скидки и льготы как массовый потребитель.

Также подобное объединение может быстрее накопить необходимую сумму денег на конкретное дело, например такое как замена лифта или ремонт подъезда. Немаловажным плюсом является и то, что из большего числа людей всегда найдется человек способный принять на себя серьезную ответственность и одновременно обладающий необходимыми организаторскими способностями.

В качестве минусов можно отметить сложность в управлении сразу большим объемом имущества и финансов. Подобные действия требуют определенных навыков и экономической подготовки. Руководитель товарищества должен уметь планировать расходы организации. Еще сложнее контролировать поступления и бороться с неплательщиками за коммунальные услуги, потому что это отнимает много времени.

Также в качестве минуса можно отметить, что несмотря на низкую себестоимость работ, постоянно наблюдается недостаток денежных средств за счет того, что потребности сразу нескольких домов, значительно выше, а поступлений из-за неплательщиков намного меньше.

Одним из основных «подводных камней» в управлении несколькими домами является высокое число мошенников. Такие люди создают ТСЖ, пользуются чужими деньгами, доводят дом до плачевного состояния и исчезают. Также можно отметить низкую квалификацию руководящих граждан, многочисленные финансовые и правовые ошибки во время осуществления деятельности товарищества.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ТСЖ на базе нескольких домов

Вопрос: Добрый день, дайте, пожалуйста, дельный совет. Раньше жильцы нашего дома организовывали свое ТСЖ, однако качественного управления не получилось, потому что этим занялись люди, не имеющие никакого опыта в подобной сфере. В результате мы остались с поломанными подъездными дверями и без горячей воды. Сейчас мы узнали, что в соседнем доме работает товарищество, дела у которого идут хорошо, и претензий жильцы не имеют. Мы переговорили с их председателем, и он не прочь взять нас под свое крыло. Как нашему ТСЖ лучше поступить? Ликвидироваться, а потом путем общего голосования жильцов присоединиться в соседнее товарищество или можно ли создать ТСЖ на несколько домов просто соединив их с нашим? Алексей.

Ответ: Здравствуйте, Алексей. В вашем случае особого выбора нет. Вы действительно можете ликвидировать свое ТСЖ, опять собрать жильцов, проголосовать, запротоколировать решение, выписку отнести председателю соседнего объединения, и он будет обязан переписать все свои уставные документы, а затем внести изменения официальным путем. Если ликвидировать товарищество не будете, то действия придется выполнять те же самые, за исключением процедуры ликвидации объединения.

Самое главное, чтобы ваше решение не противоречило требованиям, которые излагаются в ст. 136 ЖК РФ, согласно которым дома, входящие в товарищество должны располагаться на одной территории, иметь единую коммуникационную систему.

Пример по ТСЖ на базе нескольких домов

После того как дом был построен и запущен в эксплуатацию, Сергей Петрович предложил своим соседям объединиться в одно ТСЖ с соседним домом, аргументируя свое предложение тем, что так управлять общедомовым имуществом будет легче и затраты на содержание дома заметно снизятся. Соседи послушались и почти единогласно поддержали предложение Сергея Петровича.

После этого был составлен протокол, и подписано решение. Когда были поданы документы в налоговую инспекцию, то люди получили отказ, аргументируя тем, что оба дома, несмотря на близкое расположение, имеют различные системы снабжения, а это противоречит требованиям Жилищного кодекса. Когда Сергей Петрович встал вникать в проблему, выяснилось, что если они объединятся в одно ТСЖ, то размер обязательных платежей для них только увеличится, поскольку компании, обеспечивающие строение энергоресурсами, значительно повысили цены, в то время как в соседнем доме этого не произошло.

В результате жильцы объединились в собственное ТСЖ.

Заключение

В заключение следует составить несколько тезисов:

  1. Товарищество жильцов – это одна из форм управления многоквартирным домом. Решение о выборе вида управления принимается общим числом голосов.
  2. Руководит объединением правление и председатель.
  3. Товарищество создается для того, чтобы обеспечить четкую работу всех коммуникационных сетей строения, а также следить за соблюдением всех норм и требований без привлечения посторонних людей.
  4. В рамках законодательства с 2011 года предусмотрено создание ТСЖ в многоквартирном доме.
  5. Для объединения в одно товарищества дома должны отвечать основным требованиям, которые предъявляет закон: дома обязаны располагаться на одной территории и иметь общую коммуникационную сеть.
  6. Принятие решения о создании ТСЖ на базе нескольких домов осуществляется на общем собрании жильцов.
  7. Если одно товарищество присоединяется к другому, то такие изменения вносятся в устав и регистрируются в налоговом органе.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

03.02.2016 | Особенности многодомовых ТСЖ

Многодомовые ТСЖ, то есть ТСЖ, созданные для управления одновременно несколькими домами, далеко не редкость, поскольку с учетом особенностей расположения домов, количества квартир, особенностей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, действительно иногда целесообразно создавать одно ТСЖ на несколько домов.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ «товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов».

Таким образом, создание ТСЖ на несколько домов возможно только при соблюдении правил ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.

Часть 2 статьи 136 ЖК РФ в первоначальной редакции устанавливала:

«2. Товарищество собственников жилья может быть создано при объединении:

1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений — жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры».

Впоследствии законодатель пересмотрел условия создания многодомовых ТСЖ, внеся изменения в приведенную статью ЖК РФ Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ (далее – Закон 123-ФЗ). Однако, учитывая, что ранее созданные многодомовые ТСЖ в большинстве своем не соответствовали новым требованиям, законодатель предусмотрел, что новые требования не распространяются на многодомовые ТСЖ, созданные до вступления в силу изменений (то есть до 18.06.2011 – дата вступления в силу Закона 123-ФЗ).

Это интересно:  Материнский капитал для лиц с двойным гражданством

Пункт 1 статьи 8 Закона 123-ФЗ устанавливает:

«1. Действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Следовательно, многодомовые ТСЖ, созданные после 18.06.2011, должны были соответствовать требованиям, которые не предъявлялись к ТСЖ, созданным до 18.06.2011.

При этом Законом 123-ФЗ в ЖК РФ были также внесены изменения (части 3 и 4 статьи 140 ЖК РФ), устанавливающие порядок реорганизации многодомовых ТСЖ.

Таким образом, фактически был установлен некий «переходный период» (срок окончания которого на тот момент, впрочем, не был установлен) для приведения в соответствие с новыми требованиями путем реорганизации многодомовых ТСЖ, созданных до 18.06.2011.

Впоследствии в отношении многодомовых ТСЖ сформировалось мнение, что очень часто ТСЖ, объединяющие несколько домов, создаются вовсе не исходя из целесообразности и рациональности, не вследствие желания собственников самостоятельно управлять своими домами, организуясь в товарищество. Нередки случаи, когда ТСЖ объединяет десятки, а то и сотни домов, при этом деятельности по управлению домами не осуществляет, а заключает договор управления с управляющей организацией. При этом многодомовое ТСЖ имеет возможность менять УО в более простом порядке, чем собственники при отсутствии ТСЖ. То есть значительная часть ТСЖ, объединяющих существенное количество домов, по факту существуют фиктивно, с целью возможности «увода» домов от одной УО и передачи их другой УО. Этот вопрос ранее уже рассматривался в одной из статей, опубликованных на сайте «АКАТО».

Федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ законодатель вновь изменил условия создания ТСЖ, внеся изменения в ЖК РФ, а кроме того, установил обязанность реорганизовать многодомовые ТСЖ, не соответствующие установленным п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ требованиям, в срок до 01 июля 2016 года, внеся статью 5.1 в Федеральный закон от 29.12.2004 N189-ФЗ (далее – Закон 189-ФЗ).

Необходимо особо отметить, что реорганизации в срок до 01 июля 2016 года подлежат все многодомовые ТСЖ, не соответствующие требованиям ЖК РФ, в том числе ТСЖ, созданные до 18.06.2011. Фактически статья 5.1 Закона 189-ФЗ установила окончание «переходного периода», предоставленного для реорганизации именно тех многодомовых ТСЖ, которые были созданы до 18.06.2011. Ссылка на пункт 1 статьи 8 Закона 123-ФЗ о том, что на указанные ТСЖ не распространяются требования п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, и якобы обязанность их реорганизации не предусмотрена законом, в данном случае несостоятельна, поскольку статья 5.1 Закона 189-ФЗ прямо указывает на необходимость реорганизации всех многодомовых ТСЖ, не соответствующих требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, независимо от сроков внесения поправок в указанную норму и сроков создания ТСЖ.

В соответствии действующей редакцией п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ «товарищество собственников жилья может быть создано: собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, мы видим 2 условия создания ТСЖ на два и более дома, которые должны быть одновременно (поскольку перечислены в законе через союз «и»):

  1. дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу (то есть участки домов должны быть оформлены, иметь границы в соответствии с требованиями законодательства о кадастровом учете недвижимого имущества);
  2. в пределах указанных оформленных земельных участках имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

С 01 июля 2016 второе условие будет скорректировано, т.к. Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ с 1 июля 2016 года в п. 1 ч. 2 ст. 136 слова «в данных домах.» будут заменены словами «в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.».

Таким образом, с 01 июля 2016 г. вывод о том, может ли ТСЖ создаваться в двух и более домах, можно будет сделать только после изучения Постановления Правительства РФ, которое должно определить перечни видов имущества, которое предназначено для совместного использования несколькими домами. В настоящее время такое Постановления Правительства РФ еще не принято.

Кроме того, решение о создании такого ТСЖ на несколько домов принимается в каждом доме отдельно, причем для положительного решения необходимо более 2/3 голосов «ЗА» от 100% собственников дома.

Как быть с теми ТСЖ, которые созданы до изменения 28.02.2015 Закона 189-ФЗ? В соответствии со статьей 5.1 Закона 189-ФЗ товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, должно быть реорганизовано в порядке, установленном ч. 3 или 4 ст. 140 ЖК РФ, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами. Указанное требование распространяется и на ТСЖ, которые созданы до дня вступления в силу Закона 123-ФЗ (то есть, созданы до 18.06.2011).

Таким образом, если многодомовое ТСЖ не соответствует требованиям ЖК РФ, собственники (члены ТСЖ) обязаны принять решение о реорганизации ТСЖ или избрать иной способ управления домом (УО или непосредственное управление, если в доме не более 30 квартир).

Порядок реорганизации ТСЖ предусмотрен ст. 140 ЖК РФ, реорганизация возможна одним из двух способов: разделение или выделение.

а) разделение 2-х и более домов на ТСЖ в каждом доме (или на ТСЖ, в которых будут дома с выполнением условий ч. 2 ст. 136 ЖК РФ);

— проводится собрание собственников помещений одного из домов в составе ТСЖ, собрание принимает решение выдвинуть инициативу о разделении ТСЖ;

— проводятся общие собрания собственников всех остальных домов, которые принимают решения о согласии на разделение, решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом МКД (т.е. для принятия решения требуется более 50% голосов «ЗА» от 100% всех собственников). Такие собрания должны быть проведены в каждом доме в течение 2-х лет с момента проведения общего собрания собственников в доме, который первым решил разделиться.;

— проводится собрание всех членов многодомового ТСЖ – принимается решение о разделении ТСЖ большинством голосов членов ТСЖ от числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на его общем собрании (кворум, т.е. необходимое количество участвовавших, более 50% от 100% членов ТСЖ, решение принимается более 50% от участвовавших).

б) выделение ТСЖ на 1 дом из ТСЖ на 2 и более домов.

— решение о выделении ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в МКД, в котором будет создано самостоятельное ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (т.е. для принятия решения требуется более 50% голосов «ЗА» от 100% всех собственников);

— создание ТСЖ в выделяющемся доме производится в установленном порядке через собрание собственников этого дома.

Таким образом, мы видим, что реорганизация ТСЖ гораздо проще проводится в порядке «выделения». И в том и другом случае, требуется подавать документы в налоговую службу о реорганизации ТСЖ от имени многодомового ТСЖ.

Порядок реорганизации:

  • Принятие решения (проведение всех необходимых собраний);
  • Уведомление ИФНС (форма Р12003) о начале реорганизации (в течение 3-х дней с момента принятия решения);
  • В течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации, необходимо уведомить фонды ПФР, ФСС (простая письменная форма).
  • Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о начале реорганизации – 2 раза за 2 месяца;
  • Уведомление всех кредиторов о процедуре реорганизации (простая письменная форма);
  • Составление и подача в ИФНС разделительного баланса и заявления о создании нового юридического лица и об реорганизации существующего (форма 12001) по истечении 2х месяцев с даты начала реорганизации (с момента регистрации в ИФНС процедуры реорганизации).

Последствия невыполнения такими многодомовыми ТСЖ требования реорганизации или не избрание собственниками иного способа управления домом до 01 июля 2016 законодательством не предусмотрены, однако, можно сделать вывод о том, что такое ТСЖ потеряет право управления домом, ведь такое ТСЖ не соответствует ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, а значит, управлять МКД не может. Однако, что произойдет впоследствии, совершенно не ясно. Вполне возможно, что такое ТСЖ будет управлять до тех пор, пока жилищной инспекцией не будет проведена проверка по данному вопросу и не будет подан иск в суд о ликвидации такого ТСЖ.

Внимание! Сайт находится в процессе разработки.

  • +11 Новоишимка
  • +12 Мамлютка
  • +12 Бишкуль
  • +9 Булаево
  • +11 Пресновка
  • +12 Явленка
  • +12 Смирново
  • +10 Талшик
  • +8 Кишкенеколь
  • +11 Тимирязево
  • Подробнее.

В каждом многоквартирном жилом доме могут появиться объединения собственников имущества

Семимильными шагами

Стоит отметить, что работа над законопроектом продолжается. Совсем недавно он прошел первое чтение в мажилисе парламента. Там были высказаны замечания, и сейчас законопроект был выслан разработчику.

— Предполагается, что будет установлен переходный период в течение одного года с момента подписания закона Президентом. За этот период необходимо будет привести все документы в порядок. Другими словами: необходимо будет успеть ликвидировать КСК и зарегистрировать новую организацию — ОСИ, — поясняет Сергей Худяков.

Не исключено, что жилищная инспекция будет инициировать жилищные собрания по созданию объединения собственников имущества. В свою очередь учредительное собрание может состояться, если там есть кворум. Менее хлопотно это сделать когда дом новый и только сдается в эксплуатацию. А вот сложности возникают, когда у дома уже есть КСК. Одна из них состоит в том, что люди, которые сейчас возглавляют КСК, в основном уже находятся в пенсионном возрасте. И многие попросту откажутся заниматься созданием новой формы собственности. Ведь для того, чтобы создать новое, нужно ликвидировать старое.

— Сама процедура ликвидации КСК довольно хлопотная и требует много времени и усилий. После этого надо будет создать новую юридическую организацию и объяснить людям, зачем это всё происходит. Главным вопросом будет – что получат жильцы после того, как КСК будет ликвидирован. Однако этот и другие вопросы останутся без ответа, если законопроект будет в том виде, в котором он сейчас есть, — отмечает Сергей Герольдович.

По словам эксперта, самое важное, чтобы дома не оставались без органов управления. Если ОСИ будет создан, но там не будет решения об исполнительном органе, то тогда жилищная инспекция может предложить того, кого найдет на тендере. Но создать ОСИ должны сами собственники и с ними нужно будет долго работать, а это может занять большой промежуток времени. Также вызывает большие сомнения, что в доме найдутся люди, которые возьмут на себя этот груз хлопот и ответственности.

Это интересно:  Дети инвалиды: льготы и другая помощь инвалидам детства

Поделить на всех

В случае если норму кондоминиума утвердят, то она станет огромным плюсом для владельцев квартир в новостройках. Не секрет, что оформить кондоминиум в новых домах — большая проблема, из-за чего жители не могут распоряжаться общедомовым имуществом (цоколи, подвалы, фойе, чердаки и т.д.) и находятся в зависимом положении от их собственников, арендаторов или управляющих компаний.

— При регистрации кондоминиума будут определяться: площадь дома и прилегающего земельного участка, полезная площадь всех квартир и нежилых помещений, состав общего имущества и размер доли в нём, приходящейся на каждую квартиру. Ранее учитывались только два последних пункта, — отмечает Сергей Худяков.

В итоге все жильцы будут иметь равные права на пользование общим имуществом. Решением собрания его часть может быть передана в ограниченное пользование по договору аренды с зачислением платы на счёт ОСИ или простого товарищества.

Новый статус коммерсантов в доме!

По сути, данный пункт легализует уже сложившуюся роль собственников коммерческих помещений в доме. Новые поправки подробно оговаривают их права и обязанности. Так, предприниматели наравне с жильцами станут полноправными участниками кондоминиума. Для них впервые прописан размер ежемесячных платежей за содержание дома – к слову, они не должны превышать взносы жильцов более чем на 100%. Также отмечена материальная ответственность за пользование общим имуществом (дорожка через газон, ведущая к отдельному входу, летники, ограждение и т.п.). Расходы на его содержание будут нести персонально только бизнесмены.

Контроль с двух сторон

С принятием новых поправок, возможно, появятся: Центр развития ЖКХ; Единая информационная система жилищного фонда (ЕИС ЖФ) и ЖКХ.

Первый будет акиматам помогать оценивать состояние жилищного фонда страны, делать прогнозы по кадрам и предоставлять финансовые, информационные и консультационные услуги в сфере ЖКХ. Решение о его создании должно принять правительство. Второй представляет собой справочно-автоматическую систему, обеспечивающую прозрачное взаимодействие между акиматами, жилищными инспекциями, монополистами, сервисными организациями, ОСИ и собственниками.

— Эта система в настоящее время разрабатывается и проходит тестирование. То есть в каждом областном центре определен ряд объектов с участием акиматов, которые должны в тестовом режиме попасть в эту систему и на этих домах отработать ее работоспособность. В настоящее время идет наполнение системы по цифрам, которые относятся к этим домам. Например, цифры из техпаспорта, этажность, фотографии фасадов, подвала, лестниц и т.д., – пояснил Сергей Худяков.

Также с помощью ЕИС ЖФ и ЖКХ станет возможным обмен информацией, проведение собраний и голосований в электронном виде, подача заявок на обслуживание и контроль за их исполнением и др. Доступ к системе для внесения, просмотра и редактирования своей информации получат все участники.

Фонд на ремонт

Накопительный фонд — ещё одно возможное нововведение. Необходимость его создания разработчики объясняют низким соблюдением нормы о сберегательных счетах. Стоит отметить, что сама норма появилась в 2011 году, однако за шесть лет такие счета практически не открывались. Сейчас же деньги собираются менее чем в 3% КСК, но не накапливаются, а расходуются на текущие нужды. Разработчики уверены, что без вмешательства государства данную проблему решить невозможно. Поэтому оптимальным вариантом, на их взгляд, является создание специального фонда, куда будут поступать средства с каждого помещения.

— В новом законе предполагается, что каждый объект станет ОСИ и откроет свой текущий накопительный счет. Также есть правильное решение – разрешить им возможность кредитования. То есть не только накапливать деньги на счете, но и после определенного времени иметь возможность взять оттуда свои деньги накопленные плюс ту сумму, которую даст банк на льготных условиях. То есть удвоение накопленной суммы. Это очень полезно в перспективе. Потому что программа модернизации показала, что гораздо проще отдавать деньги за уже выполненную работу, чем собирать определенную сумму для того чтобы в дальнейшем выполнить эту работу, — отметил Сергей Худяков.

Мнение «сверху»

Отмечу, что законопроект коснулся и возможности увеличить общедолевую нагрузку на владельцев нежилых помещений в многоквартирных домах.

— Если владельцы квартир платят 50 тенге за кв. м, то для хозяев нежилых помещений, так как они генерируют бизнес-потоки, имеют право устанавливать 100 тенге. Увеличение не должно превышать 100%. Это было сделано для соблюдения интересов бизнеса, чтобы не отдавать их на откуп тем управленцам, которые будут руководить ОСИ, — пояснил вице-министр индустрии и развития Каирбек Ускенбаев.

Он уверен: этим проектом закона обеспечивается прозрачность, открытость в сфере жилищно-коммунальных хозяйств, в сфере обслуживания жилых домов.

— Действующим КСК люди не доверяют, потому что нет отчетности, прозрачности. Люди не могут получить информацию, куда уходят деньги. Этим законом мы хотим обеспечить эту открытость, обеспечить гражданскую активность жителей и сделать так, чтобы вложенные жителями средства были расходованы под их контролем. Они смогут это видеть в онлайн режиме через созданный правительством портал. В каждом доме будет свой расчетный счет, совет, избранный председатель. Этот человек вместе с правлением каждого дома будет решать, куда направить средства, с кем заключить договор на обслуживание этого жилого дома. Плюс к этому везде будет создан кондоминиум. Теперь в любом доме при его сдаче в эксплуатацию автоматически будет создаваться кондоминиум, — резюмировал спикер.

Депутаты проект закона в работу приняли и сразу же пообещали, что предусмотрят в нем вопросы ответственности не только ОСИ, но и жителей домов за решение проблемных вопросов, потому что сегодня, как выразился депутат мажилиса Тургун Сыздыков, «невозможно даже на собрание собрать людей». Предложил он в рамках представленного проекта также решить вопрос неплательщиков.

— Как показывает практика, ими являются чаще люди состоятельные. Можно ли предусмотреть в проекте закона какие-то меры в отношении неплательщиков? Они не платят. Потом продают и уезжают, переходит эта оплата на тех, кто купил это жилье. Эта проблема существует, и вы об этом знаете, — мотивировал он свое предложение.

Убрали и добавили

Одним из самых обсуждаемых вопросов был доступ в квартиры и нежилые помещения при проверке, ремонте или замене общего имущества. Напомним, планировалось, что допуск получат представители жилищной инспекции, сервисной организации или органа управления объектом. В аварийных ситуациях доступ может быть осуществлён и в отсутствие собственников или арендаторов, если они не прибыли на место аварии в течение часа после того, как их проинформировали посредством СМС. В этом случае должен быть составлен акт о вскрытии квартиры с участием участкового инспектора. Сохранность имущества обеспечивалась бы ОСИ. Однако эта норма была снята, так как противоречила Конституции РК.

Перепланировка квартиры или нежилого помещения допускается только в соответствии с Правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. А для изменения границ между квартирами, нежилыми помещениями, возможно, будет необходимо письменное согласие всех владельцев, в чьей индивидуальной или долевой собственности находятся квадратные метры. Также официально вводится понятие «целевой взнос». Он означает разовый взнос участников ОСИ для оплаты мероприятия, не предусмотренного сметой на содержание кондоминиума, за реализацию которого проголосовало не менее 2/3 участников.

— Административно сломать действующую систему можно. Конечно, к ней есть претензии. Она вызывает массу жалоб и нареканий, она не совершенна, но эта система – она работает. Если ее сломать, то снова будет продолжительный по времени и сложный период создания новой системы. Поэтому я предлагал и сейчас предлагаю вводить ОСИ параллельно. Объяснять людям, в чем польза от того, что они будут работать в новой организационно-правовой форме, всячески содействовать этому через совершенствования законодательства, — подытожил Сергей Худяков.

Добавлю, что законопроект пока еще не принят и есть время его максимально доработать и усовершенствовать. Как только он будет официально опубликован, мы вернемся к данной теме.

Кстати, по данным разработчиков, сегодня в республике насчитывается 78,4 тысячи многоквартирных жилых домов, из которых около 21 тысячи зарегистрированы как объекты кондоминиума. В аварийном состоянии находятся 2 тысячи 176 домов, отремонтировано 2 тысячи 699, требуют проведения капремонта 20 тысяч 437 и находятся в удовлетворительном состоянии 53 тысячи 89 домов.

Евгений Шаламов
газета Неделя СК»
«Оси вместо КСК?»
25.10.18

Центр информационной поддержки

Основные ссылки Центра

В соответствии со ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создавать только одно товарищество собственников жилья (ТСЖ). Решение о создании ТСЖ принимается собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. Таким образом, в одном многоквартирном доме может быть создано одно ТСЖ.

Да, обязана. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

В соответствии со ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создавать только одно товарищество собственников жилья (ТСЖ). Решение о создании ТСЖ принимается собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. Таким образом, в одном многоквартирном доме может быть создано одно ТСЖ.

Для руководства деятельностью общее собрание членов ТСЖ избирает правление, которое в свою очередь избирает из своего состава председателя ТСЖ. Таким образом, председателем ТСЖ может быть собственник помещения из состава правления ТСЖ, являющийся членом ТСЖ. Уставом ТСЖ может быть предусмотрено, что данный вопрос относится к решению общего собрания членов ТСЖ (ст.145 ЖК РФ).

В соответствии со ст.143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ. Таким образом, членом ТСЖ может быть собственник, подавший заявление о вступлении в ТСЖ.

В составе услуг управляющей организации по надлежащему содержанию и ремонту можно выделить:

  • Обеспечение поставки энергоресурсов (тепло, электроэнергия, газ) и воды, а также обеспечение водоотведения (канализация) по внутридомовым сетям (трубы для подачи холодной и горячей воды, газа, канализационные стоки, различные кабели и электропровода), контроль за соответствием исполнения договоров по количеству и качеству поставляемых ресурсов;
  • Планирование и организация работ по техническому обслуживанию, подготовке к сезонной эксплуатации многоквартирного дома и дворовой территории собственными силами или с привлечением подрядных организаций (обслуживание лифтового хозяйства, вентиляции и противопожарных систем, вывоз и обезвреживание мусора, уборка и санитарное содержание, уход за элементами озеленения и благоустройства);
  • Учет объема и качества, а также осуществление приемки работ, выполняемых подрядчиками;
  • Планирование и организация текущего и капитального ремонта;
  • Обеспечение целевого и рационального использования бюджетных средств – в случае их выделения управляющей организации;
  • Ведение технической документации по зданиям, сооружениям, коммуникациям и иным объектам, технические осмотры и обследования;
  • Работа с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности, электробезопасности и правил пользования системами инженерного оборудования;
  • Рассмотрение жалоб и устранение недостатков в обслуживании;
  • Сопровождение процессов переустройства помещений в многоквартирном доме в целях предупреждения ущерба;
  • Диспетчерское обслуживание дома в целях оперативного устранения аварийных ситуаций;
  • Расчет и учет платежей за жилищно-коммунальные услуги;
  • Организация и/или участие в проведении массовых мероприятий.

Управление многоквартирным домом – это сложный процесс. Некоторые виды работ должны выполняться высококвалифицированным инженерным персоналом, в соответствии с требованиями безопасности. Как правило, профессиональные управляющие организации имеют необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение, позволяющее решать различные задачи, возникающие при управлении многоквартирным домом. Это касается и чрезвычайных ситуаций, которые иногда бывают в повседневной жизни. От способности организовать и обеспечить эффективное управление в значительной мере зависит уровень комфорта и безопасности жителей в многоквартирном доме.

Это интересно:  Гибдд рт штрафы по водительскому удостоверению

Крайне важно нести ответственность за надлежащее управление и содержание. Решение всех этих задач собственникам может обеспечить заключение договора с профессиональной управляющей организацией, имеющей хорошую деловую репутацию.

Договор управления в обязательном порядке должен содержать права и обязанности сторон: управляющей организации и собственников или жилищного объединения (ТСЖ, ЖСК, ЖК и т.д.). Жилищным законодательством определены обязанности управляющей организации, которые можно разделить на следующие группы: оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме; предоставлять коммунальные услуги собственникам и прочим пользователям помещений; осуществлять иную деятельность по управлению домом, направленную на достижение целей управления, обозначенных в жилищном законодательстве. Некоторые услуги могут оказываться в случае достижения соглашения между сторонами договора управления.

Когда в качестве способа управления выбрана управляющая организация, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме, с одной стороны, управляющей организацией и, с другой стороны, собственниками помещений в многоквартирном доме. Один экземпляр договора находится у собственника помещения, а другой – у управляющей организации. Согласно этому договору управляющая организация в течение срока, указанного в договоре, за плату выполняет работы и оказывает услуги, связанные с надлежащим содержанием, эксплуатацией, ремонтом общего имущества многоквартирного дома, благоустройством земельного участка, на котором расположен дом, а также предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений. В одном многоквартирном доме условия договора должны быть одинаковыми для всех собственников и утверждаться общим собранием при выборе способа управления и управляющей организации. В договоре должны быть указаны:

  • состав общего имущества многоквартирного дома;
  • перечень необходимых работ и услуг;
  • порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • порядок контроля за выполнением обязательств управляющей организации;
  • условия договора, установленные общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
  • срок договора, который не может быть меньше одного года и больше пяти лет.

В случае, когда общее собрание способом управления выбрало ТСЖ или кооператив, последние могут заключить договор управления с управляющей организацией от собственного имени, но в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация – юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления.

Управление многоквартирным домом как функция собственников помещений включает в себя: постановку целей, планирование мер по их достижению, осуществление действий по реализации намеченных мер, координацию и стимулирование деятельности непосредственных исполнителей, в том числе привлекаемых лиц, а также контроль достижения планируемых результатов.

Собственники помещений имеют возможность выбирать управляющую организацию и контролировать ее деятельность на основании договора управления, в котором закрепляется ответственность за надлежащее исполнение обязательств управляющей организации. Следует отметить, что многоквартирный дом может обслуживать только одна управляющая организация.

Управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо), предоставляет коммунальные услуги, отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

ТСЖ – это юридическое лицо, некоммерческая организация, которую собственники могут создать в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. На общем собрании собственников утверждается Устав. Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Только общее собрание вправе утверждать годовой план финансовой деятельности товарищества, а также отчет о выполнении такого плана, представляемый ревизионной комиссией ТСЖ. Правление избирается из числа членов товарищества на срок не более двух лет. Из своего состава правление избирает Председателя, который действует без доверенности от имени товарищества. Правление отчитывается о своей деятельности перед общим собранием собственников.

Быть членом ТСЖ собственнику не обязательно. Однако только члены ТСЖ могут принимать участие в общем собрании, решения которого для них обязательны. А поскольку ТСЖ, созданное в многоквартирном доме, может существовать только при условии, что членами товарищества являются собственники помещений дома, обладающие большинством голосов от общего числа голосов собственников, то принятые на общем собрании членов ТСЖ решения будут обязательными для всех собственников.

В одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество собственников жилья. При этом ТСЖ может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов.

Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно, под свою ответственность.

Непосредственный способ управления изначально предназначался для домов с небольшим количеством квартир, в которых собственники могут без затруднений собираться на общее собрание. При таком способе каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Если собственники помещений многоквартирного дома не выбрали или не реализовали способ управления многоквартирным домом, то органы местного самоуправления обязаны провести открытый конкурс по выбору управляющей организации.

Конкурс должен проводиться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №75 от 6 февраля 2006 года.

При непосредственном управлении реализация выбранного способа подтверждается заключением собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом критериями реализации будет получение свидетельства о государственной регистрации ТСЖ или жилищного кооператива и наличие заявлений о членстве в ТСЖ от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов.

Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали конкретную организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договор управления, то способ управления не будет считаться реализованным.

Управление многоквартирным домом может осуществляться тем или иным порядком с использованием различных методов, то есть разными способами. В жилищном кодексе выделены следующие способы, один из которых обязаны выбрать собственники:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией.

Способ управления может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания.

В Жилищном кодексе РФ в качестве целей управления указаны: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и пользование общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг. Традиционно под управлением понимаются все формы и способы воздействия субъекта на объект. В рамках жилищных отношений субъектом управления являются собственники многоквартирного дома, а объектом управления – многоквартирный дом, состоящий из жилых помещений (квартиры и комнаты) и нежилых. Кроме этого в составе многоквартирного дома имеется общее имущество собственников.

Управление многоквартирным домом – это деятельность собственников помещений или уполномоченных ими организаций по его эксплуатации и улучшению.

Какой дом считается многоквартирным по жилищному кодексу

По определению многоквартирным является тот дом, который имеет две или более квартиры. Притом каждая квартира должна иметь свой отдельный вход из помещения, находящегося в общественном пользовании. В таком доме обычно содержатся те элементы, которые считаются общей собственностью, принадлежащей владельцам помещений. Это понятие определено в соответствующем жилищном праве и законодательстве. Чтобы определить, какой дом считается многоквартирным, необходимо знать некоторые особенности подобного строительного сооружения.

Особенности

В законодательстве четко определено понятие о подобном сооружении и прописаны его характерные особенности. Сооружение, которое называется домом многоквартирным, имеет следующие объекты:

  • помещения, которые составляют жилой сектор – комнаты в общежитиях и квартиры в жилых домах. Подобные объекты обычно принадлежат либо физическим, либо юридическим лицам в качестве собственности. Также квартиры могут принадлежать компаниям государственным или частным лицам;
  • площади нежилого сектора. Подобные объекты обычно располагаются на нулевых или первых этажах зданий. На практике, такие объекты могут находиться в собственности различных юридических лиц или граждан;
  • площади другого назначения. Подобные площади не являются квартирами. В здании подобных объектов может находиться несколько. К ним можно отнести чердаки и подвалы, лестничные площадки, общие коридоры подъездов, а также объекты лифтового хозяйства. Конструкционные ограждающие и несущие элементы, территория прилегающего участка земельного, на котором находится такой строительный объект, и другое имущество принадлежит собственникам этого хозяйства.

Что касается подъездов, то их в многоквартирном доме может находиться несколько. Такое помещение имеет свой отдельный вход со стороны прилежащей территории земельного участка, на котором стоит подобное сооружение.

Понятие подобных помещений определяется соответствующими документами.

На практике, понятие квартира определено в ЖК отечественной Федерации. Квартирой является такое помещение, которое обособлено структурно. Квартира может состоять из нескольких жилых комнат, а также специальных хозяйственных помещений, которые связаны с удовлетворением бытовых и иных нужд граждан, проживающих в ней. Из квартиры обеспечивается возможность непосредственного доступа к тем помещениям, которые имеют категорию общего пользования. Со стороны улицы квартира может оборудоваться балконом или лоджией, имеющей защитное ограждение. Размер жилого помещения зависит от того, сколько в нем имеется отдельных комнат.

Коммуникации инженерные

С практической стороны, список имущества, которое является общим в многоквартирном доме, определяется для каждого вида сооружения индивидуально. К примеру, в одних зданиях имеется система лифтов, а другие подобным оборудованием не оснащены. Также в некоторых домах может находиться система удаления дымовых газов, противопожарной автоматики, а в других зданиях этого нет по причине небольшой этажности или других особенностей.

Как указано в соответствующем праве, в домах, которые имеют до 9 этажей, может функционировать система газопровода. Если количество этажей в доме больше, то его газифицировать запрещается в праве на законодательном уровне. Перечень имущества, которое является общим, также определен соответствующими законами. Это понятие четко регламентируется принятыми постановлениями.

Собственность долевая

Сооружение, имеющее много квартир, является объектом недвижимости, а также долевой собственностью тех лиц, которые владеют помещениями жилыми в этом здании. Долевая собственность определяется на основании закона и указана в соответствующем праве. На практике, доля собственности на имеющееся общее имущество в подобном сооружении определяется площадью помещения, которое занимает каждый конкретный его владелец.

К примеру, собственник квартиры в типичном пятиэтажном доме, которая имеет площадь 100 м квадратных, владеет 2 % от имеющихся в здании помещений. Также он владеет таким же процентом территории земельного участка, на котором располагается это сооружение. К числу имущества можно отнести фундамент, стены и перегородки, системы канализации и водопровода, а также другие конструкционные элементы.

Можно также отметить тот факт, что владелец конкретного помещения, имеющий определенную долю в общей собственности, не в праве будет выделить часть свою в натуре. Понятие общей собственности определяется законодательно. К примеру, владелец квартиры не может захватить часть площадки лестничной или лифта, поскольку такое имущество находится в общей собственности. Все вопросы по поводу владения частью общего имущества решаются на специальном собрании собственников.

Статья написана по материалам сайтов: estate-advisor.ru, acato.ru, izdatelstvo-sk.kz, www.gkh-volga.ru, bytrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector