Внесены поправки для снижения смертельных ДТП на дорогах России

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Митник Виктор Маркович

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на примере показателей аварийности на дорогах Самарского региона. Исследуются основные тенденции развития проблемы, причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, предлагаются конкретные меры, направленные на снижение показателей аварийности и ее общественно опасных последствий

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Митник Виктор Маркович,

A problem of road accident rate and a way of its decrease

In article the problem of safety of traffic in the Russian Federation on the example of accident rate indicators on roads of the Samara region is considered. The main tendencies of development of a problem are investigated, the reasons and the conditions promoting road accidents, the concrete measures directed on decrease in indicators of accident rate and its socially dangerous consequences are offered

Текст научной работы на тему «Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ПРОБЛЕМЫ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ*

Митник Виктор Маркович полковник полиции заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности лорожното лвижения в Российской Фелераиии на примере показателей аварийности на лоротах Самарското ретиона. Исслелуются основные тенлениии развития проблемы, причины и условия, способствующие совершению лорожно-транспорт-ных происшествий, преллатаются конкретные меры, направленные на снижение показателей аварийности и ее общественно опасных послелствий.

Ключевые слова: безопасность лорожното лвижения, статистика аварийности, прелупрежление АТП, ответственность за совершение АТП, Протрамма по обеспечению безопасности лорожното лвижения.

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально-экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах, несмотря на некоторое снижение ее абсолютных показателей, остается высоким.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции). Согласно ее ст. 45, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гаран-

* Статья подготовлена в рамках магистерской программы «Проблемы противодействия преступности и осуществления правосудия» (научный руководитель — докт. юрид наук, профессор В. К Дуюнов).

тируется. Государство обязано обеспечивать безопасность граждан, принимать исчерпывающие меры по защите жизни и здоровья граждан.

В 2012 году в Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал обеспечение безопасности дорожного движения в числе приоритетных задач развития страны. Президент особо подчеркнул, что аварийность на автомобильном транспорте прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем и представляет сегодня угрозу национальной безопасности России. Негативные последствия от аварий многократно превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других эксцессов и несчастных случаев. Последние резонансные автокатастрофы отразили многочисленные проблемы, связанные с организацией дорожного движения, с состоянием дорог, с ответственностью участников движения.

Начиная с 2006 года, когда после объективной оценки сложившейся ситуации был взят курс на усиление мер по защите жизни и здоровья граждан на дорогах, был принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование организации дорожного движения, усиление ответственности его участников и т.п.

В результате принятых мер, в Самарской области, например, с 2007 по 2011 года ежегодно отмечалось снижение основных показателей аварийности. Так, количество дорожно-транспортных происшествий в указанный период снизилось на 19,6% (с 5241 до 4210), число погибших и раненых сократилось на 34,7% (с 752 до 491) и 15,1% (с 6402 до 5432) соответственно [5].

И тем не менее, показатели статистки в данной сфере и в настоящее время не дают повода для большого оптимизма, не позволяют говорить о наступлении коренного перелома в лучшую сторону.

С начала 2012 года основные показатели аварийности снова стали расти: на конец года в области зарегистрировано 4593 ДТП, в которых погибли 585 и ранено 6050 человек. Количество происшествий возросло на 9,1%, число погибших и раненых увеличилось на 19,1% и 11,4% соответственно. Тяжесть последствий от ДТП возросла с 8,3 до 8,8 погибших на 100 пострадавших. Рост ДТП зарегистрирован на территориях 24 из 35 муниципальных образований Самарской области.

Увеличение количества показателей аварийности произошло и во многих субъектах РФ, которые могут быть сравнимы с Самарской областью. Так, в Чувашской Республике рост ДТП составил 14,6%, число погибших в них людей возросло на 1,5% и раненых на 12,8%. В Пермском крае количество ДТП на 2,3%, погибших на 4,6%, раненых на 0,8%, в Кемеровской области ДТП возросло на 11,9%, число погибших на 0,9%, раненых на 9,9%, в Омской области увеличилось ДТП на 14,9%, число погибших и раненых на 25,4% и 14,3% соответственно.

В Самарской области сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением безопасности пешеходов, а это наиболее многочисленная и самая уязвимая группа участников дорожного движения. Совершено 1599 наездов на пешеходов, что на 4,4% превышает показатели предыдущего года, удельный вес данных ДТП составил 34,8%. В том числе 416 наездов на людей совершено на пешеходных переходах.

Нередко ДТП со смертельным исходом являются следствием невнимательности самих пешеходов, неспособности объективно воспринимать и оценивать дорожную обстановку, степень ее опасности, а также нарушения ими Правил дорожного движения.

Неуклонно растет число аварий с участием пьяных водителей. Данный показатель вырос за год на 20% и составил 378 ДТП, в которых 31 человек погиб (+6,9%) и 606 человек ранены (+25,7%).

Тревожную статистику характеризует рост числа ДТП с участием детей, в 567 (+13,6%) ДТП получили ранения 610 несовершеннолетних (+17,1%), хотя число погибших детей снизилось на 42,9% (с 21 до 12).

Возросло число ДТП по вине молодых водителей (369 или +25,5%), в результате которых 46 (+58,6%) человек погибли и 543 (+26%) ранены.

Увеличилось количество ДТП из-за нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов (рост на 30,3%), в результате которых 7 человек погибли (рост на 16,7%) и 286 ранены (рост на 48,2%).

Анализ причин и обстоятельств ДТП показывают, что основной их причиной по-прежнему нарушение правил безопасности дорожного движения со стороны водителей транспортных средств, выразившееся в превышении скорости или неправильном выборе ее режима применительно к конкретным условиям. По данной причине в 2012 г. произошло 2098 ДТП — более половины (50,1 %) от общего числа происшествий за год (по сравнению с показателями 2011 г. — рост на 24,7%). Другими причинами ДТП стали: нарушения правил проезда пешеходных переходов — 355 ДТП или 8,5% (рост на 4,7%); а также управление транспортным средством в состоянии опьянения — 378 ДТП или 9% (рост на 20%).

Одним из условий, способствующих росту числа погибших в ДТП участников дорожного движения, явилось не использование ими ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

По результатам проведенного анализа основными проблемными вопросами состояния аварийности на дорогах Самарской области явились, на наш взгляд, следующие:

• Несоответствие уровня эксплуатационного состояния улично-дорожной сети нормативным требованиям.

• Рост количества транспорта происходит значительно быстрее развития транспортной инфраструктуры.

• Значительный прирост количества автотранспорта (ежегодно около 50 тыс.) и на сегодняшний день превышает 1 млн. 100 тыс. единиц.

• Ежегодное увеличение числа «молодых водителей» (2010 г. — 39 тыс., 2011 г. — 38 тыс., 2012 г. — 45,4 тыс.), связанно с ростом количества выпускников автошкол.

• «Привыкание» участников дорожного движения к ужесточению административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

• Недостаточно оперативная помощь пострадавшим в ДТП, в первую очередь на участках автомобильных дорог удаленных от населенных пунктов.

• Неразвитая система организационных, плановых и инженерных мероприятий в области совершенствования системы управления движением транспорта, в том числе при градостроительстве.

• Резкий рост числа велосипедистов и водителей скутеров (мопедов) на улично-дорожной сети, отсутствие правовых норм, регламентирующих контроль за их использованием.

• Увеличение транзитного автотранспорта проходящего по автодорогам Самарской области (как грузового, так и легкового, особенно в летний период — до 10-12% за 2012 год).

Также к условиям, способствующим росту числа ДТП, следует отнести низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения, прежде всего водителей автотранспортных средств, а также необеспече-ние на практике неотвратимости ответственности (административной и уголовной) за нарушение правил дорожного движения.

Совершенно очевидно, что кардинальное решение проблемы требует комплексных подходов, серьезнейших мер как общесоциального (социально-экономического, организационно-технического, культурно-воспитательного и т. п.), так и специального превентивного и карательного характера.

К числу последних относятся, в частности меры уголовно-правовые, имеющие своей задачей охрану специфическими удерживающими средствами важнейших интересов личности, общества и государства от причинения им вреда и урегулирование конфликтов, возникающих в тех случаях, когда такой вред все-таки причинен.

Это интересно:  Банкротство юридически лиц, организаций и фирм ООО - доступные услуги юриста

Это в полной мере относится к действующей редакции статьи 264 Уголовного кодекса РФ, в которой установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть. Насколько эффективно нормы данной статьи решают указанные выше задачи?

Статистика ДТП, содержащих признаки преступлений, показывает, что только в 2012 году в Самарской области по статье 264 УК РФ возбуждено 497 дел, из которых в результате осуждено 400 водителей (в 2011 г. — 488 и 347 соответственно). В том числе по части 1 указанной статьи (причинение тяжкого вреда здоровью) — 261 человек, по части 3 (повлекшее смерть человека) — 177, по части 5 (в котором погибло 2 и более лиц) — 24.

По сравнению с предыдущим годом возросло количество преступных деяний с человеческими жертвами, совершенных в состоянии опьянения. При этом отсутствие в санкциях соответствующих частей ст. 264 УК РФ указаний о нижних пределах санкций приводит к тому, что большая часть всех преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не соответствующие тяжести наступивших последствий.

В связи с этим следует признать обоснованным обсуждаемый в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законопроект, предусматривающий установление нижних пределов санкций и общее усиление наказаний за нарушение Правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наиболее тяжкие последствия лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Усиление уголовной ответственности, на наш взгляд, будет способствовать повышению дисциплины участников дорожного движения, убеждение их в необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Вместе с тем, только этих мер будет недостаточно, необходимо внести ясность в практику применения ст. 264 УК РФ, нуждающейся в дополнительных аргументах и более тщательном толковании объективных и субъективных признаков данного преступления. У рассматриваемой проблемы существует обратная сторона — это значительный рост судимости в стране.

Особого внимания заслуживает сложная проблема правильного понимания теоретической и правовой сущности причинной связи в транспортных преступлениях. Еще более важное значение имеет сложнейшая проблема определения форм и содержания вины в таких преступлениях. Неправильная трактовка этих признаков приводит к частым ошибкам в квалификации преступного нарушения ПДД и не позволяет тщательно индивидуализировать наказание.

Понимая всю сложность и остроту развития ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения, необходимо внести существенные коррективы в КоАП РФ за счет введения норм, способных на данном этапе преодолеть негативную ситуацию с дисциплиной на дорогах. Надо серьезно поработать над законодательством, добиться того, чтобы санкции не только карали за те или иные нарушения ПДД но, прежде всего, способствовали их предотвращению. Чтобы водитель, независимо от его уровня доходов, опасался превышать скорость, садиться за руль пьяным, выезжать на встречную полосу и т. д. Тем самым они должны быть адекватны степени общественной опасности того или иного нарушения, предусматривать эффективные механизмы реализации принципа неотвратимости уголовно-правового воздействия на преступников.

— на сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— на изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

— на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дорожнотранспортной аварийности.

Ведется значительная работа по предупреждению опасного поведения на дорогах водителей транспортных средств для предотвращения наступления тяжких последствий. Одним из основных факторов, способным повлиять на решение данной проблемы, является ужесточение административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В феврале текущего года внесен на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, предполагающий увеличение штрафов практически за все нарушения правил дорожного движения. Штрафы планируется увеличить как для водителей, так и для пешеходов. В представленный в Госдуму РФ документ включены все законодательные инициативы, предлагавшиеся различными фракциями и Госавтоинспекцией за последние пять лет. Предполагается, что это будут крупнейшие с 2007 года изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

В первую очередь изменения направлены на борьбу со злостными нарушителями, введя в действие балльную систему, сходную с той, которая действовала в СССР. Кроме того, законопроект предполагает введение более жестких санкций за повторные нарушения ПДД. И, в первую очередь, планируемые изменения должны существенно повысить дисциплину водителей транспортных средств.

Одновременно с этим Госавтоинспекцией ведется активная работа по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание акцентируется на исполнении должностными и юридическими лицами автопредприятий нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В текущем году и в последующием планируется увеличение технического оснащения подразделений Госавтоинспекции Самарской области автотранспортом и средствами для осуществления контроля за дорожным движением. Приоритетно средства будут направлены на развертывание стационарных и передвижных комплексов фото — видео фиксации нарушений правил дорожного движения работающих в автоматическом режиме и, устанавливаться такие приборы будут только в аварийно опасных местам для снижения количества ДТП. Для полноценной работы комплексов в 2011 году при Главном управлении МВД России по Самарской области создан центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Только в 2012 году сотрудниками Центра вынесено 932 тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях, что в 2 раза больше 2011 года. Вынесено штрафов водителям — нарушителям ПДД на сумму свыше 252 млн. 166 тыс. рублей.

Продолжается работа по привлечению должностных и юридических лиц к административной ответственности за их неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения.

Во взаимодействии со средствами массовой информации активизируются пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение участникам дорожного движения норм и правил нахождения на проезжей части, а также предупреждению ДТП, в т. ч. с участием несовершеннолетних.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (дополнительно вносились изменения и дополнениями от: 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г., 14 февраля 2009 г., 2 августа 2011 г., 22 ноября 2012 г.).

2. Постановление Правительства Самарской области от 27 марта 2009 г. № 188 «об утверждении областной целевой программы Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года».

3. Указ Президента РФ № 1042 от 22.09.2006 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» опубликовано 26 сентября 2006 г. в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации, ред. от 27.10.2011.

4. Федеральные законы от 22.07.2007 № 116-ФЗ, 12.11.2012 № 194-ФЗ, 24.07.2007 № 210-ФЗ, 09.11.2009 № 249-ФЗ, 23.07.2010 № 169-ФЗ, 01.07.2011 № 170-ФЗ, 07.05.200 № 86-ФЗ, 03.07.2010 № 175-ФЗ, 23.04.2012 № 34-ФЗ, 21.04.2011 № 69-ФЗ, 11.07.2011 № 207-ФЗ, 15.07.2011 № 153.

5. Статистические данные предоставлены Управлением Госавтоинспекции по Самарской области.

Стратегия безопасности: что не так в 94 пунктах ГИБДД?

В обширной таблице прописано больше 130 пунктов и подпунктов. Около трети из них носят чисто организационный характер вроде разработки и правки нормативных актов, проведения собраний, кампаний и мониторингов, прописывания рекомендаций. Но конкретики хватает.

Много внимания уделено вовлечению образовательных учреждений и объектов здравоохранения в обучение ПДД и начальным навыкам вождения. Причем упоминается работа не только с детьми и подростками, но и с родителями. Результат эти усилия дадут через годы, но зато при грамотной реализации мы получим поколение людей, с малых лет осознающих степень опасности дороги. Сейчас же для некоторых мамаш в порядке вещей перейти улицу с коляской вне перехода, не глядя по сторонам. Кому придется отвечать в случае аварии за недальновидность таких родителей, думаем, пояснять не надо.

Так что инициатива однозначно полезная и требующая самой активной реализации – и не для галочки в ведомости, а на совесть. Потребуется значительное финансирование, ведь автоинспекция заложила и весьма затратные меры: развитие детско-юношеских автошкол и секций, оснащение автогородками, проведение соревнований. Отдельно прописаны меры по популяризации использования светоотражателей. Они могут стать обязательными для детской одежды и рюкзаков, а водить группы детей предлагают только в светоотражающих жилетах. Интересной выглядит инициатива организовать пункты проката детских бустеров и автокресел. Чем больше родителей получат возможность их использовать (а вещи эти для многих семей недешевые), тем лучше.

Не забыли в ГИБДД о велосипедистах, а также катающихся на самокатах, гироскутерах и другом подобном транспорте. Для них станут делать больше выделенных полос и дорожек, проработают вопросы безопасности, включая обязанность носить защитную экипировку. Всё ж «логично»: сначала эти категории активно приглашают на дороги общего пользования ездить среди автомобилей, а потом начинают задумываться над безопасностью. Дополнительная сложность в том, что пропаганду для них организовать сложно. С детьми и родителями можно коммуницировать через школы и поликлиники, автомобилистов «мотивировать» рассылкой штрафов. А двухколесных и бесправных – никак.

В части повышения уровня безопасности дорог прописаны очевидные и давно назревшие меры. Среди них – физическое разделение встречных потоков, необходимость транспортного планирования при строительстве новых районов, оперативное информирование водителей о ЧП и затруднениях впереди, переработка требований к размещению объектов придорожного сервиса и торговли, разработка типовых решений для аварийно-опасных участков и улиц около общественных объектов. Сейчас большинство этих проблем решается неоперативно, точечно, без анализа причин аварийности. Если будет реализован системный и комплексный подход, дороги действительно станут безопаснее.

О необходимости ужесточить контроль за техническим состоянием коммерческого транспорта, его водителей и эксплуатирующих организаций мы слышим не первый год. Воз и ныне там! А те меры, что принимаются, выглядят странно. Например, с 1 июля при перевозке детей на школьном автобусе должен работать желтый проблесковый маячок. Давайте вспомним, сколько категорий транспорта уже наделены правом его ношения: дорожная и строительная техника, грузовики, перевозящие опасные и крупногабаритные грузы, эвакуаторы, «дорожный патруль» ЦОДД в Москве. Водители видят оранжевые мигалки настолько часто, что перестали уделять им внимание. Так что, в реализацию очередных красиво описанных идей не верится.

Это интересно:  Возврат сложнотехнического товара ненадлежащего качества

Однозначно поддерживаем пункт о «проработке вопроса о правовом статусе организаций, оказывающих диспетчерские услуги при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси и сервисами каршеринга, включая установление ответственности за нарушения норм и правил в области дорожного движения». Они дают водителям допуск за руль, но не несут за них никакой ответственности. Понизить рейтинг или отлучить от заказов — это несоразмерное наказание за риск жизни и здоровью окружающих, который они могут нести. Сейчас результат борьбы за легализацию такси только один – государство получило свою выгоду в виде налогов. Для клиентов же рисков стало ненамного меньше: за рулем преимущественно сидят не спящие сутками мигранты, имеющие смутное представление о ПДД.

Приветствуем и усиление общественного контроля за нарушителями правил. Но – только саму идею. По факту все рискует превратиться в фарс с наказанием всех подряд. С установкой первой камеры фиксации нарушений на российских дорогах перестала действовать презумпция невиновности. Получивший несправедливое «письмо счастья» должен сам доказать, что не виноват. А ГИБДД предлагает массово допустить к системе наказаний всех жителей страны без проверки на степень адекватности и знаний ПДД. В сочетании с «упрощением механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности» получим значительно выросшие риски схлопотать штраф для законопослушных водителей. Например, у нас не прописана разница между газоном и обочиной. На первом парковаться нельзя, на второй – можно. Думаете, инспектор в кабинете станет разбираться, где именно стоит машина на фотографии? Хотя государству сплошная польза: поступления от штрафов регионы успели очень сильно полюбить.

Предсказуемым было упоминание развитие системы видеофиксации нарушений. К ней в ГИБДД хотят добавить контроль с помощью бортовых модулей ЭРА-ГЛОНАСС и внедрение алкозамков. Говорится в документе и об очередных мерах по ограничению и перевоспитанию попавшихся пьяными за рулем. Как показывает опыт последних лет с ужесточением ответственности – не поможет.

Наконец, есть в плане раздел, посвященный оказанию первой помощи. Выделим в нем две инициативы – «развитие системы информирования о местах расположения экстренных оперативных служб и способах связи с ними» и «распространение информационных и методических материалов для взрослой и детской аудиторий, информирующих о правилах оказания первой помощи». Этих знаний действительно не хватает, а они могут спасти не одну жизнь. Использование санитарной авиации значится в статусе «проработка вопроса». Значит, никаких реальных шагов сделано не будет. Хотя бы по причине дороговизны этого направления. Зато в автомобильную аптечку предлагается добавить термоодеяло для укрывания и переноса пострадавшего. Учитывая российский климат и скорость прибытия медиков, нелишний аксессуар.

Вот только как бы все описанные меры не вздумали реализовать «альтернативным» способом. В плане мероприятий есть пункты про совершенствование системы учета показателей аварийности и расчета экономического ущерба от ДТП, а также «установление и обеспечение целевого показателя больничной летальности пострадавших». Иначе говоря, не важно, что там будет на самом деле, важно – как посчитают.

В комментариях, конечно, мгновенно появятся обвинения в том, что ЗР сгущает краски, а автор в особо циничной форме не любит родину. Хочу вернуть всех желающих высказаться в 2015 год, когда премьер Дмитрий Медведев утвердил план по борьбе с аварийностью, дабы самим понять, что из него было реализовано за истекшие три года. Так, прописанные в документе залог за задержанный автомобиль, повышающие коэффициенты ОСАГО для злостных нарушителей и наказание за опасное вождение так и не появились. Некоторые пункты с чуть измененной формулировкой перекочевали в новый план ГИБДД – с новой надеждой на осуществление. Так с чего бы новому перечню вдруг оказаться реализованным?

Наказание за ДТП с летальным исходом

Наказание виновнику дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в результате которого погибли люди, предусматривает специализированная статья 264 «Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Меру пресечения выбирает суд, принимая во внимание все особенности конкретного дела. Включая отягчающие и смягчающие обстоятельства. Избежать наказания можно только при гибели самого виновника. Или в случае его примирения с близкими родственниками погибшего.

Виноват или нет

Наказание виновника ДТП, в ходе которого погиб один или более человек, последует после того, как проведенное расследование докажет, что смерть стала результатом именно столкновения, а не трагического стечения обстоятельств (например, смерть от сердечного приступа).

  1. Если водитель не превышал разрешенную на данном участке скорость, с помощью автотехнической экспертизы выясняется: имел ли он техническую возможность предотвратить аварию. Если нет, то водитель не подлежит уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, и наказывается как нарушитель ст.10.1 Правил дорожного движения (ПДД РФ), поскольку в любом случае должен был «принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки».
  2. Уголовная ответственность по ст.264 УК РФ наступает, если водитель объективно мог заметить опасность, имел техническую возможность избежать аварии, именно действия водителя повлекли наступившие последствия.
  3. Если суд установит, что летальные последствия наступили не только вследствие нарушения подсудимым ПДД РФ, но и из-за несоблюдения потерпевшим правил (не был пристегнут ремнями безопасности, ехал на мотоцикле без мотошлема и т.д.), это может учитываться судом как смягчающее обстоятельство. За исключением моментов, когда водитель не исполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п.2.1.2 ПДД РФ).

Варианты трактовки вины

Если же будет доказано, что у виновника аварии были умышленные намерения причинить вред жертве, то смерть квалифицируется как убийство, совершенное при помощи автомобиля. Наказание предусматривается по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности (минимально по ст.105 УК РФ — от 6 до 15 лет тюрьмы).

Однако, чаще гибель людей в ДТП квалифицируют как лишение жизни по неосторожности, когда обвиняемый имел возможность предвидеть последствия, но по преступному легкомыслию или небрежности не предпринял действий, способных предотвратить трагедию. Или предпринял, но недостаточные.

Наказание по статье 264 УК РФ

Наказания за ДТП со смертельным исходом предусматривает ст. 264 УК РФ о нарушении ПДД РФ и эксплуатации транспортных средств (ТС).

1. Если виновный был в состоянии опьянения — он лишается возможности получить условный срок и подлежит более суровому наказанию.

2. Если погиб один человек, виновник наказывается согласно ст.264 п.3 УК РФ:

  • принудительными работами до 4-х лет;
  • либо лишением свободы до 5-и лет;
  • либо лишением свободы от 2-х до 7 лет, если нарушитель находился в состоянии опьянения (ст. 264 п.4 УК РФ).

3. Если в аварии погибли два и более человека (ст.264 п.5 УК РФ)

  • принудительными работами до 5 лет;
  • либо лишением свободы до 7 лет;
  • лишением свободы от 4-х до 9 лет, если виновник аварии был пьян (ст.264 п.6 УК РФ).

4. Во всех случаях виновник смертельной аварии наряду с основным получает дополнительное наказание в виде лишения водительских прав (ВУ) на срок от 6 месяцев до 3-х лет (обозначено в тексте УК РФ формулировкой «лишение права заниматься определенной деятельностью», подробнее в ст. 47 УК РФ).

5. Если обвиняемый был пьян в момент аварии, и до этого уже подвергался административному наказанию или даже был судим за управление автомобилем в пьяном виде, в качестве дополнительного наказания, помимо лишения ВУ на срок до 3-х лет, предусматривается (ст.264.1 УК РФ):

  • штраф 200-300 тысяч рублей (или в размере дохода осужденного за 1-2 года);
  • либо обязательные работы до 480 часов;
  • либо принудительные работы до 2-х лет;
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Если подсудимый полностью признал вину, и разбирательство проходит в особом порядке, т.е. по упрощенной процедуре без вызова свидетелей, назначенное судом наказание не превышает двух третей от максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ.

Смягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства определяются ст.61 УК РФ

  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • несовершеннолетие виновного;
  • совершение нарушения в первый раз;
  • положительный водительский стаж;
  • явка с повинной, активное содействие расследованию преступления;
  • оказание медицинской помощи пострадавшему на месте аварии, добровольное возмещение причиненных имущественного ущерба и морального вреда, другие действия по заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему.

ВАЖНО! Если сам виновник ДТП погиб, то уголовное дело закрывается по ст. 24 п.4 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ, вследствие гибели виновника.

Примирение с потерпевшей стороной

Если суд сочтет, что совершенное преступление относится к категории небольшой или средней степени тяжести, а виновник совершил такое впервые, то появляется шанс, согласно ст. 76 УК РФ, на примирение с потерпевшей стороной.

Погибшему возместить уже ничего не получится. Потерпевшую сторону будут представлять близкие родственники погибшего, опекуны и т.д. Если потерпевшая сторона подаст ходатайство о прекращении дела в связи с примирением, в этом случае возбужденное дело прекращается.

Однако, закрытие уголовного дела за примирением сторон (ст.25 УПК РФ) — право, а не обязанность суда. Суд должен всесторонне изучить

НА ЗАМЕТКУ! Полезно помнить о выплатах по ОСАГО, которые семья потерпевшего получит гарантировано, без каких-либо жестов доброй воли со стороны виновника аварии.

Согласно ст. 7 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик по полису ОСАГО максимально выплачивает потерпевшим в качестве компенсации причиненного вреда:

  • здоровью или жизни каждого потерпевшего — 500000 рублей;
  • имуществу каждого потерпевшего, 400000 рублей.
Это интересно:  Пакет документов для купли продажи дома

Нельзя садиться за руль в состоянии опьянения. Даже если случится непоправимое, и водитель станет виновником смерти другого человека, у него есть шанс не сесть в тюрьму. В обратном случае, избежать тюремного заключения минимум на два года не удастся. Даже при наличии целого списка смягчающих обстоятельств.

ГИБДД придумала, как избежать смертей на дорогах

Н ачальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов доложил, что планирует предпринять ведомство в 2017 году.

Повышению безопасности движения по российским дорогам с каждым годом уделяют все больше значение. Сегодня уже недостаточно строить качественные трассы, только по техническим требованиям. Вместе с ними дороги должны соответствовать требованиям безопасности и комфорта.

Как удалось повысить безопасность движения на федеральных автомагистралях в 2016 году, и что планируется сделать для снижения числа ДТП в 2017 году ИА «Политика Сегодня» доложил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов.

По словам чиновника, прогресс есть. В рамках федеральной и региональной программы, направленной на снижение аварийности на автодорогах, плодотворно потрудились в минувшем году ФДА «Росавтодор» и ГИБДД. По итогам 2016 года количество погибших в ДТП снизилось на 12%. Руководство страны поставило перед отраслью задачу снизить этот показатель более чем на 28% к 2020 году. В условиях оптимизации расходов задачу можно решить за счет выработки и реализации наиболее оперативных и эффективных мер. Федеральные трассы являются одним из основных источников опасности, доля ДТП на них достигает более 13%. Тяжесть последствий во много превышает аналогичный показатель на других дорогах. Поэтому снижению ДТП на них необходимо уделять наибольшее внимание.

Как бороться с российской бедой

В первую очередь необходимо улучшить состояние проезжей части. Один из основных недостатков федеральных дорог — отсутствие разделительных барьерных ограждений. По итогам 2016 года почти 80% ДТП на федеральных трассах произошли именно на таких участках. В 57% случаев аварии заканчивались смертельным исходом.

Правительство РФ в декабре прошлого года утвердило план дополнительных мероприятий, чтобы избежать встречных столкновений. Среди наиболее значимых мер можно отметить применение тросовых ограждений, введение желтой разделительной разметки, что особенно актуально для снежных регионов. Внедрение новых технических средств на границах зон начала запрещения обгона. Разработка типовых средств организации перекрестков, на которых существует вероятность выезда на предназначенные для левого поворота полосы. Устройства освещения, продольной, поперечной разметки на участках, где есть риск встречного столкновения. Большинство этих мероприятий можно и нужно проводить, не дожидаясь изменений в законодательстве . Поэтому ГИБДД и «Росавтодор» в начале нового дорожно-ремонтно го сезона планируют внедрить упомянутые новации.

Осторожно, пешеходы!

Еще одной важным аспектом является безопасности пешеходов. Количество ДТП с наездами на пешеходов на федеральных трассах по итогам 2016 года достигло 13,7% от общего числа.

В 2013 году ГИБДД договорилась с «Росавтодором» о модернизации всех пешеходных переходов. В некоторых случаях нехитрыми средствами удалось добиться реального снижения количества наездов на 20%. Но темпы этой работы, необходимо увеличивать уже на основании стандартных требований. Целесообразно провести реконструкцию переходов на многих двухполюсных участках, переведя их в разряд разноуровневых. Или оборудовать их светофорами. При этом, недостаточно только мигающего желтого света. Трагические события прошлого года, когда на таких перекрестках наезжали на пешеходов, это полностью подтверждают.

Зачастую наезды происходят из-за отсутствия искусственного освещения в темное время суток. В этой работе ГИБДД готова поддержать начинания Минтранса и «Росавтодора», чтобы упростить порядок проектирования и строительства линий искусственного освещения на автодорогах.

Для снижения аварийности в зимнее время необходимо уделить внимание содержанию дорог. На месте каждого седьмого ДТП, произошедшего на федеральных автодорогах в прошлом году, было зафиксировано нарушение требований стандарта содержания трасс в зимний и весенний периоды. На дорогах стирается разметка, несвоевременно убирают снег, не хватает искусственного освещения и появляется колейность.

В 2017 году техника выходила на патрулируемые участки с запозданием. Устранить зимнюю скользкость всецело не удавалось из-за недостатка реагентов. В ГИБДД и «Росавтодоре» мониторингом занялись сообща. За минувшую зиму сотрудники ведомств определяли максимально эффективные технологии уборки автодорог через систему «Глонасс». Результаты работы предоставят ответственным за содержание дорог службам.

Человеческий фактор

Человеческий фактор стал определяющим фактором при обеспечении безопасности дорожного движения. Необходимы условия для снижения утомляемости водителей и минимизация отвлекающих факторов от оценки дорожной обстановки.

Необоснованное ограничение скоростного режима, невнятная организация дорожного движение зачастую становиться причиной ДТП. В 2015 году ГИБДД и «Росавтодор» занялись оптимизацией скоростных движений на участках магистральных дорог неспособных для движения на больших скоростях. Работа на дорогах в населенных пунктах уже дала свои результаты. Удалось снизить количество ДТП на 30%.

В 2016 года по сравнению с 2015 годом количество ДТП в местах проведения дорожных работ с частичным занятием проезжей части увеличилось на 18%. «Росавтодор» утвердил нормативы дорожных работ. К сожалению, несмотря на возлагаемые, на них надежды они не принесли ожидаемых результатов. Это требует обязательных для исполнения актов стандартизации.

Еще одной мерой для снижения числа ДТП должен стать аудит безопасности дорожного движения. Данные аудита позволят дорожным организациям определить направления работы и составлять планы реконструкции и ремонта трасс, не доводя ситуацию до критической.

Главное управление ГИБДД и все его территориальные управления нацелены на решение всех упомянутых проблем. Ведомство готово помочь дорожникам в работах, направленных на снижение аварийности российских дорог.

Автор: Станислав Донин

Для тех, кто живет за границей
Мы есть и в Telegram

Новости Общество

Страшная статистика: как уменьшить количество смертельных ДТП?

Если сравнивать западные страны, где количество погибших 5-7 человек в среднем на тысячу населения этих стран, то у нас на сегодняшний момент 19 человек на тысячу населения, это огромные цифры. Понятно почему президент говорит об этом, и почему с каждым разом все сильнее и сильнее давление и на МВД и на правительственную комиссию по безопасности, потому что у нас с безопасностью дела, несмотря на все тенденции к улучшению, еще не такие, как хотелось бы, чтобы говорить, что по нашим дорогам можно двигаться как в Европе.

10 лет назад в нашей стране машина была у каждого пятого, сейчас – у каждого третьего. Автопарк вырос с 30 до 50 миллионов. Аварий, казалось бы, тоже должно было стать больше, но не стало. Ведь штрафы, например, за непристегнутый ремень безопасности, тоже выросли. В 2 раза.

Каждый второй водитель в России сейчас пользуется для перевозки детей специальными креслами, а еще 5 лет назад, многие даже не подозревали об их существовании. Следующий проект – светоотражающие элементы на одежде у пешеходов в вечернее время. Выход без них на трассу вне города – это уже нарушение правила, которое действует с июля прошлого года. Штраф 500 рублей. Ведь из общего количество погибших на дорогах – треть водители, треть пассажиры и еще одна треть — пешеходы.

Постовых на дорогах заменили электронные камеры. Они уже не только фиксируют скорость, но и проезд через стоп-линию на светофорах. Эксперимент, который уже несколько лет проходит в Татарстане, реализуется и в Москве. Интеллектуальные системы, даже могут регулировать потоки машин, в зависимости от ситуаций – закрывать полосы, если впереди случалась авария, выводить на табло информацию и схему объезда, как это сделано на кольцевой дороге в Санкт-Петербурге, где в часы пик проходит по 200 тысяч автомобилей в сутки.

А на трассе «Дон», где на некоторых участках разрешена скорость в 130 км/час, есть специальная служба «Аварийный комиссар», который бесплатно окажет водителю любую помощь. Но, в России 1 миллион 400 тысяч километров дорог, и не все они хорошего качества.

Примерно 30 процентов ДТП связаны с плохим состоянием дорог, и это не только ямы, но и отсутствие разметок — знаков и пешеходных переходов, скользкая дорога. Отсутствуют ограждения, и дети выбегают на дорогу, где их не ожидает водитель.

Осень прошлого года. Лихач на «Феррари» вылетает на встречку на Крымском мосту и таранит несколько машин. Вспыхивает огонь. Машина сгорает дотла. Там же через несколько дней устраивает аварию другой лихач на «Порше». Сразу три лобовых столкновения. Пострадавших в тяжелом состоянии доставляют в больницу. Агрессивная езда — еще один из главных факторов опасности на дорогах, говорят эксперты. Госавтоинспекция даже направила в правительство предложение – штрафовать таких лихачей.

Но, идея не была поддержана, ведь в правилах дорожного движения нет термина «опасное вождение». Поэтому те, кто играет в «шашечки» на дороге пока ловко увиливают от ответственности.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, www.zr.ru, auto-lawyer.org, polit.info, www.vesti.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector