Закон о недрах 2020

1. Настоящий Кодекс вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования, за исключением:

1) части третьей пункта 4 статьи 278, которая вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования;

2) пунктов 5 и 6 статьи 144, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года;

3) пункта 2 статьи 153, который вводится в действие с 1 января 2021 года.

2. Установить, что настоящий Кодекс применяется к отношениям по недропользованию, возникшим после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой.

3. Установить, что со дня введения в действие настоящего Кодекса к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование, выданным и заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, применяются его положения, регулирующие соответствующие отношения, предусмотренные:

главой 2 с учетом того, что до 1 января 2024 года при отнесении месторождений по контрактам на добычу твердых полезных ископаемых, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, к категории крупных учитывается количество запасов, включенных в государственный баланс полезных ископаемых;

главой 3, за исключением пункта 3 статьи 17, пунктов 2 и 3 статьи 19, пункта 1 статьи 20, статьи 22, статьи 24, статьи 25, части первой пункта 2 статьи 28;

главой 5 с учетом того, что выдача разрешения на переход права недропользования по контрактам на недропользование, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, внесение изменений в контракты на недропользование в связи с переходом права недропользования, а также регистрация залога права недропользования осуществляются указанными местными исполнительными органами;

статьей 54, пунктами 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 55 (в отношении разрешений, лицензий и контрактов на недропользование по углеводородам, заключенных (выданных) до введения в действие настоящего Кодекса);

главой 11, за исключением статьи 77;

главой 12 с учетом того, что действие пункта 1 статьи 80 не распространяется на контракты по твердым полезным ископаемым и общераспространенным полезным ископаемым, за исключением урана, заключенные до введения в действие настоящего Кодекса;

параграфом 3 главы 15, за исключением пункта 2 статьи 106 в отношении соглашений (контрактов) о разделе продукции, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

статьями 113 и 114;

статьей 120, за исключением отношений по соглашениям (контрактам) о разделе продукции, утвержденным Правительством Республики Казахстан, и контракту на недропользование, утвержденному Президентом Республики Казахстан. Дополнительное продление срока действия указанных соглашений (контрактов) и контракта на недропользование возможно по договоренности сторон;

статьями 121 – 125;

статьей 126, за исключением:

пункта 6, который применяется к отношениям по разрешениям и лицензиям на недропользование по углеводородам, выданным, а также по контрактам на недропользование по углеводородам, заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, по истечении тридцати шести месяцев со дня введения в действие настоящего Кодекса в следующей редакции:

6. Исполнение обязательства по ликвидации последствий недропользования по углеводородам обеспечивается сформированным недропользователем в установленном порядке ликвидационным фондом, используемым недропользователем с разрешения компетентного органа.

В случае отсутствия сформированного ликвидационного фонда или превышения суммы рыночной стоимости работ по ликвидации последствий операций по разведке и (или) добыче углеводородов над суммой средств фактически сформированного ликвидационного фонда исполнение обязательства по ликвидации последствий недропользования по углеводородам в недостающей части обеспечивается залогом банковского вклада, формируемого согласно пунктам 7 или 8 настоящей статьи, и (или) полной, безусловной и безотзывной гарантией, предоставляемой на срок до завершения ликвидации последствий недропользования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса:

1) в отношении недропользователей, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, – национальным управляющим холдингом, национальной компанией в области углеводородов, дочерней организацией национальной компании в области углеводородов и (или) партнерами национальной компании в области углеводородов или их дочерними организациями, владеющими пакетом акций (долей участия в уставном капитале) недропользователей.

Гаранты, указанные в части первой настоящего подпункта, за исключением национального управляющего холдинга, национальной компании в области углеводородов, должны иметь ежегодно подтверждаемый минимальный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже уровня «ВВ-» по шкале Standard and Poor’s или аналогичного уровня по шкалам рейтинговых агентств Moody’s, FitchRatings;

2) в отношении недропользователей, не указанных в подпункте 1) настоящего пункта, – иной организацией, имеющей ежегодно подтверждаемый минимальный долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже уровня «ВВ-» по шкале Standard and Poor’s или аналогичного уровня по шкалам рейтинговых агентств Moody’s, FitchRatings.

В случае неподтверждения кредитного рейтинга гаранта на уровне и в сроки, которые требуются согласно настоящему пункту, снижения кредитного рейтинга гаранта ниже уровня, минимально допустимого согласно настоящему пункту, или утраты гарантом кредитного рейтинга, указанного в настоящем пункте, недропользователь, в отношении которого данным гарантом предоставлена гарантия, обязан в течение одного календарного года произвести замену такого обеспечения в соответствии с настоящей статьей либо приостановить операции по недропользованию до восстановления обеспечения, предусмотренного настоящим пунктом.

Правом, применимым к содержанию и условиям гарантии, предоставляемой согласно настоящему пункту, а также к отношениям, возникающим в связи с такой гарантией, является законодательство Республики Казахстан. Положения настоящей части не применяются в отношении гарантий, выданных до введения в действие настоящего Кодекса в соответствии с соглашениями (контрактами) о разделе продукции, утвержденными Правительством Республики Казахстан, либо контрактом на недропользование, утвержденным Президентом Республики Казахстан.»;

пунктов 7 и 8, которые применяются к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование по углеводородам, выданным и заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, по истечении тридцати шести месяцев со дня введения в действие настоящего Кодекса;

статьями 127, 128;

статьями 130 (за исключением пунктов 2 и 3 в отношении соглашений (контрактов) о разделе продукции, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан, в которых установлены положения о преимущественном праве государства на приобретение отчуждаемого сжиженного нефтяного газа и (или) широкой фракции легких углеводородов), 131 (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 30 статьи 278 настоящего Кодекса), 132, 133;

главой 19, за исключением статьи 143, в случае внесения изменений и дополнений в утвержденные проектные документы;

статьями 144 – 152;

главой 21, за исключением статьи 153;

статьями 178 – 181;

пунктами 2, 3 и 6 статьи 194, статьей 195, за исключением частей второй и третьей пункта 3, и статьей 197;

статьей 213, статьей 214, за исключением пункта 1, статьей 215, за исключением частей второй и третьей пункта 3, и статьей 218;

статьями 258, 259, пунктами 1 – 6 статьи 260.

4. Установить, что до 1 января 2020 года статья 99 настоящего Кодекса действует в следующей редакции:

«Статья 99. Проведение аукциона

1. В случаях, если в сроки, указанные в статье 95 настоящего Кодекса, не было представлено ни одного заявления на участие в аукционе и (или) если по итогам рассмотрения заявлений не был допущен к участию в аукционе ни один заявитель (кроме лица, подавшего заявление на проведение аукциона), комиссия по проведению аукционов в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, предоставленного для подачи заявлений на участие в аукционе, либо со дня окончания срока рассмотрения заявлений на участие в аукционе принимает решение об отмене аукциона. В этом случае с лицом, подавшим заявление на проведение аукциона, заключается контракт на недропользование в порядке, установленном в статье 100 настоящего Кодекса для заключения контракта с победителем аукциона, при условии уплаты таким лицом стартового размера подписного бонуса.

Информация об отмене аукциона в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения должна быть размещена на интернет-ресурсе компетентного органа, а также опубликована в периодическом печатном издании, распространяемом на всей территории Республики Казахстан, на казахском и русском языках.

2. В аукционе участвуют заявители, допущенные к участию в аукционе и зарегистрированные в качестве участников аукциона.

3. Аукцион проводится в день согласно дате, указанной в извещении о проведении аукциона.

4. Компетентный орган не менее чем за десять рабочих дней до даты проведения аукциона информирует заявителей, допущенных к участию в аукционе, о дате, времени и месте проведения аукциона.

5. Регистрация представителей заявителей, допущенных к участию в аукционе, начинается за один час и заканчивается за пять минут до начала проведения аукциона.

6. Зарегистрировавшиеся участники аукциона вправе проводить аудио- и видеофиксацию проводимого аукциона.

7. Аукцион проводится в открытой форме посредством объявления участниками аукциона своих предложений по величине размера подписного бонуса, начиная со стартового размера подписного бонуса, указанного в извещении о проведении аукциона, на шаг аукциона.

Величина шага аукциона составляет от пяти до пятидесяти процентов от стартового размера подписного бонуса.

8. Непосредственное проведение аукциона может быть поручено аукционисту, привлекаемому комиссией либо избранному из состава комиссии.

9. Участникам аукциона выдаются таблички с присвоенными регистрационными номерами, которые они поднимают после оглашения очередной величины размера подписного бонуса, если они готовы заявить эту сумму.

10. Аукцион начинается с объявления количества участников аукциона, сведений об участке недр, его основных характеристик, а также условий предоставления права недропользования, порядка проведения аукциона, стартового размера подписного бонуса и шага аукциона.

11. При проведении аукциона участники аукциона подают предложения о размере подписного бонуса, предусматривающие повышение текущего минимального предложения о размере подписного бонуса на величину шага аукциона.

12. Аукционист объявляет первое значение размера подписного бонуса, равное его стартовому размеру, увеличенному на величину шага аукциона.

13. Если после объявления первого значения размера подписного бонуса и трехкратного повторения этого значения ни один из участников аукциона не поднял табличку со своим регистрационным номером, аукцион прекращается и признается несостоявшимся.

14. Участник аукциона вправе подать предложение о размере подписного бонуса выше стартового размера подписного бонуса независимо от величины шага аукциона, при условии отсутствия текущего минимального предложения.

15. В случае поднятия одной таблички аукционист называет регистрационный номер участника аукциона, поднявшего свою табличку. В случае поднятия нескольких табличек аукционист называет регистрационный номер участника аукциона, который первым поднял свою табличку.

16. В ведомость прохождения шагов аукциона вносится только номер участника аукциона, который назван аукционистом.

17. Каждое последующее значение размера подписного бонуса аукционист назначает путем увеличения текущего значения на величину шага аукциона.».

5. Установить, что до 1 января 2020 года пункты 5 и 6 статьи 140 настоящего Кодекса действуют в следующей редакции:

«5. Центральная комиссия в течение десяти рабочих дней со дня получения базового проектного документа или анализа разработки направляет их определяемому ею эксперту (экспертам) для проведения независимой экспертизы.».

6. Установить, что до 1 января 2024 года:

пункты 3, 4 и 5 статьи 141 настоящего Кодекса действуют в следующей редакции:

«3. Отчет по подсчету (оперативному подсчету) геологических запасов составляется в соответствии с нормативно-техническими документами, утверждаемыми уполномоченным органом в области изучения недр.

4. Государственная экспертиза недр осуществляется государственной комиссией по запасам углеводородов Республики Казахстан (государственная комиссия по запасам) с привлечением независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в области геологии и недропользования и не заинтересованных в результатах экспертизы.

5. Организация деятельности государственной комиссии по запасам, ее состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются положением о государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, утверждаемым уполномоченным органом по изучению недр.»;

пункт 2 статьи 214 настоящего Кодекса действует в следующей редакции:

Это интересно:  Со скольки лет можно пить энергетики в 2020 году - по закону, безалкогольные, продавать в России

«2. Добыча твердых полезных ископаемых проводится на участке недр с выявленными ресурсами и запасами твердых полезных ископаемых, представляющими для недропользователя коммерческий интерес.

При этом извлечение твердых полезных ископаемых из недр допускается исключительно из запасов, включенных в государственный баланс полезных ископаемых.».

7. Установить, что с 1 июля 2019 года к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование по твердым полезным ископаемым, выданным и заключенным до введения в действие настоящего Кодекса, применяются положения, предусмотренные статьями 196, 218 настоящего Кодекса.

8. Установить, что с 1 июля 2019 года к отношениям по контрактам на недропользование по использованию пространства недр для целей, указанных в статье 249 настоящего Кодекса, заключенным до введения его в действие, применяются положения статьи 258 настоящего Кодекса.

9. Техногенные минеральные образования, заскладированные на объектах размещения, находящихся в эксплуатации на дату введения в действие настоящего Кодекса, и возникшие в результате деятельности горно-обогатительного и металлургического производств, расположенных за пределами находящегося в пользовании участка недр, являются принадлежностью указанных производств. Право собственности на такие техногенные минеральные образования сохраняется за собственником производства до даты закрытия полигона (части полигона) размещения данных техногенных минеральных образований в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.

10. Установить, что к объектам размещения и (или) эксплуатации техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, в том числе в случае их реконструкции с изменением территориальных границ, требование о получении лицензии на использование пространства недр для целей, указанных в статье 249, а также ограничения, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, не распространяются.

11. Обладатели права недропользования по контрактам на разведку твердых полезных ископаемых, заключенным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», имеют исключительное право на получение лицензии на добычу твердых полезных ископаемых в пределах контрактной территории путем подачи заявления в соответствии с пунктами 1, 4 и 6 статьи 201, статьей 204, за исключением подпункта 7) пункта 3, настоящего Кодекса.

Отказ заявителю в выдаче лицензии на добычу твердых полезных ископаемых по заявлению, поданному в соответствии с настоящим пунктом, допускается по основаниям, предусмотренным подпунктом 9) пункта 1 и частью второй пункта 5 статьи 207 настоящего Кодекса.

В случае отказа компетентного органа в выдаче лицензии на добычу твердых полезных ископаемых заявитель обязан осуществить ликвидацию последствий недропользования в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для ликвидации последствий операций по разведке твердых полезных ископаемых.

Обладатели права недропользования по контрактам на разведку общераспространенных полезных ископаемых, заключенным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», имеют исключительное право на получение лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых в пределах контрактной территории путем подачи заявления в соответствии с положениями главы 30 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

12. Установить, что до 1 января 2024 года:

1) в пункте 4 и подпункте 2) пункта 7 статьи 118, подпункте 2) пункта 10 статьи 119, пункте 4 статьи 139, подпунктах 6) и 7) пункта 10 статьи 140 и статье 141 настоящего Кодекса слова «геологические запасы», «геологических запасов», «геологическим запасам», «геологических запасах» заменяются соответственно словами «запасы», «запасов», «запасам», «запасах»;

2) в статье 141 настоящего Кодекса слова «центральной комиссией», «центральной комиссии» заменяются соответственно словами «государственной комиссией», «государственной комиссии»;

3) статья 143 настоящего Кодекса действует в следующей редакции:

«Статья 143. Показатели проектных документов по разведке и добыче углеводородов, относимые к контрактным обязательствам недропользователя

В контракте на недропользование по углеводородам в качестве обязательства недропользователя устанавливается выполнение следующих показателей проектных документов:

1) плотность сетки эксплуатационных скважин;

2) соотношение добывающих и нагнетательных скважин по каждому эксплуатационному объекту;

3) коэффициент компенсации по залежам;

4) отношение пластового и забойного давления к давлению насыщения или давлению конденсации;

5) отношение пластового давления к забойному давлению;

6) максимально допустимая величина газового фактора по скважинам;

7) объемы добычи углеводородов;

8) объемы обратной закачки рабочего агента для повышения пластового давления;

9) показатели ввода эксплуатационных скважин.

При этом значения показателей, указанных в настоящем пункте, не включаются в контракт и определяются исходя из проектных документов.».

13. Установить, что до 1 января 2022 года части четвертая и пятая пункта 1 статьи 131, части третья и четвертая пункта 1 статьи 179 и части третья и четвертая пункта 1 статьи 213 действуют в следующей редакции:

«Организатор конкурса по приобретению работ и услуг при определении победителя конкурса условно уменьшает цену конкурсной заявки участников конкурса – казахстанских производителей работ и услуг на двадцать процентов. Казахстанскими производителями работ и услуг признаются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, привлекающие не менее девяноста пяти процентов граждан Республики Казахстан от общей численности работников без учета количества руководителей, менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения.

При этом количество иностранных руководителей, менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения, должно быть не более двадцати пяти процентов от общей численности руководителей, менеджеров и специалистов по каждой соответствующей категории.».

14. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Кодекса Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 12, ст.60; 2011 г., № 1, ст.2; № 11, ст.102; № 12, ст.111; 2012 г., № 2, ст.11, 14; № 3, ст.21; № 4, ст.30; № 6, ст.46; № 8, ст.64; № 11, ст.80; № 15, ст.97; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 9, ст.51; № 14, ст.75; № 15, ст.81; 2014 г., № 4-5, ст.24; № 7, ст.37; № 10, ст.52; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 23, ст.143; № 24, ст.145; 2015 г., № 8, ст.45; № 11, ст.52, 57; № 19-II, ст.102; № 20-IV, ст.113; 2016 г., № 2, ст.9; № 6, ст.45; № 7-II, ст.56; № 8-II, ст.71, 72; № 22, ст.116; 2017 г., № 4, ст.7; № 14, ст.51, 54), за исключением следующих положений, применяемых к соответствующим отношениям в сфере недропользования, возникшим по контрактам на недропользование, заключенным, и лицензиям, выданным до введения в действие настоящего Кодекса:

1) подпункта 29) статьи 1, действующего до 1 января 2024 года;

2) подпунктов 25), 90) статьи 1;

3) пункта 7 статьи 10;

4) подпунктов 8), 15), 32-2) статьи 20;

7) частей третьей, четвертой и шестой пункта 2, пункта 6 статьи 61;

8) пункта 2-1 статьи 61 и пункта 4 статьи 69, которые действуют до 1 января 2021 года;

9) частей второй и третьей пункта 1, пункта 6 статьи 68;

10) части второй пункта 3 и пункта 4 статьи 69;

11) пункта 2 статьи 70;

12) пунктов 2, 3, 3-1, 6, 7, 7-1, 8, 9 и 11 статьи 72;

13) подпунктов 12), 12-1) пункта 1 статьи 76;

14) пункта 6 статьи 77, за исключением контрактов на недропользование по углеводородам и добыче урана;

15) пункта 2, а также пунктов 6 и 7 статьи 111, действующих в следующей редакции:

«6. Финансирование работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, осуществляется за счет средств ликвидационного фонда. Отчисления в ликвидационный фонд производятся недропользователем на специальный депозитный счет в любом банке второго уровня на территории Республики Казахстан.

По контрактам на недропользование, заключенным и действие которых не было прекращено до 1 января 2009 года, по которым недропользователь начал осуществлять отчисления в ликвидационный фонд и отнес их на вычеты в налоговом периоде до 1 января 2009 года в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, сумма указанных отчислений должна быть размещена на специальном депозитном счете в любом банке второго уровня на территории Республики Казахстан. Данная сумма отчислений, подлежащая размещению на специальном депозитном счете, уменьшается на сумму, использованную недропользователем за счет средств такого ликвидационного фонда на ликвидацию последствий разработки месторождений.

При этом использование ликвидационного фонда осуществляется недропользователем с разрешения компетентного органа, а по контрактам, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, – с разрешения указанных органов. Условия о порядке формирования ликвидационного фонда, размере отчислений в ликвидационный фонд, периодичности таких выплат устанавливаются контрактом.

7. Если фактические затраты на ликвидацию объектов недропользования превысят размер ликвидационного фонда, недропользователь обязан осуществлять дополнительное финансирование ликвидации объектов недропользования. Если фактические затраты на ликвидацию меньше размера ликвидационного фонда, то оставшиеся деньги остаются у недропользователя.»;

16) статей 121 и 122, действующих до 1 января 2024 года.

При этом в отношении разрешений и лицензий на недропользование по углеводородам, выданных, а также контрактов на недропользование по углеводородам, заключенных до введения в действие настоящего Кодекса, пункты 6 и 7 статьи 111 действуют в течение тридцати шести месяцев со дня введения в действие настоящего Кодекса.

Закон о недрах 2019

Минприроды завершило подготовку поправок к новой редакции закона «О недрах», которая обсуждалась на недавнем совещании у Владимира Путина и в целом получила одобрение. Как известно, законопроект в ноябре был неожиданно отозван из Госдумы министром Юрием Трутневым для внесения изменений. Теперь, сделав эту работу, министерство планирует на этой неделе согласовать документ с заинтересованными ведомствами, а затем направить его в правительство. В Минприроды не теряют надежды, что Дума рассмотрит проект в первом чтении еще до конца года. Ради того чтобы ускорить принятие закона, г-н Трутнев согласился пойти на уступки своим оппонентам, в результате чего документ стал менее лоялен к недропользователям, прежде всего иностранным. «Компромисс лучше, чем задержка в процедуре рассмотрения», — заявил в конце прошлой недели министр. По его мнению, принятые решения «не меняют проект в целом и не делают его хуже». О поправках, которые министерство внесло в документ, корреспонденту «Времени новостей» Денису Реброву рассказал директор департамента госполитики в области природопользования Минприроды Сергей Федоров.

— Какие изменения Минприроды внесло в законопроект «О недрах» после того, как он был отозван из Госдумы в начале ноября?

— Прежде всего изменения касаются предоставления права пользования недрами первооткрывателям, если ими станут какие-либо иностранные компании. В случаях, когда в процессе геологического изучения месторождения выясняется, что оно относится к категории стратегических, а компания-первооткрыватель более чем на 50% принадлежит иностранному юридическому лицу, ей придется переуступить право работы компании, которой более чем на 50% владеет отечественный капитал. То есть либо создать консорциум, либо передать своей «дочке».
Следующая поправка касается досрочного прекращения права пользования. Предыдущий законопроект предусматривал три причины, по которым договор с недропользователем может быть расторгнут: если государству не выплачен разовый бонус после аукциона, если месторождение не вводится своевременно в разработку и если компания перестала удовлетворять требованиям, которые предъявлялись к участникам аукциона. Нормы остаются, и это их исчерпывающий список. Таким образом, новый закон делает отношения в сфере недропользования между государством и бизнесом более прозрачными и четкими. Но согласно последней редакции государство имеет право внесудебного расторжения договора. В противном случае мы можем погрязнуть в судебных разбирательствах, которые будут тянуться годами, и до их завершения у нас не будет возможности прекратить отношения с недобросовестным недропользователем. Разумеется, после расторжения договора недропользователь вправе обратиться в суд.
И последняя поправка — ограничение доступа иностранцев к участкам недр федерального значения, т.е. стратегическим месторождениям. Мы исходя из величины запасов (нефти — 150 млн тонн, газа — 1 трлн кубометров. — Ред.) определили критерии, по которым участки будут относиться к категории стратегических.

Это интересно:  Дети инвалиды: льготы и другая помощь инвалидам детства

— Предусмотрены ли случаи, когда право разработки месторождения будет передаваться недропользователю без аукциона?

— Так же, как и в предыдущем варианте документа: если заключается временный договор сроком не более чем на один год и если компания открыла месторождение за счет собственных средств. В этих случаях месторождения предоставляются без выставления на аукцион. При этом в новом варианте предоставление права пользования на месторождение первооткрывателю осуществляется на основании порядка, установленного правительством.

— То есть вы можете и не разрешить компании разрабатывать открытое месторождение? Почему вы решили внести в закон эти изменения?

— Это компромиссное решение. Теоретически возможен и отказ в предоставлении участка. Исходя из поправки к компании, которая будет претендовать на разработку открытого месторождения, может быть предъявлен определенный перечень требований. Это будет отсылочная норма, впоследствии порядок решения вопроса о предоставлении права, как я уже сказал, будет определен правительством. Кроме того, нефтяникам придется возмещать исторические затраты, которые понесло государство на разведку месторождения. В том законопроекте, который мы вносили 2 ноября, все было просто — месторождение открывается, лицензия предоставляется автоматически и без возмещения затрат.
И все равно мы считаем, что и в сегодняшней редакции документ совершеннее действующего закона «О недрах», в котором лишь декларируется право первооткрывателя — без детального описания порядка предоставления месторождения компании, его открывшей. Нынешний закон вообще не прописывает четко и прозрачно процедуры взаимоотношения государства и недропользователя.

— Как к внесенным изменениям относятся в Белом доме и Кремле?

— По крайней мере этот перечень поправок раздражения не вызывал.

— Когда вы внесете проект на рассмотрение правительства?

— Прежде нам еще раз нужно согласовать поправки с Минпромом, МЭРТ, Минфином. Но я знаю, что этот вопрос должен решиться оперативно. Затем получить одобрение от правового управления администрации президента. Если закону будет дан зеленый свет, то уже в конце декабря он может попасть в Думу. Хотя в Госдуме он снова должен пройти через профильный комитет, но уже не будет рассылаться по регионам, поскольку не содержит поправок, которые касались бы вопросов регионального недропользования.

— В «Газпроме» уверены, что документ должен предусматривать проведение двухэтапных конкурсов и формирование федерального фонда резервных месторождений. Как вы относитесь к подобным идеям?

— Конкурсы, если и будут проводиться, то только по шельфовым месторождениям. Но пока мы и этой поправки не закладывали, возможно, она появится ко второму чтению в Госдуме. Может быть, кому-то и хочется, чтобы при распределении континентальных месторождений тоже проводились конкурсы, но мое личное убеждение — их быть не должно. Когда я работал в Ненецком округе, там проходил знаменитый конкурс по валу Гамбурцева, и я знаю, что это такое.
Зачем нужен федеральный фонд резервных месторождений — в «Газпроме» не могут четко и внятно ответить. Мы спрашиваем у них: «Вам чего-то не хватает?» — «Нет, но на всякий случай». Но если сделать простой расчет, станет ясно, что балансовых запасов компании хватит на много-много лет вперед. И это даже в том случае, если не брать Штокмановское месторождение, а только ямальские.
Хотя закон действительно предусматривает формирование фонда. Но чтобы его создать, необходимо проделать серьезную работу: вложить деньги в геологоразведку, открыть месторождения, определить критерии для включения их в фонд, понять, зачем это нужно и на сколько лет должен создаваться резерв, то есть разработать определенную идеологию. Мы занимаемся этим вопросом и заказали научно-исследовательские работы. Уже на первом этапе получили интересный результат, когда посмотрели, как подобные вопросы решают в других странах. Там работают не так прямолинейно и однобоко, как предлагает «Газпром»: отдайте нам, пусть лежит, а лет через 50 мы придем. Иностранцы поступают мудрее — они резервируют, но не замораживают месторождения. Возьмем, к примеру, участок с запасами в 100 млн тонн сырья, на котором можно ежегодно добывать 5 млн тонн. Однако иностранцы добывают гораздо меньше, допустим, всего 1 млн тонн. Таким образом, с одной стороны, запасы остаются в земле, а с другой — появляется возможность создать инфраструктуру и окупить понесенные затраты.
«Газпром» хочет идти по другому пути. Но какой толк от запасов, которые находятся, допустим, на семидесятой широте? Кто-то будет вкладывать туда деньги и проводить капитальное строительство на случай, например, военных действий, когда возникнет необходимость использовать резерв? Разумеется, все будет похоронено мертвым грузом.
Так что мы хотим гибко подойти к вопросу создания резерва. Нельзя исключить, что в будущем туда могут попасть и те участки, которые уже находятся в распределенном фонде. К примеру, когда компания принесет на утверждение схему разработки месторождения, которое относится к категории стратегических, мы можем определить и разрешить объем добычи, необходимый для поддержания экономики проекта, но не более того.

— Есть какая-то предварительная схема формирования фонда?

— Нет, работа только началась, раньше этим вопросом вообще никто не занимался. Уверен, что споров вокруг создания федерального фонда будет даже больше, чем по закону «О недрах». Но так, как предлагает «Газпром» — безосновательно замораживать участки, — делать тоже нельзя. Как с такой идеей выходить на правительство и смотреть людям в глаза? Умные люди ведь сидят, могут вопросы задать.

— Государство по-прежнему хочет отказаться от принципа «двух ключей» при распределении недр?

— Перечень ископаемых, которыми могут распоряжаться регионы, определен и меняться не будет. Никакого «второго ключа». Нас критикуют за то, что мы из Москвы собираемся распределять все месторождения. На самом деле это не так. К примеру, «Роснедра» вправе своим решением передать полномочия, допустим, по некрупным участкам — например, до 1 млн тонн, своим территориальным органам — федеральным, а не субъектам федерации. «Вы в Москве не знаете обстановку», — говорят нам. Может быть, не знаем, но представители государства на местах знают.

— Вас не смущает, что закон содержит 17 отсылочных норм к постановлениям правительства? Есть хотя бы проекты этих постановлений?

— Ни одного постановления пока нет. По регламенту разработка постановлений может начаться только после принятия закона — до этого момента ни одно министерство просто не станет их согласовывать, поскольку нет оснований для подготовки этих документов. Закон вступает в силу через полгода после его принятия. Вот эти полгода у нас есть для разработки отсылочных норм.

Закон о недрах 2019

С 1 января 2019 года вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395–1 «О недрах» в части предоставления права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Садоводческие некоммерческие товарищества и (или) огороднические некоммерческие товарищества имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ.

Под использованием подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ в соответствии с внесенным дополнением в Закон РФ «О недрах» понимается их использование товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

Также, в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены дополнения и изменения в части предоставления льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты государственной пошлины, в частности, некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства,— за предоставление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций сроком на 1 год (с 1 января 2020 года Федеральным законом от 07.03.2018 N 50-ФЗ подпункт 18 пункта 1 статьи 333.35 признается утратившим силу).

Данные изменения направлены на стимулирование таких организаций к получению соответствующих лицензий.

В настоящее время, согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачных хозяйств, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения без получения лицензии на пользование недрами. Такой льготный режим будет действовать до 1 января 2020 года. Затем предусматривается, что за предоставление подобных лицензий будет взиматься госпошлина в размере 7,5 тысяч рублей.

Закон «О недрах»

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I
«О недрах»

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 26 июля 2010 г., 5 апреля, 18 июля, 21, 30 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 14 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 24 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 30 сентября 2017 г., 31 мая, 3 августа 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Это интересно:  Выплата страховки осаго после дтп

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 февраля 1992 года.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ РФ составляют Государственный фонд недр, распоряжение которым осуществляется интересах народов РФ. Определена компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования.

Пользователями недр (за исключением использования для добычи радиоактивного сырья) могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Недра предоставляются в пользование на основании лицензии на определенный срок (от 5 до 25 лет — в зависимости от вида пользования) или без ограничения срока. Определены основания прекращения этого права.

Пользование недрами является платным (за исключением случаев освобождения от платы отдельных категории пользователей). Система платежей включает в себя: платежи за право на пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за выдачу лицензий; акцизный сбор; платежи за пользование акваторией и участками морского дна. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством: за землю, за геологическую информацию и т.д.

Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.

За нарушение Закона о недрах предусматривается уголовная и административная ответственность.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1992 г. N 16 ст. 834, в «Российской газете» от 5 мая 1992 г. N 102

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пунктов 1, 2, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения частей пятой и шестой статьи 2.1, частей второй и третьей статьи 9 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ) применяются в особом порядке

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ

В частичное изменение статьи 44 настоящего Закона установлено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение

Изменения вступают в силу с 18 октября 1992 г.

Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона

Статья написана по материалам сайтов: kodeksy-kz.com, www.lawtek.ru, xn--80adxb5abi4ec.xn--p1ai, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector