+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Закон о опеке и попечительстве 2019

Новое в законах об опекунстве и попечительстве

За последние месяцы уходящего года было принято два новых закона, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой или попечительством. В чем суть этих законов? Что ждет опекунские семьи в связи с принятием новых законов?

Об этом -беседа с заместителем начальника отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий Управления социальной защиты населения Сысертского района Свердловской области Людмилой Алексеевной ВЯТКИНОЙ.

— Людмила Алексеевна, какие законы приняты и что в связи с этим должны знать опекуны и попечители?

— Во-первых, это Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу 1 сентября 2008 года. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства и предусматривает задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, правовой режим имущества подопечных.

— Что такое опека и что такое попечительство?

— Опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершенно-летних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

— Какие дополнительные обязанности опекунов и попечителей предусматривает новый закон?

— Хотелось бы обратить внимание на статью 25 Закона. Согласно этой статье опекун или попечитель ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Сдача таких отчетов обязательна для каждого опекуна.

— А какие меры будут приниматься к опекунам и попечителям, не сдавшим отчет?

— Статья 26 Закона предусматривает, что опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Но хочется успокоить всех опекунов и попечителей: каждому из них специалистами отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий будет оказана практическая помощь в составлении такого ежегодного отчета.

Источник: по материалам газеты Сысертского района Маяк» от № 95 (9685) — 23 декабря 2008 г.

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

Это интересно:  Как оспорить завещание, составленное недееспособным

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Комментарий к Федеральному закону РФ от N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

Опубликовал: admin в Алименты 25.10.2018 Комментарии к записи Комментарий к Федеральному закону РФ от N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ отключены 24 Просмотров

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве“

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ. Для повышения социальной защищенности данной категории граждан разработан Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ (далее — Закон N 48-ФЗ). В нем нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами РФ, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон действует с 01.09.2008 и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 48-ФЗ, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 01.09.2008, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с комментируемым законом.

Сначала отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе N 48-ФЗ основные понятия (ст. 2).

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный — гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 ГК РФ), или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Обратимся к ст. 21 ГК РФ. Ею предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Правовое регулирование, задачи и принципы деятельности по опеке
и попечительству

Отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, комментируемым законом, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 3 Закона N 48-ФЗ).

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению и неурегулированным Законом N 48-ФЗ.

Обратите внимание: нормы, регулирующие вышеуказанные отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить положениям Закона N 48-ФЗ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется руководителями данных органов в соответствии с Законом N 48-ФЗ и Федеральным законом N 184-ФЗ*(1).

Кроме того, ст. 4 Закона N 48-ФЗ предусмотрены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а ст. 5 — его принципы.

Органы опеки и попечительства,

их задачи и полномочия

В соответствии со ст. 6 Закона N 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее — органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

— другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

— органами местного самоуправления;

— территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

— организациями, оказывающими социальные услуги;

— иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

— выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона N 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а ст. 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в ст. 9 Закона N 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, п. 1 данной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Это интересно:  Пенсионный возраст в разных странах мира

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3).

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей установлен гл. 3 Закона N 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

— определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10);

— назначения опекунов и попечителей (ст. 11);

— предварительной опеки и попечительства (ст. 12);

— назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13);

— установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14);

— наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15);

— безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16).

Учитывая п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, рассмотрим подробнее положения ст. 15 данной главы. Согласно п. 1 указанной статьи права и обязанности опекунов и попечителей определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ, в частности ст. 36 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15). В них разрешено:

— указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

— устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 6 ст. 15 установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного — не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен гл. 4 Закона N 48-ФЗ.

Данная глава, в свою очередь, содержит статьи, касающиеся:

— имущественных прав подопечных (ст. 17);

— охраны имущества подопечного (ст. 18);

— распоряжения имуществом подопечных (ст. 19);

— особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20);

— предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21);

— охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности(ст. 22);

— доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со ст. 24 Закона N 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

— условий жизни подопечных;

— соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

— обеспечения сохранности имущества подопечных;

— выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых ч. 4 ст. 15 настоящего закона.

В свою очередь, опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона N 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о:

— состоянии имущества и месте его хранения;

— приобретении имущества взамен отчужденного;

— доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

— расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона N 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона N 48-ФЗ).

В свою очередь, орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26).

Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона N 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены ст. 29 Закона N 48-ФЗ, а в ст. 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона N 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями ГК РФ и Законом N 48-ФЗ. В свою очередь, суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.“

48-ФЗ — Об опеке и попечительстве — с изменениями

Опубликовал: admin в Законы РФ 13.07.2018 Комментарии к записи 48-ФЗ — Об опеке и попечительстве — с изменениями отключены 110 Просмотров

Закон Об опеке и попечительстве

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

Опека устанавливается над детьми в случае:

  • Смерти родителей;
  • Малолетнего возраста (до 15 лет);
  • При жизни родителей, если они:
    • лишились родительских прав;
    • не проживают по месту регистрации ребенка;
    • не воспитывают его;
    • пропали без вести;
    • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).

Скачать текст закона

Федеральный закон Об опеке и попечительстве содержит 8 глав и 32 статьи.

Список основных задач принятого ФЗ:

  • Своевременный поиск лиц, нуждающихся в попечительстве;
  • Обеспечение подопечных защитой прав и законных интересов;
  • Создание оптимальных условий для жизни;
  • Выполнение обязанностей, возложенных на попечителей и органов опеки;
  • Государственная поддержка юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти.

Последние изменения, внесенные в закон Об опеке и попечительстве

Последние изменения Федерального закона Об опеке и попечительстве коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

Также ниже рассматриваются следующие статьи:

В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

Это интересно:  Необходимо ли разрешение на работу для иностранного студента? - вопрос юристу. Новочеркасск

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом Об опеке. Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

  • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
  • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

При последней редакции изменения не вносились.

В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

  • Смерть попечителя или подопечного;
  • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
  • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
  • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.

При последней редакции изменения не вносились.

Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей ссылке.

5 КОММЕНТАРИИ

Нужен ваш совет.

Ситуация такая: живу в Краснодаре. В одном доме со мной проживает многодетная мать. На данный момент у нее уже 7 детей и ждет еще одного. Женщина уже стала бабушкой, ее 17-яя дочь родила. Мать и бабушка пьют. Я неоднократно обращалась в органы опеки, но они на мои заявления не реагируют.

У меня такая история. Жили в двумя дочками в городе и после переехали в область. После переезда родила третьего сына и запросила у государства помощь, как многодетной семье. Помощь нам выдали, но после этого начались гонения. В садике от ребенка пахнет непонятно чем и воспитатели без моего ведома сразу жалуются в органы опеки. Получаю куча писем о то, что не слежу за своими детьми и их могут забрать.

Скажите, стоит ли отказаться от государственной помощи, чтобы мою семью оставили в покое?

Здравствую. Проживаю в Новосибирске. Со мной в подъезде живут двое алкоголиков с детьми. В квартире нет ни света, ни воды. Дети постоянно голодные и грязные. Мать неоднократно лишалась родительских прав и в итоге дети опять с ней.

К кому мне обратиться, чтобы спасти детей?

Месяц назад от меня ушла гражданская жена и забрала с собой нашего ребенка. У малыша моя фамилия и официально я являются его отцом. Жена оставила записку, чтобы я их не искал и забыл о них.

Как мне быть? Стоит ли обратиться в органы опеки? Я очень хочу общаться со своим сыном.

Здравствуйте. Я мать одиночка. У меня новорожденный ребенок. Наш дом поставили на учет в новую поликлинику. В ней врачи поставили моему ребенку много страшных диагнозов и настаивают на госпитализации. Из-за моих отказов положить ребенка в больницу глав врач сообщил в органы опеки об угрозе жизни малышу. Каждый день ко мне в двери кто-то стучится.

Могут ли у меня забрать ребенка? И что мне делать в сложившейся ситуации?

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья написана по материалам сайтов: www.usynovite.ru, lawlinks.ru, organoid.ru, 2018-god.com, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector