Закон о ритуальных услугах

До 1 декабря текущего года Правительство РФ должно обеспечить доработку и внесение в Госдуму законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением умерших, и призванного заменить действующий закон (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; далее – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабинету министров главой государства Владимиром Путиным по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (перечень поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330).

Среди наиболее существенных проблем указанной отрасли, выявленных в ходе проверки, можно выделить:

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.

Предполагается, что часть указанных проблем будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий законопроект 1 , разработанный Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в рамках весенней сессии следующего года, сообщила заместитель директора Департамента городской среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование».

Каков порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение и отражения его в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Одним из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела – юридическими лицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профессиональное образование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Кроме того, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законопроектом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же учредителем юридическим лицом.

Крайне важным, по мнению экспертов, является предусмотренный законопроектом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, должностными лицами органов власти, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (разумеется, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, так как действия ритуальных агентов, оперативно получающих информацию о смерти от перечисленных выше субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам умерших, будут официально признаваться незаконными. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон оказывается только по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить умершего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов или диспетчерский центр приема заказов.

Планируется также определить, какие деяния можно рассматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны применяться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.

Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но отметили, что подготовленный Минстроем России законопроект требует доработки. Один из самых главных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление общественного контроля в сфере оказания ритуальных услуг. По словам экспертов, именно введение механизма общественного контроля позволит исправить сложившуюся на данный момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией «с разрешения» органов исполнительной власти.

Так, например, в Москве ГБУ «Ритуал» фактически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом руководителя указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, по мнению Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Правительству Москвы выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Кроме того, с 2015 года столичные власти перестали заключать с городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела договоры аренды помещений в моргах для оказания ритуальных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Ритуал», что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают эксперты.

Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему: «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование»

Это интересно:  Какие права имеет коллекторское агентство в 2020 году: все что вам нужно знать

Кроме того, необходимо подумать о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО «Верум» Владимир Горелов. Используемая сейчас форма статистической отчетности, по мнению эксперта, неэффективна, так как предполагает представление сведений за прошедший год и не позволяет оценить состояние рынка ритуальных услуг в данный момент.

Еще одно предложение к обсуждению – о возможности введения в России института ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.

Таким образом, можно предположить, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Стоит отметить, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так называемого нулевого чтения – до внесения его в Госдуму.

Содержание

Основные новшества проекта нового закона “О похоронном деле”

Разработан проект нового закона РФ «О похоронном деле», который заменит действующий закон 1996 г. Старый явно устарел и не отвечает реалиям жизни.

Новый ФЗ предусматривает:

  • учреждение федерального органа по вопросам похорон
  • разграничение полномочий и обязанностей в вопросе похорон между федеральными и региональными властями
  • разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги
  • ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами
  • пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов
  • создание реестров ритуальных служб и кладбищ

Учреждение надзорного органа в сфере похоронного обслуживания

Одна из важнейших частей закона – учреждение федерального надзорного органа, отвечающего за регулирование ритуальной сферы. На общегосударственном уровне будут утверждены нормативно-правовые акты и стандарты качества ритуальных услуг.

Будет уточнен порядок захоронения граждан с заслугами перед страной, похороны которых организуются за государственный счет и четко прописан перечень заслуг, которые дают право умершему быть похороненным на Федеральном военном мемориальном кладбище (ФВМК).

Утверждение полномочий и обязанностей региональных властей в вопросе похорон

Местные власти будут регулировать похоронное дело на своих территориях. Местные законы, акты будут неукоснительно соответствовать общероссийскому закону и не могут вступать с ним в противоречие. В задачи региональных властей будет входить:

  • утверждение типовую форму договора об оказании ритуальных услуг
  • утверждение порядка предоставления мест на кладбищах и расчет платы за эти места
  • обеспечение организацию похорон по гарантированному перечню услуг
  • уточнение перечень погребальных предметов для социальных похорон
  • создание и обслуживание кладбищ и крематориев

Разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги

Сейчас эти услуги переплетены. Зачастую в медучреждениях действуют ритуальные службы, врачи оказывают платные услуги по подготовке тела к похоронам в моргах, похоронные службы организуют отпевания. Во избежание злоупотреблений и для защиты прав потребителей эти сферы будут разграничены.

Выставку и продажу ритуальной продукции в медучреждениях планируется запретить. Также похоронным службам запретят размещать пункты обслуживания в моргах и больницах.

Предполагается, что под запрет попадут платные услуги моргов – бальзамирование, омовение и косметическая подготовка покойного к похоронам.

Ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами

Помимо запрета на оказание ритуальных услуг для медицинских учреждения и религиозных услуг для похоронных служб, новый закон предполагает ужесточить контроль над работой этих организаций.

Работникам медицинских служб будет строго запрещено разглашать информацию об умершем или его родственниках. Таким образом законодатели рассчитывают пресечь практику, когда сотрудники морга продают информацию о смерти и контактную информацию родственников покойного. Эти нарушения будут рассматриваться как административные правонарушения.

Для похоронных служб будет введено обязательное лицензирование. Ритуальные услуги смогут оказывать только компании, заключившие договор с местными властями. Для заключения договора им необходимо соответствовать сформулированным требованиям по имуществу и квалификации персонала. При заключении договора похоронное бюро обяжут указывать перечень услуг и реальные расценки на них. Компании, которые недобросовестно выполняют свои обязательства и некачественно оказывают ритуальные услуги, можно будет привлечь к административной ответственности.

Пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов

Социальные похороны для пенсионеров, безработных, ветеранов ВОВ и других льготных категорий пересмотрят. Сейчас социальные (безвозмездные) похороны организуются либо городскими похоронными службами, либо госструктурами, а услуги и товары предоставляются по гарантированному перечню, который не включает такие необходимые предметы и услуги, как крест или надгробие на могилу, работу носильщиков, доставку провожающих в последний путь с кладбища.

В новом законе перечень будет дополнен, чтобы родственникам покойных не было нужно доплачивать. А для самих товаров и услуг утвердят стандарт качества.

Реестр похоронных служб и кладбищ

В законопроекте предусматривается создание реестров похоронных служб, кладбищ и захоронений.

Реестр уполномоченных служб по вопросам похоронного дела поможет потребителям быстро найти и выбрать качественное, проверенное ритуальное агентство с хорошей репутацией и отзывами.

Реестр недобросовестных организаций отразит компании, нарушающие правила, нормы и стандарты работы или вовсе лишённых права работать на рынке.

Должен появиться реестр мест захоронения и кладбищ. Он уменьшит число безымянных могил и упростит поиск захоронений.

«Нужно понимать, что данные о многих захоронениях просто утеряны, в том числе во время войны. К примеру, в Санкт-Петербурге данные о захоронениях хранились в архиве, который был разрушен бомбежками. Страна пережила революцию, войну, когда было не до архивов, людей хоронили во рвах, в братских могилах», — говорится в сопроводительной записке к проекту ФЗ.

Потенциал для наведения порядка в похоронной сфере – систематизация сведений о кладбищах и расположении могил на них, огромный. И все равно стоит признать, что большой массив информации утерян безвозвратно.

Возможно, вам будет интересно:

Принятие нового закона о похоронном деле коренным образом изменит ситуацию на рынке ритуальных услуг

Это также даст возможность реализации в отрасли задач, поставленных Указом Президента РФ[1] и «Дорожной картой» по развитию конкуренции, утвержденной Правительством Российской Федерации[2]

Об этом заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Юлия Ермакова сообщила на XIX международно-практической конференции «Современные подходы к управлению похоронным делом».

Она рассказала, что действующий в настоящее время Закон «О погребении и похоронном деле», принятый в 1996 году, давно перестал соответствовать тенденциям современного развития экономики. Закон устанавливает особый статус специализированных служб (как правило, это унитарные ГУПы и МУПы «Ритуал»), создаваемых органами местного самоуправления. Несмотря на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который еще в 2008 году определил, что Закон о погребении не исключает возможности выполнения этой деятельности другими коммерческими организациями, многие органы местного самоуправления рассматривают унитарные предприятия в качестве единственных поставщиков ритуальных услуг, создавая барьеры входа на рынок другим участникам.

Это интересно:  Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель..""

«Выбор поставщика услуг по содержанию кладбища многими муниципалитетами осуществляется также не на конкурентной основе, в обход Закона 44-ФЗ. Кроме того, зачастую это то же лицо, которое занимается оказанием ритуальных услуг, – пояснила представитель ФАС России. – Поскольку содержание кладбища включает в себя охрану его территории, остальные участники рынка не допускаются на кладбище, либо вынуждены платить за въезд на территорию кладбища сборы, которые в итоге включаются в стоимость услуг и ложатся на плечи потребителей».

Мероприятие по разработке нового Закона о похоронном деле, который должен быть направлен на развитие и поддержание здоровой конкурентной среды в отрасли, включено в «Дорожную карту» по развитию конкуренции, утвержденную Правительством РФ.

Юлия Ермакова также отметила, что Указом Президента органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

«Работа над законопроектом велась несколько лет. Основные предложения ФАС России, касающиеся устранения монопольного положения специализированных служб, исключения избыточных полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им устанавливать административные барьеры, разделения разных товарных рынков, установления запрета на навязывание ритуальными агентами услуг родственникам умерших и многие другие учтены в тексте законопроекта», – сообщила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Юлия Ермакова.

В документе также прописаны четкие и прозрачные требования к участникам рынка, порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления, введен запрет на выполнение лицами, оказывающими услуги по содержанию кладбищ, ритуальных услуг. Законопроект также предусматривает запрет на оказание медицинскими работниками ритуальных услуг, отсутствие которого в настоящее время приводит к отказу выдачи тел умерших без оплаты родственниками всего комплекса услуг.

«В настоящее время общая цель и регуляторов, и участников рынка – итоговая доработка проекта закона о похоронном деле для создания на законодательном уровне прозрачных, справедливых и равных для всех условий входа на рынок ритуальных услуг и условий хозяйствования на этом рынке», – подчеркнула спикер.

[1] Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”

[2] План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на 2018–2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. No 1697-р

8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи:

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Описание закона

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона:

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов:

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено «и федеральных государственных органов». В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов».

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу:

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей.

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей.

Как получить пособие на погребение?

Для оформления пособия следует обратиться:

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.
Это интересно:  Закон о опеке и попечительстве 2020

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по ссылке.

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по ссылке.

Городская служба
по вопросам похоронного дела Ритуал

Товары и услуги

Справочная информация

Поправки в законопроект о похоронном деле

Штрафы за продажу и покупку информации о смерти, реестр похоронных служб и всеобщая инвентаризация захоронений.

В феврале 2017 года появилась очередная редакция поправок в федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Законодатели отказались от таких резонансных нововведений, как частные кладбища и всеобщее лицензирование, зато предложили ряд других изменений.

Так, к поправкам, наиболее актуальным для заказчиков, относятся:

  • инвентаризация кладбищ и как следствие – обязательная выдача паспортов (удостоверений) на захоронение;
  • запрет на размещение ритуальных служб при моргах и больницах;
  • запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг;
  • обязательное заключение договора между ритуальной службой и заказчиком;
  • появление понятия «похоронный дом»;
  • создание реестра ритуальных служб;
  • появление понятия «прижизненный договор» (на ритуальные услуги);
  • введение штрафов за нарушение похоронного законодательства.

Инвентаризация кладбищ.

В соответствии с законопроектом, до 1 января 2023 года все кладбища России должны пройти инвентаризацию. Результатом инвентаризации станет создание реестра захоронений и выдача удостоверений с указанием лица, ответственного за захоронение.

Размещение ритуальных бюро при медицинских организациях

В законопроекте однозначно указано, что размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях запрещается. Помимо этого, запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.

Запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг

Должностным лицам, которые имеют доступ к информации о смерти, запрещено разглашать данную информацию (персональные данные), кроме как ближайшим родственникам и лицу, взявшему на себя ответственность по погребению. Им также запрещено предлагать ритуальные услуги, а также оказывать давление на родственников покойного с целью продажи ритуальных услуг или рекламы ритуальной службы.

Также запрещается покупка информации о смерти ритуальными службами. За данное нарушение ритуальные службы будут исключены из реестра ритуальных служб с потерей права осуществления своей деятельности. Об этом будет рассказано чуть ниже.

Договор на оказание услуг

В законопроекте указано, что каждая ритуальная служба должна работать с заказчиком исключительно на основе договора. Выдача квитанций и расписок не может заменить договор на оказание ритуальных услуг.

Договор на организацию похорон имеет фиксированную форму и должен содержать следующие сведения:

  • данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
  • реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
  • данные агента ритуального обслуживания;
  • данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
  • данные умершего;
  • виды ритуальных услуг;
  • цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
  • сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
  • дата приема заказа;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Реестр ритуальных служб

До 1 сентября 2020 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.

Если ритуальная служба нарушает похоронное законодательство, ей выносится предписание об устранении нарушений. В случае игнорирования предписания, ритуальная служба вычеркивается из реестра. Доказанные факты покупки информации о смерти также являются веским поводом к исключению похоронных служб из реестра.

Похоронный дом

Похоронный дом представляет собой ритуальный многофункциональный комплекс, который состоит из:

  • бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
  • диспетчерской службы;
  • останкохранилища (трупохранилища);
  • помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
  • ритуального зала.

Кроме того, в состав похоронного дома могут входить:

  • крематорий;
  • колумбарий;
  • помещение для проведения поминальной трапезы;
  • салон-магазин;
  • мастерская.

Прижизненный договор на ритуальные услуги

Законопроект вводит понятие прижизненного договора на ритуальные услуги. Это значит, что любой человек может заключить с ритуальной службой договор на организацию похорон до факта наступления смерти. Договор может быть заключен как для себя, так и для других лиц.

В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое сообщит ритуальной службе о наступлении смерти. Плата по договору является единовременной и фиксированной.

Важным условием заключение договора является то, что все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, должны иметь договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.

Штрафы за нарушение законодательства

Законопроект предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, включив в него следующие штрафы:

  • нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела: от 1000 до 5000 рублей — для граждан; для должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела: для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 ; для юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.
  • нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, ritual.ru, sputniksmi.ru, 210fz.ru, ritual.moscow.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector