Законодательство об усыновлении детей в России: положения основных правовых актов, актуальные нововведения

Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. 2 В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. 1

В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. 2

По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 3

Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет 4 .

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс о правах ребенка

Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

Право ребенка на защиту;

Право ребенка выражать свое мнение;

Право ребенка на имя, отчество и фамилию;

Имущественные права ребенка.

Рассмотрим эти права более подробно.

Право ребенка жить и воспитываться в семьеподразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54). 1

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55) 2 .

Основные положения закона об усыновления

Усыновление подразумевает процедуру устройства детей-сирот в полноценные семьи с целью создания максимально благоприятных для развития ребенка условий.

Процедура усыновления в России строго регламентирована законодательством. При этом, отельный закон об усыновлении детей в России отсутствует.

Порядок усыновления, а также другие моменты, связанные с данной процедурой, регламентируются несколькими законодательными документами.

Что нужно знать?

Создание максимально благоприятных условий для развития детей, которые лишились опеки родных родителей, является одной из приоритетных задач государства.

В усыновлении заинтересованы не только усыновители, которые хотят принять в свою семью ребенка на воспитание, а также государственные органы, на которых лежит ответственность за устройство детей в семьи.

Усыновление осуществляется исключительно на основании добровольного решения усыновителей. Вопросами усыновления занимаются органами опеки и попечительства. Далеко не во всех ситуациях возможно непосредственное усыновление ребенка.

Существуют также другие формы устройства детей в семьи, к которым можно отнести опекунство и попечительство.

После усыновления ребенок полностью переходит под опеку семьи усыновителя.

Между ним и усыновителем возникают взаимоотношения, которые регламентируются не законом «Об опеке и попечительстве», а Семейным кодексом России, что является одним из основных отличий усыновления перед опекунством.

Усыновить ребенка может, как семейная пара, так и отдельный человек, желающий самостоятельно воспитать ребенка. Приоритет при передаче детей усыновителям отдается семейным парам.

Требования

С целью защиты интересов ребенка законодательством установлены определенные требования к желающим взять ребенка на усыновление:

  • размер дохода усыновителя должен быть достаточным для воспитания ребенка;
  • усыновить ребенка может человек, в собственности которого находится достаточное для совместного проживания с ним количество жилплощади;
  • усыновитель должен быть совершеннолетним;
  • усыновить ребенка может только полностью дееспособный гражданин;
  • усыновитель должен не иметь судимости;
  • наличие расстройств психики делает усыновление невозможным.

Права и обязанности

К основным правам усыновителей можно отнести следующее:

  • если это не противоречит интересам ребенка, то усыновители имеют право распоряжаться имуществом, которое имеется в собственности усыновленного;
  • усыновитель может представлять интересы ребенка в государственных структурах и органах власти;
  • право на воспитание и уход за ребенком.

Обязанности усыновителя:

  • обеспечение ребенка максимально комфортными условиями для проживания;
  • забота об усыновленном, поддержка его умственного, морального и физического развития;
  • полное материальное содержание усыновленного ребенка;
  • совместное проживание.

Когда ребенок достигнет шестнадцатилетнего возраста, он сможет проживать отдельно от усыновителей.

Закон об усыновлении

Законодательное определение усыновления и основоположных принципов данной процедуры есть в статье 124 Семейного кодекса Российской Федерации.

Все вопросы, связанные с семьями и взаимоотношениями между родителями и детьми также регламентированы Семейным кодексом.

Законодательство гарантирует семьям, взявшим под опеку детей, материальную поддержку, размер которой в России один из самых больших в мире.

Иностранными гражданами

Законодательство Российской Федерации не исключает возможность усыновления ребенка иностранными гражданами.

По состоянию на 2018 год усыновление (удочерение) ребенка из России гражданами Соединенных Штатов Америки невозможно.

Процедура усыновления детей в такой ситуации требует легализации документов иностранцев на территории РФ. Только граждане РФ имеют приоритетное право на усыновление детей из России.

Каковы требования для усыновления ребенка из детского дома? Смотрите тут.

Порядок оформления

Порядок усыновления ребенка строго регламентирован законодательством РФ. Процедура усыновления начинается с выбора ребенка и подготовки достаточно большого пакета документов, которые подаются в органы опеки по месту проживания ребенка вместе с заполненным усыновителем заявлением.

Органы опеки только дают согласие на усыновление, после чего (в случае одобрения усыновления органами опеки) документы передаются в суд.

Сроки рассмотрения дела об усыновлении в суде не регламентированы, поскольку в процессе судебных заседаний суд должен тщательно изучить биографию усыновителя, а также определить соответствие процедуры усыновления интересам ребенка.

Через три дня после получения удовлетворения судебного иска можно подать документы в ЗАГС для получения свидетельства об усыновлении и внесения изменений в свидетельство о рождении ребенка.

В судебном заседании принимает участие сам усыновитель, а также прокурор и представитель органов опеки.

Если ребенку больше 10 лет, то суд учитывает его мнение при принятии решения.

Образец согласия ребенка старше 10 лет на усыновление здесь.

Необходимые документы

Суд и органы опеки и попечительства требуют от усыновителей следующие документы:

  • автобиография;
  • автобиография супруга усыновителя;
  • заверенная копия паспорта;
  • справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости и криминального преследования;
  • характеристика от работодателя (берется в отделе кадров на предприятии);
  • справка о состоянии здоровья (выдается по результатам прохождения медкомиссии);
  • документы, подтверждающие размер жилплощади;
  • заключение санитарно-эпидемиологической службы о пригодности состояния жилища усыновителя для проживания ребенка;
  • справка о размере доходов.

Образец автобиографии усыновителя тут,

образец характеристики тут.

Пакет документов, которые необходимы для усыновления ребенка, достаточно большой. О подготовке всех документов усыновителям стоит задуматься заранее.

Порядок составления заявления на усыновление регламентирован статьей 270 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. В данном заявлении усыновителям нужно попросить государственные органы рассмотреть возможность внесения изменений в актовые записи о рождении ребенка.

Образец заявления на усыновление ребенка тут.

О пособиях

Законодательство Российской Федерации гарантирует льготы и пособия всем семьям, взявшим детей на усыновление.

Пособия регламентируются законом 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Как написать заявление в суд на усыновление? Информация здесь.

Сколько платят за усыновление ребенка-инвалида? Подробности в этой статье.

Выплата ежемесячных пособий усыновителям непредусмотренная, но возможно оформление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

При этом, усыновителю будет выплачиваться 40 % от получаемой заработной платы. Фактически, усыновители имеют право на получение декретного отпуска.

В некоторых ситуациях, к примеру, при усыновлении ребенка семьей, в которой уже есть дети, усыновители получают право на материнский капитал.

На видео о процедуре усыновления

НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ

Автор приводит статистические данные Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ об устройстве детей-сирот в семьи российских граждан и иностранцев.

В работе отмечается, что в 2013 г. наблюдалось двухкратное увеличение количества детей-инвалидов, которых усыновили россияне, обусловленное усилением мер социальной поддержки семей, усыновляющих ребенка-инвалида.

Однако данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, правовые меры поддержки замещающих семей будут способствовать более полной реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, на семью.
Ключевые слова: усыновление, дети-сироты, органы опеки, семейное законодательство, семья.

Это интересно:  Значение и функции кода вида операции 21 в книге продаж

Усыновление как семейно-правовой институт за последние годы подвергся существенным изменениям. В настоящее время устройство российских детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, в том числе путем усыновления, регламентируется международными договорами, законами и подзаконными актами. В соответствии со ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [3]. В ст. 8.1 Европейской конвенции по усыновлению 1967 г. говорится о том, что усыновление производится, только если служит интересам или благу ребенка. Гаагская конвенция по межгосударственному усыновлению 1993 г. дополняет указание на интерес или благо ребенка правами детей, признанными международным правом.

Семейным кодексом РФ [14] установлена судебная процедура усыновления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства. Процедура усыновления (удочерения) ребенка регламентируется на основании гл. 19 Семейного кодекса РФ, гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и иных нормативных правовых актов [13].

Разъяснения некоторых вопросов, касающихся усыновления детей (в том числе усыновления иностранцами российских детей) содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

На протяжении последних лет в законодательство об усыновлении детей были внесены изменения и дополнения. Вместе с тем по-прежнему законодательно признается, что усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [7].

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

При этом в настоящее время дети могут быть переданы на усыновление российским гражданам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Ранее этот срок составлял 3, а затем 6 месяцев.

С 1 января 2013 г. запрещена передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории России деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США.
В связи с данным запретом, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [16], прекращено действие Соглашения между Россией и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Данным законом, получившим за рубежом название «Закон Димы Яковлева», запрещены передача российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность на территории Российской Федерации органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам США.
Денонсация в одностороннем порядке Российско-американского соглашения об усыновлении детей, как признает ряд исследователей, несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, является хотя и вынужденной, но с правовой точки зрения своевременной мерой, призванной защищать национальные интересы Российской Федерации [6].

В соответствии с Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13 по делам, по которым решения об усыновлении гражданами Соединенных Штатов Америки российских детей были вынесены судами до 1 января 2013 г. и вступили в законную силу (в том числе после 1 января 2013 г.), дети подлежат передаче усыновителям [8].

5 апреля 2013 г. изменилась мера административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Теперь она выражается не только в наложении административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей и на должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб., но и на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 5.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ) [2].
Кардинальным изменениям подверглась ст. 127 Семейного кодекса РФ о лицах, имеющих право быть усыновителями. Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, в 2011 и 2013 г. был дополнен за счет:

– лиц, не прошедших специальной психолого-педагогической и правовой подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

– лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Психолого-педагогическая и правовая подготовка потенциальных усыновителей осуществляется по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 [9].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Вместе с тем общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий – тренинга), включая итоговую аттестацию в форме собеседования.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в региональном бюджете.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, желающими усыновить российского ребенка, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают. Объем такой подготовки должен быть не менее, чем это предусмотрено соответствующими программами психолого-педагогической и правовой подготовки в России. При этом тематики подготовки в Российской Федерации и иностранном государстве должны соответствовать друг другу.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории России, потенциальные усыновители, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, такая подготовка осуществляется на территории Российской Федерации.
Министерством образования и науки РФ подготовлено письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей).

Особо следует отметить, что положение абз. 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № З86-ФЗ) предусматривает ограничения возможности усыновить ребенка лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Данную норму следует применять с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П [11].

В 2013 г. более гибкой стала формулировка положения ст. 128 Семейного кодекса РФ, касающегося разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Эта разница должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Хотя и ранее разница в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) не учитывалась судом.

Следует отметить, что законодательный запрет усыновлять детей лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отменен.

Принятое 14 февраля 2013 г. Постановление Правительства РФ № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» [12] направлено на совершенствование механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить) детей. Теперь органы опеки и попечительства обязаны через официальный сайт, а также средства массовой информации информировать граждан о возможности усыновить ребенка и о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены [5].

Сокращается количество документов, которые следует собирать гражданам, намеревающимся взять ребенка на воспитание, в ряде случаев увеличивается срок их действия. Теперь потенциальные усыновители освобождены от обязанности представлять справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Этот документ органы опеки запрашивают самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Это интересно:  Как продать земельный участок: процедура, порядок, оформление документов, минимизация рисков

Граждане, которые собираются взять ребенка на воспитание в свою семью, обязаны в соответствии с действующим законодательством представить документ о состоянии здоровья. Медицинское заключение, выдаваемое лечебно-профилактическим учреждением, теперь будет действовать в течение полугода, а не трех месяцев, как ранее, поскольку этого срока не всегда хватало на выполнение необходимых процедур по передаче ребенка на воспитание в семью. Упрощается и процедура постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

Перечисленные меры будут способствовать созданию условий для увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи российских граждан.

Как подчеркнул министр образования и науки Д.В. Ливанов на пресс-конференции 26 февраля 2014 г., в 2013 г. в России в два раза увеличилось количество детей-инвалидов, которых усыновили россияне [1]. За 2013 г. количество детей в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 12,5 тыс. человек. С одной стороны, стали выявлять меньше сирот, лучше работает профилактика сиротства, а с другой стороны, стали больше усыновлять детей.

В 2013 г. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, согласно которым семьи, усыновляющие ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет, а также нескольких братьев и сестер, получают 100 тыс. рублей.

Данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. Российским обществом социологов по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [10], свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей. Только 16 % россиян хотели бы принять в свою семью ребенка-сироту, причем из них 13,6 % готовы сделать это в ближайший год. Большая часть россиян считает, что низкие и непостоянные доходы, а также плохие жилищные условия и неуверенность в поддержке государства не позволяют им взять на воспитание чужого ребенка.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 3 (24)

Проблемы и пути совершенствования правового регулирования тайны усыновления по законодательству Российской Федерации (Садеева Г.М.)

Дата размещения статьи: 21.06.2015

Нахождение лица в состоянии постоянной необходимости сохранения тайны усыновления может негативно сказаться на взаимоотношениях между ребенком и его усыновителями — из-за страха, что ребенок вдруг догадается или узнает. Поэтому вопрос о сохранении тайны усыновления должен разрешаться в соответствии со сложившимися обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости применения мероприятий, направленных на обеспечение сохранения тайны усыновления.

1.1 Развитие правового института усыновления и законодательства, его регулирующего

Усыновление известно с древнейших времен и насчитывает многовековую историю его существования и развития.

Впервые упоминание об усыновлении в законодательстве встречается в Законах Хаммурапи, царя Вавилона: «Если человек усыновит малолетнего, находящегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду». [47. С. 20].

Также об усыновлении упоминается в Законах Ману: «Кому природа не дала сына, может усыновить себе постороннего с тем, чтобы не прекращались могильные жертвы».

Таким образом, в древности усыновление преследовало цели, направленные на продолжение рода, получение наследства и оставление его в семье, обеспечение дополнительной рабочей силы в семье.

Наиболее полно усыновление как институт права оформилось в Древнем Риме, где оно являлось важным национальным и религиозным учреждением. «Религиозное начало, лежащее в основании древней семьи, требовало непременного поддержания домашней святыни и непрерывного ей служения».

На Руси усыновление, как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось еще во времена язычества, то есть было известно с древнейших времен. Основной его целью являлось приобретение наследника, который поминал бы души бездетных супругов, так как в языческие времена забота о душах усопших возлагалась на их детей. Процедуры усыновления были различными, регламентировались обычаями, и представляли собой:

— обряд фиктивного рождения, в котором мог участвовать и мужчина, если он усыновлял ребенка;

— женитьбу на вдове брата;

— фактический прием усыновляемого в дом;

— особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

С принятием на Руси христианства к нам из византийского права перешла юридическая идея усыновления, которое стало носить религиозный характер, а дела об усыновлении находились в ведении церкви. Для силы усыновления требовалось утверждение акта его епархиальным архиереем, и проводился специальный церковный обряд сынотворения. [13 С.137]. При этом усыновленный приобретал права сына, в том числе и наследственные.

Долгое время правила об усыновлении не подвергались изменениям, хотя специальных законов о нем не было. Однако по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях появилось важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. [31 С.35].

В период царствования Петра I также не уделялось специального внимания усыновлению. В его Указе от 23 марта 1714 года «О единонаследии» и Инструкции о магистратах 1724 года об усыновлении упоминалось лишь косвенно в связи с передачей наследникам имущества наследодателя.

Первые нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие отношения усыновления, были приняты в России лишь при императоре Александре I. И с октября 1803 года был принят Указ, который позволил бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба и оставлении им после смерти в наследство недвижимого имущества». [30 С.385].

В развитие положений Указа от 11 октября 1803г., в дальнейшем было принято несколько указов регламентирующих усыновление. Так, Указ от 16 ноября 1817 года предоставлял усыновителям право усыновлять нескольких лиц с присовокуплением своего имени, фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был бы обойден ближайший наследник, который по закону мог иметь преимущественное право перед другим на получение недвижимого имущества. В 1935г. был издан Указ, устанавливающий особые правила усыновления купцами, которыми запрещалось усыновление тем, кто имеет родных детей.

Развитие нормативной базы об усыновлении нашло свое закрепление в томе X Ч.1 «Законов гражданских» Свода Законов Российской империи.

Все нормативно-правовые акты того времени неукоснительно соблюдали принцип сословности при усыновлении дворянами, купцами, податными сословиями, нижними воинскими чинами и т.д.

Законом от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных» были установлены единые правила и форма усыновления, определены его условия и последствия. Данный закон установил общий судебный порядок усыновления. Для всех сословий, за исключением крестьян и мещан, для которых сохранялись прежние правила, усыновление производилось окружными судами, а где их не было судебными местами. При этом процедура усыновления не отличалась простотой и различалась в зависимости от сословия усыновителя.

Так для дворян она включала в себя несколько этапов: составление акта об усыновлении у нотариуса; представление этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя; утверждение этого акта судебной палатой.

Помимо сословных ограничений и различий, Свод законов гражданских (далее С.З.Г) устанавливал ряд запретов и препятствий для усыновления.

Несмотря на то, что усыновление разрешалось лицам всех состояний, без различий пола (ст. 145 С.З.Г.), фактически, как отмечали юристы того времени, женщины практически никогда не могли быть усыновителями из-за их неравноправного положения в семье.

Усыновителю необходимо иметь общую правоспособность, а также возраст не менее 30 лет и разницу в возрасте с усыновляемым не менее чем 18 лет (ст. 146 С.З.Г.). «В этих требованиях относительно возраста сказывается то же желание, как и в римском праве — подражать природе». Только с принятием 3 июня 1902 года Закона «Об улучшении положения незаконнорожденных детей» для усыновления своих внебрачных детей были установлены менее строгие правила. Усыновитель мог быть моложе 30 лет, и была не обязательна 18-ти летняя разница в возрасте. Усыновителями не могли быть лишенные всех прав состояния, сумасшедшие и безумные, глухонемые и немые, лица, состоящие под опекой. До принятия Закона «О детях усыновленных и узаконенных» запрещалось усыновлять своих незаконнорожденных детей, но этим актом такое право было предоставлено и распространялось на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию.

Иностранцы могли усыновлять подкидышей и не помнящих родства, но только с условием, что усыновленные сохраняли российское подданство и воспитывались в православной вере (ст. 163 С.З.Г.).

При этом усыновленным могло быть всякое лицо, без различий пола и возраста. Усыновлять было можно своих воспитанников, приемышей, родственников и чужих детей (ст. 145 С.З.Г.). При этом лица, достигшие 14 лет, должны были дать свое согласие на усыновление, все приемыши должны иметь согласие родителей на усыновление, а состоящие под опекой — согласие опекуна (ст. 149 С.З.Г.).

Порядок совершения усыновления заключался в оформлении воли его участников: усыновить и усыновиться. При этом воля с материальной стороны должна иметь совершенно решительный характер. Не допускалось усыновление ни под условием, ни на срок. [32 С.258]. Учитывая необходимость наличия встречного волеизъявления на усыновление, оно рассматривалось дореволюционными учеными как договор между усыновителем и приемным ребенком (или его законным представителем), действительный в силу судебного утверждения.

Таким образом, судебное усыновление производилось в порядке охранительного производства, в рамках которого рассматривались также дела об узаконении детей, об удостоверении в безвестном отсутствии, о выкупе родовых имуществ и др. Понятие «охранительное производство» просуществовало в российском гражданском судопроизводстве до 1923г., а затем стало называться «особым».

Как справедливо отмечалось известным русским ученым в области семейного права А.И. Загоровским, российское законодательство предписывает суду проводить только формальную проверку соблюдения условий усыновления, не касаясь, подобно римскому праву и романским законам, проверки материальной — нравственной годности усыновителя и полезности усыновления для усыновляемого, о чем следует пожалеть: усыновление может быть иногда источником невыгоды усыновляемого, а не благовидных расчетов усыновителя.

Это интересно:  Как расшифровывается КАСКО и какие страховые случаи покрывает

Последствия усыновления затрагивали права и обязанности нескольких лиц: усыновленного, усыновителя и родственников того и другого, а само усыновление влекло за собой прекращение родительской власти у кровных родителей усыновленного ребенка и приобретение ее усыновителем.

Право на приобретение фамильного имени усыновителя. При этом такая передача была возможна только по желанию усыновителя и не допускалась, если усыновленный пользуется большими правами состояния, чем усыновитель. Кроме того, как отмечалось ранее, передача усыновленным фамилий, потомственными дворянами допускалась только с Высочайшего разрешения (т.е. с разрешения императора) (ст. 152 С.З.Г.).

Право на получение наследства после смерти усыновителя на правах законных детей и наряду с ними, если они родились после усыновления (ст. 156, 1105, 1112 С.З.Г.). Однако здесь необходимо отметить, что имущество усыновителя, прежде всего дворян, различалось на родовое и благоприобретенное. Первое имело наследственную преемственность исключительно среди кровных родственников, и усыновленным не наследовалось. Второе же наследовалось им на правах родных детей усыновителя. Наследственные права усыновленного после усыновителя имели личный характер и на его потомство и прочих родственников не распространялись.

Усыновитель, в свою очередь, приобретал родительскую власть над усыновленным. Так он имел право на получение содержания от усыновленного (ст.156-1, 194 С.З.Г.) и мог наследовать благоприобретенное им имущество (ст.156-5, 1141, 1142 С.З.Г.). Вместе с тем, действие усыновления не распространялось на родственников усыновителя.

Таким образом, в результате усыновления возникали отношения только приближенные к родительским, что не дает нам оснований говорить о полном правовом равенстве усыновленного с законнорожденным ребенком усыновителя.

Подводя итог анализу дореволюционного законодательства об усыновлении можно сделать вывод, что оно применялось, прежде всего, для охраны имущественных интересов усыновителя: передача наследства и фамильного имени, приобретение дополнительных рабочих рук, желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции законодательство царской России было существенно изменено, включая и нормы об усыновлении.

Таким образом, первый семейный закон Советской России не предусматривал юридической возможности усыновления, хотя на практике имели случаи фактического усыновления, которое не порождало никаких прав и обязанностей для усыновителя и усыновленного.

Причины отказа от усыновления лежали в экономической, имущественной плоскости. Во-первых, отпала необходимость в передаче имущества от усыновителя к усыновленному по наследству, так как по Декрету «Об отмене наследования» от 1 мая 1918г. перестал существовать институт наследования.

Во-вторых, власть «опасалась эксплуатации малолетних, которые под покровом мнимого усыновления попадали бы в даровые рабочие, не защищенные ни трудовыми законами, ни трудовым надзором».

Однако необходимость в усыновлении не исчезла, а стала еще более настоятельной и вызванной как по экономическим, так и социальным причинам: «во-первых, потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника; и во-вторых, ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью». [32 С.260]. Первым шагом на пути узаконения усыновления стал предусмотренный Земельным кодексом 1922г, институт примачества, который в определенной степени мог решить проблемы крестьян в рабочей силе, но существенно отличался от усыновления. «Основу примачества составил договор между совершеннолетним примаком и крестьянским двором с целью сугубо трудовой. А при усыновлении труд не имеет никакого значения. Усыновить можно только малолетнего и несовершеннолетнего, а примачество возможно в отношении взрослого человека. Усыновляемый наследует личное имущество усыновителя, а примак не имеет этого права».

Кроме того, институт примачества не мог спасти от бродяжничества огромное количество осиротевших и бездомных детей, а тем более заменить им родителей. Проблему беспризорности пытались разрешить с помощью опеки, но она часто не устраивала опекуна, так как сохранялась юридическая связь между ребенком и его родителями.

Таким образом, необходимость в возрождении института усыновления стала очевидной, что привело к принятию Декрета ВНИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная усыновлению. В этой главе допускалось усыновление в отношении малолетних и несовершеннолетних детей и исключительно в их интересах.

19 ноября 1926 года был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке (далее — КЗоБСО), который вступал в силу с 1 января 1927 года вместо КЗАГС 1918 года. Новый кодекс содержал специальную главу «Усыновление», состоящую из 11 статей (57-67), включая положения о целях и условиях усыновления, запрете на усыновление, процедуре усыновления.

Усыновление допускалось только в отношении несовершеннолетних детей и рассматривалось как мера, направленная на обеспечение интересов малолетних и несовершеннолетних детей-сирот и детей, родители которых не способны обеспечить им надлежащее воспитание.

Оно могло иметь место только с согласия родителей ребенка, не лишенных родительских прав, либо опекунов или попечителей. Требовалось также получить согласие на усыновление от ребенка, достигшего 10 лет, и супруга усыновителя, если он состоял в браке.

Запрещалось усыновление лицам, лишенным родительским прав в судебном порядке, лицам, лишенным избирательных прав, лицам, интересы которых противоположны интересам подлежащих опеке или попечительству, а равно лицам, находящимся во враждебных отношениях с ними, и несовершеннолетним.

Таким образом, несмотря на то, что в отличие от дореволюционного законодательства прямо провозглашается цель усыновления, направленная на защиту интересов ребенка, оно само в определенной степени сохраняет принцип сословности, так как лицами, лишенными избирательных прав и не допускавшимися к усыновлению, являлись классовые враги, в частности кулаки, нэпманы, бывшие дворяне и др.

По мере накопления опыта усыновления становились очевидными некоторые проблемы, в частности, необходимость получения согласия родителей на усыновление, которое зачастую являлось непреодолимым препятствием для усыновления и не было в интересах ребенка. Поэтому циркуляром Наркомпроса РСФСР 1934г. стало разрешаться усыновление без согласия родителей, если более года не было известно их местопребывания, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании ребенка.

Важным фактором, повлекшим за собой изменения в законодательстве об усыновлении, стала Великая Отечественная война. «Усыновление детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью, приняло массовый характер безотносительно к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого». Учитывая массовость усыновлений, а также несовершенство законодательства о нем, 8 сентября 1943 года издается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», а также ряд подзаконных нормативно-правовых актов, в частности. Постановление СНК СССР №75 от 23 января 1942г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». [31 С.43], Инструкция СНК РСФСР №325 от 8 апреля 1943г. «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» и др.

Дальнейшее совершенствование законодательства об усыновлении, и соответственно, развитие этого правового института имело место с принятием в 1968 году Основ законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик, и 30 июля 1969 года Кодекса о браке и семье РСФСР (далее КоБС).

Коренные преобразования, произошедшие в экономике, политике, идеологии, социальной жизни России в начале 90-х годов XX века, повлекли за собой и изменение правовых норм, в том числе и семейного законодательства. 8 декабря 1995 года был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 года и содержит существенные изменения по сравнению с прежним КоБС РСФСР, в том числе и в вопросах усыновления.

Нововведения Семейного кодекса РФ по сравнению с КоБС РСФСР затрагивают вопросы выявления детей, оставшихся без попечения родителей, повышают требования, которые предъявляются к будущим усыновителям, устанавливают судебный порядок усыновления и недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей. Усыновление при этом рассматривается не как форма воспитания, а как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (Семейный кодекс РФ). С постатейным приложением нормативных актов и документов.

Помимо СК, нормы об усыновлении закреплены в большом количестве федеральных законодательных и подзаконных актов. К их числу, в частности, можно отнести Гражданский процессуальный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2003 года; Федеральный закон от 21 августа 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей); Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»; Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни, и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Таким образом, институт усыновления претерпел существенные изменения, что связано, прежде всего, с эволюцией самого общества и государства. Анализируя этапы развития законодательства об усыновлении, мы видим, как определенные исторические события влияли на нормы об усыновлении, а также природу правовых отношений, порождаемых им, что свидетельствует о тесной связи усыновления как правового и социального института.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, nam-pokursu.ru, zakoniros.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, pravo.bobrodobro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector