ЖКХ: что это такое, расшифровка аббревиатуры, все о сфере жилищно-коммунального хозяйства в РФ, структура, стандарты, виды управляющих компаний

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

Содержание

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ – что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации – электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов – еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ инженерных коммуникаций знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои актуальные проблемы. Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

  1. Многолетнее занижение МО уровней платежей населения в комплексе с бюджетной неплатежеспособностью. Оно выразилось в несоответствии установленных нормативов относительно затрат на ремонт и содержание жилфонда и инженерной инфраструктуры и региональных величин при формировании бюджета.
  2. Секвестирование и невозмещение средств, выделенных в конце 90-х гг. на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ .
  3. Хронически увеличивающиеся неплатежи за фактическое потребление в период корректировки цен.
  4. Очень медленный темп установки приборов для учета воды и теплоэнергии, сдерживаемый исполнительными структурами МО и учрежденными ими организациями, монопольно предоставляющими услуги.
  5. Несовершенство тарифной схемы, систематическое изменение цен на топливно-энергетические ресурсы.
  6. Высокий уровень дебиторской задолженности за потребленные услуги организациями, получающими финансирование из бюджетов.
  7. Отсутствие в МО договорно-экономического взаимодействия с обслуживающими учреждениями на основе муниципальных заказов в соответствии с 72 и 71 статьями БК.

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:

  1. Обеспечение населению условий жизни, соответствующих стандартам качества.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций и, соответственно, тарифов. При этом качество предоставляемых услуг должно оставаться высоким.
  3. Переход всей отрасли на самоокупаемость.

Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
  6. Повышение тарифов до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. Предприятие жилищно-коммунального хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, – к рациональному использованию ресурсов. Оплата услуг сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: индексы цен, определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.
Это интересно:  Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. N А33-3364/2010

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:

  1. Высок процент износа основных фондов (50-70 %).
  2. Достаточно медленно идет коммерциализация.
  3. Финансовое состояние организаций ЖКХ сегодня не соответствует требованиям экономики.
  4. Наличие высокой кредиторской и дебиторской задолженности.
  5. Отсутствие частных инвестиций.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

Управляющая компания ЖКХ — функции и задачи

Управляющая компания – это организация, которая занимается “ведением дел”. Если быть точнее, то производит: обслуживание, ремонт, организацию оплаты за тепло и свет, а также проводит проверки. Может «заниматься» одним или несколькими жилыми домами, все зависит от уровня престижности компании. Причем с недавнего времени предприятия ЖКХ должны быть официально лицензированы, в обязательном порядке. УК содержит структуру, которая зависит от того, насколько крупно предприятие. По законодательству они должны соблюдать перечень обязанностей, а также выполнять некоторые предписания.

Обязанности УК по законодательству

Управляющая компания ЖКХ имеет некоторые права и обязанности, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Те, обязанности в доме, которые на себя возьмет та или иная управляющая организация при заключении договора, будут в нем прописаны. В таком случае договор может содержать следующие виды обязанностей:

  • Проведение подготовки дома к новому сезону, будь то зима или лето.
  • Коммунальные услуги, их тарификация, ремонт или замена систем водоснабжения: труб, счетчиков, а также систем электросетей.
  • Как капитальный, так и косметический сезонный ремонт.
  • Уборка дворовых территорий, подъездов, лифтов, поддержание чистоты.
  • Организация проведения других ремонтных работ, связанных с установленным в доме оборудованием, к примеру, лифтовым (если оно установлено и ремонтируется за счет собственников, предыдущей УК или строительной компании)
  • Оформление справок для собственников жилья, предоставление полной отчетности, а также выставление счетов согласно тарификации за коммунальные услуги.

Помимо этого, устанавливается и стоимость оказания услуг со стороны компании. Все это обговаривается на общедомовом собрании собственников и жильцов.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Или звоните нам по телефону (круглосуточно).

Это быстро и бесплатно!

Типы управляющих компаний

Жилищным компаниям можно заниматься частью услуг, которые были описаны выше, все зависит от требований жильцов и возможностей организации, таким образом эти управляющие компании в сфере ЖКХ можно разделить на типы:

  • Поставляющая все услуги и являющаяся посредником с обеспечивающими ресурсами организациями.
  • Являющаяся посредником, который находит исполнителей для всех необходимых услуг.
  • Организации по управлению дворовыми территориями, гаражами и помещениями, не предназначенными для жилья.

Обязанности управляющей компании

О том, какие обязанности есть у управляющих компаний в сфере ЖКХ было рассказано выше. Но чем же имеет право заниматься такая организация помимо своих основных обязанностей?

Все услуги, которые компания готова предоставлять и их расценки обычно озвучиваются на общедомовых собраниях, а жители, в свою очередь, решают нужно ли им это. Когда владельцы квартир определяются с выбором, то составляется договор с собственниками, на основании которого и ведется предоставление услуг. Дополнительно управляющие организации могут заниматься, к примеру, вывозом крупногабаритного мусора несколько раз в месяц.

Оформление договора с собственниками

При оформлении договора управляющая компания в сфере ЖКХ должна указать со своей стороны:

  • Перечень всех услуг, которые она будет предоставлять конкретному дому.
  • Информация об обязательствах сторон, прав и отношений.
  • Информация о доме (или другом объекте), причем должна указываться подробно.

Помимо этого, договор содержит информацию об:

  • Отчетах.
  • Правилах использования помещений типа: чердаков, подвалов и других нежилых помещений.

Договор может меняться при условии, что поступает запрос от собственников. Изменения могут быть связанны с любыми пунктами договоров.

Ответственность УК по законодательству

Есть несколько уровней государственных органов, совокупность которых контролирует работу управляющих компаний в сфере ЖКХ. Для этого устраиваются проверки, связанные с выявлением качества выполнения работ, как со стороны управления дома, так и из местного (муниципального) уровня. Делается это с целью выявления недочетов в работе и их устранения. Когда происходит проверка со стороны государственных органов, то они проверяют все от стоимости коммунальных услуг, до их качества и так далее.

В случае, когда организация не выполняет свои обязательства, отказывается это делать, то происходит урегулирование конфликта за счет наложения на нее административного штрафа, так как это считается нарушением по КОАП РФ, статьей 7.22 он должен составлять 40 – 50 тысяч рублей. К тому же помимо штрафа статья предусматривает приостановление деятельности компании на срок до 90 дней.

Если возникают нарушения санитарных требований жилых помещений и организация никак на это не реагирует, то сразу же можно обращаться в суд. В таком случае на организацию также накладывается штраф в 10 – 20 тысяч рублей. Это выгодно для жильцов тем, что в следующий раз управляющие будут более серьезно относиться к просьбам собственников.

Лицензия у УК

Жилищные хозяйства по ФЗ № 255 обязаны получать лицензию на работу. В противном случае организацию невозможно будет зарегистрировать. На этих основаниях можно утверждать, что каждая управляющая организация имеет лицензию, которую можно получить у:

  • Органа надзора за ЖКХ.
  • Комиссии по лицензированию ЖКХ.

А для ее оформления, нужен целый перечень бумаг:

  • Свидетельство об открытии ИП или ООО.
  • Налоговые документы учета.
  • Справка от ЕГРЮЛ.
  • Назначение директора и сертификаты о возможности работать на этой должности.

И это далеко не полный перечень, необходимы еще другие документы. Информацию о лицензии можно получить по названию управляющей компании или адресу дома, к которой она привязана. Сделать это можно на сайте госуслуг.

Что такое ЖКХ? Жилищно-коммунальное хозяйство: услуги, тарифы, реформа

Что такое ЖКХ? В обычной жизни мы привыкли к этой аббревиатуре. Расшифровывается как «жилищно-коммунальное хозяйство». Это несколько отраслей экономики, деятельность которых направлена на безопасное функционирование зданий и придомовых территорий.

Кризис и необходимость реформ в ЖКХ

Проблема ЖКХ тянется уже многие годы, модернизация ее структуры – основная задача государства. Подошло то время, когда можно сказать, что дома в России сильно износились, большинство из них нужно сносить.

По всему инженерному оборудованию в домах идет износ порядка 75 %, сети изношены на 65 %. Котлы, которые уже должны быть давно списаны, составляют 32%. При этом неэкономно используется топливо и постоянно нагревается окружающая среда. Потери тепла достигают 60%, норма по всем документам не должна превышать 16% порога. В связи с износом увеличивается и количество аварий. За последние 15 лет оно выросло почти в 8 раз.

В России есть и перечень критических районов и областей, где аварии на теплосетях возможны в любое время. К ним отнесли Якутию, Карелию, Камчатку, как ни странно, Ленинградская область тоже входит в этот список.

Необходимо отработать систему управления отраслью, но до сих пор ни на федеральном, ни на региональном уровнях эта проблема не решена. Слаженно работающая система в сфере ЖКХ существует только в 35% из всех муниципальных образований РФ.

Не работает в этой сфере и закон о закупках, не осуществляется конкурсный отбор организаций, которые предоставляют потребителям жилищно-коммунальные услуги. Можно сказать, что закон о закупках никак не повлиял на улучшение качества услуг и сокращения издержек в коммунальной сфере. Всего 15% работ выполняются по конкурсным договорам подряда. Например, в Нижегородской области в 16% всех муниципальных образований проводились конкурсы за последние 2 года. Во многих субъектах России они не проводятся и вовсе.

Перестала проводиться работа по созданию ТСЖ (товариществ собственников жилья). В России их доля очень мала, в основном это собственники новых домов или закрытых таунхаусов. Обслуживаемая ими площадь составляет 1,5% от всего жилищного фонда Российской Федерации. Из-за отсутствия ТСЖ невозможно эффективно влиять на качество услуг и их стоимость.

Не работает система, по которой все работники берутся по договорам найма. На данный момент всего 38% работников заняты как исполнители по договорам найма.

На данный момент не существует условий для обеспечения финансовой устойчивости всей жилищно-коммунальной системы.

В связи с постоянно нарастающей задолженностью по ЖКХ частных лиц и предприятий, недофинансирование отрасли в этом году составило более 50 млрд руб.

Средств на возмещение затрат жилищно-коммунального хозяйства не хватает, и они не решают проблему убыточности. Около 70% предприятий ЖКХ показывают значительный отрицательный финансовый результат, в связи с чем инвесторы не хотят вкладывать средства в эту отрасль.

Переход на новую систему оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта только усугубляет ситуацию, предприятия становятся еще убыточнее.

Формирование тарифов на услуги

Что такое ЖКХ в плане тарификации?

Итак, уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги растет, подводя расчеты под новые стандарты, но при этом не учитывается платежеспособность граждан.

Полностью отсутствует контроль над тарифами на жилищно-коммунальные услуги в разных субъектах РФ, вследствие этого задолженность по ЖКХ растет.

Местное самоуправление на свое усмотрение устанавливает размеры ставок и тарифов, при этом зачастую они под собой не имеют никакого экономического обоснования.

Это интересно:  Как вернуть деньги за пылесос Кирби (KIRBY)? Судебная практика

Кроме того, нет согласованности между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по уровню тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, поэтому нет компенсации убытков, которые несут предприятия жилищно-коммунального хозяйства (расшифровка ЖКХ). Даже если органы местного самоуправления увеличат в течение года цены и тарифы из бюджета регионального уровня, они все равно не получат эти деньги, чтобы покрыть потери.

ЖКХ — разорительная отрасль

Денежные средства, предусмотренные по программе господдержки жилищно-коммунального сегмента экономики, часто используются на другие цели. Так что такое ЖКХ для госаппарата?

Отрасль в целом крайне разорительна для бюджета государства. Она полностью дотационная, расходы превышают все дотации на оборону и правоохранительные органы. Система устроена так, что предприятия не предупреждают возникновения опасности, а уже работают непосредственно на устранении аварий и на спасательных работах. В стране большая часть населения являются льготниками по оплате жилищно-коммунальных услуг, соответственно, они не учитываются в доходной части, т. е. приносят убытки отрасли.

История реформы ЖКХ берет свое начало с 1992 года.

Цель: ЖКХ (расшифровка — «жилищно-коммунальное хозяйство») должно само себя окупать к 1997 году. Этого не случилось, срок продлили до 2003 года.

Были установлены стандарты о нормах жилья на одного человека и соответствующая с ними оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В ходе внедрения этих норм и стандартов, эксперты посчитали, что дальнейшее их использование приведет к обнищанию населения, особенно в регионах. Было предоставлено право самим регионам разработать стандарты с учетом местного климата и условий проживания населения.

В начале 1998 года проблема стала уже государственной, требовалось срочное снижение расходов на эту отрасль.

Что может решить реформа?

Что такое ЖКХ после проведенных модернизаций?

Итак, чем быстрее пройдет реформа ЖКХ, тем быстрее уменьшатся издержки по обязательствам поставщиков услуг и потребителей. Договоры должны выполняться взаимно.

После реформы платежи стали более прозрачными для населения. Каждая графа расписана, выведено суммарное значение. Можно получить субсидию на оплату ЖКХ на определенный срок, если нет возможности оплачивать вовремя услуги. Появились расчетно-кассовые центры в районах проживания людей. Они позволяют оперативно доставлять средства до поставщика услуг.

Многие считают, что поддержка ЖКХ – это обязанность государства перед своими гражданами.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России прежде всего должна решить следующие проблемы:

— сам принцип ценообразования;

— системы управления отраслью;

— полное отсутствие контроля над тарифами, которые устанавливают естественные монополии;

— контроль за действительно потребленными услугами, их качеством.

Возможно, будут изменяться тарифы, но соразмерно изменению налогов, из которых и покрывают убытки в сфере ЖКХ. Конечно же, нужны структурные изменения, полная смена всех систем и управляющих, потому что без этого жилищно-коммунальное хозяйство так и будет «черной финансовой дырой», сколько ни повышай тарифы.

Контроль за качеством и уровнем коммунальных предприятий должны полностью на себя взять муниципалитеты. В первую очередь, на предприятиях должен быть проведен анализ рентабельности и создана структура себестоимости затрат на работы. Необходимо будет понять, насколько эффективно работает та или иная служба, откуда берутся убытки, какие методы и средства можно задействовать, чтобы избежать уменьшения сборов по тарифам ЖКХ.

В настоящее время себестоимость услуг сильно завышена из-за старой системы формирования цены и в целом предоставления коммунальных услуг в увеличенном объеме.

Обслуживание жилищного фонда

Жилищный фонд – это основа любой страны, показатель ее уровня жизни. 25% в структуре всех основных фондов составляет именно жилищный фонд. Этот объем, учитывая территорию и население страны, требует постоянного внимания, его надо как-то обслуживать и содержать по нормативам. Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством, представляют собой деятельность, направленную на потребителя, проживающего в жилищном фонде.

Есть регламент, определенный «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», он-то и определяет допустимое состояние жилых домов, инженерных сетей и оборудования, а также требования по эксплуатации жилищного фонда, прилегающих территорий домовладений, любому ремонту зданий. Все правила направлены на установление правовых отношений между подрядчиком, обслуживающим жилой фонд, и собственником жилья.

Подрядчиком обычно выступают эксплуатационные организации, они же и выполняют работы по договорам. Обычно эти организации выбираются по принципу надежности, деловой репутации, а также по безопасному обслуживанию жилья.

В «Правилах…» закреплены и положения, которые позволяют на местах создавать постановления, касающиеся эксплуатации жилищного фонда с учетом особенности и времени общей застройки региона, природно-климатических условий, общего износа жилого фонда и других факторов, присущих этому региону, которые необходимо учитывать при формировании цен на услуги. Кстати, задолженность можно посмотреть на своем лицевом счете ЖКХ.

Эксплуатация жилищного фонда

Эксплуатация жилищного фонда – это сложная система, включающая в себя много факторов и составляющих.

Технико-экономическая система включает в себя следующие направления:

— управление эксплуатацией жилищным фондом и прилегающих территорий;

— организация и контроль за ремонтом зданий;

— капитальный ремонт или возможная реконструкция жилищного фонда;

— содержание жилищного фонда в соответствии санитарными правилами;

— экономические расчеты и формирование тарифов по затратам на эксплуатацию.

В данный период огромное внимание уделяется рассмотрению экономической эффективности эксплуатационных затрат, их обоснования и формирование после глубокого анализа выводов о том, как можно из снизить.

70% жилого фонда России приходится на частной собственности граждан (том числе приватизированные квартиры). Жилищный фонд РФ на 57% является деревянным, не соответствующим современным показателям. 11% жилищного фонда необходимо снести или ему требуется срочный капитальный ремонт.

Оплата за капремонт в 2017 г.

Текущий год достаточно богатый на изменения. Электроэнергия в квитанции ЖКХ рассчитывается по-новому. Суммы к оплате на протяжении всего года практически оставались неизменными.

Убрали статью затрат из госбюджета на компенсацию капительного ремонта жилого фонда. В июле 2017 года это строчка появилась в квитанции ЖКХ. Сами жильцы многоквартирных домов будут финансировать в будущем капитальный ремонт своего дома.

По регионам сумма за 1 кв. м жилья составляет от 1-12 рублей. Сумма незначительная, но она будет платиться на протяжении всего периода существования дома. Некоторые субъекты России уже не первый год взимают эту плату с жильцов.

Если многоквартирный дом не был признан аварийным, его управляющая компания или ТСЖ должны предоставить органам местного самоуправления программу капитального ремонта. До 2020 года в бюджете еще предусмотрено финансирование капремонтов.

Социальная норма на электричество

Все регионы должны разработать тарифы на электричество. Здесь действуют два тарифа: один – в пределах среднестатистических норм расхода на человека, другой – сверх этих норм.

Также учитывается, что по каждому региону должны быть разные нормы потребления в зависимости от природных климатических условий, особенностей проживания.

Рост тарифов ЖКХ законодательно ограничивают

Это самая хорошая позиция из всех по реформе ЖКХ. Закреплен в законе предельный индекс роста тарифов. Также учитывается регион. Задолженность по оплате услуг отражается в лицевом счете ЖКХ.

Индекс роста тарифов устанавливается на долгосрочную перспективу от 3-5 лет. Он будет основываться на инфляции, уровне потребительских цен с применением понижающего коэффициента 0,7. Т. е. если вы платили 1000 рублей в месяц за коммунальные услуги, по вашему региону установлен индекс в 10%, то вам не имеют права повышать плату свыше 1100 рублей в месяц. Кстати, определенной категории граждан можно рассчитывать на субсидии на оплату ЖКХ.

Муниципалитетам дают небольшую свободу в виде возможности повышения платы за услуги ЖКХ не более чем в 1,5 раза. Т. е. в долгосрочной перспективе, если в регионе установлено, что тарифы не могут повышаться за 3-5 лет более чем на 10%, местные власти могут повысить еще в 1,5 раза это значение. Получается, что за 3-5 лет тарифы ЖКХ максимально увеличатся на 15%.

Что нас ожидает?

Единая информационная база ЖКХ – это планы правительства РФ по систематизации цен на услуги и расходов. Этот законопроект уже предложен на рассмотрение в Государственную Думу. Грандиозный и всеобъемлющий проект, предполагающий создание базы, в которую будут заноситься все сведения о многоквартирных домах и их управляющих компаниях или ТСЖ.

Так же, как и на едином портале госуслуг, любой гражданин, зайдя на сайт, сможет просмотреть свои счета, узнать, за что он заплатил и за что еще должен. Также увидеть все сведения о своей управляющей компании и о подрядных организациях, обслуживающих его многоквартирный дом. Если сведения на этом портале не будут предоставлены, или счета не выставлены, то человек-потребитель услуг сможет за них и не платить в том месяце, в котором он их не получил.

Эта база будет призвана своевременно выявлять неплательщиков и сразу передавать данные в эксплуатационные компании. Если отключение от системы невозможно, то Правительство установит размер неустойки в таком виде, как будто неплательщик взял кредит. Многократно увеличат штрафы за несанкционированную врезку или подключение к инженерным сетям и оборудованию.

О ТСЖ никто не забыл, в Правительстве разрабатывают меры для поддержания создания ТСЖ.

В целом, система жилищно-коммунального хозяйства в России находится на грани 100% износа. Отрасль полностью дотационная. Расходы на нее превышают 50 млрд рублей ежегодно. Это связано с тем, что более 60% жилищного фонда изношено и требует капитального ремонта. В связи с этим потребовались незамедлительные реформы, направленные на самоокупаемость всей отрасли. Конечно, рассчитаны изменения на долгосрочную перспективу. В первую очередь, будет решена проблема образования себестоимости службы ЖКХ. Реформа направлена и на эксплуатационные организации, необоснованно завышающие цены. В дальнейшем всю систему собираются сделать автоматизированной и прозрачной. Любой гражданин России сможет заходить на портал, видеть свои платежи и расшифровку, за что он платит. Также через портал потребитель сможет обращаться в управляющую компанию, просмотрев тарифы эксплуатационных организаций. Реформа направлена и на уход от управляющих компаний и увеличение количества ТСЖ. Предусмотрена законодательная поддержка ТСЖ, помощь в составлении договоров подряда.

В связи с кризисной ситуацией в стране Правительство совместно с Государственной Думой решают, как именно уменьшить расходы жителей России на жилищно-коммунальные услуги, чтобы они были для большинства граждан приемлемы.

Каков состав управляющей компании ЖКХ – структура организации, главные отделы и какие должности включает ее штат?

Управляющие компании, которые функционируют в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются юридическими лицами.

Поэтому на них распространяется множество требований, связанных, в том числе, с наличием официально закрепленной организационной структуры и штатного расписания.

Стоит рассмотреть, какие предъявляются требования к структуре УК и что она в себя включает. Кто и каким образом осуществляет делопроизводство и за что отвечают сотрудники УК, согласно своим должностным инструкциям?

Это интересно:  Какие документы нужны для вступления в наследство без завещания - по завещанию, оформление, у нотариуса, на квратиру

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Организационная структура управляющей компании в сфере ЖКХ

Структура управляющей компании ЖКХ, ее схема и наличие в ней тех или иных подразделений и должностей зависит от размера самой компании и количества домов, которые находятся под ее управлением.

Стоит рассмотреть обобщенную, типовую модель организационной структуры, которая может меняться и корректироваться в зависимости от конкретной ситуации.

Руководство отведено директору управляющей компании, однако эта должность может носить и другое название (например, управляющий УК). В его обязанности входит множество действий, связанных с организацией эффективной работы компании.

В этом случае на каждом участке предусмотрена своя диспетчерская и аварийная служба, что позволяет решать возникающие проблемы локально.

К основным направлениям работы начальника участка относятся:

  • взаимодействие с собственниками жилья, которое находится на закрепленной за ним территории;
  • контроль за соблюдением правил и норм техники безопасности и охраны труда;
  • организация на участке обслуживающих и ремонтных работ;
  • взаимодействие с государственными и контрольными органами;
  • контроль за работой персонала управляющей компании, прикрепленного к участку.

Что касается директора, то он в этом случае руководит в целом работой предприятия и распределяет выполнение функций по различным отделам и должностям. Функции начальника участка во многом схожи с обязанностями директора УК, но распределены более локально и детально прописаны в его должностной инструкции.

Конкретные обязанности каждого работника должны быть закреплены в их должностных инструкциях. Все рабочие места и должности, которые имеются в управляющей компании ЖКХ, закреплены в специальном документе – штатном расписании. Его наличие обязательно для любой УК.

Помимо количества рабочих мест, в штатном расписании также указываются тарифные ставки, надбавки и оклады, предусмотренные для каждой должности.

Типовая организационная структура УК является функциональной, то есть в ней предусмотрено наличие нескольких подразделений, выполняющих свои обобщенные функции. Стоит рассмотреть более подробно эти функции, а также подразделения и должности, которыми они реализуются.

Технический контроль

Важным направлением работы каждой управляющей компании является технический контроль и надзор за состоянием жилищного фонда, который включает в себя:

Анализ, планирование и организацию работ по техническому обслуживанию домов.

Планирование и проведение ремонтных работ.

Прием и регистрацию заявок жильцов дома (например, по вопросам организации ремонта).

Контроль за объемом и качеством поставляемых коммунальных услуг.

Разработку и ведение технической документации.

Называться такое подразделение может по-разному: например, технический отдел или отдел технического надзора. Возглавляет его замдиректора по производству или главный инженер.

Штат УК, обслуживающий жильцов

Штат управляющей компании ЖКХ может включать себя различные должности — все зависит от ее величины и количества МКД, которые она обслуживает. Есть определенные должности, которые обязательно должны присутствовать в штате УК, если она планирует предоставлять качественные услуги.

Далее мы рассмотрим самых необходимых для УК кадров и краткие должностные инструкции, которыми они руководствуются в своей работе.

Диспетчер принимает заявки от жильцов домов, которые находятся под управлением УК, и передает их на рассмотрение в другие структурные подразделения. Кроме этого, согласно должностной инструкции, диспетчер УК обязан выполнять следующие действия:

предоставлять консультацию жильцам относительно обслуживания их дома;

принимать наряды и акты выполненных работ, которые подтверждают, что заявки жильцов выполнены;

контролировать график подачи тепла;

заниматься обработкой и сбором информации от жильцов и при необходимости, передавать ее в аварийные службы.

Диспетчер несет ответственность за невыполнение обязанностей, указанных в его должностной инструкции.

Этот сотрудник УК должен следить за работой и исправностью систем тепло- и водоснабжения, а также принимать необходимые меры по предотвращению поломок или их устранению.

Он может подавать на рассмотрение руководству УК предложения по улучшению рабочего процесса и требовать для себя комфортных условий труда. Как и любой сотрудник УК, сантехник несет ответственность за нарушение приказов руководства, несоблюдение дисциплины и невыполнение своих обязанностей, регламентированных должностной инструкцией.

Его главной задачей является контроль за работой электросетей и устранение каких-либо поломок или неполадок в ее функционировании.

Согласно должностной инструкции, обязанности электрика УК заключаются в следующем:

  • производит ремонт и необходимое обслуживание электрического оборудования;
  • занимается обнаружением незаконных подключений к электрощиткам в МКД, проверяет целостность пломб;
  • проводит работу по обслуживанию и проверке электрооборудования с целью предотвращения аварийных ситуаций
  • по индивидуальным заявкам жильцов, проводит проверку электрооборудования в их квартире;
  • ведет в рабочем журнале подробные записи о проделанной работе.

Человек, занимающий эту должность в УК, несет ответственность за невыполнение обязанностей, регламентированных должностной инструкцией. Также он будет отвечать за все правонарушения, которые могут возникнуть в результате его трудовой деятельности.

Он следит за чистотой придомовой территории того участка, который закреплен за ним. Согласно должностной инструкции, дворник должен не только убирать. Человек в этой должности обязан:

  • иметь навык использования инструментов противопожарной безопасности;
  • знать размер и особенности территории, которую он обслуживает;
  • знать телефоны всех аварийных служб.

Финансовое обеспечение

Второе важное и обширное направление работы УК – это финансово-экономическая деятельность, которая реализуется путем выполнения таких задач:

  1. Анализ финансовой деятельности УК и контроль за ее результатами.
  2. Расчет себестоимости услуг, оказанных клиентам (то есть жильцам многоквартирных домов) и определение размера платежей за эти услуги.
  3. Работа с должниками и прием заявок граждан по вопросам начисления оплаты.
  4. Перечисление средств в счет оплаты коммунальных услуг их поставщикам.
  5. Расчет заработной платы сотрудников компании.
  6. Привлечение инвестиций и определение средств, необходимых для проведения ремонтных работ.
  7. Открытие и ведение лицевых счетов жильцов.

Его главой является финансовый (коммерческий) директор или главный бухгалтер. Кроме этого, в состав управляющей компании ЖКХ могут быть включены такие должности:

  • экономист – проводит расчеты по объемам ресурсопотребления и установлению стоимости тех или иных услуг, которые оказывает населению УК;
  • бухгалтер – ведет бухгалтерский учет на предприятии, подготавливает к сдаче необходимую документацию и передает ее в налоговые органы.

Помните, что это лишь примерный штат. Объем функций, которые выполняются в данном отделе, достаточно обширен, а их роль очень важна, ведь правильные расчеты тарифов и услуг являются залогом получения прибыли компанией и удовлетворенности жильцов.

Правовая деятельность

Последнее важное направление работы УК – это договорно-правовая деятельность, основными заданиями которой являются:

  1. Разработка, подготовка и юридическое оформление договоров по различным направлениям деятельности (поставка ЖКУ, аренда), их проверка на соответствие действующему законодательству.
  2. Ведение претензионной и исковой работы, представительство в судах и официальных органах государственной власти.
  3. Рассмотрение и подготовка ответов на жалобы жильцов.
  4. Разработка и проверка на соответствие действующему законодательству внутренней документации УК.
  5. Оказание консультационной помощи (как жильцам, так и сотрудникам компании).

Этот отдел чаще всего носит название юридического или правового. Его наличие предусмотрено далеко не всегда – в большинстве случаев УК заключает договор со сторонней юридической компанией на оказание подобных услуг.

Ведение делопроизводства в УК

Правильное оформление документации – важная часть работы каждого предприятия, и УК не является исключением. Поскольку объем документооборота в компании обычно большие, заниматься этим должен квалифицированный сотрудник, имеющий соответствующее образование и опыт работы в этой сфере.

Отвечать за делопроизводство УК могут сотрудники в таких должностях:

  • секретарь;
  • делопроизводитель;
  • деловод;
  • помощник директора;
  • администратор.

Независимо от названия должности, функции у данного работника будут схожими:

  1. Прием и регистрация входящей корреспонденции.
  2. Оформление и регистрация исходящих документов.
  3. Ведение текущей документации компании (например, различных журналов).
  4. Подготовка документов к сдаче в архив.
  5. Прием и регистрация заявок граждан.
  6. Ведение деловой переписки и телефонных разговоров.
  7. Подготовка и оформление внутренней документации компании.

Если УК небольших размеров, часть этих функций может быть возложена на других сотрудников компании: диспетчера, паспортиста.

Часть функций по осуществлению делопроизводства в УК может быть передана и начальнику абонентского отдела, который занимается следующим:

  • отвечает за заключение договоров между УК и жильцами МКД;
  • контролирует корректность начисления платежей;
  • назначает контролеров на вверенный ему участок;
  • следит за задолженностями жильцов перед УК, при необходимости — готовит документы для взыскания с них дебиторской задолженности;
  • подготавливает отчетность по работе своего отдела.

Оформление документации в УК должно осуществляться с учетом всех установленных требований и нормативов.

Примерами специфических документов, которые оформляются в управляющих компаниях, могут быть:

  1. Заявление в УК (может предоставляться жильцами в различных целях).
  2. Отчет о проведенных расчетах с поставщиками и подрядчиками.
  3. Расчетно-платежный документ.
  4. Протокол общего собрания учредителей УК.
  5. Журналы регистрации выполненных работ и т.д.

Кроме этого, управляющая компания обязательно должна регистрировать все заявления и жалобы, поступившие от жильцов, а также о принятых для их устранения мерах.

Чаще всего эта информация фиксируется в специальных журналах, которые должны быть прошиты и пронумерованы в соответствии с установленными требованиями.

Для упрощения ведения делопроизводства в организации, нужно заранее позаботиться о подготовке шаблонов различных документов. Например, сделать готовые бланки, заявления и акты, которые в случае необходимости можно легко распечатать и быстро заполнить.

Отдел по работе с населением

Отдельным структурным подразделением УК является отдел по работе с населением, более привычное для граждан название которого – паспортный стол. В обязанности сотрудников паспортного стола входит:

  • Выдача или замена паспорта.
  • Подготовка и оформление документов, связанных с постановкой и снятием граждан с регистрации в определенной квартире (в том числе и первичная постановка на учет новорожденного ребенка).
  • Выдача жильцам на основании их заявок справок и других подтверждающих документов (например, выписок из домовой книги).

Паспортист оформляет все необходимые документы на основании обращений граждан, выдает их и ведет необходимую отчетность.

Организационная структура УК, как и любой другой компании, зависит от масштабов ее деятельности и многообразия выполняемых функций. Основными направлениями работы УК является техническая, финансовая и правовая.

При разработке организационной структуры конкретной компании нужно ориентироваться именно на эти направления, предусматривая наличие соответствующих должностей и отделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, ozhkh.ru, www.syl.ru, 101urist.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector