Действия налогоплательщиков при нарушении Налогового законодательства — Нормы гражданского права. Статьи и очерки

Нормы налогового законодательства не регулируют, да и по своей правовой природе и предназначению не могут регулировать отношения, связанные с порядком осуществления хозяйственно-финансовой деятельности субъектов предпринимательства (вещные, договорные, личные неимущественные и др.). Подобное регулирование — исключительная прерогатива норм гражданского законодательства.

Согласно ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Следовательно, по общему правилу, нормы гражданского права не могут быть применены к налоговым отношениям. Данное положение, разграничивающее имущественные гражданско-правовые отношения и имущественные налоговые отношения чрезвычайно важно, поскольку последние, так же как и первые носят непосредственно имущественный характер (Так, ещё в 1955 году С. Цыпкин отмечал, что невыполнение налогового обязательства влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов[47]). Данное положение в настоящий момент является общепризнанным в науке российского налогового права[48].

Именно поэтому позиция, в соответствии с которой налоговые отношения имеют большое сходство с гражданско-правовыми — достаточно распространена, так как и те и другие складываются в экономической сфере общественной жизни, где в качестве доминирующих прочно закрепились гражданско-правовые отношения.

Более того, как указал Конституционный Суд РФв своем Постановлении от 17.06.2004 № 12-Ппубличных характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях прямо предусмотренных федеральным законодательством. Из наличия имущественных начал в бюджетных правоотношениях и одновременно — властного характера правового регулирования в этой сфере исходит и непосредственно ГК РФ.

Однако, несмотря на кажущееся внешнее сходство, налоговые отношения по своей правовой природе далеки от гражданско-правовых. Правила, по которым строятся гражданско-правовые отношения, не могут применяться в качестве регулятора налоговых правоотношений[49].

Как было указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.1999 № 7486/98нормы законодательства о налогах и сборах не соотносят порядок исчисления и уплаты налогов с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Налог исчисляется и уплачивается исключительно на основании и в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержаться в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.

Однако из вышеуказанного правила могут быть установлены соответствующие исключения: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства непосредственно применяются и к налоговым отношениям. Например, в соответствии с п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. В соответствии с п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.

Именно поэтому для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае, необходимо выяснить — какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.

Например, исследованию правовой природы отношений, складывающихся между соответствующих субъектов, уделил особое внимание Верховный суд РФ, вынося 10.12.1996 Решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 года «О внесении изменений и дополнения в п.2 ст.855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет. Изучив складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налоговым отношениям и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно статья 855 ГК РФ. Суд также отметил, что в ч.6 ст.15 Закона «Об основах налоговой системы в РФ» содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.

Приведенный пример ещё раз подтверждает, что при использовании положений п.3 ст.2 ГК РФ нельзя ориентироваться на общую отраслевую принадлежность нормативного акта.

Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения — в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием. Говоря о соотношении налогового права и права гражданского, необходимо подчеркнуть приоритет гражданского права как частного над налоговым правом как публичным. Так, по словам Э. Н. Нагорной, гражданско-правовой принцип свободы договора, не может нарушаться налоговыми органами, а пределы вторжения гражданского законодательства в сферу административных и иных властных отношений ограничены действующим законодательством[50]. Данное положение, иллюстрируется автором и примерами из судебно-арбитражной практики (постановление ФАС МО от 11.10.1999№ КА-А40/3248–99, от 15.08.2000 № КА-А40/3658–00).

Налоговое законодательство не может вмешиваться в регулирование гражданских правоотношений, не может прямо принуждать к осуществлению той или иной хозяйственной деятельности на тех или иных условиях. Оно не регулирует поведение участников гражданского оборота. Налоговое законодательство располагает лишь косвенными способами воздействия на экономические отношения.

Однако вышеуказанное не означает, что нормы гражданского и налогового законодательства действуют не взаимодействуют. По словам А. Курбатова взаимодействие этих двух отраслей законодательства осуществляется в следующих формах:

а) определение оснований возникновения налоговых обязательств в зависимости от результатов оценки деятельности налогоплательщика с точки зрения гражданского права;

б) определение порядка налогообложения (в том числе возможность применения льгот по налогам) через оценку вида правоотношений[51].

Так, в этой взаимосвязи двух различных отраслей законодательства необходимо учитывать, что в ряде случаев традиционные и устойчивые категории гражданского права довольно часто, будучи помещены в налоговые нормы, приобретают отличный от них смысл, да ещё и подкрепленный специфическим толкованием налоговых органов. Таким образом, прослеживается зависимость и смысловая подчиненность положений налоговых норм, использующих понятия гражданского права. Их относительная самостоятельность ограничена сферой регулирования властных отношений по налогообложению[52].

Данное положение неоднократно подтверждалось правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Так по одному из дел было указано, что содержащиеся в п.2 ст.11 НК РФ нормы, имеют специально-терминологическое значение, а нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 116-О).

Такой же подход преобладает и в судебно-арбитражной практике. Так, по одному из дел арбитражный суд прямо указал, что правовое содержание категории «обособленного подразделения организации» по п.2 ст.11 НК РФ шире правового содержания категории «обособленного подразделения юридического лица» по ст.55 ГК РФ. И если ГК РФ предусматривает только две форме структурной организации юридического лица — филиал или представительство, то налоговое законодательство предусматривает возможность создания так называемых обособленных подразделений организации, которые по своему правовому положению не могут быть отнесены ни к филиалам, ни к представительствам (постановлении ФАС ЦО от 06.05.2003 № А09-585/03–30).

Но в ряде случаев, неурегулированность соотношения норм налогового и гражданского законодательства неизбежно влечет возникновение проблем при применении норм налогового законодательства. Однако в любом случае необходимо учитывать, что гражданское и налоговое законодательство имеют различную правовую природу и автоматического «пересечения» гражданских и налоговых правоотношений происходить не может.

Так, например, признание сделки недействительной, изменяет гражданско-правовые обязательства сторон. По этой причине представители налоговых органов считают, что изменение гражданско-правового режима отношений влечет изменение и налогового режима, изменяет налоговые обязательства сторон, что влечет за собой доначисление налогов, а иногда и применение штрафных санкций. Проблема усугубляется также ещё и тем, что налоговое законодательство практически никак не регулирует вопросы о налоговых последствиях признания гражданско-правовых сделок недействительными.

Ещё до вступления в силу первой части НК РФ, сложившаяся судебная практика позволяла налоговым органам по своему усмотрению устанавливать фактическое содержание договорных отношений между сторонами для целей налогообложения. Причем какая-либо процессуальная процедура признания сделок недействительными в этом случае была необязательна. Суть данной позиции в том, что налоговые и судебные органы квалифицировали сделки и операции налогоплательщика не по их гражданско-правовой сути, а по их содержанию «для целей налогообложения».

Как было установлено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.09.1996 № 367/96предприятие «Сибсервис», регулярно получая заемные средства, не включало их в облагаемый оборот по НДС (заемные средства НДС не облагаются). Возврат займов осуществлялся производимой продукцией. Такого рода операции позволили «Сибсервис» исключить из налогооблагаемого оборота часть товаров, фактически реализованных потребителям (возврат займа также не облагается НДС). Однако ВАС РФ поддержал позицию налоговых органов о том, что организация заключала не кредитные договоры, а поставляло продукцию на условиях предоплаты, поскольку отношения с клиентами (покупателями) фактически сложились именно таким образом (поставка, подряд), независимо от названия договора. Данное обстоятельство позволило «формально» заемные средства, рассматривать как авансы полученные, что предопределило их облагаемость НДС.

Это интересно:  Статья 347 ТК РФ. Прекращение трудового договора с работником религиозной организации

Данный подход можно считать оправданным, поскольку судебный вердикт по вышеуказанному делу полностью соответствует так называемой доктрине «деловая цель», широко применяемой налоговыми органами США и стран Европейского Союза в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Согласно этой доктрине гражданско-правовая сделка, создающая определенные налоговые преимущества для сторон, может быть признана недействительной, если она не достигает деловой цели. При этом налоговая экономия сама по себе не признается в качестве деловой цели сделки[53].

Необходимо отметить, что подобный подход сохранился и после вступления в силу с 1 января 1999 года первой части НК РФ и действует и в настоящее время. Вместе с тем, НК РФ в ст.45, установлены специальные правила и процедуры налогообложения, в случае, если, по мнению налоговых органов налогоплательщик неправильно применил тот или иной режим налогообложения по причине неверной квалификации сделки или своей деятельности.

Гражданское законодательство не предусматривает такого правового института как »переквалификация» сделки, поэтому представляется, что пересмотр гражданско-правовых отношений может осуществляться исключительно для целей налогообложения. Это означает, что взыскание налога в судебном порядке должно производиться не только в случае, когда, по мнению налоговых органов, имеет место заключение ничтожной или оспоримой сделки, но и во всех иных случаях пересмотра того или иного налогового режима сделки, например, когда речь идет о признании договора незаключенным или в случае, когда фактические действия сторон (и выбранный ими режим налогообложения) не соответствуют характеру их гражданско-правовых отношений (Подробнее по этому вопросу см. Брызгалин А. В. Налоговые проблемы признания гражданско-правовой сделки недействительной[54].

Причем налоговые последствия совершения и исполнения сделок является одним из самых важных объектов исследования при проведении налоговых проверок[55].

Другим случаем »переквалификации» сделок является применение положений ст.40 НК РФ, в соответствии с которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами гражданско-правовой сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Вместе с тем, при определенных условиях, гражданско-правовое условие о цене договора может быть пересмотрено исключительно для целей налогообложения,т.е. для целей определения налогового обязательства налогоплательщика[56].

Налоговые последствия недействительности сделки в виде взимания недоимки по налогу будут зависеть также и от того, есть ли экономическое основание для взимания налога в каждом конкретном случае. Это связано с тем, что в соответствии с п.3 ст.3 НК РФ налог должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным. При этом основанием для взимания налога является наличие объекта налогообложения, т.е. получение дохода или прибыли, приобретение имущества, увеличение его стоимости, появление иного блага, как в результате экономической деятельности налогоплательщика, так и по другим основаниям, не связанным с такой деятельностью (ст. 38 НК РФ).

В связи с этим недействительность сделки сама по себе ещё не означает, что отсутствует или, наоборот, имеет место экономическое основание для взимания налога. Налоговые последствия недействительности сделки могут последовать только в том случае, когда они реально ведут к изменению (исчезновению или возникновению) экономического основания для взимания налога.

Иными словами, при определении того или иного режима налогообложения необходимо исходить из приоритета экономического содержания над правовой формой, а дефекты самой правовой формы не должны влиять на экономическую сущность налогообложения.

Так, например, по нашему мнению, при признании договора аренды недействительным, незаконным выступает основание платежа, основание расхода, однако реальность самого факта платежа (экономический подход) и соответственно расхода сомнению не подвергается. Затраты были, и с экономической точки зрения они использовались и участвовали в формировании себестоимости продукции (работ, услуг). Таким образом, факт признания договора аренды недействительным не является основанием для пересмотра формирования расходной составляющей при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Гражданское право статьи

Действия налогоплательщиков при нарушении Налогового законодательства

Нормы гражданского права

Являясь самой широкой отраслью, гражданское право регулирует имущественные и личные не имущественные отношения государства, юридических лиц, предприятий и организаций, и, конечно же, отдельных граждан. Гражданское право стоит на страже создания наиболее благоприятных условий для развития экономических отношений и удовлетворения частных потребностей. Гражданский, Гражданско-Процессуальный Кодексы, нормативные акты, законы, постановления Правительства и Президента РФ, а так же многое другое – это основа гражданского права.

В жизни каждого гражданина Российской Федерации есть права и обязанности, как у субъектов гражданских правоотношений.

Гражданский кодекс

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. 2.

Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. 3.

Гражданский кодекс РФ Часть 1

Основные начала гражданского законодательства (в ред.

Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ) 1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 2.

Что такое компенсация морального вреда (ущерба)?

151 ГК РФ моральным вредом признаются нравственные или физические страдания, проявившиеся вследствие действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или сопряжены с посягательством на его нематериальные блага. Причем физические страдания должны возникать в связи с нарушением именно нематериальных прав человека. К моральному вреду можно отнести унижение чувств пострадавшего, приведшее к появлению у него негативных эмоций и ощущений, в результате которых был нанесен вред его психике или физическому состоянию.

Нравственные переживания пострадавшего от: Утраты родственников. Потери работы. Невозможности продолжать общественную жизнь.

Раскрытия врачебной тайны.

Распространения не достоверных сведений порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Ограничения прав и лишения свободы — относятся к моральному ущербу. Нравственные страдания, связанные с физической болью от причиненного увечья или повреждения, которые повлекло за собой противоправное деяние, направленное против нематериальных благ или неимущественных прав, исходя из ст.

Гражданское право статьи

9 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Г.А.

Микрюкова Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московская государственная юридическая академия имени О.Е.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г.

Действия налогоплательщиков при нарушении Налогового законодательства — Нормы гражданского права. Статьи и очерки

22.1. Соотношение убеждения

и принуждения в налоговом праве

Деятельность контролирующих органов связана с контролем со стороны государства за выполнением налогоплательщиком своих обязанностей перед государством по полному и своевременному внесению налоговых платежей в соответствующие бюджеты или фонды. Однако не всегда средства поступают в том количестве, на которое рассчитывали при планировании бюджета, и было бы неправильным видеть в этом только правонарушение, невыполнение плательщиком своих обязанностей. Бюджеты лишаются средств за счет двух процессов: уклонения от уплаты налогов и правомерного обхода налогов («легального уклонения» — у А. Н. Козырина и «избежания налогов (налогового планирования)» — у С. Г. Пепеляева).

Это интересно:  Статья 366 ГК РФ. Извещения при поручительстве

В основе правомерного обхода налога лежат пути и возможности неуплаты налога, предоставленные законодателем, т. е. обусловленные несовершенством законодательства. В данном случае налогоплательщик использует пробелы законодательства, которые связаны как с несовершенством налоговых норм, их закреплением, так и с ситуациями, когда законодатель предоставляет плательщику право выбора или пределы, в рамках которых последний может избрать наиболее выгодный для себя вариант (например, при предоставлении налогового кредита, установлении некоторых ставок местных налогов и сборов).

Правомерный обход налога дополняется уклонением от уплаты налога, которое представляет собой довольно разнообразную группу налоговых правонарушений. Содержание этих правонарушений состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей плательщика.

Некоторые налоговые законодательства закрепляют санкции за одну только попытку уклониться от налогов. Признаком налогового правонарушения по американскому праву является умышленный характер деяния: «виновный должен иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак законодатель

избрал в качестве основного квалифицирующего при характеристике уклонения от налогов как правонарушения1.

В зависимости от характера поведения и деятельности субъектов налоговых правоотношений можно выделить:

А. Обход налога — правомерное избежание уплаты налога за счет несовершенства или возможностей, заложенных законодательством.

Б. Уклонение от уплаты налога — правонарушение, состоящее в неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком своих обязанностей по уплате налога.

В. Взыскание излишних сумм налогов — умышленные действия работников налоговых органов по необоснованному взиманию сумм налоговых платежей с плательщиков.

Если в первом и во втором случае действия основаны на активной роли налогоплательщика (по правомерному обходу в рамках действующих налоговых норм, при обходе налога и по нарушению норм при уклонении от налогов в форме налоговых проступков или преступлений), то в третьем случае активная деятельность характерна для налогового органа, осуществляющего свои полномочия с нарушением законодательства.

Сочетание обхода налога и уклонения от налогообложения фактически и является проявлением убеждения и принуждения в области налогообложения. Если функции убеждения реализуются, в конечном итоге, в выполнении плательщиками предписаний налоговых норм, исключающем их нарушение, то принуждение связано с деятельностью налоговых и иных компетентных органов.

Принуждение в области налогообложения представляет собой систему мер, применяемых уполномоченными органами по отношению к лицам при нарушении ими обязанностей по уплате налога и привлечению к ответственности при совершении налогового правонарушения.

Меры налогового принуждения характеризуются определенными признаками:

1) регулируются нормами административного, финансового права, иногда и нормами уголовного права;

2) применяются в отношении юридических и физических лиц;_______________

См.: Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — С. 100.

Глава 22. Ответственность за нарушение налогового законодательства

3) используются для обеспечения поступлений налогов и сборов;

4) предполагают применение финансовых санкций, мер административного и уголовного наказания;

5) предполагают внесудебное применение мер налогового принуждения;

6) налоговое принуждение сочетает взимание налоговых платежей (т. е. в тех размерах, которые обусловлены определенными налоговыми обязанностями плательщиков) и взыскание налогов (с учетом санкций за просрочку, уклонение и т. д., т. е. уклонение от выполнения налоговых обязанностей);

7) характеризуются упрощенным процессуальным порядком. Особенности принуждения в области применения налогового законодательства рассмотрены Ю. Н. Стариловым’.

Реализация принуждения в сфере налогообложения осуществляется предупредительными мерами, мерами пресечения и восстановительными мерами. Предупреждение осуществляется государственными органами, контролирующими правильность исчисления и внесения налогов. Пресечение связано уже с воздействием на плательщиков, осуществляющимся юридически властными формами (приостановление операций, ликвидация предприятия, изъятие документов). Восстановительные меры связываются с возмещением ущерба, причиненного налоговым правонарушением. При этом особенности применения штрафов, пени включают и те суммы, которые были бы получены бюджетом при своевременном поступлении и использовании налогов и платежей.

22.2. Основания ответственности за

нарушения налогового законодательства

Нарушение предписаний правовых норм в обществе имеет не единичный характер и причиняет обществу весьма существенный вред. Различные причины, условия, субъекты и характер совершаемых противоправных деяний не исключают наличия общих признаков этого явления, которое является правонарушением. В этих условиях государство, издавая нормы права, опре-

деляет юридическую ответственность субъектов, независимо от их воли и желания, имеющую государственно-принудительный характер. Особенностью подобных мер в области налогообложения является защита собственником своих денежных средств, защита государством своих основ существования — централизованных денежных фондов.

Основанием ответственности является виновное, предусмотренное законом общественно опасное деяние, имеющее определенные юридически признаки. В качестве совокупности этих признаков, определяющих конкретное деяние как правонарушение, и выступает состав правонарушения.

Не останавливаясь подробно на анализе правонарушения, выделим общие признаки, характерные для всех видов правонарушений, в том числе и для налоговых:

1) общественная опасность деяния;

2) противоправность действий или бездействия;

3) виновное поведение как результат свободного волеизъявления правонарушителя;

Правонарушение является именно деянием людей, включающим два варианта поведения: активное действие субъекта или юридически значимое бездействие. Причем подобное поведение может быть отнесено к правонарушению только при условии его общественной опасности, т. е. при условии включения в себя наличия вреда. Причиняя вред обществу, правонарушитель создает определенную юридическую опасность или злоупотребляет правом. Противоправность в этом случае как раз и является юридическим выражением общественной опасности деяния, его вредности для общества. Противоправное деяние при этом становится правонарушением только в случае свободного волеизъявления правонарушителя, когда оно является виновным поведением1.

Таким образом, налоговое правонарушение — противоправное (совершенное в нарушение налогового законодательства), виновное деяние (действие или бездействие) лица, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговой обязанности, за которое установлена юридическая ответственность. Необходимо учитывать, что в данном случае

Глава 22. Ответственность ш нарушение налогового законодательства

речь идет о налоговой обязанности в широком смысле, включающей полный комплекс налоговых обязанностей (по исчислению, уплате налогов и сборов, осуществлению налоговой отчетности), а не исключительно об уплате-налоговых платежей.

Под составом правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых деяние лица признается правонарушением».

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. В сфере налогового права такими отношениями являются отношения, регулирующие установленный порядок реализации налоговой обязанности налогоплательщиком, порядок исчисления, уплаты, взимания налогов, налоговой отчетности и налогового контроля. Фактически объектом налогового правонарушения являются финансовые интересы государства, охватывающие процесс формирования централизованных денежных фондов.

Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны образуют противоправное деяние, его общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Объективная сторона налогового правонарушения характеризуется противоправностью действия (бездействия) субъекта, за которое установлена юридическая ответственность. Этот элемент состава налогового правонарушения характеризует внешние проявления правонарушения в объективной действительности (момент совершения (окончания) правонарушения, способ, повторность и т. д.).

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть возложена юридическая ответственность.

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннюю сторону правонарушения (в отличие от объективной стороны, детализирующей внешнее проявление правонарушения), отражающую индивидуальную волю лица, направленную на достижение определенных целей, конкретизирующую психические процессы, происходящие в его сознании. С субъективной стороны правонарушение характеризуется наличием вины (психическим отношением лица к содеянному). Степень ее вместе с мотивом, целью правонарушения зависит от характера оценки

_ _ __ОБЩА_Я ЧАСТЬ _ ___

правонарушителем своих деяний, предвидения общественно опасных последствий этого.

Законодательно закрепить конкретные составы налоговых правонарушений целесообразно по двум направлениям:

— материальные составы, связанные в основном с сокрытием или занижением дохода, прибыли;

— формальные составы, состоящие в непредставлении или несвоевременном представлении в налоговый орган необходимых документов.

Такое деление позволит сформировать общие подходы при дифференциации санкций, заложить определенные, устойчивые критерии. Так, по материальным составам речь может идти о размере сокрытой или заниженной прибыли, дохода, в зависимости от чего и варьировались бы санкции и даже вид ответственности. По документальным составам подобным критерием может быть срок задержки документов, их характер.

Это интересно:  Статья 1238 ГК РФ. Сублицензионный договор

22.3. Классификация налоговых правонарушений

Классификация налоговых правонарушений может осуществляться по различным критериям.

а) в зависимости от объекта:

— отсутствие учета объекта налогообложения или ведение его учета с нарушением установленного порядка;

— несвоевременная уплата налога;

— непредставление документов и иной информации и т. д.;

б) в зависимости от направленности деяний:

— правонарушения против системы налогов;

— правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

— правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;

— правонарушения против контрольных функций налоговых органов и т. д.;

в) в зависимости от характера санкций и отраслей, их регулирующих:

Глава 22. Ответственность за нарушение налогового законодательства

г) в зависимости от степени общественной опасности:

В основе классификации налоговых правонарушений лежат две группы критериев, которые и позволяют отнести конкретное правонарушение к определенному виду.

— срок уклонения, непредставления отчетности по налогам и сборам;

— размер неуплаченных, сокрытых сумм налогов, сборов.

2. Качественные — обстоятельства, характеризующие общественную опасность правонарушения. Одним из основных критериев в этой области законодатель обычно выделяет форму вины. Так, умышленное непредставление, уклонение от подачи налоговой декларации наказывается в соответствии с уголовным законодательством. Неумышленное (по небрежности и т. д.) предполагает более мягкие санкции.

Законодательно закреплены 12 составов налоговых преступлений в Налоговом кодексе Российской Федерации. В настоящее время подобные деяния в Украине квалифицируются по ст. 1482 Уголовного кодекса Украины. Впервые уголовная ответственность за налоговые правонарушения, посягающие на установленный порядок взимания налогов, была установлена в 1986 году статьей 168′ УК РСФСР «Уклонение от подачи декларации о доходах».

Уголовная ответственность по данным составам характеризуется некоторыми особенностями:

— субъектами являются физические лица (налогоплательщики или должностные лица);

— регулируется уголовно-правовыми нормами;

— осуществляется только в судебном порядке;

— характеризуется определенными процессуальными особенностями1.

Если понятие объекта и субъекта преступления не вызывает особых проблем, то элементы характеристики субъективной стороны налогового преступления более сложны при конкрети-

1 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И Химичсвой. С. 501.

зации. Законодательное регулирование формы вины не позволяет определить, с какой формой вины совершается сокрытие объекта налогообложения. Некоторые основываются на грамматическом толковании, т. е. исходят из того, что сокрытие предполагает осознание субъектом того факта, что он скрывает объект или его часть, желает совершить и осуществляет это деяние в активной форме1.

Административная ответственность представляет собой меры административного воздействия с помощью административно-правовых норм, содержащих осуждение виновного и его деяния и предполагающих отрицательные последствия для правонарушителя. Особенностями административных санкций являются:

— отсутствие тяжких правовых последствий;

— применение по отношению к менее тяжким налоговым правонарушениям (проступкам);

— административные санкции не влекут за собой судимости.

Основанием для административной ответственности за нарушение налогового законодательства является наличие состава административного правонарушения — виновного умышленного или неосторожного действия или бездействия, посягающего на охраняемые законом общественные отношения, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Подобные деяния закреплены Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст. 155′. Нарушение порядка проведения расчетов с потребителями; ст. 164′. Уклонение от подачи декларации о доходах; ст. 1642. Нарушение законодательства в финансовых вопросах; ст. 165′. Уклонения от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушение порядка исчисления и уплаты взносов на социальное страхование).

К административной ответственности могут быть привлечены граждане и должностные лица, виновные в нарушении налогового законодательства. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, вменяемые.

Подробнее об уголовной ответственности за нарушение налоговою законодательства см.: Перепелица А И. Уголовная ответственность за преступления в сфере финансовой деятельности и обращения ценных бумаг. Комментарий к действующему законодательству. X.. 1998. С 6-17.

I.шва 22. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Из всех видов административных взысканий налоговым органам предоставлено право использовать административный штраф. Размер его определяется в пределах, установленных за совершение соответствующих правонарушений, в суммах, кратных определенному показателю (минимальному размеру заработной платы, необлагаемому минимуму доходов). Величина штрафа зависит от периодичности совершения правонарушений: так, при совершении в течение года после наложения административного штрафа такого же правонарушения размер штрафа, налагаемого повторно, возрастает.

Финансовая ответственность предполагает наказание уполномоченным органом налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в порядке, установленном финансово-правовыми нормами, с целью реализации общественных интересов по обеспечению денежных поступлений в бюджет.

Ответственность за нарушение налогового законодательства реализуется путем:

— взыскания всей суммы сокрытого или заниженного платежа в бюджет в форме налога;

— штрафа (налагаемого налоговым органом);

— пени, взыскиваемой с плательщика за задержку уплаты налога.

Механизм уплаты сумм, начисленных налоговым органом за нарушения налогового законодательства, регулируется конкретными нормативными актами, характеризующими отдельные виды налогов или ответственность налогоплательщиков. Несколько детальнее этот механизм конкретизуется Декретом Кабинета Министров Украины «О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей» от 21 января 1993 года. В нем подчеркивается, что отсроченные и рассроченные суммы уплачиваются с начислением пени в полном или сниженном объеме или без начисления пени в соответствии с решением органа, предоставившего отсрочку или рассрочку платежа. На отсроченные или рассроченные суммы должна начисляться пеня, если другое не предусмотрено в решении об отсрочке (ст. 9).

Необходимо учитывать и особенности применения дисциплинарной ответственности при нарушении налогового законодательства. В основе этих нарушений лежит невыполнение или ненадлежащее выполнение налоговых обязанностей плательщика как работника конкретного предприятия, учреждения, организации. Фактически речь идет о недобросовестном исполнении должностных обязанностей, которое регулируется трудовым законода-

тельством. Особенности же подобной ответственности в области налогового законодательства практически отсутствуют, что не позволяет выделить дисциплинарную ответственность как самостоятельный вид при нарушении налогового законодательства.

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает своей цели, поэтому особое значение приобретает регулирование наказания за совершение налоговых проступков и преступлений. Применение санкций можно классифицировать по нескольким основаниям.

А. По характеру воздействия:

1. Непосредственное наказание — санкции, воздействующие непосредственно на плательщика, его имущественное состояние (лишение свободы, штраф, конфискация объектов обложения и т. д.);

2. Опосредованное наказание — санкции, непосредственно не причиняющие имущественных потерь плательщику, но уменьшающие его поступления в перспективе или ограничивающие его деятельность (арест счета, приостановление деятельности предприятия и т. д.).

Б. По отраслевому характеру (уголовная, административная, финансовая).

1. Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения.

2. Правомерный обход налога.

3. Принуждение в области налогообложения.

4. Признаки налогового принуждения,

5. Понятие налогового правонарушения.

6. Состав налогового правонарушения и его элементы.

7. Классификация налоговых правонарушений.

8. Уголовная ответственность за налоговое преступление.

9. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства.

10. Финансовая ответственность за нарушения налогового законодательства.

11. Система санкций за нарушения налогового законодательства.

К вопросу о применении к налоговым правоотношениям положений гражданского законодательства (Дрыга М.А.)

Дата размещения статьи: 21.09.2016

Литература

1. Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.
2. Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.
3. Нагорная Э.Н. Налоговые споры. Оценка доказательств в суде. М.: Юстицинформ, 2009.
4. Пепеляев С.Г. О налоговых правоотношениях // Налоговый эксперт. 2001. N 4. С. 12.
5. Титова С.И. Презумпция добросовестности налогоплательщика // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2008. N 10.
6. СПС «КонсультантПлюс».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, tot-consult.ru, bookbk.net, lexandbusiness.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector