Передача данных третьим лицам статья

Юлия Бронских, начальник отдела безопасности «Джон Дир Русь»

Что такое персональные данные?

За рубежом сложились два основных подхода к определению персональных данных: в некоторых государствах (Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия и др.) они отождествляются с любой информацией, имеющей отношение к конкретному лицу, в других – прослеживается детализация, установление определенных критериев отнесения информации к указанной категории (Великобритания и др.). В Великобритании не допускается сбор данных о расовом происхождении, политических, религиозных и прочих взглядах работников, их физическом и умственном здоровье, сексуальной жизни, судимости. В США многие штаты приняли законы, запрещающие предпринимателям проводить расследования прошлого нанимаемых работников. Согласно этим законам, прежде чем вступить в контакт с прежним работодателем, новый наниматель должен получить согласие на это кандидата на рабочее место.

У нас в соответствии с ТК РФ под персональными данными подразумевается информация, необходимая работодателю в связи с установлением трудовых отношений и касающаяся конкретного работника (ст. 85). При этом законодатель не устанавливает перечня таких сведений.

А это означает, что круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, компаниям следует определять в локальном нормативном акте, но в пределах, установленных федеральным законодательством.

Другой документ, где дается характеристика персональным данным, – это ФЗ № 152 «О персональных данных». В нем указывается, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на ее основе физическому лицу (субъекту персональных данных). Она включает фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, а также адрес, сведения о семейном, социальном, имущественном положении, об образовании, профессии, доходах и иные.

Обязательное и добровольное предоставление данных

Предоставление данных может быть обязательным и добровольным. Обязательное предусмотрено федеральными законами (например, ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (перечень приведен в п. 2 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).

Без получения согласия субъекта может осуществляться обработка его персональных данных в целях исполнения договора, одной из сторон которого он является, либо в случае, если это необходимо для доставки почтовых отправлений и т. п. Полный перечень таких исключений приведен в п. 2 ст. 6 ФЗ № 152

Соблюдения конфиденциальности не требуется и в отношении общедоступных персональных данных. Так, столичный мировой суд отказал советнику Президента РФ Сергею Дубику в претензиях к порталу «Гражданский контроль», обнародовавшему неправомерно, по мнению чиновника, его персональные данные. Суд признал законной публикацию на сайте «Гражданский контроль» фамилии и должности советника Путина, и судья постановила, что использование в публикациях информации об именах и должностях госслужащих не является нарушением закона.

Является ли ваша компания оператором?

Если организация, например, передает данные работника в банк для выпуска «зарплатной» карты, то она является оператором. Если у фирмы есть клиенты – физические лица, то ее также следует считать оператором. Если предприятие осуществляет передачу персональных данных в другие организации, любым лицам, то и оно – оператор.

Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Уведомления должны быть посланы в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или отправлены в электронном виде и подписаны электронной цифровой подписью Операторам необходимо зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора: http://www.rsoc.ru/p582/p585/ и указать цель обработки персональных данных.

Это может быть, например, кадровый учет сотрудников по трудовому договору; исполнение трудового договора; подбор кадров; поддержка иностранных сотрудников; продвижение товаров на рынке; продажа рекламных мест; возврат утерянных паспортов; учет обращений в медицинский кабинет; организация пропускного режима; автоматизация обмена почтовыми сообщениями.

Что касается оснований, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные без уведомления Роскомнадзора, то они перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В частности, это можно делать, если персональные данные работника используются в соответствии с трудовым законодательством. Обрабатывать такие данные разрешается исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, оказания содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, создания условий для личной безопасности персонала и сохранности имущества организации, контроля качества выполняемой работы (ст. 86 ТК РФ).

Итак, направлять уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор нет необходимости в том случае, когда персональные данные работников обрабатываются согласно трудовому законодательству. При этом, если работодатель планирует в рамках совместного с банком «зарплатного» проекта выплачивать зарплату работнику через банковскую карту или оформить ему договор добровольного медицинского страхования, то такие отношения выходят за рамки трудового законодательства. В такой ситуации необходимо отослать в Роскомнадзор уведомление установленного образца.

Защита персональных данных

Любое юридическое лицо в силу требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обязано принимать меры по защите персональных данных, при этом перечень таких мер оно вправе определять самостоятельно.

Мероприятия по защите персональных данных можно разделить на две большие подгруппы: по внутренней и внешней защите персональных данных.

К мерам по внутренней защите персональных данных относятся следующие действия:

• ограничение числа работников (с регламентацией их должностей), которым открыт доступ к персональным данным. Кого может включать этот перечень? Абсолютно всех, кто имеет доступ к личным делам, т. е. сотрудников отделов кадров или ответственных за кадровое делопроизвод-
ство, работников бухгалтерии, секретарей-делопроизводителей, специалистов, которые заключают договоры с физическими лицами, а также инженеров, программистов, юристов;

• назначение ответственного лица, обеспечивающего исполнение организацией законодательства в рассматриваемой сфере;

• утверждение перечня документов, содержащих персональные данные;

• издание внутренних документов по защите персональных данных, осуществление контроля за их соблюдением;

• ознакомление работников с действующими нормативами в области защиты персональных данных и локальными актами; проведение систематических проверок соответствующих знаний работников, обрабатывающих персональные данные, и соблюдения ими требований нормативных документов по защите конфиденциальных сведений. Следует иметь в виду, что все сотрудники, которые имеют доступ к персональным данным других людей, должны быть ознакомлены с особенностями законодательства в области защиты персональных данных;

• рациональное размещение рабочих мест для исключения несанкционированного использования защищаемой информации;

• утверждение списка лиц, имеющих право доступа в помещения, в которых хранятся персональные данные;

• утверждение порядка уничтожения информации;

• выявление и устранение нарушений требований по защите персональных данных;

• проведение профилактической работы с сотрудниками по предупреждению разглашения ими персональных данных.

Среди мер по внешней защите персональных данных следует выделить такие:

• введение пропускного режима, порядка приема и учета посетителей;

• внедрение технических средств охраны, программных средств защиты информации на электронных носителях и др.

Несмотря на то что законом не установлены конкретные требования к количеству и содержанию локальных актов, принимаемых в организации по вопросам обработки и защиты персональных данных, практика реализации данного нормативного акта сформировала необходимый минимум документов, которые должны быть разработаны в компании:

• общий документ, определяющий политику фирмы в отношении обработки персональных данных, например положение о персональных данных;

• список лиц, обрабатывающих персональные данные;

• приказ о назначении сотрудника, ответственного за организацию обработки персональных данных. Указанное лицо должно осуществлять внутренний контроль за соблюдением компанией и ее работниками законодательства о персональных данных, в том числе требований к их защите, доводить до сведения персонала положения законодательства о персональных данных, локальных актов по вопросам их обработки, а также требования к защите таких данных, организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных и (или) контролировать прием и обработку таких обращений и запросов;

• положение о правовых, организационных и технических мерах защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В данном положении рекомендуется прописать конкретные меры по защите персональных данных (введение пропускного режима, применение программных средств защиты информации – паролей, антивирусных программ, хранение персональных данных обособленно от других сведений, на отдельных материальных носителях и в специально оборудованных помещениях с ограниченным доступом и т. д.);

• локальный акт, устанавливающий процедуры,направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства в сфере защиты персональных данных, устранение последствий таких нарушений. Так, в компании могут быть разработаны план мероприятий по внутреннему контролю безопасности персональных данных, инструкция о порядке проведения служебного расследования по фактам нарушений законодательства в сфере защиты персональных данных, вестись журнал антивирусных проверок и контроля работы с персональными данными, журнал обучения, инструктажа и аттестации по вопросам защиты персональных данных.

Иные организационные и технические меры, направленные на защиту персональных данных

Следует позаботиться также об организационных и технических мерах, предназначенных для защиты персональных данных. Вот как может выглядеть их список:

• утверждение требований к помещению, где хранятся персональные данные.

Следует иметь в виду, что законодательством они не установлены. Однако если исходить из имеющихся аналогичных законов, учитывать положения Трудового кодекса РФ, то во избежание несанкционированного доступа к персональным данным на бумажных носителях необходимо оборудовать помещение, где они хранятся, запирающимися шкафами. В локальном нормативном акте следует установить требования к помещению, где хранятся персональные данные, а также издать приказ об определении помещений, где обрабатываются персональные данные, и утвердить перечень лиц, имеющих допуск туда;

• обеспечение программной защиты информационной системы организации. При использовании электронных систем обработки персональных данных необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности таких данных, установленные в Положении об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. В том числе следует ограничить доступ к определенным сведениям в информационных системах (например, установить пароли и т. д.). Целесообразно также ограничить доступ к электронным базам данных, содержащим персональные данные акционеров, двухуровневой системой паролей: на уровне локальной компьютерной сети и на уровне баз данных. Пароли должны устанавливаться администратором баз данных и администратором сети соответственно и сообщаться индивидуально сотрудникам, имеющим доступ к персональным данным, при этом их следует как можно чаще (например, ежемесячно) менять;

Это интересно:  Статья 1106 ГК РФ. Последствия неосновательной передачи права другому лицу

• ведение журнала учета работы с персональными данными. В целях соблюдения конфиденциального режима работы с персональными данными целесообразно вести журнал учета выдачи персональных данных другим лицам, организациям и государственным органам. В нем следует регистрировать поступающие запросы, а также фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дате передачи персональных данных или факте уведомления об отказе в их предоставлении, а также отмечать, какая именно информация была передана.

Передача персональных данных третьим лицам

Поводов для передачи персональных данных третьим лицам может быть масса – заключение договоров дополнительного медицинского страхования, получение «зарплатных» банковских карт и т. д. Если организация большая – несколько тысяч работников, то получение с каждого из них согласия на обработку персональных данных может занять много времени. Да и сами работники от этого будут не в восторге. Таким образом, возникает вопрос: можно ли заранее решить эту проблему, включив данный пункт в трудовой договор?

По своему опыту скажу, что собирать со всех согласие на передачу данных в любом случае придется. В трудовой договор, конечно, можно включить соответствующий пункт, но все равно необходимо будет выполнить требование о получении согласия работника. Причем проще будет оформить это согласие отдельно.

Сделайте коллективный договор с работниками и перечислите там всех тех третьих лиц, которым будут передаваться персональные данные, указав их наименование, адрес, цель передачи им данных, включив перечень их возможных действий с персональными данными и обозначив срок, в течение которого они будут обрабатывать эти данные. Все работники распишутся – и дело будет закрыто.

Какие контрольные органы вправе затребовать персональные данные

Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от компаний персональные данные сотрудников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Но ответ на вопрос о том, имеют ли аналогичные права другие контролирующие структуры и какие именно, приходится искать не только в законах, но и в судебной практике.

Трансграничные передачи

Если ваша компания осуществляет передачу персональных данных в другую страну, то возникает проблема защиты персональных данных при их трансграничных перемещениях.

Что такое трансграничная передача данных? Это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти, физическому или юридическому лицу иностранного государства. В Российской Федерации одним из критериев оценки государства с точки зрения организации им адекватного уровня защиты может выступать факт ратификации им Конвенции о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., ETS № 108.

До начала передачи оператор должен убедиться в том, что на территории иностранного государства обеспечена адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Камнем преткновения является формулировка «адекватная защита», так как критерии адекватности нигде не определяются, при этом здравый смысл подсказывает, что адекватной можно считать защиту, которая соответствует российскому законодательству.

Присоединение иностранного государства к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 1981 г.; с изменениями 1999 г.) позволяет причислять его к числу тех, кто гарантирует вполне адекватную защиту. Но, например, США эту конвенцию не ратифицировали. Есть такая программа U.S. – EU Safe Harbor. Она упорядочивает отношения только между ЕС и США. Мы же в ЕС не входим. В США законодательства, регулирующего область персональных данных, как такового не существует. Есть только упоминание в законах штатах о так называемом privacy (OECD Guidelines on the Protection of Privacy and Transborder Flows of Personal Data: /www.oecd.org/internet/interneteconomy/oecdgu idelinesontheprotectionofprivacyandtransborderfl owsofpersonaldata.htm).

Для обоснования адекватности защиты персональных данных при передаче их в зарубежный филиал компании необходимо реализовать ряд мероприятий, включая разработку документа (или нескольких), который отражает следующие основные моменты:

• общие положения (организационная структура компании; страна (страны), в которую передаются персональные данные; цель передачи и
обработки персональных данных за границей);

• правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно-правовых документов, на основаникоторых осуществляется передача и обработка персональных данных);

• описание объекта защиты;

• характеристики передаваемых персональных данных (категории персональных данных, отправляемых за границу; категории субъектов персональных данных; способы обработки данных: автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная);

• регламент обеспечения безопасного информационного обмена персональными данными с зарубежными филиалами (представительствами) (описание информационных систем персональных данных, из которых они передаются, а также ИСПДн, куда они передаются, перечисление каналов передачи данных, стандартов и протоколов передачи данных и т. д.). Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых данных (организационные меры; технические средства защиты информации, в том числе криптографические);

• состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты персональных данных;

• заключительные положения (обязательства зарубежного филиала соблюдать законодательство по обработке персональных данных страны, в которой он находится; обеспечивать соответствующую защиту полученных и обрабатываемых персональных данных, заверенные подписью ответственных лиц головной организации и зарубежного филиала).

Эти мероприятия позволят минимизировать риски реализации угроз для персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдением установленных норм информационной безопасности.

Сколько хранить?

Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях их обезличивания или по истечении 75-летнего срока их хранения, если иное не определено законом.

Согласно ФЗ-152, персональные данные должны быть уничтожены оператором по достижении цели их обработки. А, например, первичные документы по кадровому учету и заработной плате необходимо хранить в течение 75 лет. Но они должны находиться в архиве, а ФЗ-152 на архив не распространяется в соответствии с законом об архиве. Таким образом, после сдачи документов в архив организация уже не может хранить эти сведения у себя.

Что касается больничных листов, то это касается субъекта. К примеру, если работник уволился, заново никуда устроиться не успел и заболел, то больничный рассчитывается ему на основании дохода по последнему месту работы. А в организации в соответствии с налоговым законодательством обязаны хранить все финансовые документы за пять прошедших лет для налоговой проверки. Причем отсчет срока хранения ведется от начала нового финансового года или даты передачи дела в архив, а это тоже обычно происходит в конце года. И кстати, до пяти лет допускается хранение документов в организации, без передачи их в архив.

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

Итак, постановление Правительства РФ 2007 г. № 781 утратило силу. В новом постановлении № 1119 объединены два проекта, один из которых определяет уровни защищенности информации, содержащей персональные данные, а второй – требования к их безопасности. Подробнее ознакомиться с текстом документа можно на сайте www.government.ru. По сути дела, мало что изменилось. Та же оценка соответствия, тот же непонятный электронный журнал, те же требования об утверждении списка допущенных лиц, установлении режима безопасности в помещениях, та же отсылка к нормативным документам ФСТЭК и ФСБ. Постановление определяет, что набор средств защиты оператор должен выбирать самостоятельно, основываясь на ранее принятых нормативных актах ФСБ и ФСТЭК.

Согласно документу, актуальными угрозами для безопасности персональных данных являются условия и факторы, создающие потенциаль-ную опасность несанкционированного доступа к базам данных при их обработке, в результате которого данные могут быть уничтожены, изменены, заблокированы или предоставлены третьим лицам, не имеющим к ним права доступа. Кроме того, в постановлении определены три типа угроз информационным системам, содержащим пользовательские базы данных, а также четыре уровня защищенности информационных систем.

Пункт 13 постановления № 1119 требует, чтобы в помещениях, где производится обработка персональных данных, был обеспечен режим безопасности в соответствии с 4-м (минимальным) уровнем защищенности. При выполнении этой нормы документа становится практически невозможным использование мобильных устройств для обработки персональных данных за пределами помещения, где обеспечен режим безопасности. Следовательно, применение сотрудниками ГИБДД, таможенниками или врачами планшетов и смартфонов за пределами своих офисов оказывается также неправомерным.

Теперь подробной классификации угроз нет, поэтому проводим их оценку самостоятельно и устанавливаем соответствующий уровень защищенности в целях их нейтрализации. Для обеспечения нужного уровня защищенности необходимо реализовать ряд организационных и технических мероприятий по выбору средств защиты информации, причем сделать это надо, ориентируясь на документы ФСБ и ФСТЭК.

Есть ли какие-либо ограничения по применению средств защиты для различных уровней защищенности? Данный вопрос не раскрыт ни в ФЗ-152, ни в постановлении Правительства РФ № 1119.

Статья ТКРФ 88. Передача персональных данных работника

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

Это интересно:  Статья 1040 ГК РФ. Последствия прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных — по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

Комментируемая статья ограничивает право работодателя на получение информации о состоянии здоровья работника теми данными, на основании которых решается вопрос о возможности выполнения работником конкретной трудовой функции. Хотя комментируемая статья позволяет работодателю получать информацию о состоянии здоровья работника (т. е. лица, уже вступившего в трудовые отношения с работодателем), необходимо отметить, что информация о состоянии здоровья гражданина необходима работодателю уже на стадии принятия решения о заключении трудового договора. Такая информация получается работодателем в результате медицинского освидетельствования при заключении трудового договора. Об этом подробнее см. ст. 69 ТК и комментарий к ней.

При реализации работодателем права на привлечение работников к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работодатель должен обладать информацией о допустимости привлечения к ним по медицинским показаниям инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. ст. 99, 113 ТК). В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта. В целях охраны здоровья населения работодатель должен иметь информацию о состоянии здоровья работников, занятых в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждениях. Подробнее об этом см. ст. ст. 65, 69, 213 ТК и комментарий к ним.

9. Представители работников применительно к получению персональных данных работника являются третьими лицами. Передача данной информации представителям работников осуществляется в соответствии с ограничениями и правилами, установленными комментируемой статьей. Представители работников обязаны соблюдать режим секретности полученных ими персональных данных работника.

Круг информации о работнике, передаваемой представителям работников, определяется функциями данных представителей. Универсальной функцией любого представителя работников в сфере трудовых отношений является функция участия в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения. Универсальной информацией, которая должна быть передана представителям работников, выступает информация, необходимая для ведения коллективных переговоров.

Профсоюз как представитель работников может исполнять и особые социальные функции, определяемые его уставом. Для исполнения этих функций профсоюз должен обладать, в частности, информацией о круге иждивенцев работника, о необходимости специализированного лечения работника и т. п. Поскольку предоставление такой информации, в отличие от информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, не обусловлено конкретным федеральным законом, она представляется с письменного согласия работника.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Требования при передаче персональных данных третьим лицам

Являясь владельцем частного бизнеса, управленцем или просто юридически грамотным гражданином, нужно своевременно отслеживать законодательство РФ и его изменения. В последнее время такими актуальными проблемами стали нормы данных гражданина.

Понятие, объект и субъект

Личными данными считается какая-либо достоверная информация, которая имеет связь с сугубо конкретным человеком. К таким сведениям относятся:

  • возраст, сведения о дате его рождения;
  • город его рождения и регистрации;
  • ФИО;
  • полученное образование;
  • уровень заработной платы;
  • семейное положение.

То есть это те сведения, которые позволяют без сомнения определиться с тем, о ком говорится.

Одно из важнейших требований норм закона – это конфиденциальность и неразглашение сведений 3-м лицам.

Субъект ПД – это то лицо, чьи данные используют. Сегодня нормы законов четко и жестко регламентируют, что можно, а что нельзя делать с ПД человека. Совершать действия можно только тогда, когда он не выступает против. Существует перечень встречающихся фактов, когда такое согласие обязательно должно писаться от руки. Например, использование сведений о национальности, предпочтении в политических взглядах, какие-либо факты о том, насколько здоров субъект и о его закрытой жизни.

Это интересно:  Статья 27 Семейного кодекса РФ с комментариями

Также подобного соглашения никто не уполномочен размещать ПД (персональные данные) в известные всем каналы, например, в интернет.

Что такое объект ПД? Это прежде всего:

  • данные, характеризующие конкретную личность;
  • факты того, женат/замужем ли человек;
  • факты, по которым можно опознать, а также сведения о предках и биографии;
  • информация о болезнях и лечении.

Объекты персональной информации можно встретить в таких документах, как:

  • паспорт гражданина либо какой-то другой ценный носитель удостоверения личности;
  • справки, содержащие сведения о полученных суммах с предыдущего предприятия;
  • документы на ребенка, свидетельство о вступлении в брачные отношения;
  • анкета, которую работодатели просят заполнить, приходя на собеседование;
  • аттестат либо какой-то еще документ об образовании;
  • трудовая книжка;
  • военный билет;

Нюансы законодательства

Сфера вышеописанных вопросов основывается и регулируется Конституцией РФ, федеральным законодательством нашей страны и международными соглашениями РФ.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ регулирует данные отношения наиболее основательно.

  • законность целей и методов обрабатывания ПД;
  • недопустимость в использовании излишней информации, не соответствующей цели;
  • методы и разновидности действий должны быть оправданы с целями.

Нацеленность на результат может быть самой различной. Среди них:

  • трудоустройство гражданина на рабочее место;
  • оказание медицинских услуг;
  • устройство в детский сад, школу, лагерь;
  • обеспечение безопасности работника.

Соблюдение законности также регулируется и Трудовым кодексом. Например, ч. 8 ст. 86 ТК РФ гласит, что Регламент о данных должны подписать все работники или их законные представители.

При этом как правило работодатель оформляет нужный журнал для сбора и сохранности подписей.

Оборот сведений

Сфера оборота ПД включается в себя множество операций, основные из которых рассмотрим ниже.

Предоставление информации – действия, согласно которым данные передают каким-либо другим лицам.

В настоящее время список организаций, которые запрашивают их, достаточно внушителен:

  • школы;
  • больницы;
  • банки и другие кредитные учреждения;
  • организации, в которые подается заявление на трудоустройство и многие другие.

Соблюдать закон должна абсолютно любая компания, в чьи руки попадают индивидуальные сведения о физлицах. Многие фирмы, например, продавая товары или услуги, собирают данные своих клиентов. Они обязаны четко действовать в этом отношении. ООО или ИП должны вносить изменение в бланках договорных документов как со своими работниками, так и с клиентами. Как вариант, разработать и прописать в договоре специальную форму согласия на обработку ПД.

Обработка – это приведение данных в соответствии с системой, процедура сбора, накопления, хранения и передачи, использования в соответствии с целями, удаления и других манипуляций со знаниями о физлице.

Совет! На сайте компании, где происходит оформление заказа, рекомендуется сделать обязательной отметку о персональных сведениях. Что клиент согласен их предоставить. А также то, что работники компании имеют право их передавать в курьерскую службу.

Стоит помнить, что какое-либо использование персональных данных может быть только добровольным, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом.

Регулирует вышеописанные отношения между субъектом и оператором (организация, которая собирает, обрабатывает, использует данные) Спецорган — Роскомнадзор. Периодически им проводятся плановые проверки в тех или иных организациях. Кроме Роскомнадзора отследить соблюдения фз может и Роструд. Грамотный руководитель не будет ждать очередного штрафа, а создаст у себя в организации на основе политику в отношении обработки ПД.

Она будет включать приказы, ознакомления, положения и акты для всех работников организации.

В Регламенте ПД могут, например, содержаться следующие аспекты:

  1. Что именно в том или ином случае есть персональные данные;
  2. Фактические сведения каких документов работодатель будет предоставлять в органы.
  3. Кто из коллег будет иметь права работы с ПД. Соответственно кто будет отвечать за соблюдения всех актов и норм.
  4. Какие применяются меры в вопросе сохранения и неразглашения.
  5. Порядок передачи фактов о физическом лице внутри фирмы и третьим лицам.
  6. Процедура уточнения информации по персональным данным, порядок их блокировки и удаления.

Особенности предоставления личных данных

В части 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ имеется ремарка, что согласиться гражданин может только в полном сознании и понимании того, что делает. Целью данного регламента является обеспечение права и свободы гражданина, в том числе на неприкосновенность частной жизни, а также семейные тайны.

Гражданин вправе отказаться в любое время от ранее данного согласия, если у него нет желания на их разглашение. Тем более, если такие сведения каким-то образом ущемляют его права и интересы. Сделать это можно, написав заявление в определенном формате. Оформить это нужно в двух экземплярах, один остается на руках с отметкой о вручении второго оператору.

Однако во многих организациях, в том числе и при трудоустройстве, использование данных о человеке является обязательным для заключения договорных отношений. При таком условии отказаться от предоставления нельзя.

Кроме соглашения на использование ПД необходимо получить положительное решение на передачу 3-м лицам.

Есть определенные исключения, когда лица могут передавать вышеописанные данные гражданина без его согласия. К таким случаям относится:

  • при передаче в инспекцию по налогам и военный орган;
  • при запрашивании милицией или прокурором;
  • службе в случае возникновения угроз для жизни и здоровья человека;
  • по письму трудовых инспекторов;
  • при тяжком нанесении вреда жизни и здоровью в соответствующие инстанции.

При этом кредитное учреждение, банковские работники, сотрудники страховых компаний в этот перечень не входит. Туда информация попадает с согласия от руки личности.

Ответственность за нарушения

Наряду с такой легкой формой наказания в законе есть информация о возможности возбуждения уголовного дела в определенных случаях.

Закон принят — значит его нужно соблюдать, своевременно отслеживая поправки и изменения.

Подробнее о передаче персональных данных смотрите ниже на видео.

Законна ли передача персональных данных третьим лицам?

Я оформила заявку на кредит через сервис Сбербанка «сбербанк онлайн». В кредите мне было отказано, однако кредит через этот же сервис одобрили моему мужу. На следующий день мне пришло смс сообщение от сетелем банка с информацией, что этот банк одобрил мне кредит и вскоре со мной свяжется специалист. При звонке в справочную сбербанка мне подтвердили что сетелем банк является дочерним банком, в связи с чем у них со сбербанком общая база данных и в случае отказа сбербанка в кредите сою заявку рассматривает сетелем банк. Отказаться от передачи моих персональных данных сетелем банку я не могу. Но. Я не хочу чтобы мои заявки и персональные данные поданные в сбербанк передавались какому то сомнительному сетелем банку. Меня не интересует их предложение. Действительно ли я не могу отказаться от передачи Сбербанком моих данных и запросов в сторонний банк?

Ответы юристов (2)

В соответствии с ФЗ «О персональных данных» обработка, в т.ч. передача персональных данных возможна только с согласия субъекта ПД.

ПД — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Однако необходимо смотреть, какие документы вы подписывали при подаче заявки на выдачу кредита. Возможно, среди них было такое согласие на передачу данных другому конкретному оператору (в данном случае иному банку).

Если такого согласия не было, вы вправе обжаловать действия Сбербанка по передаче ваших ПД.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Уточнение клиента

Спасибо, все понятно, документы я посмотрю. Остался вопрос могу ли я отозвать обработку моих пд сетелем банком и оформить запрет в сбербанке на дальнейшую передачу моих пд третьим лицам? Ведь получается как сказал оператор у них общая база, а это значит что сетелем банк всегда имел и будет иметь в дальнейшем доступ к моим пд?

01 Августа 2018, 14:25

Вы можете потребовать их уничтожения, так как заявка уже рассмотрена и цель обработки достигнута.

«В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных или его представителем сведений, подтверждающих, что такие персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, оператор обязан уничтожить такие персональные данные. Оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы».

Подробнее можете посмотреть ст. 20 ФЗ О перс. данных.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, hr-portal.ru, znaybiz.ru, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector