+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1244.1 ГК РФ. Наблюдательный совет аккредитованной организации

Федеральные законы №318-ФЗ и 319-ФЗ от 14.11.2017 – как утверждалось при их принятии – призваны повысить прозрачность организаций по коллективному управлению правами, получивших государственную аккредитацию. Таких четыре: РАО, ВОИС, РСП и УПРАВИС.

Эта цель представляется особенно актуальной на фоне скандальной смены руководства в Российском авторском обществе, которое выявило существенные недостатки и злоупотребления при распределении авторского вознаграждения, совершенные предыдущим генеральным директором Сергеем Федотовым (под стражей в связи с обвинением в мошенничестве).

Прозрачность (точнее, практически полная непрозрачность) работы аккредитованных ОКУПов – одна из главных проблем в этой сфере. Объем раскрываемой информации минимален (например, одно из обществ – УПРАВИС – даже не разместило на своем сайте собственный устав), но и раскрываемая недостаточно детализирована и потому мало полезна в практическом плане, а ее достоверность вызывает обоснованные вопросы.

Итак, перейдем к разбору поправок.

1. Установлен предел сумм на покрытие собственных расходов (в п. 4 ст. 1243 ГК РФ добавлен абз. 2)

Максимальный размер сумм, которые аккредитованный ОКУП удерживает на покрытие своих расходов, должен будет устанавливаться Правительством РФ.

Сейчас такой размер устанавливается ОКУПами самостоятельно. Например, в РАО он составляет 35%, в ВОИС – 40%, в РСП – 25%.

Сомневаемся, что установленный правительством размер будет как-то существенно отличаться от текущих процентов, поэтому эту поправку назвать значимой можно только с большим трудом.

2. Личный кабинет правообладателя ( в п. 4 ст. 1243 ГК РФ добавлен абз. 5)

ОКУП должен создать для правообладателей доступный через интернет «личный кабинет и обеспечить в нем доступ к следующим сведениям:

  • суммы, удержанные ОКУПом на покрытие собственных расходов;
  • суммы, которые ОКУП направил в специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц.

Предоставление в личном кабинете доступа к иным сведениям не является обязательным и остается на усмотрение конкретного ОКУПа.

Получается, что в личном кабинете можно не предоставлять правообладателю доступ к действительно интересной и затрагивающей его права информации, например:

  • об использовании его объектов;
  • о суммах собранного вознаграждения и их источниках;
  • о подлежащих распределению суммах;
  • о том, на какие именно собственные нужды ОКУП расходует удержанные суммы;
  • о суммах, которые ОКУП направил в фонды, созданные без образования юридических лиц (например, внутренние фонды, фонды в форме простого товарищества или траста).

Какая реальная полезность у личного кабинета, в котором нет реально полезной информации – большой вопрос. Тем не менее, добросовестные ОКУПы могут размещать там больше информации, чем предусмотрено законодательным минимумом, и даже внедрить в личный кабинет реально полезный функционал.

Так что эту правку следует оценить как маленький шажочек в верном направлении.

3. Публикация годовой отчетности, обязательный аудит (в ст. 1244 ГК РФ добавлен п. 6)

Вводится обязательный аудит в отношении годовой бухгалтерской отчетности и отчетности по специальным фондам, созданных ею в качестве юридических лиц,

Эта отчетность вместе с аудиторским заключением должна быть опубликована на сайте организации не позднее 10 рабочих дней после получения аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря следующего года, а потом быть доступна в течение не менее 5 лет.

Разумность этих сроков вызывает вопросы. Публиковать бухгалтерские документы через год – весьма поздно. Объективные сроки, необходимые для подготовки отчетности и ее публикации заметно короче.

Также не ясно, почему отчетность и аудиторские заключения должны быть доступны на сайте всего 5 лет. Такое ограничение исключает любые исследования эффективности ОКУПов в долгосрочной перспективе. Вряд ли авторы законопроекта руководствовались целью сэкономить место на сервере организации.

С другой стороны, такой короткий срок можно попытаться оправдать тем, что отчетность акционерных обществ должна оставаться опубликованной еще меньше – всего три года (п. 71.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П).

Что касается обязательного аудита: эта обязанность представляется весьма полезной. По крайне мере, она должна существенно снизить вероятность особенно наглых и крупных злоупотреблений.

4. Раскрытие информации о деятельности и специальных фондах (в ст. 1244 ГК РФ добавлен п. 6)

Вводится обязанность раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе о применяемой методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных в качестве юридических лиц (напомним, что отчётность таких фондов теперь подлежит обязательному аудиту).

Информация о деятельности фондов, созданных без образования юридических лиц, обязательному раскрытию не подлежит.

Закон не устанавливает объем (что значит информация о своей деятельности»?), порядок и сроки раскрытия этой информации. Что раскрывать, как раскрывать, когда раскрывать – пока не понятно. Предполагается, что стандарты раскрытия будут установлены Правительством РФ, до их принятия обсуждать тему смысла нет.

5. Невостребованное вознаграждение (в ст. 1244 ГК РФ добавлен п. 8)

Вознаграждение, которое не было востребовано правообладателями в течение 3 лет, следующих после его распределения, подлежит распределению между всеми остальными правообладателями, если ОКУП принял достаточные и разумные меры по установлению правообладателя.

Идеальное применение этой нормы видится так: по истечении трех лиц должностное лицо или комиссия оценивает достаточность и разумность принятых мер по установлению правообладателя. Если признает разумными и достаточными – сумма переходит в общий котел. Если нет – принимаются дополнительные меры до тех пор, пока они не будут признаны таковыми.

Основной вопрос заключается в том, какие меры по установлению правообладателя будут считаться достаточными и разумными. Очевидно, что ответ на него невозможно прописать в законе, поэтому интересно будет наблюдать смогут ли ОКУПы выработать некие общие правила и принципы или же придется дожидаться формирования судебной практики.

6. Обязательное формирование наблюдательного совета (дополнение ГК РФ статьей 1244.1)

В аккредитованном ОКУПе обязательно должен формироваться наблюдательный совет, состоящий из:

  • правообладателей
  • организаций культуры
  • творческих союзов
  • пользователей
  • представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав
  • федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными организациями требований законодательства Российской Федерации
  • членов Правления.

Пропорции, в которых эти категории должны входить в наблюдательный совет, закон не устанавливает.

В формулировке статьи есть заметный недостаток юридической техники, из-за которого становится непонятным объем полномочий наблюдательного совета.

Так, п . 3 ст. 1244.1 ГК РФ определяет исключительную компетенцию наблюдательного совета, то есть те полномочия, которые не могут осуществляться иными органами (например, Правлением или Ревизионной комиссией). К исключительной компетенции относятся:

  • контроль за деятельностью исполнительных органов организации;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации;
  • контроль за расходованием специальными фондами денежных средств;
  • иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции.

Однако, согласно п. 1 этой же статьи, наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью ее исполнительных органов, а также решает иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции с учетом положений пункта 3 настоящей статьи и статьи 65.3 настоящего Кодекса (об органах управления в корпорации).

Буквальное толкование этой нормы означает, что наблюдательный совет обладает двумя категориями полномочий:

  • по контролю за деятельностью исполнительных органов и
  • иные полномочия, отнесенные типовым уставом к его компетенции, которые осуществляются с учетом положений ст. 65.3 и ч. 3 ст. 1244.1 ГК РФ.

Однако, типовой устава аккредитованной организации (утв. Приказом Минкультуры России от 19.02.2008 N 30) в редакции на дату публикации данной статьи (25.11.2017) ни одном из трех предусмотренных вариантов не предусматривает исключительной компетенции наблюдательного совета, такого положения там попросту нет.

Получается, что наблюдательный совет – согласно буквальному толкованию ч. 1 ст. 1244.1 ГК РФ – может только первую категорию полномочий – контроль за деятельностью исполнительных органов – и не может осуществлять иные полномочия, а именно:

  • отнесенные к его исключительной компетенции ч. 3 ст. 1244.1 ГК РФ (в таком случае эти полномочия не осуществляет никто);
  • предусмотренные п. 4 ст. 65.3 ГК РФ (например, получать информацию, подавать иски о возмещении обществу убытков, оспаривать сделки, совершенные с превышением полномочий или против интересов организации).

Самое важное практическое последствие: наблюдательный совет не сможет оспаривать сделки (это полномочие зафиксировано ст. 65.3 ГК РФ.

Возможно, конечно, что авторы закона сформулировали эту норму таким образом в расчете на скорейшее утверждение новой редакции типового устава, которая будет содержать в себе необходимые положения, и сочли допустимым существование обозначенной колиизии в течение периода, пока поправки не вступят в законную силу и даже специально предусмотрели длительный срок – 180 дней – на их вступление в силу.

Будем надеяться, что устраняющая правовую неопределенность новая редакция типового устава с положения об исключительной компетенции наблюдательного совета будет утверждена в ближайшее время.

Тем не менее, это поправка является скорее положительной. Хотя предлагаемый наблюдательный совет мало отличается от существующих сегодня окупских Советов (в РАО – Авторского совета), но нормативная фиксация их полномочий создает презумпцию информированности членов советов о делах общества и – при определенных условиях – основания для привлечения к ответственности.

В любом случае, членам наблюдательного совета будет непросто делать заявления о том, что «о масштабе коррупции в обществе никто и не подозревал», как заявил в одном из интервью подобно новый председатель Авторского совета РАО Игорь Бутман.

Это интересно:  Статья 11 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП)

7. Ответственность за нераскрытые информации (КоАП РФ дополнен статьей: ст. 15.42)

В КоАП РФ вводится новая статья, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка раскрытия информации аккредитованными ОКУПами.

Первое. Обязанности раскрывать бухгалтерскую отчётность дочерних организаций в законе нет, а ответственность за нераскрытие есть. Странно, однако.

Второе. Штраф только за нераскрытие. Ответственность за нарушение сроков раскрытия, за неполное раскрытие, за раскрытие недостоверной или вводящей в заблуждении информации не установлен.

Так, ответственность установлена за нераскрытие «отчетности вместе с аудиторским заключением о ней». Ответсвенность за раскрытие отчетности без аудиторского заключения не установлена. Получается, что ОКУП может, например, сфальсифицировать отчетносьб, получить на нее отрицательное аудиторское заключение, опубликовать только отчетность и не понести никакой ответственности.

Третье. Что характерно, штраф для должностного лица, ответственного за нарушение (как правило, это руководитель), не установлен. Оштрафован будет только сам ОКУП, то есть, в конечном итоге, правообладатели, а должностное лицо (зачастую, заинтересованное в нераскрытии информации) никакой ответственности не понесет.

Четвертое. Штраф накладывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав, чьи сотрудники, напомним, должны входить в наблюдательный совет общества и контролировать общество. Факт наложения штрафа, таким образом, означает признание некачественной работы собственных сотрудников, что для российской бюрократической традиции очень непростое решение.

Пятое. Несущественные размеры штрафов: 100 и 200 тысяч рублей, с учетом оборотов ОКУПов, представляются, скажем так, весьма смешными.

Ответственность акционерного общества

Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 — 8.1 пункта 2 статьи 1270);

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).

Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса.

5. Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1244 ГК РФ

1. Под аккредитацией понимается официальное признание компетентности физического или юридического лица в осуществлении деятельности на основе оценки его соответствия определенным критериям. Целью аккредитации является наделение организаций полномочиями, предусмотренными комментируемой статьей. Аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав, в качестве которого выступает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия» данная служба осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2584.

2. В п. 1 комментируемой статьи определены некоторые новые виды управления правами на коллективной основе, в частности управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (см. комментарий к ст. 1293 ГК).

Положение о государственной аккредитации утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами», п. 15 которого установлены следующие критерии для аккредитации:

а) возможность осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации, а также представительство интересов российских обладателей авторского права и смежных прав на российском и мировом рынках;

б) оптимальность размера суммы, удерживаемой из вознаграждения на покрытие фактических расходов заявителя по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения;

в) возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях, правах, переданных в управление организациям, а также об объектах авторского права и смежных прав.

Государственная аккредитация предоставляется сроком на пять лет.

Аккредитация организации отзывается уполномоченным органом в случае:

а) неустранения аккредитованной организацией в установленный уполномоченным органом срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались предписания;

б) непредставления в установленный срок в уполномоченный орган ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации;

в) возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней ГК РФ;

г) представления аккредитованной организацией заявления о добровольном отказе от аккредитации;

д) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации;

Это интересно:  Статья 15.41 КоАП РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым..

е) представления в уполномоченный орган ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации, содержащего заведомо ложные сведения.

В случае отзыва аккредитации организация лишается полномочий на управление правами и сбор вознаграждения в сферах коллективного управления, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, в отношении тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ.

Решение об аккредитации принимается аккредитационной комиссией, Положение о которой утверждено Приказом Росохранкультуры от 23 октября 2008 г. N 92 «Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии» .

———————————
Российская газета. N 241. 25.11.2008.

3. Наряду с критериями аккредитации и порядком ее проведения законодателем предусмотрены и другие механизмы:

— контроль за деятельностью прошедших аккредитацию организаций, который будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

— обязанность организации представлять и публиковать ежегодный отчет;

— утверждение типового устава организаций в порядке, установленном Правительством РФ.

4. Типовой устав, предусмотренный п. 7 комментируемой статьи, утвержден Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 «О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе» .

В настоящий момент в сферах управления авторскими правами, указанных в подп. 1, 2 п. 1 комментируемой статьи, государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество»; в сфере управления правом следования (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи) государственную аккредитацию получило Некоммерческое партнерство «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства»; в сфере осуществления смежных прав (подп. 5, 6 п. 1) государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности».

С момента получения государственной аккредитации указанные организации осуществляют расширенное коллективное управление правами в соответствующих сферах.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года

8 ноября 2017 года

Внести в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2008, N 27, ст. 3122; 2010, N 41, ст. 5188; 2013, N 27, ст. 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 48, ст. 6708; 2017, N 27, ст. 3944) следующие изменения:

1) в статье 1243:

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю или иным лицам, на которых настоящим Кодексом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, в заключении договора без достаточных оснований.»;

абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «Предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых аккредитованной организацией (статья 1244) на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Аккредитованная организация (статья 1244) в целях представления правообладателю посредством сети «Интернет» сведений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, обеспечивает функционирование информационной системы «личный кабинет правообладателя» и предоставляет правообладателю авторизованный доступ к ней.»;

2) в статье 1244:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность аккредитованной организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц, подлежат обязательному аудиту и раскрываются путем размещения вместе с аудиторским заключением о ней на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» не позднее десяти рабочих дней, следующих за датой получения аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Сведения о таком размещении с указанием даты размещения представляются аккредитованной организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней, следующих за днем размещения.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней должны быть доступны на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» в течение пяти лет с даты размещения.

Аккредитованные организации обязаны ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о своей деятельности по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аккредитованные организации должны раскрывать информацию об осуществляемой ими деятельности, в том числе о применяемой методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных ими в качестве юридических лиц. Стандарт раскрытия аккредитованными организациями информации, предусматривающий состав, порядок и сроки раскрытия информации, утверждается Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Вознаграждение, не востребованное правообладателем в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению, при условии принятия ею мер, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.»;

3) дополнить статьей 1244.1 следующего содержания:

«Статья 1244.1. Наблюдательный совет аккредитованной организации

1. В аккредитованной организации создается наблюдательный совет, являющийся коллегиальным органом управления аккредитованной организации, который осуществляет контроль за деятельностью ее исполнительных органов, а также решает иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции с учетом положений пункта 3 настоящей статьи и статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Наблюдательный совет аккредитованной организации формируется из правообладателей, организаций культуры, творческих союзов, пользователей, представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными организациями требований законодательства Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих полномочия членов коллегиальных исполнительных органов аккредитованной организации. При этом лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа аккредитованной организации, не может быть членом наблюдательного совета аккредитованной организации, но участвует в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Количественный состав наблюдательного совета не должен быть менее 11 членов. Порядок формирования наблюдательного совета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. К исключительной компетенции наблюдательного совета аккредитованной организации относятся:

контроль за деятельностью исполнительных органов организации;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации;

контроль за расходованием специальными фондами денежных средств;

иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения другим органам аккредитованной организации.

4. Наблюдательный совет аккредитованной организации осуществляет свою деятельность на общественных началах.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Коллективное управление правами – по новым правилам

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возложить управление соответствующими правами на коллективной основе — в случаях, когда (п. 1 ст. 1242 ГК РФ):

осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено;

допускается использование объектов авторс .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

Статья 1244 ГК РФ. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе (действующая редакция)

1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 — 8.1 пункта 2 статьи 1270);

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).

Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Это интересно:  Статья 13 ФЗ № 299-ФЗ. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса.

5. Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность аккредитованной организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц, подлежат обязательному аудиту и раскрываются путем размещения вместе с аудиторским заключением о ней на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» не позднее десяти рабочих дней, следующих за датой получения аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Сведения о таком размещении с указанием даты размещения представляются аккредитованной организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней, следующих за днем размещения.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней должны быть доступны на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» в течение пяти лет с даты размещения.

Аккредитованные организации обязаны ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о своей деятельности по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аккредитованные организации должны раскрывать информацию об осуществляемой ими деятельности, в том числе о применяемой методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных ими в качестве юридических лиц. Стандарт раскрытия аккредитованными организациями информации, предусматривающий состав, порядок и сроки раскрытия информации, утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Вознаграждение, не востребованное правообладателем в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению, при условии принятия ею мер, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Внести в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2008, N 27, ст. 3122; 2010, N 41, ст. 5188; 2013, N 27, ст. 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 48, ст. 6708; 2017, N 27, ст. 3944) следующие изменения:

1) в статье 1243:

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю или иным лицам, на которых настоящим Кодексом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, в заключении договора без достаточных оснований.»;

абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «Предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых аккредитованной организацией (статья 1244) на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Аккредитованная организация (статья 1244) в целях представления правообладателю посредством сети «Интернет» сведений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, обеспечивает функционирование информационной системы «личный кабинет правообладателя» и предоставляет правообладателю авторизованный доступ к ней.»;

2) в статье 1244:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность аккредитованной организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц, подлежат обязательному аудиту и раскрываются путем размещения вместе с аудиторским заключением о ней на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» не позднее десяти рабочих дней, следующих за датой получения аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Сведения о таком размещении с указанием даты размещения представляются аккредитованной организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней, следующих за днем размещения.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней должны быть доступны на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» в течение пяти лет с даты размещения.

Аккредитованные организации обязаны ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о своей деятельности по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аккредитованные организации должны раскрывать информацию об осуществляемой ими деятельности, в том числе о применяемой методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных ими в качестве юридических лиц. Стандарт раскрытия аккредитованными организациями информации, предусматривающий состав, порядок и сроки раскрытия информации, утверждается Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Вознаграждение, не востребованное правообладателем в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению, при условии принятия ею мер, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.»;

3) дополнить статьей 1244.1 следующего содержания:

«Статья 1244.1. Наблюдательный совет аккредитованной организации

1. В аккредитованной организации создается наблюдательный совет, являющийся коллегиальным органом управления аккредитованной организации, который осуществляет контроль за деятельностью ее исполнительных органов, а также решает иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции с учетом положений пункта 3 настоящей статьи и статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Наблюдательный совет аккредитованной организации формируется из правообладателей, организаций культуры, творческих союзов, пользователей, представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными организациями требований законодательства Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих полномочия членов коллегиальных исполнительных органов аккредитованной организации. При этом лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа аккредитованной организации, не может быть членом наблюдательного совета аккредитованной организации, но участвует в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Количественный состав наблюдательного совета не должен быть менее 11 членов. Порядок формирования наблюдательного совета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. К исключительной компетенции наблюдательного совета аккредитованной организации относятся:

контроль за деятельностью исполнительных органов организации;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации;

контроль за расходованием специальными фондами денежных средств;

иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения другим органам аккредитованной организации.

4. Наблюдательный совет аккредитованной организации осуществляет свою деятельность на общественных началах.».

Статья написана по материалам сайтов: zakon.ru, stgkrf.ru, na.buhgalteria.ru, www.zakonrf.info, fzakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector