+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 143 КАС РФ. Председательствующий в судебном заседании

1. Председательствующий в судебном заседании:

1) руководит ходом судебного заседания;

2) создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела;

3) устраняет из судебного разбирательства то, что не имеет отношения к рассматриваемому административному делу;

4) предоставляет слово участникам судебного разбирательства, а также от имени суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, может применить к таким участникам меры процессуального принуждения в виде ограничения времени выступления участников судебного разбирательства или лишения их слова при нарушении правил выступления.

2. Председательствующий в судебном заседании принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании. Лицам, нарушающим порядок в судебном заседании, председательствующий в судебном заседании от имени суда может объявить предупреждение, удалить их из зала судебного заседания на все время судебного заседания или его часть, наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. Председательствующий в судебном заседании знакомит лицо, участвующее в деле и вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

3. При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

Комментарий к статье 143 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены полномочия председательствующего в судебном заседании.

За председательствующим в судебном заседании закреплены следующие полномочия:

— руководство ходом судебного заседания;

— создание условий для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела;

— устранение из судебного разбирательства того, что не имеет отношения к рассматриваемому административному делу;

— предоставление слова участникам судебного разбирательства;

— принятие мер по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании;

— разъяснение относительно своих действий в случае необходимости. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

Согласно положениям комментируемой статьи председательствующий в судебном заседании может применить следующие меры процессуального принуждения:

— ограничение времени выступления или лишение слова при нарушении правил выступления лицом, которому слово предоставлено;

— предупреждение, удаление из зала судебного заседания на все время судебного заседания или его часть, наложение судебного штрафа на лицо, нарушающее порядок в судебном заседании.

В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

Ряд аналогичных положений содержится в ч. ч. 2 и 3 ст. 156 ГПК РФ.

В силу ч. 2 ст. 156 ГПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. При этом ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ). В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно исходил из достаточности представленных сторонами доказательств.

Статья 143. Председательствующий в судебном заседании

1. Председательствующий в судебном заседании:
1) руководит ходом судебного заседания;
2) создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела;
3) устраняет из судебного разбирательства то, что не имеет отношения к рассматриваемому административному делу;
4) предоставляет слово участникам судебного разбирательства, а также от имени суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, может применить к таким участникам меры процессуального принуждения в виде ограничения времени выступления участников судебного разбирательства или лишения их слова при нарушении правил выступления.

2. Председательствующий в судебном заседании принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании. Лицам, нарушающим порядок в судебном заседании, председательствующий в судебном заседании от имени суда может объявить предупреждение, удалить их из зала судебного заседания на все время судебного заседания или его часть, наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. Председательствующий в судебном заседании знакомит лицо, участвующее в деле и вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

3. При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

Комментарий к статье 143 КАС РФ

1. Председательствующий — судья, председательствующий при коллегиальном рассмотрении административного дела в любом из таких составов суда или рассматривающий дело единолично.

2. Председательствующий начинает урегулированную законодательством об административном судопроизводстве деятельность с открытия судебного заседания (ст. 145 КАС РФ).

3. В к.с. приведен неполный перечень прав и обязанностей председательствующего в судебном заседании. Законодательство об административном судопроизводстве прямо обращает внимание на то, что председательствующий, кроме того, вправе:
а) разрешать участнику процесса обращаться к суду и давать свои показания и объяснения не стоя (ч. 2 ст. 144 КАС РФ);
б) собственным докладом дела начинать рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 156 КАС РФ);
в) изложить в письменной форме решение суда (ч. 1 ст. 179 КАС РФ);
г) при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, высказать особое мнение (ч. 2 ст. 30 КАС РФ);
д) сам объявить решение суда (ч. 1 ст. 174 КАС РФ) и др.

4. Председательствующий также обязан:
а) открывать судебное заседание и объявлять, какое дело подлежит рассмотрению (ст. 145 КАС РФ);
б) устанавливать личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверять полномочия должностных лиц, представителей (ч. 2 ст. 146 КАС РФ);
в) принимать меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными (ст. 148 КАС РФ);
г) до начала допроса явившихся свидетелей удалять их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференцсвязи, принимать меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса (ст. 148 КАС РФ);
д) объявлять состав суда (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
е) сообщать, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
ж) разъяснять лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
з) разъяснять лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также давать пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием (ст. 153 КАС РФ);
и) разъяснять эксперту и специалисту их права и обязанности, предусмотренные соответственно ст. ст. 49 и 50 КАС РФ, а также предупреждать эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 155 КАС РФ);
к) после доклада административного дела выяснять, поддерживает ли административный истец административный иск, признает ли административный иск административный ответчик, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выяснять, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения (ст. 156 КАС РФ);
л) оглашать в судебном заседании письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае рассмотрения административного дела в их отсутствие (ч. 2 ст. 156, ч. 2 ст. 159 КАС РФ);
м) перед допросом свидетеля устанавливать личность свидетеля, разъяснять ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 КАС РФ, и предупреждать его об ответственности, предусмотренной УК РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (ч. 1 ст. 160 КАС РФ);
н) разъяснять свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, обязанность правдиво изложить все известные ему сведения относительно данного административного дела (ч. 2 ст. 160 КАС РФ);
о) выяснять, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагать свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного административного дела (ч. 3 ст. 161 КАС РФ);
п) после исследования всех доказательств в судебном заседании предоставлять слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС РФ, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ, выяснять у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (ст. 170 КАС РФ);
р) объявлять присутствующим в зале судебного заседания о том, что суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения (ст. 173 КАС РФ);
с) не воздерживаться от голосования при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 30 КАС РФ);
т) при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, голосовать последним (ч. 1 ст. 30 КАС РФ);
у) устно разъяснить содержание решения суда, порядок и срок его обжалования (ч. 1 ст. 174 КАС РФ);
ф) при объявлении только резолютивной части решения суда разъяснить, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей (ч. 2 ст. 174 КАС РФ);
х) подписать протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);
ц) удостоверить своей подписью все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);
ч) другие обязанности.

5. Осуществляя полномочия по руководству ходом судебного заседания, предусмотренные к.с., председательствующий не вправе ограничивать действия других членов состава суда по выяснению фактических обстоятельств административного дела, данных о личности административного истца, административного ответчика и других участвующих в деле лиц, причин и условий, способствовавших правонарушению, и иных обстоятельств, необходимых для принятия решения по административному делу.

6. Председательствующий по административному делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников судебного процесса.

7. Выполнение председательствующим по административному делу всех требований процессуального законодательства, умелое, вдумчивое и тактичное управление ходом судебного процесса обеспечивают не только надлежащее исследование обстоятельств административного дела и установление истины, но и воспитательное значение судебного процесса. Факты неэтичного поведения председательствующего в судебном заседании должны быть полностью изжиты .

8. Воспитательно-предупредительное воздействие судебного процесса может быть достигнуто лишь при условии разрешения административного дела на основе строгого соблюдения норм материального и процессуального закона, высокой культуры проведения судебного разбирательства .

9. Протокол судебного заседания является единственным документом, который отражает весь ход судебного разбирательства, способствует постановлению решения в соответствии с материалами, рассмотренными в судебном заседании, и обеспечивает возможность контроля за выполнением судом первой инстанции требований ч. 1 к.с. В связи с этим председательствующему в судебном заседании следует уделять необходимое внимание ведению протокола и принимать в ходе судебного заседания надлежащие меры для полного и объективного изложения в нем содержания всего судебного разбирательства.

10. См. также комментарий к ст. ст. 8, 10, 11, 29, 122, 123, 145, 153 КАС РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 143 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 143 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Председательствующий в административном процессе

Председательствующий в судебном разбирательстве – это судья, председательствующий при коллегиальном рассмотрении административного дела в любом из таких составов суда, а также судья рассматривающий дело единолично.

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий в судебном заседании:

  1. Руководит ходом судебного заседания;
  2. Создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела;
  3. Устраняет из судебного разбирательства то, что не имеет отношения к рассматриваемому административному делу;
  4. Предоставляет слово участникам судебного разбирательства, а также от имени суда в случаях, предусмотренных КАС РФ, может применить к таким участникам меры процессуального принуждения в виде ограничения времени выступления участников судебного разбирательства или лишения их слова при нарушении правил выступления.
Это интересно:  Статья 100 АПК РФ. Обеспечение исполнения судебных актов

Председательствующий в судебном заседании принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании.

Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

Лицам, нарушающим порядок в судебном заседании, председательствующий в судебном заседании от имени суда может объявить предупреждение, удалить их из зала судебного заседания на все время судебного заседания или его часть, наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных ст. 122 и 123 КАС РФ.

Председательствующий в судебном заседании знакомит лицо, участвующее в деле и вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

При необходимости председательствующий в судебном заседании дает разъяснения относительно своих действий. В случае возражения кого-либо из участников судебного разбирательства относительно действий председательствующего в судебном заседании эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

Законодательство об административном судопроизводстве прямо обращает внимание на то, что председательствующий, кроме того, вправе:

  • разрешать участнику процесса обращаться к суду и давать свои показания и объяснения, не стоя (ч. 2 ст. 144 КАС РФ);
  • собственным докладом дела начинать рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 156 КАС РФ);
  • изложить в письменной форме решение суда (ч. 1 ст. 179 КАС РФ);
  • при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, высказать особое мнение (ч. 2 ст. 30 КАС РФ);
  • сам объявить решение суда (ч. 1 ст. 174 КАС РФ) и др.

Председательствующий также обязан:

  1. открывать судебное заседание и объявлять, какое дело подлежит рассмотрению (ст. 145 КАС РФ);
  2. устанавливать личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверять полномочия должностных лиц, представителей (ч. 2 ст. 146 КАС РФ);
  3. принимать меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными (ст. 148 КАС РФ);
  4. до начала допроса явившихся свидетелей удалять их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференцсвязи, принимать меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса (ст. 148 КАС РФ);
  5. объявлять состав суда (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
  6. сообщать, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
  7. разъяснять лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);
  8. разъяснять лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также давать пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием (ст. 153 КАС РФ);
  9. разъяснять эксперту и специалисту их права и обязанности, предусмотренные соответственно ст. ст. 49 и 50 КАС РФ, а также предупреждать эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 155 КАС РФ);
  10. после доклада административного дела выяснять, поддерживает ли административный истец административный иск, признает ли административный иск административный ответчик, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выяснять, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения (ст. 156 КАС РФ);
  11. оглашать в судебном заседании письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае рассмотрения административного дела в их отсутствие (ч. 2 ст. 156, ч. 2 ст. 159 КАС РФ);
  12. перед допросом свидетеля устанавливать личность свидетеля, разъяснять ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 КАС РФ, и предупреждать его об ответственности, предусмотренной УК РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (ч. 1 ст. 160 КАС РФ);
  13. разъяснять свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, обязанность правдиво изложить все известные ему сведения относительно данного административного дела (ч. 2 ст. 160 КАС РФ);
  14. выяснять, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагать свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного административного дела (ч. 3 ст. 161 КАС РФ);
  15. после исследования всех доказательств в судебном заседании предоставлять слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС РФ, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ, выяснять у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (ст. 170 КАС РФ);
  16. объявлять присутствующим в зале судебного заседания о том, что суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения (ст. 173 КАС РФ);
  17. не воздерживаться от голосования при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 30 КАС РФ);
  18. при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, голосовать последним (ч. 1 ст. 30 КАС РФ);
  19. устно разъяснить содержание решения суда, порядок и срок его обжалования (ч. 1 ст. 174 КАС РФ);
  20. при объявлении только резолютивной части решения суда разъяснить, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей (ч. 2 ст. 174 КАС РФ);
  21. подписать протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);
  22. удостоверить своей подписью все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);
  23. прочее.

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса: Видео

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации кас РФ

Глава 14. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Статья 140. Устность судебного разбирательства
Комментарий к статье 140
1. Во время судебного заседания объяснения, показания даются, письменные доказательства оглашаются в устной форме. Устная форма вопросов и ответов при получении объяснений от сторон и заинтересованных лиц, а также при допросе свидетеля не право, а обязанность суда, необходимое условие гласности судебного разбирательства.

2. См. также комментарий к ст. ст. 13, 76, 176 КАС РФ.
Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел
Комментарий к статье 141
Комментарий к части 1
1. Соблюдение установленных законодательством об административном судопроизводстве сроков рассмотрения административных дел (к.с., ст. ст. 226, 241, 247, 256, 289, 305 КАС РФ) является необходимым условием осуществления правосудия, своевременности охраны (защиты) прав и интересов участвующих в деле лиц, одним из важнейших факторов укрепления законности.

2. Верховный Суд РФ всегда обращал внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленного законом срока рассмотрения и разрешения дел судом.

3. Поскольку в случае привлечения административного соответчика или административных соответчиков к участию в административном деле (ч. 7 ст. 41, ч. 6 ст. 42 КАС РФ), замены ненадлежащего административного ответчика надлежащим (ч. 3 ст. 43 КАС РФ) подготовка и рассмотрение административного дела в суде производятся с самого начала, течение срока рассмотрения административного дела, предусмотренного КАС РФ, должно начинаться со дня совершения соответствующего процессуального действия .

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.
Комментарий к части 2
1. Срок рассмотрения и разрешения административных дел судом может быть продлен председателем суда только в исключительных случаях по сложным административным делам (например, требующим назначения экспертизы, направления судебного поручения, истребования материалов от граждан и организаций, находящихся вне района деятельности суда, рассматривающего административное дело, и т.п.). В то же время следует учитывать, что законом не предусмотрены категории административных дел, к которым применяются указанные положения.

2. При исчислении срока рассмотрения административного дела период, указанный в определении, добавляется к сроку, предусмотренному КАС РФ. Таким образом, административное дело считается рассмотренным в срок в случае, если длительность его рассмотрения не превышает совокупность срока рассмотрения, предусмотренного КАС РФ для данной категории административных дел, и срока, указанного в мотивированном определении председателя суда о продлении срока рассмотрения и разрешения административного дела .

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.
3. Следует также иметь в виду, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения административного дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до досрочного прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») .

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.
4. Дело должно быть подготовлено к судебному разбирательству и рассмотрено не позднее сроков, установленных к.с., в том числе и в случае передачи его на новое рассмотрение по первой инстанции в связи с отменой первоначального решения. При этом следует иметь в виду, что для разрешения дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации законом установлены более краткие сроки.

5. Сроки рассмотрения административных дел в тех случаях, когда административное дело рассмотрено после устранения административным истцом в установленный срок недостатков административного искового заявления, оставленного без движения определением судьи на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ, исчисляются со дня первоначального представления административного искового заявления в суд .

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 года «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.
6. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

7. См. также комментарий к ст. ст. 136, 138, 241 КАС РФ.
Статья 142. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи
Комментарий к статье 142
1. Суду, рассматривающему административное дело, предоставлено право получать показания, объяснения, консультации, пояснения и др. путем использования систем видеоконференцсвязи. В этом случае допрашиваемый свидетель (эксперт), дающий объяснение, лицо, участвующие в деле, консультирующий специалист и т.п. находятся за пределами помещения, где проходит судебное заседание. Обычно лицо, участвующее в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, находится (проживает, пребывает) либо в другом субъекте Российской Федерации, либо содержится под стражей (в месте отбывания лишения свободы) и оттуда через интернет-программу видит и слышит то, что происходит в судебном заседании (вернее, видит то, что показывает веб-камера, остальное только слышит, если слышимость того, что не попало в поле зрения камеры, возможно). Суд в то же время видит и слышит лицо, участвующие в деле путем использования систем видеоконференцсвязи, и может оценить его показания (объяснения, ответы на вопросы, заявления, ходатайства и т.п.).

2. Видеоконференцсвязь, о которой идет речь в к.с., осуществляется всегда между техническими средствами судов общей юрисдикции либо между техническими средствами суда и учреждения, где лицо находится под стражей. Поэтому находящееся на свободе, к примеру, в другом субъекте Российской Федерации лицо, участвующее в деле, должно явиться для участия в видеоконференцсвязи в районный или иной установленный в определении суда, рассматривающего административное дело, суд общей юрисдикции по месту нахождения (жительства, пребывания) допрашиваемого (лица, дающего объяснение, консультацию и т.п.). При этом следует иметь в виду, что в настоящее время в законе отсутствует правовая основа участия лица, каким бы статусом он ни обладал, в судебном заседании непосредственно из его места жительства или с места работы путем использования программ типа Skyp, ooVoo или специализированных сайтов, таких, к примеру, как http://firmbook.ru.

3. У самого лица, участвующего в деле, его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика могут дома (на работе) иметься технические возможности общения с судом путем видеоконференцсвязи. Но таковые могут отсутствовать в суде по месту его проживания (нахождения, пребывания). И данное обстоятельство станет законным основанием отказа в удовлетворении заявленного лицом, участвующим в деле, его представителем, свидетелем, экспертом, специалистом, переводчиком ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи.

4. Причем основанием отказа в удовлетворении такого ходатайства может быть отсутствие технической возможности для участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи как у суда, обеспечивающего такое участие (следственного изолятора, учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы), так и у суда, рассматривающего административное дело.

Это интересно:  Статья 112 уголовного кодекса рф наказание

5. Исходя из духа анализируемой норм права, можно заключить, что в к.с. закреплены права двух видов субъектов административного судопроизводства. С одной стороны, здесь сформулировано право лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и др., с другой, — право суда. Первое право возникает после и в связи с поступившим в суд, имеющий техническую возможность осуществления видеоконференцсвязи, ходатайством об участии лица в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Если такое ходатайство в соответствующий суд поступило, оно, при наличии технической возможности его исполнения, должно быть удовлетворено.

6. В этой связи стоит лишь уточнить самую малость. Имеется одно обстоятельство, позволяющее суду не удовлетворить рассматриваемое ходатайство свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и др. Суд праве это сделать, если посчитает, что вынести законное и обоснованное решение по административному делу можно и без получения показаний такого свидетеля, без разъяснения экспертом его заключения, без консультации (пояснения) специалиста и, соответственно, без помощи искомого переводчика и т.д. Суд обязан удовлетворить ходатайство об участии вышеназванных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи лишь в том случае, когда без их показаний (консультаций и др.) рассмотрение и разрешение дела невозможно.

7. См. также комментарий к ст. 66 КАС РФ.
Статья 143. Председательствующий в судебном заседании
Комментарий к статье 143
1. Председательствующий — судья, председательствующий при коллегиальном рассмотрении административного дела в любом из таких составов суда или рассматривающий дело единолично.

2. Председательствующий начинает урегулированную законодательством об административном судопроизводстве деятельность с открытия судебного заседания (ст. 145 КАС РФ).

3. В к.с. приведен неполный перечень прав и обязанностей председательствующего в судебном заседании. Законодательство об административном судопроизводстве прямо обращает внимание на то, что председательствующий, кроме того, вправе:

а) разрешать участнику процесса обращаться к суду и давать свои показания и объяснения не стоя (ч. 2 ст. 144 КАС РФ);

б) собственным докладом дела начинать рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 156 КАС РФ);

в) изложить в письменной форме решение суда (ч. 1 ст. 179 КАС РФ);

г) при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, высказать особое мнение (ч. 2 ст. 30 КАС РФ);

д) сам объявить решение суда (ч. 1 ст. 174 КАС РФ) и др.

4. Председательствующий также обязан:

а) открывать судебное заседание и объявлять, какое дело подлежит рассмотрению (ст. 145 КАС РФ);

б) устанавливать личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверять полномочия должностных лиц, представителей (ч. 2 ст. 146 КАС РФ);

в) принимать меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными (ст. 148 КАС РФ);

г) до начала допроса явившихся свидетелей удалять их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференцсвязи, принимать меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса (ст. 148 КАС РФ);

д) объявлять состав суда (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);

е) сообщать, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);

ж) разъяснять лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод (ч. 1 ст. 149 КАС РФ);

з) разъяснять лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также давать пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием (ст. 153 КАС РФ);

и) разъяснять эксперту и специалисту их права и обязанности, предусмотренные соответственно ст. ст. 49 и 50 КАС РФ, а также предупреждать эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 155 КАС РФ);

к) после доклада административного дела выяснять, поддерживает ли административный истец административный иск, признает ли административный иск административный ответчик, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выяснять, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения (ст. 156 КАС РФ);

л) оглашать в судебном заседании письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае рассмотрения административного дела в их отсутствие (ч. 2 ст. 156, ч. 2 ст. 159 КАС РФ);

м) перед допросом свидетеля устанавливать личность свидетеля, разъяснять ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 КАС РФ, и предупреждать его об ответственности, предусмотренной УК РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (ч. 1 ст. 160 КАС РФ);

н) разъяснять свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, обязанность правдиво изложить все известные ему сведения относительно данного административного дела (ч. 2 ст. 160 КАС РФ);

о) выяснять, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагать свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного административного дела (ч. 3 ст. 161 КАС РФ);

п) после исследования всех доказательств в судебном заседании предоставлять слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС РФ, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ, выяснять у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (ст. 170 КАС РФ);

р) объявлять присутствующим в зале судебного заседания о том, что суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения (ст. 173 КАС РФ);

с) не воздерживаться от голосования при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 30 КАС РФ);

т) при решении вопросов, возникающих при разбирательстве дела, голосовать последним (ч. 1 ст. 30 КАС РФ);

у) устно разъяснить содержание решения суда, порядок и срок его обжалования (ч. 1 ст. 174 КАС РФ);

ф) при объявлении только резолютивной части решения суда разъяснить, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей (ч. 2 ст. 174 КАС РФ);

х) подписать протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);

ц) удостоверить своей подписью все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления (ч. 2 ст. 206 КАС РФ);

ч) другие обязанности.

5. Осуществляя полномочия по руководству ходом судебного заседания, предусмотренные к.с., председательствующий не вправе ограничивать действия других членов состава суда по выяснению фактических обстоятельств административного дела, данных о личности административного истца, административного ответчика и других участвующих в деле лиц, причин и условий, способствовавших правонарушению, и иных обстоятельств, необходимых для принятия решения по административному делу.

6. Председательствующий по административному делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников судебного процесса.

Публикации

Пленум ВС РФ разъяснил положения КАС РФ. Что появилось нового в регулировании

Родин, Аушева_Арбитражная практика_Пленум разъяснил положения КАС_11.2016

15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства (далее – КАС РФ, кодекс), регулирующий правила рассмотрения дел, которые возникают из публичных правоотношений.

Практика применения нового кодекса выявила множество спорных вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

В связи с этим 27 сентября 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с целью дачи разъяснений судам общей юрисдикции (далее – Постановление).

Постановление затронуло практически все разделы КАС РФ. Самые значимые разъяснения касаются:

— вопросов подсудности административных дел;

— возможности правопреемства на всех стадиях административного судопроизводства;

— правил рассмотрения коллективных исковых заявлений;

— необязательности высшего юридического образования для представителей, являющихся — единоличными органами управления организацией, а также законных представителей;

— расширения перечня мер предварительной защиты, и др.

Подведомственность дел зависит от осуществления госорганом административных полномочий

Пленум ВС РФ внес ясность в разграничение частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений.

Статья 1 КАС РФ посвящена предмету правового регулирования КАС РФ с указанием открытого перечня дел, которые рассматриваются по правилам административного судопроизводства. Статья давно требовала доработки в связи с невозможностью разграничения частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений, что приводило к сложностям в процессе ее применения.

В практике довольно часто возникают случаи, когда суды отказывают в приеме и рассмотрении административного искового заявления на основании того, что дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Пленум попытался уточнить предмет правового регулирования КАС РФ. В частности, Постановление устанавливает критерии дел, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений, подведомственных судам общей юрисдикции, Верховному суду, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

Так, согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления в порядке КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, которые не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников, при этом один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Однако данная формулировка не учитывает правило статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданские права и обязанности могут возникать, среди прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления. Соответственно, такие дела не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

То есть в конечном итоге вид судопроизводства по конкретному делу определяется в зависимости от характера правоотношений, что не было учтено Пленумом ВС РФ в своем Постановлении.

Что же касается категории дел, не подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, то к ним относятся споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (например, служебные споры, дела, связанные с назначением и выплатой пенсии, реализацией гражданами социальных прав, отдельными договорами жилищного найма).

Пленум ВС РФ уточнил формулировку «иных государственных органов», решения которых могут быть оспорены по правилам КАС РФ (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ). Среди таких органов названы Счетная палата РФ, ЦИК России, а также другие избирательные комиссии. Кроме того, в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, а также решения саморегулируемой организации (пункт 2 Постановления).

Подсудность определена по месту исполнения обязанностей госоргана, а не по месту его нахождения

Подсудность определяется в соответствии с местом совершения исполнительных действий.

При определении подсудности по спорам в порядке КАС РФ правовое значение имеет определение территории, на которой исполняет свои обязанности соответствующий орган государственной власти, а не место его нахождения. Если же полномочия соответствующего органа государственной власти распространяются на несколько районов, то иск следует подавать в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых истцом действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (пункт 8 Постановления).

Таким образом, законодателем установлено, что при определении подсудности заявленных требований правовое значение имеет место совершения исполнительных действий.

Правила коллективного административного иска схожи с правилами коллективного иска по АПК РФ

Большое внимание в Постановлении уделено институту коллективного административного искового заявления, поскольку КАС РФ оставлял множество неурегулированных вопросов, касающихся правил подготовки и рассмотрения дела по коллективному административному исковому заявлению, способов извещения потенциальных членов группы, порядка взаимодействия членов группы, в том числе с истцом-представителем. Наконец, в КАС РФ не были четко установлены правомочия членов группы на личное участие в судебном заседании.

При этом нужно отметить, что на данный момент по статье 42 КАС РФ, регулирующей возможность обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, нет ни одного судебного дела.

Вероятнее всего, такая ситуация складывается из-за недостаточного регулирования рассматриваемого института КАС РФ. Пленум ВС постарался внести ясность в правила регулирования института коллективного административного искового заявления.

В КАС РФ предусмотрено, что коллективное административное исковое заявление может быть принято судом к рассмотрению только при присоединении к исковому требованию не менее 20 лиц, в противном случае исковое заявление оставляется без движения. При этом Пленум ВС РФ уточняет, что суд обязан дать разъяснения остальным участникам о правовой возможности обратиться в суд с индивидуальными административными исковыми заявлениями.

Это интересно:  Статья 155 ГПК РФ. Судебное заседание

В случае если гражданин, обратившийся в суд с исковым требованием, аналогичным коллективному требованию, отказывается присоединиться к коллективному заявлению, его исковое заявление рассматривается судом после принятия решения по коллективному иску. При этом решение по индивидуальному исковому заявлению принимается с учетом фактов, установленных в процессе рассмотрения коллективного искового заявления. В противном случае суд должен мотивировать несоответствие такого решения ранее установленным фактам (пункт 17 Постановления).

Согласно части 4 статьи 2 КАС РФ, части 3 статьи 225.6 АПК РФ лица, в защиту которых подано коллективное административное исковое заявление, праве знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки и снимать копии. Однако Пленум ВС РФ напоминает, что такие лица не участвуют в судебных заседаниях, поэтому суд не обязан их извещать о времени и месте проведения.

Законные представители не обязаны иметь высшее юридическое образование

Вопрос о лицах, которые могут быть представителями по административному делу, был решен в КАС РФ не до конца. Законодатель ограничил круг представителей по административным делам адвокатами и иными лицами, имеющими высшее юридическое образование.

При этом оставался неясным вопрос о законных представителях, которые чаще всего не имеют высшего юридического образования, но вправе выступать представителями в силу закона. Кроме того, законодатель не уточнил, о каком уровне высшего образования идет речь в статье 55 КАС РФ – специалистах, бакалаврах или магистрах права.

Неопределённость в вопросе уровня высшего образования, необходимого для осуществления представительства в административном процессе, осталась без внимания судей ВС РФ.

Постановление уточняет требования, предъявляемые к законным представителям и представителям, действующим в силу доверенности. Для осуществления представительства в суде законным представителям не обязательно иметь высшее юридическое образование, в отличие от представителей, действующих по доверенности, а их полномочия могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом или уставом организации) (абзац 2 пункта 19 Постановления).

Практика применения КАС РФ содержит примеры, когда суды отказываются рассматривать дела с участием представителей, не имеющих высшего юридического образования. В частности, Определением Московского городского суда от 05.10.2015 № 4г/4-9987/15 оставлена без рассмотрения кассационная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы. Суд мотивировал свой отказ отсутствием документов, подтверждающих наличие у представителя Департамента городского имущества г. Москвы высшего юридического образования.

Кроме того, часть 1 статьи 55 КАС РФ послужила поводом для обращения в Конституционный суд Российской Федерации гражданина Шереметова И. Т. с жалобой на нарушение рассматриваемой статьей его конституционных прав.

Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шереметова И. Т., обосновав это тем, что конституционное право на судебную защиту не предполагает выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо. Установление критериев квалифицированной юридической помощи и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников (представителей) в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. Кроме того, Конституционный суд отдельно указывает на отсутствие препятствий для истца самостоятельно реализовать свое конституционное право на судебную защиту посредством личного участия в судебном заседании (Определение КС РФ от 29.03.2016 № 680-О).

Бремя доказывания отсутствия извещения возложено на лицо, которое об этом заявляет

Государственные органы извещаются посредством СМС-сообщений, электронных писем.

Следует отметить, что юристы положительно восприняли нормы КАС РФ, допускающие использование современных средств связи (СМС-сообщений, электронной почты) для извещения и вызовов участников процесса. При этом вопросы, оставшиеся неурегулированными, нашли отражение в Постановлении.

Согласие лица, участвующего в деле, на извещение его путем отправления СМС-сообщения, электронного письма может быть выражено либо в расписке, либо в административном исковом заявлении, письменных возражениях на административное исковое заявление (п.36 Постановления). Постановление отдельно указывает на возможность извещения посредством направления СМС-сообщений, электронных писем государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при наличии их согласия.

Однако применение СМС-сообщений и электронных писем для извещения участников процесса сопровождается дополнительными сложностями, которые не нашли отражения в Постановлении. Например, остается открытым вопрос, кто должен отслеживать доставку сообщения или электронного письма непосредственному адресату и что следует понимать под надлежащим уведомлением. Очевидно, что здесь не обойтись без помощи операторов сотовой связи.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (п. 39 Постановления).

Ни в одном другом процессуальном кодексе нет аналога этому правилу. Наоборот, в действующих процессуальных кодексах (ГПК РФ, АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать факт доставки того или иного извещения или вызова.

С точки зрения практики применения СМС-сообщения в целях извещения лиц, участвующих в деле, интересным представляется дело, где суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с ненадлежащим извещением административного истца о времени и месте судебного заседания. Позиция заявителя обосновывалась отсутствием в материалах дела согласия истца на извещение его с помощью СМС-сообщений. Кроме того, суду представлен отчет об отправке сообщения о судебном заседании, подтверждающий отсутствие сведений о доставке сообщения абоненту (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.06.2016 по делу № 33а-10447/2016).

Другим примером является Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016 по делу № 33А-222/2016, в рамках которого судом признано ненадлежащим уведомление истца по телефону о предстоящем судебном заседании, сделанное за два часа до начала судебного заседания, что послужило препятствием для участия истца в судебном заседании.

Меры предварительной защиты могут быть изменены без проведения судебного заседания

Постановление расширяет список мер предварительной защиты, установленный в части 2 статьи 85 КАС РФ. Так, помимо приостановления действия оспариваемого решения или запрета совершения определенных действий, суды правомочны применять следующие меры предварительной защиты:

— наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику. Чаще всего суды применяют данную меру, руководствуясь статьей 288 КАС РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2016 по делу № 33а-16358/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2016 № 33а-13508/2016). Однако встречается и противоположная практика (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 21.09.2016 по делу № 33А-5890/2016).

— возложение на административного ответчика и иных лиц, в том числе не участвующих в судебном процессе, обязанности совершить определенные действия;

— приостановление взыскания по исполнительному документу.

Стоит отметить, что последние две меры предварительной защиты применяются судами на практике без особых затруднений (Определение Курского областного суда от 03.02.2016 по делу № 33А-434/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.07.2016 по делу № 33а-2744/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 23.06.2016 по делу № 33а-2564/2016).

Кроме того, Постановление не исключает возможности применения нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску. По желанию лиц, участвующих в деле, одна мера предварительной защиты может быть заменена на другую. Замена мер осуществляется без проведения судебного заседания и без уведомления лиц, участвующих в деле (пункт 28 Постановления).

Применение мер предварительной защиты возможно только после принятия административного искового заявления к производству суда (пункт 27 Постановления).

Суд не вправе проверять целесообразность оспариваемых актов госорганов

Особого внимания заслуживают разъяснения ВС РФ по порядку оспаривания решений, действий или бездействия властных субъектов. Согласно статье 62 КАС РФ суды не связаны основаниями и доводами заявленных требований и могут выходить за их пределы для всестороннего и полного исследования административного дела. В то же время суд не может признать решение или действие органов государственной власти законным со ссылкой на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения органов власти или их должностных лиц (пункт 61 Постановления).

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, суды не вправе проверять целесообразность оспариваемых решений, действий и бездействия органов государственной власти, однако превышение полномочий или их использование вопреки интересам и правам граждан, организаций, государства и общества является признаком незаконного действия (бездействия) или решения (пункт 62 Постановления).

При неявке участников процесса аудиозапись вести не нужно.

Статья 204 КАС РФ предусматривает обязательное аудиопротоколирование каждого заседания первой или апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также каждого отдельного процессуального действия вне заседаний. Пленум ВС РФ предусмотрел исключение из этого правила: при неявке участников процесса или если их явка необязательна аудиопротоколирование не осуществляется. Данное правило находит подтверждение в Бюллетене судебной практики по административным делам Свердловского областного суда за четвертый квартал 2015 г., утвержденном постановлением президиума Свердловского областного суда от 30.03.2016.

Письменное протоколирование обязательно во всех случаях. Стороны могут подать письменные замечания на протокол, а также на результаты аудио- и видеозаписи в течение трех дней со дня подписания протокола.

Выступление участника судебного разбирательства может быть ограничено, либо суд вовсе может лишить его слова без вынесения определения в виде отдельного судебного акта. Решение суда об ограничении выступления участника процесса либо лишении его слова принимается председательствующим судьей и должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Обжалование такой меры процессуального принуждения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта (статья 202 КАС РФ, пункт 44 Постановления).

Остальные меры процессуального принуждения применяются посредством вынесения определения суда в виде отдельного судебного акта и обжалуются частными жалобами, представлениями прокурора (пункт 45 Постановления).

Меры процессуального принуждения применяются на любой стадии административного процесса. Определение о применении мер процессуального принуждения выносится судьей единолично (при подготовке дела к рассмотрению) либо коллегиальным составом суда (пункт 46 Постановления).

Одной из отличительных особенностей административного процесса является активная роль суда, выражающаяся в дополнительной обязанности суда принимать необходимые меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, а также выявлять и истребовать по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Что же касается доказательств, то Пленум ВС РФ обошел вниманием статью 59 КАС РФ, требующую доработки. В указанной статье представлен перечень допустимых в административном процессе доказательств, одним из которых являются электронные письма. При этом кодекс не поясняет, что следует понимать под электронными документами и как оперировать такими доказательствами.

На сегодняшний день практика использования электронных документов в качестве доказательств по делу насчитывает всего пару дел и будет набирать оборот в процессе применения статьи 59 КАС РФ (Определение Московского городского суда от 23.08.2016 № 4га-9033/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу № 33а-47881/2015).

Необходимо отметить, что в связи с принятием настоящего Постановления утратило силу постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Не все дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства

В КАС РФ упрощенному производству посвящена глава 33, которая содержит всего четыре статьи. Поэтому Пленум уделил большое внимание данной главе, в частности уточнив основания, сроки и процедуру упрощенного производства.

Постановление перечисляет дела, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства в силу установленных КАС РФ процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с составом суда, сроками судебного разбирательства, либо в силу прямого указания закона.

Например, споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, требуют обязательного присутствия административного ответчика либо его представителя. В связи с чем такие споры не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.

Административные дела, срок рассмотрения которых меньше срока, установленного кодексом для упрощенного производства, также не могут быть рассмотрены по правилам главы 33 КАС РФ (абзац 3 пункта 70 Постановления).

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, okasrf.ru, legalquest.ru, p.120-bal.ru, www.vegaslex.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector