+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 16.1 ГК РФ. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Текущая редакция ст. 16.1 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

(Статья дополнительно включена с 1 марта 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ)

Комментарий к статье 16.1 ГК РФ

1. В комментируемой статье говорится о том, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

На данные отношения распространяются общие положения о возмещении вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Иначе говоря, и здесь действует принцип полного возмещения, то есть как расходов, так и неполученных доходов.

2. Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Например, вред, убытки причинены конкретным работником органа местного самоуправления, а возмещать вред будет орган местного самоуправления. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда (п.1 ст. 1064 ГК РФ).

Возникшее между сторонами правоотношение предполагает обязанность возместить вред при наличии вины. Поэтому лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Но законом может быть предусмотрено возмещение вреда (убытков) и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст. 1064 ГК РФ).

Вред, компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Для данных правоотношений характерно, что в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушает нравственные принципы общества.

Консультации и комментарии юристов по ст 16.1 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 16.1 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления: практика применения и научное осмысление (Лисаченко А.В.)

Дата размещения статьи: 18.01.2018

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

СТ 16.1 ГК РФ

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Комментарий к Ст. 16.1 Гражданского кодекса РФ

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Это интересно:  Статья собственное желание тк рф 2019

На данные отношения распространяются общие положения о возмещении вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Иначе говоря, и здесь действует принцип полного возмещения, то есть как расходов, так и неполученных доходов.

Так, например, в силу ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.09.2015)). При этом следует учесть, что согласно ч. 3 ст. 18 указанного Закона вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Возможность компенсации, о которой идет речь в комментируемой статье, предусмотрена также ст. ст. 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК РФ.

С 01.01.2020 действуют положения ч. 4 ст. 66 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие, что при компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в ч. 3 данной статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

2. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 16);

— Определение ВС РФ от 21.09.2015 N 22-КГ15-4 (о взыскании компенсации морального вреда, причиненного потерей кормильца);

Статья 16.1 ГК РФ. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Поправки, по общему правилу, применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу вышеназванного федерального закона. В рамках правоотношений, возникших до дня вступления его в силу, поправки будут применяться лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после такой даты.

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Важным нововведением следует признать появление в Гражданском кодексе новой статьи 16.1 «Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления».
Прежде в Гражданском кодексе предусматривалось возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу только неправомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления (или их должностных лиц).

Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для ее применения судом требуется наличие состава правонарушения. Лицу, требующему возмещения убытков, необходимо доказать:

а) противоправность действий лица, причинившего вред;
б) наличие вреда;
в) наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями и нанесенным вредом;
г) вину лица, причинившего вред.

Как показывает судебная практика*(1), рассмотрение в суде вопроса о возмещении гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного действиями государственных органов или органов местного самоуправления, зачастую ведет к отказу в удовлетворении исковых требований ввиду недоказанности одного (или нескольких) из элементов состава правонарушения.

Это интересно:  Статья 39.38 ЗК РФ. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

К примеру, если факт противоправности действий органов власти (должностных лиц) не был надлежащим образом доказан истцом, то он лишается основания для возмещения понесенных им убытков. Данная позиция была поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ в Информационном письме N 145*(2).

Суд указал, что истец, требующий возмещения вреда, обязан доказать противоправность соответствующего акта, решения или действия (бездействия) органа (должностного лица). При этом на самом органе (должностном лице) лежит обязанность лишь по доказыванию обстоятельств, которые послужили основанием для принятия оспариваемого акта, решения или действия, в силу положений Арбитражного процессуального кодекса *(3).

Однако, как известно, причинение ущерба может являться и следствием правомерных действий. Следует упомянуть, что Гражданским кодексом *(4) предусматривается возможность возмещения вреда, причиненного правомерными действиями «в случаях, предусмотренных законом». Определить перечень подобных случаев при такой законодательной формулировке часто представляется весьма затруднительным. Например, одним из таких случаев принято считать причинение вреда правомерными действиями при пресечении террористического акта, в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»*(5) и постановлением Правительства РФ N 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»*(6).

В связи с этим основным назначением статьи 16.1 видится закрепление специальной нормы, касающейся действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия. Учитывая, что эта норма также имеет бланкетный характер, в перспективе можно ожидать появления в законодательстве специальных положений, регламентирующих порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями конкретных субъектов власти.

Следует подчеркнуть, что в статье 16.1 речь идет о компенсации ущерба, то есть о возмещении реально понесенных потерь, что не является мерой гражданско-правовой ответственности, поскольку речь идет о заведомо правомерных действиях государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных, лиц, которым были делегированы властные полномочия. Поэтому, как можно предположить, доказывать необходимо будет лишь наличие ущерба и его причинно-следственную связь с правомерными действиями субъекта власти.

Д. Стахеев,
помощник юриста, «Дебевойз энд Плимптон ЛЛП»

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Комментарий к статье 16.1 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

Комментируемая статья, предусматривающая компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ. Как видно, законодатель не пошел по пути включения соответствующих норм в уже имеющуюся в комментируемой главе статью 16, регламентирующую возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, хотя такое предложение звучало при работе над законопроектом, принятым в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ.

В комментируемой статье говорится о возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.

Обращает на себя внимание то, что в отличие от ст. 16 части первой ГК РФ, регламентирующей возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, в комментируемой статье говорится также об “иных” лицах, которым государством делегированы властные полномочия. Исходя из разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”, к таким “иным” лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона “О техническом регулировании”), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”).

Это интересно:  Статья 243 тк рф с комментариями

В отношении же случаев и порядка компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, комментируемая статья отсылает к законам. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ речь идет о данном Кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Содержащуюся в комментируемой статье норму вряд ли можно считать нововведением, поскольку ранее она охватывалась более общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ, в которой в качестве одного из общих оснований ответственности за причинение вреда установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Примером соответствующего акта является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” , в ч. 2 ст. 18 которого предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 “О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий” , которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Названные Правила определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в т.ч. на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4822.

Наряду с общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ существовали и существуют отдельные нормы, регламентирующие возмещение вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов. Причем эти нормы, по существу, содержат такое же регулирование. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аналогичная норма закреплена в ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” в отношении вреда, причиненного лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц.

Статья написана по материалам сайтов: ogkrf.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, grazhkod.ru, garant-vlad.ru, narodirossii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector