+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 3 ГрК РФ. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментарий к Ст. 3 ГрК РФ

1. Под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые в пределах компетенции уполномоченными государственными, муниципальными и иными органами документы, содержащие обязательные для применения и исполнения гражданами и юридическими лицами общие (неперсонифицированные) правила поведения (нормы), рассчитанные на неопределенное количество случаев и не исчерпывающиеся исполнением. В отличие от нормативных актов индивидуальные акты не содержат норм — общих правил поведения.

К иным, кроме федеральных законов, нормативным правовым актам РФ относятся указы Президента РФ, постановления и иные акты Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и иные акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

К иным, кроме законов, нормативным правовым актам субъектов РФ относятся акты президентов, глав, руководителей администраций и иных высших должностных лиц субъектов РФ, постановления и иные (кроме законов) акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

2 — 3. Все федеральные законы имеют равную силу и не должны по своей силе отличаться друг от друга, что определяется общепризнанными принципами права и подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ по вопросу приоритетности и верховенства Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Однако в определенной (почти в каждой) сфере общественных отношений, как правило, принимается и действует головной закон, обладающий верховенством в этой сфере общественных отношений: все остальные принимаемые в этой сфере акты не могут противоречить ему, т.е. должны ему соответствовать в интересах выстраивания иерархии актов, их координации между собой, обеспечения единого правопонимания и соответствующего правопорядка.

Таким головным актом в законодательстве о градостроительной деятельности является ГрК РФ, которому не могут по вопросам градостроительной деятельности противоречить все нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 и 4 комментируемой статьи.

4. В муниципальных образованиях по вопросам градостроительной деятельности представительными органами, органами местного самоуправления также принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты (решения) представительного органа муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, с установлением правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования;

3) правовые акты:

а) главы муниципального образования (постановления и распоряжения) в пределах полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования;

б) постановления главы местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, иных органов местного самоуправления;

в) распоряжения и приказы должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Предприятиями, учреждениями, организациями принимаются локальные акты, не входящие в законодательство, но составляющие вместе с другими указанными выше нормативными правовыми актами нормативно-правовую базу — иерархию нормативных правовых актов градостроительной деятельности.

Компетенция муниципальных и локальных органов в области градостроительной деятельности достаточно широка и устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, регулирующими градостроительные отношения (ст. 8 ГрК РФ).

Согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Ратификация международных договоров, в том числе по вопросам градостроительной деятельности, осуществляется Государственной Думой РФ, а координатором их выполнения становится МИД РФ.

Второй комментарий к Статье 3 Градостроительного кодекса

1. Комментируемая статья закрепляет состав законодательства о градостроительной деятельности, содержит перечень его источников и определяет (частично) соотношение между ними. Анализ представленного в статье перечня нормативных правовых актов показывает, что категория «законодательство» понимается в ней в широком смысле, а оно само строится как трехуровневая система, основанная на конституционном распределении предметов ведения между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением (ст. ст. 12, 71 — 73 Конституции РФ). В составе такого законодательства есть законы (в буквальном смысле) и подзаконные нормативные правовые акты о градостроительной деятельности как федерального, так регионального и местного уровня.

1.1. Первым в своеобразном перечне правовых актов в комментируемой статье назван ГрК РФ, который, будучи кодифицированным нормативным правовым актом, является юридической основой всей системы градостроительного законодательства. На основных положениях (принципах) комментируемого Кодекса разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство о градостроительной деятельности (см. комментарий к ст. 2).

Помимо этого, следует отметить, что ГрК РФ является так называемым «рабочим» законом в сфере градостроительства. Его нормами достаточно полно и конкретно регулируются отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (то есть весь комплекс градостроительных отношений) (см. ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).

Установленная в комментируемой статье иерархическая структура законов и иных нормативных правовых актов в основном соответствует аналогичным перечням актов, предусмотренным в других федеральных законах (в том числе кодексах, например, в ГК РФ, ЗК РФ и др.). Следует учитывать, что, несмотря на то, что в комментируемой статье в перечне законодательных актов не перечислены Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацией, являющиеся составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), они также относятся к источникам градостроительного права.

1.2. Вслед за ГрК РФ в комментируемой статье названы другие федеральные законы. Судя по тексту ст. 4 (п. п. 3 — 6) ГрК РФ, многие вопросы и отношения в сфере градостроительства регулируются иным законодательством РФ, например, ФЗ «Об архитектурной деятельности», Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ и др.

Если данные общественные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (т.е. при наличии пробелов в ГрК РФ), к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ. В этой связи можно назвать соответственно ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также ФЗ «О саморегулируемых организациях» (который применяется к отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса ГрСРО, определением их правового положения и т.п.) и др. Отсылочные нормы градостроительного законодательства имеются также в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 15 и др.) и в целом ряде других федеральных законов.

1.3. Помимо федеральных законов регулирование многих вопросов в сфере градостроительных отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами, к числу которых потенциально могут быть отнесены указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.

Однако наиболее часто по вопросам градостроительства и градостроительных отношений принимаются постановления Правительства РФ. Вот лишь некоторые из значимых Постановлений Правительства РФ по вопросам градостроительных отношений: от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», от 20 июня 2006 г. N 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон», от 23 марта 2008 г. N 198 «Об утверждении Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ», от 24 марта 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ» и др.

В настоящее время продолжает действовать несколько нормативных, а также методических документов, принятых (теперь уже ликвидированным) Министерством регионального развития РФ (например, Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов).

Это интересно:  Статья 27 Семейного кодекса РФ с комментариями

2. Обязательным требованием к построению представленной в комментируемой статье системы законодательных актов является их соответствие ГрК РФ, что выражается в официальном закреплении принципа приоритета правовых норм ГрК РФ перед нормами других законов и иных правовых актов (см. ч. ч. 2 — 4 ст. 3 ГрК РФ).

По общему правилу все федеральные законы (за исключением федеральных конституционных законов) имеют равную юридическую силу и не должны отличаться в этом друг от друга. Однако это требование обычно не распространяется на кодифицированные законы, которые часто обладают верховенством в соответствующей сфере общественных отношений (см. ч. ч. 2 — 5 ст. 3 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 ЗК РФ, ч. ч. 2, 3, 8 ст. 5 ЖК РФ и др.). Все остальные принимаемые в этих сферах (отраслях) правовые акты не могут противоречить отраслевому кодексу и должны ему соответствовать.

В градостроительном законодательстве таким актом является ГрК РФ, которому не могут противоречить ни федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные общероссийские нормативные правовые акты, ни законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2).

3. Значительный массив законов и иных нормативных правовых актов о градостроительной деятельности и градостроительных отношениях имеется в субъектах РФ. Правотворческая компетенция субъектов РФ в этой сфере основана на существовании предметов совместного (с Российской Федерацией) и собственного исключительного ведения в вопросах законотворчества (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ) и вытекает из ГрК РФ. Предметами совместного ведения РФ и ее субъектов в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ обозначены:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (подп. «в»);

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (подп. «д»);

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (подп. «ж»);

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подп. «к») и др.

Названные вопросы связаны (в той или иной мере) с градостроительством и градостроительными отношениями, подлежащими законодательному регулированию. Это позволяет субъектам РФ разрабатывать и принимать свое региональное законодательство о градостроительной деятельности.

В настоящее время в ряде субъектов РФ действуют региональные градостроительные кодексы (например, в республиках Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Краснодарском крае, городе Москве, Архангельской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской областях и др.). Практически в каждом субъекте РФ имеются отдельные специальные законы, например, об особо охраняемых природных территориях и объектах и др.

К иным, кроме законов, нормативным правовым актам субъектов РФ относятся акты (постановления, распоряжения и т.п.), издаваемые их высшими должностными лицами (президентами, главами, председателями правительств и т.п.).

4. Последними в иерархическом списке нормативных правовых актов, составляющих законодательство о градостроительной деятельности, названы муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Из текста ч. 4 комментируемой статьи вытекает, что по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты как нормативно-правового, так и индивидуального правоприменительного характера.

Муниципальный правовой акт, как определено в ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое, как правило, по таким же вопросам органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты (решения) представительного органа муниципального образования;

3) нормативные и иные акты: главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительной деятельности устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 8). Как правило, нормативные правовые акты по вопросам градостроительных отношений принимаются представительными органами муниципальных образований и местными администрациями (решения о градостроительном регламенте поселения, правила производства земляных работ в городе, о размещении средств наружной рекламы и др.). Некоторые правовые акты муниципальных органов и должностных лиц носят не столько нормативный, сколько методический либо правоприменительный характер.

Статья 3 ГрК РФ. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментарии к ст. 3 ГрК РФ

Комментируемая статья определяет состав и соподчиненность правовых актов градостроительного законодательства Российской Федерации.

Понятие законодательство» включает в себя нормативные акты, принятые высшими органами законодательной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Более широкое толкование понятия «законодательство» неоправданно, т.к. пересекается с понятием «нормативные правовые акты».

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство, а следовательно, и градостроительное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи градостроительное законодательство составляют нормы Градостроительного кодекса — основного кодифицированного акта, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Градостроительные правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ, могут как конкретизировать правовые нормы Градостроительного кодекса и федеральных законов, так и восполнять пробелы в законодательном регулировании.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Отдельные вопросы градостроительной деятельности регулируют следующие акты.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Вопросы градостроительной деятельности, а также связанные с ними отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами.

I. Законодательные акты:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 18 декабря 2006 г.);

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Это интересно:  Статья 436 ГК РФ. Безотзывность оферты

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

До 1 января 2008 г. по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

II. Указы Президента Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

III. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»;

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»;

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»;

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»;

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника»;

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»;

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 «О Правительственной комиссии по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования»;

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах»;

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»;

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам»;

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286;

Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418;

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 «О Федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»;

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 581 «О Федеральной целевой программе «Юг России»;

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.).

IV. Отдельные ведомственные нормативные правовые акты:

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов»;

Приказ Госстроя РФ от 28 сентября 1999 г. N 63 «О территориальных проектных (изыскательских) организациях в области строительства, архитектуры и градостроительства»;

Приказ Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 93 «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса».

Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности

СТ 3 ГрК РФ.

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса,
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области
градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут
противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые
акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментарий к Ст. 3 Градостроительного кодекса РФ

1. Понятие «законодательство» в юридической науке понимают в широком и узком смысле, хотя нормативно это и не закреплено. В «узком смысле» под законодательством понимаются только «законы» или «Конституция и законы». В «широком смысле» под законодательством понимаются все виды нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, приказы и иные акты федеральных министерств, служб и агентств, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ. В комментируемой статье мы как раз и видим «широкое» понимание законодательства.

Возглавляет систему градостроительного законодательства сам ГрК РФ, что является отражением весьма распространенной правовой традиции в России, когда во главе большинства отраслей российского законодательства стоят именно кодексы (ЗК РФ, ГК РФ, УК РФ, ТК РФ и т.д.). Выбор именно данной формы обусловлен тем, что кодекс — наилучший вариант обобщения и систематизации законодательства в определенной сфере общественных отношений, оптимальное средство ликвидации множественности нормативно-правовых актов по одному и тому же вопросу. ГрК РФ содержит, наряду с нормами-дефинициями и нормами-принципами, нормы прямого действия, подлежащие непосредственному применению и не требующие установления федеральными органами исполнительной власти или субъектами РФ дополнительных условий их действия.

2. Существует достаточно распространенное мнение о том, что градостроительное законодательство является подотраслью административного законодательства, поскольку, являясь со всей очевидностью предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, не упоминается в Конституции России. С таким подходом мы не можем согласиться. Представляется, что административное законодательство регулирует различные сферы государственного управления, включая, например, и отношения по управлению охраной окружающей среды. Однако от этого экологическое право не становится подотраслью административного права. Кроме того, в Конституции России вообще не упоминается аграрное законодательство, но между тем отношения по регулированию животноводства, семеноводства, пчеловодства и т.д. в этой связи тоже административными не становятся.

Это интересно:  Статья 258 ГК РФ. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

Другими словами, признание самостоятельности градостроительных отношений и градостроительного законодательства является далеко не таким простым, как может показаться на первый взгляд, делом в связи с чем, данные проблемы выходят за рамки настоящего комментария. Однако представляется очевидным, что отсутствие в ст.71 и ст.72 Конституции России упоминания градостроительного законодательства не говорит об отсутствии его самостоятельности, а лишь ставит вопрос о внесении дополнения о «градостроительном законодательстве» в ст.72 Конституции России.

3. Принятие ГрК РФ привело не только к внесению изменений во многие федеральные законы, но и обусловило разработку ряда новых законопроектов. Такая стратегия вытекает из ряда статей ГрК РФ и касается разработки технических регламентов (утверждаются, как правило, федеральными законами), в том числе специальных технических регламентов по проведению технических изысканий; принятие федерального закона о страховании гражданско-правовой ответственности лиц, осуществляющих инженерные изыскания и архитектурно-строительную деятельность; внесение изменений в федеральные законы в части осуществления государственной экспертизы проектной документации.

Последнее означает внесение изменений в федеральные законы «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О безопасности гидротехнических сооружений» и т.д. Такая необходимость обусловлена тем, что вместо существующего почти десятка экспертиз строительных объектов будет действовать только одна – градостроительная. Однако из этого не следует, что остальные экспертизы полностью прекратят свое существование.

Например, объектом государственной экологической экспертизы выступают «проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду» или «материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий». Думается, что градостроительная реформа не приведет к упразднению необходимости экологической экспертизы подобных документов.

4. Характерно, что в большинстве кодексов «нового поколения», в том числе ЗК РФ, ГрК РФ и ряд других, вслед за ГК РФ включена аналогичная по содержанию норма о «приоритетности» соответствующего кодекса перед всеми остальными федеральными законами в рамках своего предмета правового регулирования. Есть аналогичная норма и в не кодифицированном Законе о местном самоуправлении (п.3 ст.5). Однако во многих федеральных законах, имеющих не меньшее значение и сферу действия, например, в Законе об охране окружающей среды, такой нормы нет. Следовательно, правоприменитель будет поставлен в сложное положение, когда ему будет необходимо четко определить отраслевую принадлежность подлежащей применению нормы (гражданскую, градостроительную, земельную и т.д.), что не всегда просто, а, кроме того, в случае возникновения коллизий того же Закона об охране окружающей среды с любым кодифицированным (а иногда и не кодифицированным) законом, провозглашающим свою большую юридическую силу, произойдет ущемление экологических интересов в целях экономических, политических или иных. Нам трудно согласиться с мнением, что это правильное решение.

Проблему усугубляет и тот факт, что Конституция России (ст.ст. 105,108) предусматривает наличие федеральных и федеральных конституционных законов. Федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Однако Конституция нигде не указывает, что федеральные законы могут быть неравны друг другу, тем более что такое неравенство возможно на уровне кодифицированных федеральных законов. В связи с этим представляется, что указанные нормы ГрК РФ, ЗК РФ и ГК РФ противоречат Конституции России.

5. Учитывая, что градостроительное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, высшим кодифицированным нормативно-правовым актом градостроительного законодательства субъектов РФ является Градостроительный кодекс (устав) субъектов РФ, что не исключает возможности принятия иных законодательных актов, регулирующих градостроительные отношения. Упоминание в ч.3 комментируемой статьи о том, что законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам обусловлено наличием аналогичной нормы ч.5 ст.76 Конституции России. При этом нельзя не отметить, что Конституция РФ говорит о недопустимости противоречия законов субъектов РФ по предметам совместного ведения федеральным законам. Часть 3 комментируемой статьи не допускает противоречия законов субъектов РФ «настоящему кодексу», а не федеральным законам вообще, причем едва ли эту норму можно понимать таким образом, что градостроительное законодательство в будущем будет ограничено только ГрК РФ. На наш взгляд, реализация стратегии «консолидации» градостроительного законодательства не исключает появление иных градостроительных законов, во всяком случае таких запретов в самом ГрК РФ нет.

На наш взгляд, субъекты РФ никогда не имели правовых оснований, а потому массово не рассматривали градостроительное законодательство в качестве предмета своего исключительного ведения в порядке ст.73 Конституции РФ. Во-первых, в самом старом ГрК РФ упоминались федеральные законы и не противоречащие им законы субъектов РФ. Во-вторых, п.2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 29.12.2004 г.) были перечислены предметы исключительного ведения субъектов РФ, например, в части установления административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения. Градостроительного законодательства данным законом в числе предметов исключительного ведения субъекта РФ никогда не упоминалось. Следовательно, попытки отдельных субъектов РФ признать градостроительное законодательство предметом своего исключительного ведения имели не правовой, а исключительно политический характер. Таким субъектам РФ ничего не мешало нарушать Конституцию и федеральные законы по вполне очевидным вопросам, признавая, например, отсутствие на своей территории федеральной или частной собственности на землю, либо закрепляя иные природные ресурсы в своей исключительной собственности. Оценка некоторым таким попыткам субъектов РФ произвольно изменить сферу своих полномочий была дана в Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации».

Другое дело, что п.2 ст.3 вышеупомянутого федерального закона от 6 октября 1999 г. допускает возможность осуществления субъектами РФ так называемого «опережающего нормотворчества», закрепляя, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Данное правило полностью распространяется и на градостроительные отношения. Например, до установления Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

6. Редакция комментируемой статьи ГрК РФ принципиально отличается от редакции ст.2 старого ГрК РФ тем, что в ней теперь не упоминаются «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области градостроительной деятельности». Из этого, однако, не следует, что такие международные акты перестали являться составной частью правовой системы России, равно как и то, что в случае противоречий между положениями международного договора и ГрК РФ не подлежат применению правила международного договора.

На наш взгляд, законодатель просто принял решение не перегружать текст ГрК РФ нормами, дублирующими положения ч.4 ст.15 Конституции России.

7. Как отмечается в ч.4 комментируемой статьи, по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Понятие муниципальных правовых актов раскрывается в ст.7 Закона о местном самоуправлении. Из данной статьи можно сделать вывод о том, что муниципальные правовые акты могут быть двух разновидностей:

а) принятые по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

б) принятые по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

При этом п.4 ст.7 Закона о местном самоуправлении содержит более точную характеристику места муниципальных правовых актов в системе источников российского права, указывая, что такие акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В этом смысле ч.4 комментируемой статьи указывает лишь на необходимость соответствия муниципальных правовых актов самому ГрК РФ, пропуская все остальные уровни источников права. Поэтому норму, указанную в ч.4 комментируемой статьи, следует толковать расширительно.

Статья написана по материалам сайтов: stgrkrf.ru, rulaws.ru, www.gradkod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector