+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья конституции рф 121

1. Несменяемость судей как важнейшая гарантия независимости судебной власти еще в XVIII-XIX вв. вошла в число основополагающих принципов всех конституций наряду с разделением властей, парламентаризмом, нормами, обеспечивающими права и свободы граждан в государстве. Несменяемость судей может быть реализована, если она подкреплена соответствующим порядком назначения, повышения по должности, вознаграждения, оставления за штатом, привлечения к ответственности судей. Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм. Согласно статье 121 Конституции РФ судьи несменяемы и их полномочия могут быть прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом». Более подробно понятие несменяемости раскрыто в статье 12 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» и статье 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Принцип несменяемости состоит в том, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

2. Основным содержанием принципа несменяемости судей является установление гарантированного срока полномочий, в течение которого они не могут быть произвольно отозваны, переведены на работу в другой суд и т.д. Установление же каких-то сроков осуществления полномочий (выхода на пенсию, переизбрания) обычно направлено на достижение иных социально значимых целей, например для обеспечения участия граждан в выборах государственных органов (если судьи избираются) или во избежание конфликтных ситуаций при прекращении полномочий судьи, который в силу возрастных особенностей не способен нести это высокое звание.

3. Другой гарантией несменяемости судей является запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, закрепленным федеральным законом (часть 2 статьи 121 Конституции). Такие порядок и основания установлены Законом «О статусе судей Российской Федерации». Решение приостановить или прекратить полномочия судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей. Такие коллегии образуются органами судейского сообщества: Высшая квалификационная коллегия судей РФ — Всероссийским съездом судей; квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — на собраниях этих судов; квалификационные коллегии судей общих судов и арбитражных судов субъектов РФ — на съездах (конференциях) судей соответствующих судов; квалификационные коллегии судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил — на съездах (конференциях) судей соответствующих военных судов. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.

4. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

5. Отставкой судьи по смыслу этого Закона о статусе судей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Статья 121 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 121 Конституции РФ гласит:

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Комментарий к Ст. 121 КРФ

1. Самостоятельной гарантией независимости судебной власти (см. комм. к ст. 120) служит формирование такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который также исключал бы возможность давления на судью в вопросах его перемещения по служебной лестнице (право на судейскую карьеру — п. 11 и 13 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», одобренных в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и п. 4 Европейской хартии о статусе судей), перемещения или перевода в другие суды (п. 12 Основных принципов), а также существование права судьи на отставку (право специального пенсионного обеспечения — п. 11 Основных принципов, п. 6 Европейской хартии) или принцип несменяемости.

Российское законодательство содержит представления о каждом из перечисленных элементов, однако интегрированное понятие несменяемости отсутствует, и обычно к нему относят только представления о бессрочности занятия должности судьи, об установлении особого порядка прекращения и (или) приостановления полномочий судьи, а также о невозможности перевода или перемещения судьи на другую должность в том же суде или в другой суд.

Принцип бессрочности, невозможности ограничения полномочий судьи сроком занятия должности судьи в Российской Федерации воспринимался подавляющим большинством ученых и практиков до 2001 г. как единственно возможная трактовка принципа несменяемости, провозглашенного комментируемой статьей*(22). В настоящий момент очевидно, что на самом деле ситуация не столь проста.

В России, на наш взгляд, до 2001 г. существовала достаточно сложная ситуация. Законодатель, с одной стороны, провозглашал несменяемость судей как бессрочность (ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 2000. N 26. Ст. 2736), с другой, как невозможность лишения судьи полномочий иначе как на основании и в порядке, предусмотренными законом, но в пределах установленного срока (ст. 15 Закона о судебной системе, а также ч. 1 ст. 11 Закона о статусе судей, ч. 2 и 3 ст. 11, ст. 12 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

Таким образом, до 2001 г. критерием для различий в подходах выступал, во-первых, вид и уровень суда, в котором работает судья. Так, несменяемость в отношении судей Конституционного Суда, судей районных и гарнизонных судов, назначенных впервые, и мировых судей понималась как несменяемость в пределах срока. Продолжительность рассматриваемых сроков была весьма различна: от 3 лет для судей районных и гарнизонных судов, до 5 лет — для мировых судей (субъекты Федерации могли установить и иной, но меньший срок занятия должности мировым судьей), до 15 лет — для судей Конституционного Суда. Любопытно отметить, что районные суды являются вышестоящими по отношению к мировым судьям. Во-вторых, таким критерием выступала первичность назначения на должность судьи, но опять-таки только в суды уровня районного и гарнизонного. Таким образом, назначение в вышестоящий суд (о составе судебной системы см. комм. к ст. 118 и 128) производилось на основе бессрочности. Отметим также, что российский закон не содержал требования о необходимости иметь какой-либо стаж судебной работы для кандидата в вышестоящие суды.

В отношении судей иных федеральных судов до 2001 г. понятие «несменяемость» трактовалось как бессрочность: а) в форме достижения преклонного возраста — 70 лет для судей Конституционного Суда, и б) в форме пожизненности для судей иных федеральных судов, за исключением названных.

Дополнительные гарантии несменяемости, в том числе связанные со сроком пребывания в должности, были установлены в тот период для судей военных судов (ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»//СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170).

Вопрос о конституционности существования сроков назначения на должность судей в РФ в различных его аспектах был предметом рассмотрения Конституционного Суда. Впервые этот вопрос был затронут в ходе рассмотрения дела о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 г. «О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике» и Постановления Верховного Совета этой республики от 22 июля 1993 г. «О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики». В тот момент действовала Конституция РФ 1978 г. (с изм. и доп.), которая содержала ст. 164, гарантирующую несменяемость судей. Упоминавшийся выше Закон о статусе судей уже действовал. Статья 11 оспариваемого Закона содержала указание о введении для судей Кабардино-Балкарской Республики 5-летнего срока занятия должности. Конституционный Суд констатировал, что подобные действия Кабардино-Балкарской Республики не основаны на нормах закона РФ, с одной стороны, а с другой — констатировал факт вторжения Кабардино-Балкарской Республики в пределы исключительной компетенции РФ, так как она в тот момент определялась нормами Федеративного договора и Конституции (ВКС РФ. 1994. N 6).

Это интересно:  Закон об осаго неустойка статья

С другой стороны, Конституционный Суд рассматривал и вопрос о соответствии Конституции упомянутого выше трехгодичного срока назначения судей районных и гарнизонных судов на должности. Так, в Определении от 1 декабря 1999 г. N 10-О по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Багно Ю.Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 ст. 11 и подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и частью 5 ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Суд установил, что перечисленные нормы не нарушают положений ст. 32, 37, 119 и 121 Конституции (что утверждал заявитель), поскольку «по своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет по существу значение предварительного испытательного срока». Кроме того, Суд отметил, что «по истечению этого срока либо прекращаются полномочия судьи, либо он назначается на судейскую должность без ограничения срока полномочий, т.е. пожизненно». (ВКС РФ. 2000. N 2).

Знаменитый «президентский пакет законопроектов о судебной реформе» 2001 г. содержал предложение об установлении общего предельного возраста — 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда, которые напомним, назначались на 15-летний срок, позже — бессрочно, но могли пребывать в должности до достижения ими 70 лет), по достижении которого полномочия судьи прекращались автоматически.

В декабре 2001 г. ряд предложений «президентского пакета» приобрел статус закона. В 2005 г. законодательство о статусе судей в части пребывания их в должности до определенного возраста еще раз претерпело изменения. В настоящий момент в соответствии со ст. 14 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ним федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда сегодня — 70 лет. Статья 15 названного ФКЗ подтверждает в неизменном виде принцип несменяемости судей, а ее часть 2 содержит основные гарантии несменяемости: полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Особенности статуса судей военных судов по-прежнему определяются статьей 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170; 2006. N 50. Ст. 5277), что связано с некоторой спецификой комплектования военных судов (ст. 35).

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но опять-таки не более чем на 5 лет. И наконец, в случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841 и 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147). Данное законодательное правило распространяется на тех лиц, которые стали мировыми судьями по истечении уже текущего срока их пребывания в должности.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1274 и 1278; 2006. N 5. Ст. 5277; 2007. N 10. Ст. 1151).

В обобщенном виде приведенные положения содержатся в ст. 11 Закона о статусе судей.

Такие серьезные изменения в подходе к пониманию принципа несменяемости, выразившиеся в отказе от представлении о несменяемости как о бессрочности и пожизненности пребывания судьи в должности, вызвали резкое неприятие со стороны судейского корпуса и ряда ученых, что, имея в виду сказанное выше об общераспространенности такого подхода, на наш взгляд, было вполне прогнозируемым.

Конституционный Суд в связи с многочисленными обращениями заявителей — судей и судов неоднократно обращался к вопросу о новой законодательной трактовке понятия несменяемость. Во всех случаях, подтверждая значение конституционного принципа несменяемости и недопустимость в этой части ухудшения конституционно-правового положения уже действующих (назначенных и избранных к моменту принятия соответствующего закона на определенный срок), Конституционный Суд констатировал непротиворечие введения законодателем предельного возраста пребывания в должности, указав при этом, что «касается. принципа независимости судей, т.е. самостоятельности и беспристрастности в осуществлении правосудия независимо от чьей бы то ни было воли при подчинении только Конституции и федеральному закону, то названный принцип распространением на действующих судей нормы о предельном возрасте пребывания судьи в должности не затрагивается. За этими судьями сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу при уходе в отставку по достижении предельного возраста пребывания в должности судьи» (Определение Конституционного Суда от 15 февраля 2005 г. N 1-О (ВКС РФ. 2005. N 4). В названном Определении, а также в определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О (ВКС РФ. 2005. N 6) и N 148-О (ВКС РФ. 2005. N 5) Конституционный Суд рассмотрел также вопрос об установлении 6-летнего срока занятия должности председателем суда и его заместителями и возможности повторного занятия названных должностей, также придя к выводу о конституционности оспариваемых норм. Аналогичный вывод содержится и в более раннем Определении Конституционного Суда от 3 октября 2002 г. N 233-О по запросу группы депутатов Государственной Думы (ВКС РФ. 2003. N 3). Данные правовые позиции подтверждены Конституционным Судом РФ применительно к мировым судьям в Определении от 24 января 2006 г. N 4-О (Судебная практика), а применительно к судьям конституционных (уставных) судов субъектов Федерации — в определениях от 27 декабря 2005 г. N 491-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда (ВКС РФ. 2006. N 2), от 27 декабря 2005 г. N 522-О в связи с жалобами гр. Кулешовой Л.В. (ВКС РФ.2006. N 2), от 2 февраля 2006 г. N 20-О в связи с жалобами гр. Половцева И.Н (Судебная практика), от 2 февраля 2006 г. N 37-О по запросу Конституционного суда Республики Карелии (ВКС РФ, 2006. N 3).

Следующим важным элементом принципа несменяемости является невозможность перемещения судьи в процессе осуществления им своих полномочий без его согласия. Отметим, что российский закон регулирует, хотя, увы, и не вполне очевидно, оба вида перемещений и переводов: вертикальный (в вышестоящий или нижестоящих суд) и горизонтальный (перемещение внутри одного суда или соответствующего уровня судов). В соответствии со ст. 12 Закона о статусе судей судья не может быть переведен на другую должность (даже если эта должность выше, чем та, которую он занимает) в «своем» суде или в другом суде либо в другой суд (даже, если это вышестоящий суд). Это с одной стороны. С другой — рассматриваемая норма предполагает, что перевод без согласия судьи в «своем» суде или в другой суд, но на должность, аналогичную той, которую он уже занимает, также невозможен*(23). Именно так понимается принцип несменяемости и в большинстве зарубежных стран, международных документах: судья не может быть перемещен без его согласия ни по вертикали (неважно вверх или вниз), ни по горизонтали (см., например, п. 3.4 Европейской Хартии о статусе судей). Принцип несменяемости в этом своем проявлении также исключает ситуации, связанные с нарушениями одного из важнейших принципов справедливого или надлежащего правосудия: каждый имеет право на рассмотрение его дела должным (ординарным) судьей и судом, или теми, к чьей компетенции оно отнесено законом (см. комм. к ст. 47).

2. Существование правового института несменяемости судьи предопределят формирование особого порядка прекращения и приостановления полномочий судей, который обеспечивал бы существование данного института. Российский закон о статусе судей содержит исчерпывающие перечни оснований для приостановления полномочий судьи и их прекращения. К числу первых часть 1 ст. 13 названного Закона относит:

1) признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившего в юридическую силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации*(24).

Перечень оснований для прекращения полномочий судьи определен Законом о статусе судей также исчерпывающим образом:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства РФ;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

Это интересно:  Статья 53 Основ. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи (о прекращении полномочий судей подробно см. комм. к ст. 122) принимает квалификационная коллегия судей соответствующего уровня. В РФ действует двухуровневая система квалификационных коллегий, которая заменила в соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278) существовавшую ранее и весьма сложную систему, предусматривавшую формирование этих видов органов судейского самоуправления в зависимости от принадлежности суда к той или иной подсистеме судебной власти. Это с одной стороны. С другой — в прежней системе были представлены квалификационные коллегии конкретных судов, например Верховного Суда РФ. Согласно ст. 11 названного Закона, в РФ формируется Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Федерации*(25). Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов и судов субъектов Федерации, а также представителей общественности и Президента (подробнее см. комм. к ст. 120). Судья, полномочия которого были приостановлены или прекращены, или судья, которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей. Ее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ*(26). Отметим, что, согласно нормам ст. 8 Закона о мировых судьях, приведенный выше порядок распространяется и на мировых судей*(27).

ФКЗ о Конституционном Суде содержит аналогичные рассмотренным выше основания для приостановления полномочий судей и несколько иные основания для прекращения полномочий судей этого Суда, а также отличный от общего порядок решения этого вопроса, что связано с особым статусом данного судебного учреждения. А статья 18 названного Закона перечисляет 12 оснований для прекращения полномочий судей Конституционного Суда, из которых 9 корреспондируют более общим положениям, содержащимся в Законе о статусе судей и распространяющимся на всех судей, в том числе на судей Конституционного Суда. Помимо указанных оснований полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также по следующим основаниям:

— нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда, установленного Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом (п. 1 ч. 1 ст. 18);

— продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью (п. 7 ч. 1 ст. 18);

— неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин (п. 8 ч. 1 ст. 18).

Закон также содержит более развернутую характеристику еще одного основания для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда: ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Обратим внимание, что длительность периода времени в данном случае вполне обоснована двумя основными причинами: высочайшей квалификацией специалистов — членов Суда и стремлением сохранить их потенциал, с одной стороны, а с другой — особым сессионным порядком работы Суда, предоставляющим несколько большее время для самостоятельной работы судьи, в том числе за пределами Конституционного Суда, что позволяет более гибко планировать рабочую нагрузку и собственно дни заседаний.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению этого Суда, которое направляется Президенту, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Однако в случаях, предусмотренных пунктом 1 (нарушение предусмотренного порядка назначения) и пунктом 6 (совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи), прекращение полномочий производится Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Конституционного Суда РФ. Важной гарантией прекращения полномочий судьи на основании п. 6 ч. 1 ст. 18 является также требование о необходимости принятия подобного решения квалифицированным большинством — не менее двух третей общего числа судей.

Статья 121-6 Конституции РФ 1978 года

«Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Статья конституции рф 121

Статья 121

Гарантирует равенство мужчин и женщин, права и свободы человека, презумпцию невиновности, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в государственных/муниципальных учебных заведениях. Закрепляет за Москвой статус столицы нашего государства. Устанавливает в качестве единственно законной денежной единицы рубль и др. Конституция РФ 2015 года была

Статья конституции рф 121

Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

на нарушение его конституционных прав и свобод частью 3 статьи 121 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данным положением Трудового кодекса

«В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время»

. Обстоятельства, при которых произошло нарушение прав Рощина А.П.

Создание чрезвычайных судов не допускается. О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ См. комментарий к статье 118 Конституции РФ Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Установление в нашей стране возрастных ограничений достаточно высоких, с учетом средней продолжительности жизни в России пребывания в должности судьи позволило решить и достаточно деликатную, иногда встречавшуюся в практике проблему, когда правосудие осуществлялось лицом, которое в силу возрастных особенностей не способно уже было нести это высокое звание, но не осознавало это обстоятельство. По сути дела, такой запрет является императивным — организационно-правового механизма перевода судьи на другую должность или в другой суд в своем суде — по вертикали, в другой суд — и по вертикали, и по горизонтали не только с согласия, но даже по обоюдному желанию обеих сторон работодателя и работника не существует, за исключением предусмотренной п.

Это интересно:  Статья 222.9 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок..

Глава 7 Конституции РФ

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья 119 (Конституции РФ) Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120 (Конституции РФ)

НПА: Конституция Российской Федерации: Глава 7

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Об осуществлении правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение, см.

Несменяемость судей может быть реализована, если она подкреплена соответствующим порядком назначения, повышения по должности, вознаграждения, оставления за штатом, привлечения к ответственности судей. Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм. Согласно статье 121 Конституции РФ судьи несменяемы и их полномочия могут быть прекращены

«не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом»

21 УЕОФСВТС 1993 ЗПДБ рТЕЪЙДЕОФ еМШГЙО в.о. РПДРЙУБМ ХЛБЪ № 1400

«п РПЬФБРОПК ЛПОУФЙФХГЙПООПК ТЕЖПТНЕ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ»

, РТЕДРЙУЩЧБЧЫЙК уЯЕЪДХ ОБТПДОЩИ ДЕРХФБФПЧ Й чЕТИПЧОПНХ уПЧЕФХ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РТЕЛТБФЙФШ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ. фЕН УБНЩН РТЕЪЙДЕОФУЛЙЕ РПМОПНПЮЙС еМШГЙОБ УТБЪХ ЦЕ РТЕЛТБЭБМЙУШ, ЙВП Ч ДЕКУФЧПЧБЧЫЕК ОБ ФПФ НПНЕОФ ЛПОУФЙФХГЙЙ ЙНЕМБУШ УМЕДХАЭБС УФБФШС: «уФБФШС 121-6. рПМОПНПЮЙС рТЕЪЙДЕОФБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ ДМС ЙЪНЕОЕОЙС ОБГЙПОБМШОП-ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХУФТПКУФЧБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, ТПУРХУЛБ МЙВП РТЙПУФБОПЧМЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ МАВЩИ ЪБЛПООП ЙЪВТБООЩИ ПТЗБОПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ, Ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ПОЙ РТЕЛТБЭБАФУС ОЕНЕДМЕООП.» X (юТЕЪЧЩЮБКОЩК) уЯЕЪД ОБТПДОЩИ ДЕРХФБФПЧ, ЛПФПТЩК ОБЮБМУС 23 УЕОФСВТС 1993З.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 96 Федерального конституционного закона О Конституционном суде Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г

Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом, Президент Российской Федерации не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность.

Статья 121-2. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент Российской Федерации избирается сроком на пять лет.

С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных демократических выборах.

Вы ищете: Статья 121 конституции рф — нужная штука

Пребывающий в отставке судья сохраняет за собой звание судьи и наделяется гарантиями неприкосновенности. Судьи иных судов, полномочия которых приостановлены в случае согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу, а также при установлении участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата или которым отказано в приостановлении полномочий, могут обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт по новым правилам от 4 июля 2018 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 14.06.2018) Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст.

236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 14.06.2018) Договор-Юрист.Ру Сообщество юристов России кодексы и образцы договоров Бесплатные юридические консультации: Статья 121.

Презентация к уроку по обществознанию (10, 11 класс) на тему: Презентация-викторина — Конституция РФ

Слайд 2 Конституция РФ Высший нормативный правовой акт Российской Федерации Слайд 3 12 декабря 1993 года Когда была принята современная Конституция РФ? Слайд 4 Кем принята Конституция РФ? Народом Слайд 5 Когда вступила в силу Конституция РФ? 25 декабря 1993 года Слайд 6 Юридической Конституция РФ обладает высшей … силой.

Статья конституции рф 121

Статья 121. Судьи несменяемы
[Конституция] [Глава 7] [Статья 121]

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1 комментарий к записи “Статья 121 Конституция РФ . Судьи несменяемы”

1. Несменяемость судей как важнейшая гарантия независимости судебной власти еще в XVIII-XIX вв. вошла в число основополагающих принципов всех конституций наряду с разделением властей, парламентаризмом, нормами, обеспечивающими права и свободы граждан в государстве. Несменяемость судей может быть реализована, если она подкреплена соответствующим порядком назначения, повышения по должности, вознаграждения, оставления за штатом, привлечения к ответственности судей. Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм. Согласно статье 121 Конституции РФ судьи несменяемы и их полномочия могут быть прекращены «не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом». Более подробно понятие несменяемости раскрыто в статье 12 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» и статье 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Принцип несменяемости состоит в том, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

2. Основным содержанием принципа несменяемости судей является установление гарантированного срока полномочий, в течение которого они не могут быть произвольно отозваны, переведены на работу в другой суд и т.д. Установление же каких-то сроков осуществления полномочий (выхода на пенсию, переизбрания) обычно направлено на достижение иных социально значимых целей, например для обеспечения участия граждан в выборах государственных органов (если судьи избираются) или во избежание конфликтных ситуаций при прекращении полномочий судьи, который в силу возрастных особенностей не способен нести это высокое звание.

3. Другой гарантией несменяемости судей является запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, закрепленным федеральным законом (часть 2 статьи 121 Конституции). Такие порядок и основания установлены Законом «О статусе судей Российской Федерации». Решение приостановить или прекратить полномочия судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей. Такие коллегии образуются органами судейского сообщества: Высшая квалификационная коллегия судей РФ — Всероссийским съездом судей; квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — на собраниях этих судов; квалификационные коллегии судей общих судов и арбитражных судов субъектов РФ — на съездах (конференциях) судей соответствующих судов; квалификационные коллегии судей военных округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил — на съездах (конференциях) судей соответствующих военных судов. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации.

4. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

5. Отставкой судьи по смыслу этого Закона о статусе судей признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

Статья написана по материалам сайтов: constitution.garant.ru, constitutionrf.ru, ria.ru, urist-rostova.ru, rukak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector